Восточный поход Александра Македонского и организация новой империи Александром Македонским.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 После смерти Филиппа сколоченный им Коринфский союз грозил распасться. Александру пришлось привести в подчинение полисы Греции и отразить нападение племен, надвигавшихся на Македонию с севера (335 г. до н.э.). Только обеспечив себе европейский тыл, он стал готовиться к восточной кампания. Весной 334 г. до н.э. армия Александра пересекла Дарданеллы, и персы не смогли дать ей отпор. Александр, высадившийся в древней Трое, даровал городу демократические свободы, освободил его от уплаты дани персам и затем двинулся на соединение со своей основной армией. Во главе армии стояла группа соратников царя. В походе велись подневные записи. Начиная свой поход, Александр не думал даже о завоевании всей Персидской державы, а имел в виду только захват Малой Азии и превращение Эгейского моря в безопасную от персов зону. К моменту высадки Александра поблизости не оказалось никаких персидских сил, которые смогли бы оказать сопротивление, и греко-македонская армия беспрепятственно вступила в Азию. Решено было дать бой у Граника — речки, впадавшей в Мраморное море. Завязалась жестокая битва, в которой обнаружилось превосходство македонян. Победу при Гранике Александр выиграл сравнительно легко, о чем свидетельствуют его небольшие потери. В битве проявились те качества, которые отличали Александра как полководца: быстрота и смелость решений, упорство, личная храбрость. Победа при Гранике открыла Александру путь в Малую Азию, скорейшее овладение которой, пока Дарий не оправился от поражения, становится его основной задачей. Завоевание ее свелось преимущественно к захвату побережья с его городами и установлению общего контроля — военного, административного и финансового. Двигаясь на юг вдоль побережья, Александр занимал один за другим греческие города. Городам даровалась свобода и автономия.
Эта политика определялась не только панэллинскими лозунгами похода, но и тактическими соображениями: персы обычно опирались на олигархов. Тем самым демократы становились естественными сторонниками Александра. Свобода во многом оставалась чисто номинальной, так как города переходили фактически под власть Александра. Но политика Александра отличалась гибкостью, он всячески подчеркивал свое уважение к грекам и их святыням. Такая политика способствовала популярности войны среди греков Малой Азии и обеспечила Александру их поддержку. Большинство городов сдались добровольно. Пройдя Ликию и Памфилию, Александр вступил в столицу внутренней Фригии Гордион и остановился здесь. К началу 333 г. до н. э. Александр, получив подкрепления, двинулся далее на север и, дойдя до современной Анкары, повернул снова на юг. Пафлагония и большинство городов Каппадокии добровольно сдались ему. Между тем события в тылу приняли опасный для Александра оборот. Персы начали настоящее контрнаступление в Эгеиде. Главнокомандующий персидским войском в Малой Азии Мемнон захватил Хиос, Лесбос и другие острова и намеревался отправиться на Балканы, рассчитывая там поднять греков на борьбу с Македонией. Александр на Балканах ввиду угрозы нападения персов вынужден был начать сбор военных кораблей для защиты побережья. Только внезапная смерть Мемнона несколько разрядила то напряженное положение, которое сложилось для Александра. Летом 333 г. до н. э. греко-македонская армия прошла Киликию, через горные проходы вступила в Северную Сирию, где находились основные силы персов во главе с царем Дарием. Второе сражение между противниками произошло около Иссы, в узкой долине между морем и горами, где малочисленному войску Александра действовать было гораздо удобнее, чем неприятелю. Как и в битве при Гранике, греко-македонским силам пришлось форсировать речку. Александр одержал сокрушительную победу над войском Дария, пустив противника в бегство. Победители захватили богатую добычу и много пленных, среди которых оказалась семья Дария — его жена и две дочери. Вскоре в Дамаске был захвачен и сопровождавший Дария в походе обоз с сокровищами. Добыча, оказавшаяся в руках Александра, облегчила финансовое положение македонского царя, до этого весьма тяжелое.
