Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восточный поход Александра Македонского и организация новой империи Александром Македонским.




После смерти Филиппа сколоченный им Коринфский союз грозил распасться. Александру пришлось привести в подчинение полисы Греции и отразить нападение племен, надвигавшихся на Македонию с севера (335 г. до н.э.). Только обеспечив себе европейский тыл, он стал готовиться к восточной кампания.

Весной 334 г. до н.э. армия Александра пересекла Дарданеллы, и персы не смогли дать ей отпор. Александр, высадившийся в древней Трое, даровал городу демократические свободы, освободил его от уплаты дани персам и затем двинулся на соединение со своей основной армией. Во главе армии стояла группа соратников царя. В походе велись подневные записи. Начиная свой поход, Александр не думал даже о завоевании всей Персидской державы, а имел в виду только захват Малой Азии и превращение Эгейского моря в безопасную от персов зону.

К моменту высадки Александра поблизости не оказалось никаких персидских сил, которые смогли бы оказать сопротивление, и греко-македонская армия беспрепятственно вступила в Азию. Решено было дать бой у Граника — речки, впадавшей в Мраморное море. Завязалась жестокая битва, в которой обнаружилось превосходство македонян. Победу при Гранике Александр выиграл сравнительно легко, о чем свидетельствуют его небольшие потери. В битве проявились те качества, которые отличали Александра как полководца: быстрота и смелость решений, упорство, личная храбрость.

Победа при Гранике открыла Александру путь в Малую Азию, скорейшее овладение которой, пока Дарий не оправился от поражения, становится его основной задачей. Завоевание ее свелось преимущественно к захвату побережья с его городами и установлению общего контроля — военного, административного и финансового. Двигаясь на юг вдоль побережья, Александр занимал один за другим греческие города. Городам даровалась свобода и автономия.

Эта политика определялась не только панэллинскими лозунгами похода, но и тактическими соображениями: персы обычно опирались на олигархов. Тем самым демократы становились естественными сторонниками Александра. Свобода во многом оставалась чисто номинальной, так как города переходили фактически под власть Александра. Но политика Александра отличалась гибкостью, он всячески подчеркивал свое уважение к грекам и их святыням. Такая политика способствовала популярности войны среди греков Малой Азии и обеспечила Александру их поддержку. Большинство городов сдались добровольно.

Пройдя Ликию и Памфилию, Александр вступил в столицу внутренней Фригии Гордион и остановился здесь. К началу 333 г. до н. э. Александр, получив подкрепления, двинулся далее на север и, дойдя до современной Анкары, повернул снова на юг. Пафлагония и большинство городов Каппадокии добровольно сдались ему. Между тем события в тылу приняли опасный для Александра оборот. Персы начали настоящее контрнаступление в Эгеиде. Главнокомандующий персидским войском в Малой Азии Мемнон захватил Хиос, Лесбос и другие острова и намеревался отправиться на Балканы, рассчитывая там поднять греков на борьбу с Македонией. Александр на Балканах ввиду угрозы нападения персов вынужден был начать сбор военных кораблей для защиты побережья. Только внезапная смерть Мемнона несколько разрядила то напряженное положение, которое сложилось для Александра.

Летом 333 г. до н. э. греко-македонская армия прошла Киликию, через горные проходы вступила в Северную Сирию, где находились основные силы персов во главе с царем Дарием. Второе сражение между противниками произошло около Иссы, в узкой долине между морем и горами, где малочисленному войску Александра действовать было гораздо удобнее, чем неприятелю. Как и в битве при Гранике, греко-македонским силам пришлось форсировать речку. Александр одержал сокрушительную победу над войском Дария, пустив противника в бегство. Победители захватили богатую добычу и много пленных, среди которых оказалась семья Дария — его жена и две дочери. Вскоре в Дамаске был захвачен и сопровождавший Дария в походе обоз с сокровищами. Добыча, оказавшаяся в руках Александра, облегчила финансовое положение македонского царя, до этого весьма тяжелое.

