Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культуры справедливые и несправедливые




Существуют два подхода к пониманию справедливости социального устройства. Первый — попытка сконструировать такую конфигурацию социального неравенства, при которой различие в правах и достатке находит разумное объяснение. Если человек выполняет более сложные функции, более напряженно трудится, обладает большими способностями, — и в конечном итоге приносит больше пользы обществу и государству, справедливо наделить его большими правами и большим достатком. Один из примеров такой справедливости можно найти в Древнем Риме. Всадническое сословие пользовалось большими привилегиями и уважением потому, что свой высокий достаток всадники обращали на общую пользу. Они имели возможность приобрести боевого коня и тяжелое вооружение и во время боевых действий занимали самое опасное место в боевом порядке войск, выполняли самые сложные функции, эффективность их боевого применения, как правило, была самой высокой.

При таком обеспечении справедливости возникает несколько проблем. Даже при идеальном соответствии структуры общества рассматриваемой схеме (чем больше трудится, чем больше способностей, тем больше богатства), низшие слои общества не бывают довольны. Каждый человек всегда склонен преувеличивать свой вклад в общее дело и свои способности. Многочисленные восстания, борьба плебса за уравнение в правах с аристократами в Древнем Риме тому подтверждение.

Вторая проблема заключается в том, что идеального соответствия важности функций и уровня обеспечения практически не бывает. А если оно по счастливому стечению обстоятельств складывается в каком-либо государстве, то носит непродолжительный характер. Дети, на которых природа, как правило, отдыхает в плане талантов и способностей, наследуют богатство своих родителей, и перераспределение перестает быть справедливым. А это в свою очередь возбуждает зависть и недовольство, и выливается по минимуму в рост преступности, по максимуму — в народные волнения и социальные революции.

Трансцендентные культуры в отношении справедливости можно было бы считать эталоном — они ориентированы на обеспечение всеобщего равенства и счастья. Проблемой является их вырождение (например, войны между христианами, продажа церковными иерархами индульгенций, участие их в торговле нефтью и табаком), а подчас и трансформация в антикульутры.

Формирование истинно справедливой культуры и утверждение ее в человеческом обществе — глобальное направление отрицания преступности.

 4. Воздействие на культуру и культурное воздействие на преступность

Изменения в культурной сфере неминуемо оказывает воздействие на преступность. В свою очередь изменения преступности всегда так или иначе связаны с культурными процессами.

Изменить стандарты поведения людей можно изменением как самой культуры, так и механизмов ее регенерации в социальной среде: передачи элементов культуры от одного человека другому, от поколения к поколению.

А. Изменение культуры — процесс естественный и непрерывный. Культура имеет двойственную природу. С одной стороны она формируется стихийно в процессе взаимодействия этноса с окружающей средой. В этом смысле перед каждым поколением культура предстает как некая данность. С другой стороны, каждое поколение и каждый человек вносит свой вклад в культуру, в процессы ее функционирования.

Факторами изменения культуры могут быть:

- природа;

- уровень развития науки и техники;

- осмысление окружающего мира, сущности и смысла бытия.

Культура может изменяться стихийно: под воздействием природной среды или в связи с научными открытиями и прогрессом в области техники. И целенаправленно — под воздействием сознательной деятельности людей для достижения тех или иных социальных целей. По мере развития общества все более и более просматривается развитие тенденции управления культурными процессами. Возникли такие феномены, как министерство культуры, культурные революции. Управление культурным развитием социума является реальностью.

Одна из целей влияния на культурную среду — воздействие на преступность. Причем далеко не всегда к намерениям тех или иных субъектов относится изменение культуры в целях уменьшения преступности. В любом обществе существуют криминальный и антикриминальный, конструктивный и деструктивный векторы развития культуры. Источники импульсов деструктивного развития культуры могут быть как внешними (вероятный противник, экономические конкуренты), так и внутренними (криминальный мир, компрадорская буржуазия, и иные консорции, для которых культурная среда народа является чужеродной). В этой связи представляют интерес относящиеся к 1945 году размышления Даллеса о реализации американской послевоенной доктрины против СССР: «Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания...Литература, театры и кино — все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом всякой безнравственности...Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу — все это мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества».[110]

Трансформация культуры происходит главным образом за счет изменения способов удовлетворения потребностей. Подчас это может изменить и потребностные стандарты. В основном же, изменение иерархии потребностей происходит под влиянием идеологии и религии. При этом необходимо учитывать, что помимо процессов, возможности контролирования которых у общества относительно велики (моделирование определенных элементов культуры, убеждение и принуждение), изменение культуры зависит от готовности общества к восприятию нового. Этот феномен относительно автономен.