Блестящую победу, одержанную греко-македонской армией при Иссе, можно считать поворотным пунктом войны. Видимо, именно в это время в планах Александра происходят изменения и возникает мысль о возможности завоевания всей Персидской державы. Он отклоняет предложение о мире, которое сделал Дарий, обещая уступить все земли до Галиса и дать две тысячи талантов. Двигаясь далее на юг, Александр прошел вдоль побережья Сирии и Финикии. Часть городов сдалась добровольно, другие оказали сопротивление. Взяв затем после осады самый большой город Палестины Газу, Александр двинулся в Египет. Сатрап Египта, не имея достаточного войска, узнав о бегстве Дария, беспрепятственно встретил Александра. Египтяне встретили Александра, в котором видели освободителя от власти персов, а египетские жрецы признали его фараоном. Находясь в Египте, Александр получил сообщение, что остров Тенедос отпал от персов, что на Хиосе народ впустил македонян в город, одолев тех олигархов, которые ранее были поставлены у власти персами, и что на сторону македонян перешел остров Кос. Все это были эпизоды той борьбы, которую военачальники Александра продолжали успешно вести в Эгеиде против полководцев Дария. Итак, с военно-политической деятельностью персов в Эгеиде было покончено. Оставив весной 331 г. до н. э. Египет, Александр по древнему пути через Палестину и Финнкню двинулся на Восток и беспрепятственно перешёл через Ёвфрат и Тигр. Между тем Дарий использовал время для подготовки к новому сражению, которое произошло 1 октября 331 г. до н. э. у местечка Гавгамелы. Битва при Гавгамелах была одним из самых крупных сражений древности. Оно продолжалось целый день. Александр смог нанести решающий удар в решающем месте — весь персидский центр, теснимый копьями македонской фаланги, не выдержал бокового удара македонской конницы. Царь Дарий, испуганный приближающимся боем, повернул свою колесницу. Бежали царская гвардия и наемники, прикрывая. Персы потерпели сокрушительное поражение. Весь огромный обоз персидского войска попали в руки победителей.
После этого, взяв Вавилон, который без боя сдал сатрап Вавилонии Мазей, Александр велел восстановить разрушенный персами храм главного божества Мардука, за что жрецы провозгласили его царем Вавилона. После небольшой передышки Александр двинулся к Сузам, которые сдались без сопротивления, и захватил персидский город Персецоль. Столицу Персидского царства Александр объявил самым враждебным из азиатских городов и отдал на разграбление. Из Персеполя Александр устремился в Мидию, где Дарий собирал новые силы. Заняв столицу Мидии Экбатаны, из которой Дарий бежал, Александр бросился преследовать персов. Когда Александр достиг преследуемых, они убили Дария. Захватив столицу Согдианы Мараканду, Александр двинулся к реке Яксарт, основал Александрию Крайнюю, и, переправившись через реку, разбил заяксартских кочевников.. Постепенно знать кочевников переходит на сторону Александра. Внешнее выражение это примирение нашло в женитьбе Александра на дочери одного из бывших руководителей сопротивления. Так закончилась борьба народов Средней Азии с завоевателями. В Средней Азии у Александра возникла мысль о мировом господстве. Большие потери не только в сражениях, но и в пути, по безводным пустыням и покрытым снегами горам, сопротивление многих племен и народов требовало пополнения сил и изменения в структуре армии. В армию вливаются Перейдя Инд Александр вторгся в земли царя города Таксилы. Здесь он встретил дружеский прием и заключил с царем союз, но правитель соседнего царства оказал сопротивление. Сражение с ним произошло на реке Гид, где Александр нанес врагам жестокое поражение. Победа досталась ему ценой больших потерь. Здесь он основал два города — Букефали, и Никею.
Воины были утомлены походами, их вымотала восьмилетняя служба. Уже много дней неистовствовала тропическая буря, удары грома раздавались один за другим, и войско отказалось идти дальше. Это случилось у переправы через еще один приток Инда — Гифасис. Никакие угрозы и уговоры Александра не подействовали, и было решено повернуть обратно. Стремясь закрепить свою власть, Александр по пути основал три города. 32. Образование эллинистических государств. Особенности их социально-экономической и политической структуры
Царство Птолемеев. Социально-политическое устройство эллинистического Египта по сравнению с другими эллинистическими государствами известно значительно лучше, благодаря многочисленным греческим и демотическим папирусам, сохранившимся до нашего времени. Поход Александра в Египет открыл им широкий доступ в эту страну. Египет в конце IV - начале III в. до н. э. При первом разделе сатрапий управление Египтом досталось Птолемею Лагу. Искусный политик и талантливый организатор, он стал основателем новой династии, правившей в Египте почти три столетия. Птолемей был единственным из диадохов, умершим естественной смертью. Ему наследовал его сын Птолемей II (283—246), впоследствии прозванный Филадсльфом. В царствование первых двух Птолемеев складываются своеобразные формы отношений между завоевателями и местным населением, намечаются основные принципы