Блестящую победу, одержанную греко-македонской армией при Иссе, можно считать поворотным пунктом войны. Видимо, именно в это время в планах Александра происходят изменения и возникает мысль о возможности завоевания всей Персидской державы. Он отклоняет предложение о мире, которое сделал Дарий, обещая уступить все земли до Галиса и дать две тысячи талантов.

Двигаясь далее на юг, Александр прошел вдоль побережья Сирии и Финикии. Часть городов сдалась добровольно, другие оказали сопротивление.

Взяв затем после осады самый большой город Палестины Газу, Александр двинулся в Египет. Сатрап Египта, не имея достаточного войска, узнав о бегстве Дария, беспрепятственно встретил Александра. Египтяне встретили Александра, в котором видели освободителя от власти персов, а египетские жрецы признали его фараоном. Находясь в Египте, Александр получил сообщение, что остров Тенедос отпал от персов, что на Хиосе народ впустил македонян в город, одолев тех олигархов, которые ранее были поставлены у власти персами, и что на сторону македонян перешел остров Кос. Все это были эпизоды той борьбы, которую военачальники Александра продолжали успешно вести в Эгеиде против полководцев Дария. Итак, с военно-политической деятельностью персов в Эгеиде было покончено.

Оставив весной 331 г. до н. э. Египет, Александр по древнему пути через Палестину и Финнкню двинулся на Восток и беспрепятственно перешёл через Ёвфрат и Тигр. Между тем Дарий использовал время для подготовки к новому сражению, которое произошло 1 октября 331 г. до н. э. у местечка Гавгамелы. Битва при Гавгамелах была одним из самых крупных сражений древности. Оно продолжалось целый день. Александр смог нанести решающий удар в решающем месте — весь персидский центр, теснимый копьями македонской фаланги, не выдержал бокового удара македонской конницы. Царь Дарий, испуганный приближающимся боем, повернул свою колесницу. Бежали царская гвардия и наемники, прикрывая. Персы потерпели сокрушительное поражение. Весь огромный обоз персидского войска попали в руки победителей.

После этого, взяв Вавилон, который без боя сдал сатрап Вавилонии Мазей, Александр велел восстановить разрушенный персами храм главного божества Мардука, за что жрецы провозгласили его царем Вавилона. После небольшой передышки Александр двинулся к Сузам, которые сдались без сопротивления, и захватил персидский город Персецоль. Столицу Персидского царства Александр объявил самым враждебным из азиатских городов и отдал на разграбление. Из Персеполя Александр устремился в Мидию, где Дарий собирал новые силы. Заняв столицу Мидии Экбатаны, из которой Дарий бежал, Александр бросился преследовать персов. Когда Александр достиг преследуемых, они убили Дария.

Захватив столицу Согдианы Мараканду, Александр двинулся к реке Яксарт, основал Александрию Крайнюю, и, переправившись через реку, разбил заяксартских кочевников..

Постепенно знать кочевников переходит на сторону Александра. Внешнее выражение это примирение нашло в женитьбе Александра на дочери одного из бывших руководителей сопротивления. Так закончилась борьба народов Средней Азии с завоевателями.

В Средней Азии у Александра возникла мысль о мировом господстве. Большие потери не только в сражениях, но и в пути, по безводным пустыням и покрытым снегами горам, сопротивление многих племен и народов требовало пополнения сил и изменения в структуре армии. В армию вливаются
местные оседлые и кочевые народы, преимущественно легко вооруженная конница со своим оружием и тактикой.

Перейдя Инд Александр вторгся в земли царя города Таксилы. Здесь он встретил дружеский прием и заключил с царем союз, но правитель соседнего царства оказал сопротивление. Сражение с ним произошло на реке Гид, где Александр нанес врагам жестокое поражение. Победа досталась ему ценой больших потерь. Здесь он основал два города — Букефали, и Никею.

Воины были утомлены походами, их вымотала восьмилетняя служба. Уже много дней неистовствовала тропическая буря, удары грома раздавались один за другим, и войско отказалось идти дальше. Это случилось у переправы через еще один приток Инда — Гифасис. Никакие угрозы и уговоры Александра не подействовали, и было решено повернуть обратно.