Изменение культуры может быть радикальным или постепенным. Они могут проводиться как на макроуровне (общество), так и на миниуровне (группа) и микроуровне (культура отдельной личности). Применительно к масштабам организуемых культурных процессов необходимо иметь в виду следующее. Чем масштабнее задача, тем больше потребуется сил и средств на ее реализацию, тем больше времени потребуется на это, тем серьезнее должна быть подготовка, включающая как теоретическое осмысление проблемы, так и материальную сторону обеспечения, тем выше вероятность того, что конечные результаты не будут соответствовать изначальным целям.

Содержание культуры дискретно. Культура состоит из определенных элементов, не связанных жестко. Их число может увеличиваться и уменьшаться, одни элементы могут быть заменены на другие без изменения системной сущности феномена.

В современной ситуации в условиях взаимодействия и взаимовлияния множества культур при изменении национальной культуры речь идет, как правило, не о возникновении чего-то принципиально нового, а о привнесении в одну культуру элементов другой, в результате чего может возникнуть новая культурная структура, влекущая системные изменения в обществе и образе жизни людей.

Б. Мировая культурная среда чрезвычайно многообразна и полифонична. Существуют культуры, отрицающие преступность, и наоборот — развивающие ее. В этих условиях особую значимость приобретает не столько процесс формирования новых элементов культуры, сколько содействие распространению антикриминальных культур (развитие здоровых национальных традиций, восприятие позитивного извне) и воспрепятствование развитию их антиподов. В данном контексте речь идет об утверждении в обществе позитивного культурного идеала и всемерном распространении его.

Культурный идеал практически невозможно сформулировать во всеобъемлющей форме, но основные его элементы вполне могут быть очерчены:

- развитие духовных потребностей (в том числе и ориентации на высшую справедливость), создание им приоритета в социальной потребностной иерархии;

- исключение элементов, развивающих социальную патологию — культура должна способствовать укреплению здоровья нации, препятствовать социальной дезорганизации и деградации;

- ограничение и постепенное вытеснение насилия и индивидуализма как форм социального бытия.

Механизмы распространения культуры должны контролироваться обществом в двух аспектах:

- поддержка распространения культурного идеала, изыскание средств повышения эффективности функционирования каналов распространения такой культуры;

- ограничение, а в ряде аспектов и запрет на пропаганду антикультуры (всего, что отрицает культурный идеал).

Сегодня в России многие культурные процессы имеют прямо противоположную направленность, антикультура активно внедряется в общественное сознание. Современную ситуацию в нашей стране можно оценить как своеобразное тестирование. Признаками жизнеспособной культуры являются: 1)отторжение элементов, инициирующих разрушение; 2)способность самовосстанавливаться после деструктивных воздействий извне. Способность культуры русского народа к самовосстановлению В.О.Ключевский относит к сущностным характеристикам нашей страны как социального организма: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжело его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».[111]

Литература по теме

Гердер И. Идеи к истории философии человечества. М., 1977; Долгова А.И. Преступность и общество. М., 1992; Карпец И.И. преступность: иллюзии и реальность. М., 1992; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1994; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994; Введение в культурологию. В З-х томах. М., 1995. Т.1.; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997; Криминология. Учебник (под ред. А.И.Долговой) М., 1997; Преступность: стратегия борьбы. М., 1997; Преступность и реформы в России. М., 1998; Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. М., 1998; Преступность и культура. М., 1999.

 

Раздел IV. Воздействие на отдельные виды преступности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...