экономической и социальной политики нового эллинистического государства, оформляются податная организация и административный аппарат. Все эти разнообразные стороны хозяйственной и социальной жизни Египта регулировались целым рядом постановлений и указов. В это время Египет являлся могущественной империей, господствовавшей в Эгейском морс и в восточной части Средиземного моря. Уже Птолемей I помимо Египта владел Киренаикой, Кипром, Палестиной, Южной Сирией. Одна из особенностей птолемеевского Египта состояла в том, что полисы играли здесь значительно меньшую роль, чем в монархии Селевкидов, которые основали множество греческих полисов. Наиболее привилегированное положение в эллинистическом Египте занимали высшие сановники, владельцы дарственной земли, военачальники наёмных отрядов. К ним примыкали местная египетская знать и жречество. Наряду со светской знатью и жречеством большую роль играли дельцы всякого рода, торговцы, судовладельцы, богатые откупщики, а также именитые граждане Александрии. Развитие сельского хозяйства и ремесла во все периоды истории древнего Египта основным условием развития и процветания хозяйства в этой стране являлось орошение. Создание и развитие ирригационной сети было одной из важнейших функций деспотической власти фараонов и эллинистических царей. Значительное развитие получило в эллинистический период скотоводство (особенно в царском хозяйстве). Наряду с сельским хозяйством в Египте продолжало развиваться ремесло. Ремесленная техника в ряде отраслей производства улучшилась, усилилось разделение труда, изменились формы его организации. Ведущими остались те отрасли ремесла, которые имели в Египте многовековую историю развития: ткачество, обработка металлов, керамическое производство, обработка кожи, изготовление папирусов, служивших материалом для письма, выделка стеклянной посуды, начинающей частично вытеснять глиняную. Большого мастерства египетские ремесленники достигли в изготовлении льняных, а также шерстяных и шёлковых тканей. Крупными центрами ткацкого ремесла были города Александрия, Мемфис, Коптос, Гераклеополь, Крокодилополь, Панополь, Фивы. В обширных земельных владениях и многочисленных мастерских, принадлежавших царю и знати, производилось огромное количество продуктов, в значительной мере направлявшихся на рынок. Ввоз и вывоз товаров строго регламентировались правительством. Каждое из крупных эллинистических государств стремилось завоевать преимущественное положение в международной торговле. Развитие обмена требовало налаженного монетного дела. Птолемеи чеканили монеты из золота, серебра и меди. Главной единицей в денежной системе Египта была серебряная тетрадрахма. Внутри страны в широком обращении была и медная монета. Рабовладение. С развитием товарно-денежных отношений был тесно связан рост рабовладения, несомненно, имевший место в птолемеевском Египте. Значение рабства в Египте определялось не численным превосходством рабского населения по сравнению со свободным, но тем влиянием, которое организация рабского труда оказывала на положение земледельцев и ремесленников в различных отраслях производства. Рабский труд применялся в горном деле и в известной мере в ремесле и в сельском хозяйстве. Особенно тяжела была участь рабов, работавших в рудниках и каменоломнях. В сходном с ними положении находились государственные должники и преступники. Крупными рабовладельцами были храмы, которые получали значительные доходы от эксплуатации труда храмовых рабов (гиеродулов). В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Работорговля занимала видное место в торговых операциях. Крупными работорговцами были сами Птолемеи. Для Египта, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства и пр. Формы земельной собственности. Для Египта на протяжении всей его истории определяющее значение имела верховная собственность государства на основные средства производства, главным образом на землю. Птолемеи в этом отношении являлись преемниками фараонов. В документах эллинистического времени земли делились на несколько разрядов по степени их плодородия, по доходности и с точки зрения владельческих прав. По характеру владения основной разряд составляла «царская земля», находившаяся в непосредственном ведении царской администрации. Юридически царь являлся единственным собственником всей земли, и, в сущности, вся земля Египта была царской, но из неё выделялись категории земель, отличавшиеся от собственно царской земли. Это были земли «уступленные»—в их состав входили земли храмов, клерухов, «дарственная земля». Земля храмов считалась принадлежащей богу, но государство сохраняло верховные права и на эту землю так же, как и на участки воинов. Дарственными землями владели высшие представители знати. Наконец, по отношению к некоторым земельным участкам устанавливалось более прочное владение. Процесс развития земельных отношений шёл в направлении роста уступленной земли, её постепенного выделения и расширения за счёт царской земли. Основными работниками в сельском хозяйстве были «царские земледельцы», как их называли в Египте. Положение ремесленников, работавших в царских