Стремясь закрепить свою власть, Александр по пути основал три города.

32. Образование эллинистических государств. Особенности их социально-экономической и политической структуры
Образование эллинистических государств.
Благодаря удачным завоеваниям Александру Македонскому и тем кругам, которые его поддерживали, удалось захватить обширную территорию и основать огромную империю. В состав «мирового» государства Александра входила Македония, большая часть полисов Балканской и островной Греции, области бывшей Персидской державы, часть Северо-Западной Индии. Понимая внутреннюю непрочность своей державы, объединенной лишь силой оружия, Александр пытался рядом социально-экономических и политических мер сплотить рыхлое государство, сделать его жизнеспособным, придать ему известную прочность. Ранняя смерть помешала великому завоевателю продолжить эту работу. Началось действие центробежных сил, которые привели к распаду его империи на государственные образования, оказавшиеся более жизнеспособными.
Процесс распада мировой державы и создание системы новых государств на ее развалинах проходили не мирным путем, а в непрерывных войнах между ближайшими полководцами Александра Македонского - их называют диадохами. После кончины Александра в Вавилоне были провозглашены царями всей державы его слабоумный брат (побочный сын Филиппа II) и новорожденный сын самого Александра. Поскольку оба царя не были способны к управлению, совет македонских военачальников избрал регентом-правителем при них опытного сподвижника Филиппа II и Александра, представителя старой македонской знати Пердикку (323 г. до н. э.). Другие военачальники получили в управление различные части державы Александра. В 321 г. до н. э. на совещании в Трипарадисе (Сирия) диадохи заключили новый договор о распределении сфер влияния и сатрапий. Египет был закреплен за Птолемеем Лагом, Македония и Греция стали сферой интересов Антипатра и его сына Кассандра, Антигон Одноглазый был объявлен стратегом-автократором Малой Азии, Месопотамия была передана Селевку, Фракия, район Пропонтиды, часть Малой Азии стали зоной влияния Лизимаха.
Однако идея единой империи Александра еще была жива: правители отдельных областей рассматривались как сатрапы одного государственного образования.
Ожесточенная борьба за наследство Александра Македонского завершилась тем, что в 306 г. до н. э. наиболее крупные диадохи (Антигон Одноглазый, Деметрий Полиоркет, Птолемей Лаг, Лизимах, Селевк, Кассандр) объявили себя царями, тем самым открыто выразив стремление создать собственные государства на развалинах мировой империи Александра.
Последняя вспышка междоусобной борьбы между диадохами относится к 281 г. до н. э. В битве при Курупедионе, в ходе которой распалась огромная империя, созданная Александром, а на ее развалинах возникли новые государственные образования и новые общественные отношения.
В них сложился тот тип общественного строя, государства и культуры, который называют эллинистическим (или эллинизмом). Народы Переднего Востока и греческого мира вступили в новый, следующий этап своей истории.
Особенности их социально-экономической и политической структуры
В целом эллинизм стал более высоким этапом исторического развития народов классической Греции и Древнего Востока, сделавших шаг вперед в экономической жизни, усложнении социально-классовой структуры, государственного строительства, культуры и религии. Основой прогрессивных. изменений в эпоху эллинизма было взаимообогащение древнегреческой и древневосточной цивилизаций как результат их непосредственного взаимодействия.
Расширение территориальных рамок эллинистической ойкумены, более тесное взаимодействие различных частей ее, до завоеваний Александра Македонского развивающихся в известной изоляции друг от друга, сказалось благотворно прежде всего в хозяйственной жизни.
