Взаимодействие и взаимовлияние культур
Культуры отдельных народов консервативны, замкнуты, недоступны внешнему влиянию. Однако в современном мире такое состояние — редкое исключение. Информационное поле Земли — среда, в которой взаимодействуют различные культуры. Взаимодействие культур может способствовать их развитию, а может инициировать деградацию одной из взаимодействующих сторон. Например, взаимодействие культуры Древнего Рима и древнегреческой культуры обогатило римлян в плане литературы, искусства, философии. Но одновременно римская культура восприняла и пороки греческого мира: роскошь, гомосексуализм, проституцию, употребление вина,— что в немалой степени способствовало деградации великого народа. Новая история ознаменовалась появлением и развитием таких новых феноменов в культурной среде, как идеологическая война, культурная диверсия. Определенный интерес в данном ракурсе представляет анализ социальной значимости активного привнесения в российскую культуру элементов сексуальной гипертрофированности и патологии. Экспансия в Россию данных элементов культуры иногда проводится под различными благовидными предлогами (под предлогом борьбы со СПИДом детям раздают презервативы, а развращение молодежи называют повышением сексуальной грамотности). Иногда она носит практически циничный характер — например, когда импортируемую в Россию детскую жевательную резинку комплектуют вкладышами эротического характера. Указанные элементы являются абсолютно нехарактерными для нашей национальной традиции: «Древние писатели хвалят целомудрие не только жен, но и мужей славянских. Требуя от невест доказательства их девственной непорочности, они считали за святую для себя обязанность быть верными супругам... Стыдливость украшала их жен; брак издревле считался святою обязанностью между ними; мир и целомудрие господствовали в семействах».[102]
Пороки в сексуальной сфере культуры несомненно негативно влияют на нравственность, а соответственно и криминальные процессы. Однако значимость данного аспекта культурного процесса не ограничивается лишь негативным влиянием на преступность. Экспорт в Россию сексуальной революции подрывает демографическую безопасность нашей страны — когда произойдет смена поколений, нам некем будет комплектовать армию.[103] Напомню, что сущность закона демографической безопасности заключается в соответствии между площадью государства, его ресурсами и численностью населения. В свете этих идей становится вполне очевидной подоплека обрушившейся на нас с запада сексуальной революции. Сексуальная революция, инициированная потоком порноизданий и порнофильмов, выливается в сексуальную распущенность, ослабление семейных устоев, деградацию нравственности и рост нежелательных беременностей, в том числе и девочек до 14 лет. В любом варианте результат этого процесса крайне негативен для общества. Искусственное прерывание беременности — бесплодие — снижение рождаемости. «На это вторичное бесплодие падает примерно половина всех случаев бесплодия... Это миллионы нерожденных детей. При ином государственном отношении к сексуальной революции большинства абортов при первой беременности могло не быть... В 1993 году на 100 браков в России пришлось 235 абортов. И каждый пятый ребенок в последние годы родился вне брака».[104] При этом в развитых странах, которые экспортировали за ненадобностью сексуальную революцию в Россию, уровень абортов ниже более, чем в двадцать раз (например, в Голландии — 10 на 100 браков, в Греции — 11, в Германии — 14).[105] Не менее пагубны и другие варианты развязки нежелательной беременности. Рождение ребенка и отказ от материнства — увеличение криминогенной социальной группы детдомовцев. Рождение и воспитание матерью-одиночкой нежеланного ребенка — рост не менее криминогенной группы «безотцовщины». И в той и в другой группе велика доля лиц с патологией психики.
Конфликт культур Одной из особенностей мировой культурной среды является ее многообразие. В различных частях света стихийно формировались различные культуры. И даже в рамках одной общины могли сформироваться различные потребностные и поведенческие стандарты, которые подчас оказываются в состоянии конфликта. В основе конфликта культур лежат особенности психической деятельности людей: - человек с трудом меняет привычки и традиции (а иногда он вообще не способен на это); - то, что человеку непонятно, то, что трудно воспринимается, чаще всего оценивается им отрицательно (Л.Н.Гумилев называет этот феномен «принципом отрицания права на несходство»). Одной из первых попыток проанализировать данный феномен была вышедшая в 1938 году работа Торстона Селлина «Конфликт культур и преступность»[106]. Т.Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. Основой его гипотезы стали результаты чикагских исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров, пуэрториканцев, итальянцев). Т.Селлин своей теорией конфликта культур попытался объяснить этот феномен. Однако его теория оказалась более значимой и позволила объяснить не только преступность эмигрантов, но и раскрыла криминогенность противоречий между различными социальными группами. По существу, Т.Селлин трансформировал марксистскую теорию классовых противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные аспекты, несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к анализу противостояния двух частей общества, но и к противоречиям более мелких социальных формирований. Сущность конфликта культур заключается в том, что различные воззрения на жизнь, привычки, стереотипы мышления и поведения, различные ценности затрудняют взаимопонимание людей, затрудняют сочувствие и сопереживание, могут вызывать озлобление в отношении представителей иных культур. В отдельных случаях правовые и моральные нормы, господствующие в обществе, могут оцениваться как выгодные лишь определенным социальным группам, поэтому их отрицание не вступает в противоречие с понятиями о нравственности, распространенными на других этажах общества.
Американский социолог А.Коэн в 1955 году разработал концепцию субкультур[107]. А.Коэн еще более уменьшил масштаб социальных групп и рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться свои миникультуры (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанных такой микрогруппой) — этот феномен получил название субкультуры. Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры. Практические выводы из теории конфликта культур заключались в необходимости контролировать процессы эмиграции, принятия мер по сближению культур различных социальных слоев и групп, устранение элементов, вызывающих их противоречия. Эта теория показывает, насколько глубоки корни преступности. Изменение культуры — процесс достаточно длительный, поэтому и процесс воздействия на преступность не может носить моментный характер. Коррекция криминогенных качеств правонарушителей подчас невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая, подобно стенам средневекового замка, защищает криминальное сознание от воспитательных воздействий общества. Ряд криминологов провели оригинальное исследование субкультуры заключенных методом включенного наблюдения. Ученые жили в тюрьмах вместе с заключенными. Их наблюдения и личный опыт показали, насколько сильное парализующее воздействие с точки зрения перевоспитания осужденных преступников оказывает существование особой субкультуры заключенных.[108]
В основе конфликта культур могут быть как сущностные противоречия, так и формальные (или даже мнимые). Сущностными являются противоречия при подавлении одной культурой другой, при навязывании носителям одной культуры иного образа жизни. Наиболее ярким проявлением такой культурной экспансии были захватнические войны, когда побежденных заставляли отказаться от родной культуры. По мере развития цивилизации феномен культурной экспансии приобретает все более утонченный и изощренный характер. Культурная экспансия может осуществляться замаскировано. В 90-х годах мы стали очевидцами двух негативных явлений в культурной среде России: 1) экспансии худших вариантов западной культуры; 2) завоевывания все новых и новых позиций криминальной культурой. Второй процесс имеет специфическую природу — он результат внутрикультурных противоречий.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|