мастерских, во многом напоминало положение царских земледельцев. Они также подлежали административной юрисдикции, были прикреплены к мастерским, в которых работали, их деятельность на каждом шагу тщательно контролировалась администрацией. Ремесленники объединялись в союзы, члены которых сходились на общие обеды, имели своего бога-покровителя, платили взносы в общественную кассу. Государственное хозяйства. Унаследованная от фараонов система государственного хозяйства была расширена и усовершенствована эллинистическими царями. Для Птолемеев и их окружения Египет был прежде всего источником обогащения и наживы. Извлечение и присвоение прибавочного продукта — результата труда всего трудового населения страны — такова была цель государственного хозяйства, служившего одновременно формой организации господства рабовладельческого класса. Система государственного хозяйства охватывала различные сферы экономики Египта. Наибольшее значение и в этом отношении имело сельское хозяйство. В казну шли многообразные денежные и натуральные поступления от населения царской земли и от населения других категорий земель. В птолемеевском Египте несравненно большее значение, чем в фараоновском, приобрели государственные монополии, позволявшие царю концентрировать в своих руках доходы многих отраслей ремесленного производства. Население содержало обширный бюрократический аппарат Птолемеев: существовали особые сборы на оплату расходов канцелярии, на содержание стражников и пр. Все подвластные Птолемеям территории уплачивали в их казну значительные суммы налогов и податей в денежной и натуральной форме. В постоянных военных столкновениях и политических событиях конца IV — начала III в.. до н. э. огромную роль играла армия. По сравнению с другими эллинистическими государствами Египет находился в довольно выгодном положении: воинов привлекали сюда надежда на хорошее вознаграждение, перспектива приобретения земельных наделов в богатой стране и пр. Основным средством обеспечения военной службы в Египте была земля. Наделение воинов различных разрядов землёй было тесно связано с социальной и экономической политикой Птолемеев. Помимо земли воины обычно получали скот и семена. Размещались они в домах местных жителей. Вопрос о постое стоял очень остро и приводил к столкновениям между воинами и местным населением. Вообще военные колонисты вносили элемент насилия и произвола в жизнь египетской деревни. Роль жречества. Главной опорой Птолемеев были крупные землевладельцы, наемники и военные колонисты, к ним по своим социальным интересам примыкало и египетское жречество, обладавшее землями и другими видами богатства. Значение жречества в эллинистическом Египте, его социальное и политическое влияние основывались на экономической мощи храмов, на прочной организации жрецов, на их власти над умами населения. Птолемеи в некоторых отношениях урезывали самостоятельность жречества, но поддерживали его, как социальную силу, проявляя по отношению к нему исключительную щедрость. Жрецы получали денежное пособие из казны и собирали с верующих обильные приношения. Жречество в эллинистическом Египте составляло многочисленную и стройно организованную корпорацию. Царство Птолемеев было сильным централизованным государством. Царь обладал всей полнотой власти. В организации управления вековая египетская бюрократическая традиция сочеталась с греко-македонскими принципами управления. Птолемеи, опираясь на греческое право, развивают интенсивную законодательную деятельность. Поражает обилие и мелочность дел, подлежавших решению царя, обширность канцелярской переписки. Крупные и мелкие чиновники усердно писали, переписывали и рассылали законы, распоряжения, жалобы и пр. Делопроизводство велось на греческом языке, выработался особый канцелярский стиль и сложная терминология. При дворе Птолемеев сохранились традиции времени Александра: здесь тщательно вели «царский журнал» и обширную царскую корреспонденцию. Полисы. Александрия. В эллинистический период продолжали существовать древние административные и религиозные центры: Мемфис, Фивы, Гермополь, Гераклеополь и др. Многие египетские города были также торгово-ремесленными центрами. Однако они не пользовались правом самоуправления. В Египте было лишь три полиса — Александрия, старая греческая колония Навкратис и основанная Птолемеем I в Верхнем Египте Птолемаида. Эти полисы не принадлежали к хоре и не входили в управление нома. Граждане их — привилегированный слой наиболее зажиточного городского населения — составляли городскую общину и объединялись в филы и демы. Александрия была крупнейшим эллинистическим городом, резиденцией царского двора,центром ремесла, торговли, культуры. Она была расположена на важных путях сообщения. В городе было множество садов, храмов, парков, бань. Далеко за стенами города тянулись сады, огороды и усадьбы богатых александрийских граждан. Александрия была величайшим культурным центром эпохи эллинизма. В ней жили и работали выдающиеся учёные, поэты, художники и архитекторы того времени. 34 Царство Селевкидов
35 Македония при Антигонидах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|