От портовых городов Эгеиды и Финикии через Малую Азию, Сирию, Месопотамию и Иран, Среднюю Азию, пересекая всю Переднюю Азию, к Индии шли благоустроенные караванные пути, снабженные караван-сараями, колодцами и охраной, по ним переправлялись сырье и товары. Через порты Финикии и западной части Малой Азии восточные товары и сырье распространялись по всему Средиземноморью и Причерноморью. Был освоен и успешно эксплуатировался торговый путь из Александрии по Нилу и Красному морю, через Баб-эль-Мандебский пролив и Аравийское море. Эллинистические цари принимали энергичные меры к поощрению торговых операций (налоговые льготы для купцов, охрана торговых путей, забота о состоянии дорог и др.). Одной из действенных форм поощрения торговли стала массовая чеканка монет.
Показателем нового этапа развития эллинистической экономики является интенсивное градостроительство, основание новых городов. Большая часть вновь основанных городов стали крупными ремесленными, торговыми, культурными центрами и пережили эллинистическую эпоху.
Основание многочисленных городов греческого типа означало вместе с тем проникновение в консервативную экономическую структуру древневосточных стран полисных отношений античного типа. Создание крупных частных мастерских в городе, поместий в сельской местности с рациональной организацией рабского производства, которые по своим экономическим показателям были более рентабельными, чем храмовые, царские хозяйства или производство зависимых общинников восточного типа.
Новые тенденции в социально-классовых отношениях эллинистического мира по сравнению с предшествующим временем проявились в большей сложности и расчлененности классовых и социальных отношений в целом. В каждой эллинистической стране произошло как бы совмещение отношений развитого рабовладения в его полисной форме с традиционной общинной структурой древневосточного типа. Состав основных производителей материальных благ в эллинистическом обществе, таким образом, был двойственным: наряду с классом зависимых работников разных статусов увеличилось общее количество рабов классического типа. В свою очередь, усложнилась структура господствующего класса - в него вошли не только представители местной аристократии, но и иноземцы, греки и македоняне, составившие его верхушку. На смену традиционному противоборству между олигархией и демократией в греческих полисах, между военной и жреческой фракциями господствующего класса в древневосточных государствах пришли противоречия иного типа, отражающие более сложные отношения эллинистических обществ.
Много нового внес эллинизм в государственное строительство. На смену традиционным типам суверенного греческого полиса, с одной стороны, и древневосточной деспотии - с другой, пришла форма эллинистической монархии, сочетающей в разных вариациях элементы как полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков. Обожествление царствующего династа, его неограниченная власть, постоянный бюрократический аппарат, царская собственность на значительную часть земель, наличие профессиональной армии - все это роднит эллинизм с древневосточными деспотиями. Однако в каждой эллинистической стране существовало большее или меньшее число городов греческого типа и поселений воинов, которым было предоставлено право на внутреннее самоуправление. Они представляли собой своего рода полисы, включенные в состав государства. имели ряд привилегий, на их территорию царская власть распространялась в ограниченном объеме. В этих городах развивались частные хозяйства, признавалась частная собственность на землю, здесь собиралось Народное собрание, избирались совет и магистраты, функционировали некоторые полисные институты.

