Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанрово-тематическая типология телеконтента




 

Все программы сетки вещания отечественных телеканалов следует разделить на 10 основных групп в соответствии с их жанровой принадлежностью или тематикой:

)   Развлекательные программы

)   Информационные программы

)   Социально-политические программы

)   Познавательные программы

)   Спортивные программы

)   Музыкальные программы

)   Кинопрограммы

)   Телепередачи для детей

Общая структура контента отечественного телевидения (20-ти общероссийских телевизионных каналов) в 2011 году представлена в Таблице 2. Практически половину (43%) эфира составили кинопрограммы, к которым относятся художественные фильмы, телесериалы, документальные и мультипликационные фильмы (и сериалы), а также телеспектакли. [3]

Второе и третье место по объему вещания (13% и 12% соответственно) на общенациональных эфирных телеканалах занимает информационный контент и развлекательные передачи. По суммарному объему эти два типа телевизионного контента сопоставимы, хотя при этом информационное вещание присутствует в эфире 9 общенациональных телеканалов, а развлекательные передачи - в эфире всех общенациональных телеканалов за исключением Euronews. Сопоставимость объемов объясняется тем, что в общенациональном телевизионном эфире присутствуют два новостных телеканала - это «Вести», где информационный контент составляет 81% от объема эфира и Euronews, где информационный контент обеспечивает 98% эфира. Если исключить информационные телеканалы из расчетов, то объем новостной продукции составит лишь 4% от объема телевизионного эфира общенациональных телеканалов.

Сравнительно высокий объем спортивного вещания объясняется исключительно наличием тематических спортивных телеканалов - «Спорт» и 7ТВ. Они в сумме обеспечивают 34,5 часа спортивного вещания в сутки, или 97% от общего объема спортивного вещания отечественного телевидения.

Музыкальные программы в эфире общенациональных эфирных телеканалов представлены слабо, хотя номинально они имеются на всех телеканалах за исключением профильных спортивных и информационных. С познавательными и социально-политическими программами похожая ситуация: они встречаются в регулярной сетке вещания большинства общенациональных эфирных телеканалов, но составляют очень незначительный объем вещания.

В целом по объему вещания категория кинопоказа доминирует над всеми остальными, в 3 и более раза превышая объем любого другого типа программ. И такое предложение вряд ли можно назвать избыточным: кинопрограммы пользуются популярностью широкой аудитории, и доказательство тому - их присутствие в недельных, месячных и годовых топ-листах.

 

Таблица 2. Структура контента общероссийских эфирных телевизионных каналов. [1]

Жанр Объем вещания в сутки Доля (%) в объеме вещания
Кинопрограмма 199:17 43%
Новости 60:43 13%
Развлекательная программа 55:37 12%
Спортивная программа 35:54 8%
Музыкальная программа 24:29 5%
Познавательная программа 16:16 3%
Социально-политическая программа 15:36 0,2%
Детская программа 0:54 10%
Коммерческая информация 45:59 2,5%
Анонсы 11:54 0,4%
Итого 466:42 100%

Производители телеконтента в России

 

Контент, который является «продуктом» в системе (в бизнес-модели) коммерческого телевидения, не всегда производится самими телекомпаниями. Телеканалы формируют сетки вещания и наполняют свой эфир не только и даже - не столько тем, что производят сами, сколько тем, что покупают (или заказывают) у компаний-производителей. На российском телевизионном рынке работает более 500 компаний, которые производят контент для телеканалов. Некоторые из них производят универсальный контент - художественные и документальные фильмы, сериалы, программы, другие специализируются на определенных типах контента.

Примерно половина контента отечественного производства (24 тыс. часов) приходится на четыре типа телепрограмм: телесериалы, художественные фильмы, документальное кино (фильмы и сериалы) и цикловые телепередачи. Именно этот контент телеканалы, как правило, и заказывают / покупают у продакшн-компаний. В России на сегодняшний день функционируют 525 продакшн-студий, специализирующихся на выпуске телеконтента. Однако почти половина (40%) всех транслируемых в эфире телепрограмм произведены и проданы первой десяткой компаний лидеров, представленных в Таблице 3.

 

Таблица 3. Российские производящие компании - лидеры по объему показа их продукции на телевидении в 2010 г. [1]

Производитель

Кол-во названий продукта

Кол-во выходов

Длительность

    Всего Премьеры Всего Премьеры Всего Премьеры
1 ТНТ-продакшн 9 - 2343 - 1541 -
2 Леан М 29 5 2561 353 1471 278
3 Костафильм 11 2 2018 162 1261 134
4 MB-group 23 11 1767 1146 1001 671
5 Красный квадрат 14 5 1046 104 869 104
6 Амедиа 18 5 1353 74 860 53
7 Телеальянс 7 1 1130 141 699 104
8 Студия «2В» 17 - 610 - 691 -
9 KP Production 3 - 1035 - 683 -
10 AFL Productions 4 - 871 - 566 -

ИТОГО

135 29 14734 1980 9646 1345

 


 

Большинство этих компаний известна, в основном, своими телесериалами, хотя они работают и в других жанрах. Так, компания «Леан М» (кроме популярного телесериала «Солдаты», уже несколько лет идущего на РЕН ТВ) в 2009 году представила художественный фильм «Человек, который знал все». Компания «Костафильм» наряду с сериалом «Папины дочки» производила такие программы, как «6 кадров» и «Слава богу, ты пришел!», а «Амедиа», кроме повторных и премьерных телесериалов, в 2009 году была представлена на телеканалах четырьмя художественными фильмами и программой «Вечер с Тиграном Кеосаяном» (РЕН ТВ). Но несмотря на то, что эти компании являются создателями многих популярных телесериалов, не сходящих с экрана, лидером (по объему часов в эфире) в 2010 г. стала студия ТНТ-продакшн, главным форматом которой является реалити-шоу «Дом-2», которое уже более 6 лет идет на канале ТНТ и выходит несколько раз в сутки.