Царство Птолемеев.

Социально-политическое устройство эллинистического Египта по сравнению с другими эллинистическими государствами известно значительно лучше, благодаря многочисленным греческим и демотическим папирусам, сохранившимся до нашего времени. Поход Александра в Египет открыл им широкий доступ в эту страну.

Египет в конце IV - начале III в. до н. э. При первом разделе сатрапий управление Египтом досталось Птолемею Лагу. Искусный политик и талантливый организатор, он стал основателем новой династии, правившей в Египте почти три столетия. Птолемей был единственным из диадохов, умершим естественной смертью. Ему наследовал его сын Птолемей II (283—246), впоследствии прозванный Филадсльфом. В царствование первых двух Птолемеев складываются своеобразные формы отношений между завоевателями и местным населением, намечаются основные принципы экономической и социальной политики нового эллинистического государства, оформляются податная организация и административный аппарат. Все эти разнообразные стороны хозяйственной и социальной жизни Египта регулировались целым рядом постановлений и указов. В это время Египет являлся могущественной империей, господствовавшей в Эгейском морс и в восточной части Средиземного моря. Уже Птолемей I помимо Египта владел Киренаикой, Кипром, Палестиной, Южной Сирией.

Одна из особенностей птолемеевского Египта состояла в том, что полисы играли здесь значительно меньшую роль, чем в монархии Селевкидов, которые основали множество греческих полисов. Наиболее привилегированное положение в эллинистическом Египте занимали высшие сановники, владельцы дарственной земли, военачальники наёмных отрядов. К ним примыкали местная египетская знать и жречество. Наряду со светской знатью и жречеством большую роль играли дельцы всякого рода, торговцы, судовладельцы, богатые откупщики, а также именитые граждане Александрии. Развитие сельского хозяйства и ремесла во все периоды истории древнего Египта основным условием развития и процветания хозяйства в этой стране являлось орошение. Создание и развитие ирригационной сети было одной из важнейших функций деспотической власти фараонов и эллинистических царей.

Значительное развитие получило в эллинистический период скотоводство (особенно в царском хозяйстве). Наряду с сельским хозяйством в Египте продолжало развиваться ремесло. Ремесленная техника в ряде отраслей производства улучшилась, усилилось разделение труда, изменились формы его организации. Ведущими остались те отрасли ремесла, которые имели в Египте многовековую историю развития: ткачество, обработка металлов, керамическое производство, обработка кожи, изготовление папирусов, служивших материалом для письма, выделка стеклянной посуды, начинающей частично вытеснять глиняную. Большого мастерства египетские ремесленники достигли в изготовлении льняных, а также шерстяных и шёлковых тканей. Крупными центрами ткацкого ремесла были города Александрия, Мемфис, Коптос, Гераклеополь, Крокодилополь, Панополь, Фивы.

В обширных земельных владениях и многочисленных мастерских, принадлежавших царю и знати, производилось огромное количество продуктов, в значительной мере направлявшихся на рынок. Ввоз и вывоз товаров строго регламентировались правительством. Каждое из крупных эллинистических государств стремилось завоевать преимущественное положение в международной торговле.

Развитие обмена требовало налаженного монетного дела. Птолемеи чеканили монеты из золота, серебра и меди. Главной единицей в денежной системе Египта была серебряная тетрадрахма. Внутри страны в широком обращении была и медная монета.

Рабовладение. С развитием товарно-денежных отношений был тесно связан рост рабовладения, несомненно, имевший место в птолемеевском Египте. Значение рабства в Египте определялось не численным превосходством рабского населения по сравнению со свободным, но тем влиянием, которое организация рабского труда оказывала на положение земледельцев и ремесленников в различных отраслях производства. Рабский труд применялся в горном деле и в известной мере в ремесле и в сельском хозяйстве. Особенно тяжела была участь рабов, работавших в рудниках и каменоломнях. В сходном с ними положении находились государственные должники и преступники. Крупными рабовладельцами были храмы, которые получали значительные доходы от эксплуатации труда храмовых рабов (гиеродулов). В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Работорговля занимала видное место в торговых операциях. Крупными работорговцами были сами Птолемеи. Для Египта, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства и пр.

Формы земельной собственности. Для Египта на протяжении всей его истории определяющее значение имела верховная собственность государства на основные средства производства, главным образом на землю. Птолемеи в этом отношении являлись преемниками фараонов. В документах эллинистического времени земли делились на несколько разрядов по степени их плодородия, по доходности и с точки зрения владельческих прав. По характеру владения основной разряд составляла «царская земля», находившаяся в непосредственном ведении царской администрации. Юридически царь являлся единственным собственником всей земли, и, в сущности, вся земля Египта была царской, но из неё выделялись категории земель, отличавшиеся от собственно царской земли. Это были земли «уступленные»—в их состав входили земли храмов, клерухов, «дарственная земля». Земля храмов считалась принадлежащей богу, но государство сохраняло верховные права и на эту землю так же, как и на участки воинов. Дарственными землями владели высшие представители знати. Наконец, по отношению к некоторым земельным участкам устанавливалось более прочное владение. Процесс развития земельных отношений шёл в направлении роста уступленной земли, её постепенного выделения и расширения за счёт царской земли. Основными работниками в сельском хозяйстве были «царские земледельцы», как их называли в Египте. Положение ремесленников, работавших в царских мастерских, во многом напоминало положение царских земледельцев. Они также подлежали административной юрисдикции, были прикреплены к мастерским, в которых работали, их деятельность на каждом шагу тщательно контролировалась администрацией. Ремесленники объединялись в союзы, члены которых сходились на общие обеды, имели своего бога-покровителя, платили взносы в общественную кассу. Государственное хозяйства. Унаследованная от фараонов система государственного хозяйства была расширена и усовершенствована эллинистическими царями. Для Птолемеев и их окружения Египет был прежде всего источником обогащения и наживы. Извлечение и присвоение прибавочного продукта — результата труда всего трудового населения страны — такова была цель государственного хозяйства, служившего одновременно формой организации господства рабовладельческого класса. Система государственного хозяйства охватывала различные сферы экономики Египта. Наибольшее значение и в этом отношении имело сельское хозяйство. В казну шли многообразные денежные и натуральные поступления от населения царской земли и от населения других категорий земель. В птолемеевском Египте несравненно большее значение, чем в фараоновском, приобрели государственные монополии, позволявшие царю концентрировать в своих руках доходы многих отраслей ремесленного производства.

Население содержало обширный бюрократический аппарат Птолемеев: существовали особые сборы на оплату расходов канцелярии, на содержание стражников и пр. Все подвластные Птолемеям территории уплачивали в их казну значительные суммы налогов и податей в денежной и натуральной форме.

В постоянных военных столкновениях и политических событиях конца IV — начала III в.. до н. э. огромную роль играла армия. По сравнению с другими эллинистическими государствами Египет находился в довольно выгодном положении: воинов привлекали сюда надежда на хорошее вознаграждение, перспектива приобретения земельных наделов в богатой стране и пр. Основным средством обеспечения военной службы в Египте была земля. Наделение воинов различных разрядов землёй было тесно связано с социальной и экономической политикой Птолемеев. Помимо земли воины обычно получали скот и семена. Размещались они в домах местных жителей. Вопрос о постое стоял очень остро и приводил к столкновениям между воинами и местным населением. Вообще военные колонисты вносили элемент насилия и произвола в жизнь египетской деревни.

Роль жречества. Главной опорой Птолемеев были крупные землевладельцы, наемники и военные колонисты, к ним по своим социальным интересам примыкало и египетское жречество, обладавшее землями и другими видами богатства. Значение жречества в эллинистическом Египте, его социальное и политическое влияние основывались на экономической мощи храмов, на прочной организации жрецов, на их власти над умами населения. Птолемеи в некоторых отношениях урезывали самостоятельность жречества, но поддерживали его, как социальную силу, проявляя по отношению к нему исключительную щедрость.

Жрецы получали денежное пособие из казны и собирали с верующих обильные приношения. Жречество в эллинистическом Египте составляло многочисленную и стройно организованную корпорацию.

Царство Птолемеев было сильным централизованным государством. Царь обладал всей полнотой власти. В организации управления вековая египетская бюрократическая традиция сочеталась с греко-македонскими принципами управления. Птолемеи, опираясь на греческое право, развивают интенсивную законодательную деятельность. Поражает обилие и мелочность дел, подлежавших решению царя, обширность канцелярской переписки. Крупные и мелкие чиновники усердно писали, переписывали и рассылали законы, распоряжения, жалобы и пр. Делопроизводство велось на греческом языке, выработался особый канцелярский стиль и сложная терминология. При дворе Птолемеев сохранились традиции времени Александра: здесь тщательно вели «царский журнал» и обширную царскую корреспонденцию.

Полисы. Александрия. В эллинистический период продолжали существовать древние административные и религиозные центры: Мемфис, Фивы, Гермополь, Гераклеополь и др. Многие египетские города были также торгово-ремесленными центрами. Однако они не пользовались правом самоуправления. В Египте было лишь три полиса — Александрия, старая греческая колония Навкратис и основанная Птолемеем I в Верхнем Египте Птолемаида. Эти полисы не принадлежали к хоре и не входили в управление нома. Граждане их — привилегированный слой наиболее зажиточного городского населения — составляли городскую общину и объединялись в филы и демы.