 

Телевизионные каналы

 

В последние годы в телевизионной индустрии принято и активно используется разделение телеканалов на «эфирные» и «неэфирные». Это разделение не является четко определенным, строго обоснованным и однозначным, это, скорее, сложившееся и принятое в практической деятельности понимание принципиальных различий между двумя группами телеканалов, вытекающих в том числе и из различных возможностей транспортировки контента.

К эфирным обычно относят те телеканалы, в доставке которых в масштабах страны эфирное вещание играло и играет существенную роль. Как правило, эти телеканалы вещают уже в течение многих лет и обеспечили свое присутствие в эфире во многих городах и регионах страны. Неэфирными же принято называть телеканалы, не имеющие возможности эфирного вещания и распространяемые исключительно или преимущественно в кабельных или спутниковых сетях операторов платного телевидения. Вследствие специфики распространения, неэфирные каналы имеют значительно меньший уровень проникновения, чем эфирные. Важно отметить, что термин «эфирный телеканал» становится все более условным, потому что возрастает значение кабельных, спутниковых и интернет технологий в обеспечении доставки даже тех каналов, которые всегда причислялись к «эфирным». Все больше домохозяйств получают «эфирные» Первый канал, телеканалы Россия, НТВ, Культура и другие не из эфира, а через кабель, спутник или сеть Интернет.

К особенностям неэфирного сегмента телевидения относится большое число телеканалов, которые составляют этот сегмент, и более сложная (в сравнении с эфирным телевидением) структура его организации и функционирования. [4]

В конце 2009 года в России вещало около 230 неэфирных телеканалов. Число каналов в неэфирном сегменте постоянно меняется: появляются новые телеканалы, другие каналы прекращают свое вещание. Так, в 2009 году сегмент неэфирного телевидения в России пополнился более чем двадцатью новыми каналами российского и зарубежного производства. Особенностью неэфирных каналов является их узкая тематическая (или жанровая) специализация и существенно меньший, чем у эфирных телеканалов, объем аудитории. Неэфирные каналы распространяются почти исключительно в сетях операторов платного телевидения (кабельного, спутникового, IPTV). Уровень проникновения неэфирного канала определяется тем, в каких именно сетях этот канал присутствует, сколько абонентов подписано на этот канал, а это уже зависит от множества факторов, но, прежде всего, наверное, от качества контента и его востребованности зрительской аудиторией. В реальности уровень проникновения неэфирных каналов изменяется от считанных тысяч до десятков миллионов домохозяйств. Основные эфирные и неэфирные телеканалы по уровню проникновения в города, приведены в Таблице 4.

Таблица 4. Основные эфирные и неэфирные телеканалы в России

Название телеканала

Медиахолдинг Уровень проникновения в городах, % (TNS) [5]

Эфирные телеканалы

1 ПЕРВЫЙ КАНАЛ

Первый канал

99
2 РОССИЯ

ВГТРК

99
3 НТВ

Газпром-медиа

96
4 СТС

СТС-медиа

90
5 ТНТ

Газпром-медиа

89
6 КУЛЬТУРА

ВГТРК

88
7 РЕН ТВ

Национальная Медиа Группа

86
8 ТВ ЦЕНТР

Правительство Москвы

78
9 СПОРТ

ВГТРК

76
10 ДОМАШНИЙ

СТС Медиа

76

Неэфирные телеканалы

1 РБК ТВ

РБК

40
2 Бибигон

ВГТРК

30
3 Discovery Channel

Discovery Group (США)

31
4 Animal Planet

Discovery Group (США)

29
5 TV 1000

Viasat (Великобритания)

27
6 Ru.TV

Русская Медиагруппа

26
7 Мир

Межгосударственная телерадиокомпания «Мир»

23
8 Eurosport

TF1 Group (Франция)

22
9 ТДК

ТДК

20
10 TV 1000 Русское кино

Viasat (Великобритания)

19
         

 

Данные Таблицы 4 наглядно демонстрируют существенную разницу в степени проникновения, а следовательно и объеме охватываемой аудитории, эфирных и неэфирных каналов на телерынок регионов России. Тем не менее ситуация по отдельно взятым регионам представляется немного иной, но не кардинально. На сегодняшний день федеральные эфирные телеканалы крупнейших медиа-холдингов страны все-таки занимают лидирующие позиции, несмотря на растущую долю и популярность нишевых неэфирных телеканалов.

Ситуация на рынке онлайн телевидения сложилась схожая, но тенденция к преобладанию популярности тематических каналов наметилась четко. По данным статистики «Рамблер Топ-100» в первую двадцатку самых популярных интернет-телеканалов помимо онлайн версий федеральных каналов входят также детский «Cartoon Network», «Дом-2» онлайн, и «Квартирный вопрос». [5]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...