Александрия была крупнейшим эллинистическим городом, резиденцией царского двора,центром ремесла, торговли, культуры. Она была расположена на важных путях сообщения. В городе было множество садов, храмов, парков, бань. Далеко за стенами города тянулись сады, огороды и усадьбы богатых александрийских граждан. Александрия была величайшим культурным центром эпохи эллинизма. В ней жили и работали выдающиеся учёные, поэты, художники и архитекторы того времени.

34 Царство Селевкидов
Самым большим из эллинистических государств было царство Селевкидов. Первоначальным ядром его была Вавилония, доставшаяся Селевку при распределении между диадохами наследства Александра Македонского. В последующие годы Селевк, принимавший самое активное участие в бурных событиях конца IV — начала III в., значительно расширил размеры своего царства.
В состав царства Селевкидов уже до 303 г. вошли все верхние сатрапии, т. е. Мидия, Персида, Сузиана (Элам), Бактрия и Парфия, а после битвы при Ипсе — Северная Месопотамия, Северная Сирия и значительная часть Малой Азии. Для Селевка было важно урегулировать отношения со своим восточным соседом — Чандрагуптой, правителем обширного царства Магадхи в Индии. Селевк уступил Чандрагупте территории в Пенджабе, завоёванные Александром, а также Гедросию, Арахосию и Парапамисады, получив от него несколько сот боевых слонов. Заключение мира с Чандрагуптой позволило Селевку сосредоточить все силы для борьбы за расширение своих владений на западе; оно имело также и большое экономическое значение — пути, связывавшие западные области с Индией, в течение полувека ещё оставались в руках Селевкидов.
Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли. Главными, наиболее развитыми в экономическом отношении областями царства Селевкидов были Северная Месопотамия, Вавилония и Северная Сирия. Для этих областей было характерно сочетание развитого сельского хозяйства в плодородных речных долинах и многолюдных торговых городов, являвшихся гаванями или узловыми пунктами караванных путей. Исключительное плодородие почв в долинах Тигра и Евфрата позволяло собирать обильные урожаи. «Страна эта производит ячмень в таком количестве, как никакая другая»,— писал про Вавилонию Страбон в конце I в. до н. э. Развитие земледелия в Месопотамии зависело от состояния ирригационной системы. Регулирование разливов Тигра и Евфрата требовало больших усилий: надо было постоянно следить за состоянием каналов, поддерживать или сооружать новые плотины и водоёмы. Почти столь же плодородны были долины Сирии. Сирийская пшеница славилась за пределами этой страны; семена этой пшеницы вывозились даже в Египет. В Вавилонии, Сирии и других сатрапиях царства Селевкидов применялся правильный севооборот, производились посевы бобовых и масличных растений: кунжута, льна и др. Большое распространение имели культура винограда и виноделие (Сирия). Земледелие было нередко связано со скотоводством. В больших хозяйствах разводили коней, быков, верблюдов, овец и другие виды скота не только для удовлетворения потребностей данного хозяйства, но и на продажу. Но особенно широкое развитие скотоводство получило в Мидии, Армении и некоторых областях Малой Азии, где были превосходные луга и можно было разводить самые лучшие породы коней.
Города и катэкии. В основе эллинизации Востока лежит процесс греко-македонской колонизации, связанный с основанием новых городов и поселений, с переменами в хозяйственной жизни, в методах эксплуатации широкой массы местного населения. Селевкиды своей политикой оказали сильное воздействие на этот стихийный процесс. При первых двух Селевкидах колонизация, начало которой было положено при Александре, развёртывается во всю ширь. Возникает множество поселений, среди которых далеко не все были городами в греческом смысле слова. Между полисами также существовали немаловажные различия: это были или крупные торговые города, или крепости, занимавшие важные стратегические пункты, или города, образовавшиеся на месте святилищ.
Земельные отношения. В области земельных отношений в государстве Селевкидов можно наблюдать сложное взаимодействие местных и греческих правовых норм, учреждений и обычаев. Восточная форма земельной собственности — верховная собственность царя на землю — сохраняется и в эллинистическое время. Претерпев определённые изменения, сохраняется и община в виде комы — поселения земледельцев (лаой), неотделимых от земли, принадлежащей коме.
Лаой и рабы. В царстве Селевкидов, как и в птолемеевском Египте, основными производителями в сельском хозяйстве были лаой — зависимые крестьяне, положение которых было в некоторых отношениях аналогично положению египетских царских земледельцев. Лаой платили многочисленные подати и налоги, выполняли различные трудовые повинности. Лаой не имели права самовольно покидать место своего жительства. Сохранилась надпись Антиоха II, согласно которой этот царь продал царице Лаодике землю и «местечки, какие окажутся на этой земле, и принадлежащих к ним людей (лаой) со всеми их домами и со всем, принадлежащим им, и с поступлениями пятьдесят девятого (т. е. 253-го) года». Поселения лаой — комы — были основной хозяйственной единицей не только на царских землях, но и на землях знати и храмов. Однако нередко царская земля вместе с людьми передавалась полису. В таких случаях лаой обязаны были повинностями и сборами не государству, а городу.
Государственное хозяйство Селевкидов. Скудные и разрозненные сведения о государственном хозяйстве Селевкидов позволяют проследить лишь основные моменты его организации. Население многочисленных и разнообразных по своему характеру составных частей этого государства облагалось данью и податями. Обложение было неодинаково для различных групп населения и зависело от их положения в государстве. Племена, население подвластных Селевкидам мелких государств, так называемые «царские люди» и жители многих городов платили дань (форос) деньгами или натурой или тем и другим вместе. Форос был показателем подданства, и освобождение от него рассматривалось как дарование свободы. В надписи из города Смирны говорится, что Селевк II сделал этот город и область (хору) «свободными» и избавил их от обложения данью. Помимо дани царь собирал десятину и различные подати. Кроме того, города, племена и частные лица по разным случаям приносили царю ценные дары.
Социальная основа власти Селевкидов. В царстве Селевкидов не было единого этнического ядра: в его состав, как в своё время в состав державы Ахеменидов, вошёл ряд племён и народностей, обладавших своеобразным социальным устройством, своими собственными культурными традициями и языком. Отдельные области стояли на различном уровне экономического развития: прибрежные города Малой Азии имели мало общего с отдалённой Мидией или Парфией. Власть Селевкидов была прочна до тех пор, пока она находила опору в «эллинах», т. е. в привилегированных и богатых, в основном — греко-македонских, слоях полисов, в армии, а также в верхах местного общества — местном жречестве, аристократии и зажиточных слоях старинных местных городских центров, группировавшихся вокруг храмов. Когда во II в. до н. э. эта социальная основа стала разлагаться, власть Селевкидов начала быстро ослабевать.
Организация управления. В организации управления царства Селевкидов также наблюдается своеобразное сочетание местных я греко-македонских элементов. Характерные особенности внешнего оформления царской власти: пурпурные одежды, диадема, пышный церемониал, царский культ, с которым была связана идея происхождения царского рода от божества, — свидетельствуют о заимствованиях с Востока. Всё это должно было содействовать поддержанию авторитета центральной власти и политического единства державы.
Обострение социальных противоречий. Социально-политическую жизнь государства Селевкидов характеризуют столь же острые социальные противоречия, как и в Египте. В городах происходила ожесточённая борьба между богатыми и бедными. Деятельность ростовщиков приводила здесь, как и в городах Балканского полуострова, к массовому разорению, долговой вопрос являлся одним из наиболее жгучих вопросов общественной жизни.

 

35 Македония при Антигонидах.
Господство Македонии над Грецией приняло форму гегемонии; ее условия были определены на созванном царем Филиппом коринфском конгрессе в 338 году до Р.Х., незадолго до его смерти. Эта последняя вызвала в Греции восстание, быстро подавленное Александром Великим разрушением его соперника по гегемонии, Фив; но ни тогда, ни когда-либо после не удалось Македонии подчинить себе греческие города. Они продолжали пользоваться самоуправлением, где более, где менее стесненным вмешательством северной соседки, гегемония которой при Антигонидах была большей частью фиктивной.
Большинство новых городов было основано при Кассандре, при Антигонидах продолжалось (хотя и в небольшом количестве) их создание. Городам приписывались земли. Они находились под контролем ца

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...