Коричневые, серые и фиолетовые красители
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Методическое пособие по крашению тканей природными красителями. Исторические сведения об окрашивании различных предметов быта, одежда, домашней утвари и даже самих людей относятся к глубокой древности. Известно, что искусство крашения развилось сначала в странах Азии и оттуда было перенесено в Карфаген. Из Карфагена окрашенные ткани вывозили в Рим и Афины. Сохранившиеся окрашенные предметы свидетельствуют, что для крашения использовала вещества минерального и органического происхождения: цветные глины, оксиды металлов, вещества, содержащиеся в различных частях растений и в организмах некоторых животных. Для окрашивания волокнистых изделий преимущественно применяли материалы растительного происхождения: древесную кору, листья. плоды, цветы, корни. Растения со значительным содержанием красящих веществ произрастают, как правило, в жарком климате; отчасти именно этим объясняется, почему искусство крашения развилось именно в странах Азии, Африки и Америки, а затем распространилось по странам с умеренным климатом. Страны Европы получали красильные растения жарках стран, однако и в Европе были свой традиционно применяющиеся для крашения растения, такие как вайда, резеда и др. Красильщики древности в своем ремесле сделали интереснейшие открытия, которые позволила им, имея в своем распоряжении всего несколько десятков природных красителей, получать до 800 цветов и оттенков. Она открыли секрет образования цветных "лаков" -способ получения разнообразной цветовой гаммы на ткани с помощью солей различных металлов (морданов, или протрав) и всего одного красителя. Способность к образованию "лаков" объясняется свойством большинства природных органических красителей (называемых протравными) в присутствии солей переходных металлов давать прочные нерастворимые в воде комплексы краситель-катион металла-волокно. Для увеличение способности к комплексообразованию ткани обрабатывали, помимо солей металлов, солями винной кислота или дубильными веществами. Этими приемами с большим мастерством пользовались, например, в странах Восточного Средиземноморья (Палестине и Египте) еще в начале нашей эры. Современные исследователи находят в тканях из этих стран почти всегда не одну протраву, а смеси солей железа, алюминия, цинка, меди, хрома. Интересно, что в этих изделиях синего, красного, коричневого цвета присутствует олово - протрава, заново открытая в Европе только в ХVII веке. Для закрепления окраска на хлопковых тканях одновременно с солями металлов использовали танинсодержащие вещества.
Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета ткани могли красить в течение нескольких недель. Крашение почиталось искусством. В конце XIX-начале XX века искусство крашения природными красителями практически было утрачено. Первые синтетические красители, яркие и сравнительно простые в способах применения, вытеснили природные красители из практики не только промышленного, но и кустарного окрашивания тканей и пряжи. На протяжении всего нескольких десятков лет большинство древних рецептов было забыто и утеряно. Средневековая Фландрия знала знаменитую технику яркой окраски тканей. На иллюстрации из рукописи XV в. красильщики за работой. Ткань погружали в краситель, предварительно разогретый в большом деревянном чане (Британский музей, Лондон)
Синие красители. Тирийский (античный) пурпур - красновато-фиолетовый краситель, источником получения которого служили средиземноморские моллюски Murexbandaris. Пурпур использовали для крашеная шелка, шерсти, а также льняных тканей. Окраска пурпуром отличается необыкновенной прочностью. Красильщики измельчали тела улиток, размешивая с водой, и полученным раствором пропитывали ткань, которую развешивали на воздухе.Красный цвет образуется постепенно. Свежий желтоватый сок улитки приобретает зеленый, затем синий и, наконец, красный цвет, причем появляется запах чеснока. Кроме красного красителя в пурпуре содержится и синий (индиго), и именно смесь этих двух красителей дает пурпурный цвет. Из 12000 улиток можно было добыть чуть более 1 г красителя. Понятно, что это был самый дорогой краситель в древности. У римлян пурпурные одежда носили только самые важные сановники - purpurali.
Близ городов Тира и Сидона обнаружены залежи скорлупы пурпурных улиток, оставшихся от древних финикийских красилен. Колонии пурпурных улиток были истреблены в ХIV веке. В средние века искусство крашения пурпуром было утрачено. Химический аналог пурпура древности - 6, 6-даброминдиго -был получен синтетическим путем, однако он не дал окраски ожидаемой красоты и прочности, которая присуща натуральному красителю. Плитки высушенного натурального индиго Индиго - самое древнее красящее вещество; название его происходит от латинского слова indicus, что значит индийский. Растений, из которых можно получить индиго, довольно много; они принадлежат к различным ботаническим семействам. Важнейшим среди них является индигоноска красильная (Indigo£erа teinctcria). Будучи родом из Индии, индигоноска культивировалась во всех жарких странах Африки и Центральной Америки. В центральной Европе издавна возделывалась вайда (Isatis tinctoria) - двухлетнее растение из семейства крестоцветных, в котором также содержится индиго (около 20% индиготина). Значительно меньшее количество индиго содержится в гречихе красильней (Polygonum tinotorium, до 10% индиготина) Тем не менее и ее до начала XX века охотно применяли красильщика Манжурии и Китая. Во всех этих растениях содержатся особый глюкозид индикан, распадающийся при брожении на глюкозу и индоксил; последний кислородом воздуха окисляется в синее индиго, или индиготин. В Европу индиго проникло не ранее XVI века, а в промышленную практику у французских красильщиков вошло только около середины ХVIII века. Из—за суеверных предрассудков, а также во избежание уничтожения вайды, которая возделывалась в Англии, Франции и Германии, правительствами этих стран было запрещено употреблять индиго даже под страхом смерти. Запрет на индиго, называемое "кормом дьявола", существовал в Германии с 1577 года в течение двух столетий, а во Франции с 1609 по 1733 год.
В России в XIX веке также делались попытки культивирования индиго в Закавказье (в Батумском округе), которые дали вполне удовлетворительные результаты. Способ добывания натурального индиго состоял в том, что свежие листья индигоносных растений загружали в ямы и замачивалаи водой. Экстрагируемые вещества из листьев сбраживались в течение нескольких часов, в результате чего в растворе наряду с другими веществами образовывался индоксил. Последний при взбивании раствора лопатами окислялся под действием кислорода воздуха в индиго, которое в виде хлопьев синего цвета оседало на дне. Осадок отжимали и разрезала на куски. Содержание индиго (индиготина) в про далеких кусках колебалось от 10 до 90%в зависимости от вида растения и места его произрастания. Подученный краситель содержал индиготин, а также ряд примесей: коричневое индиго, индорубин, смолы, жиры, индиговый клей, минеральные веществ. Индиго нерастворимо в воде, но легко восстанавливается в лейкоиндиго (белое индиго), которое растворяется в водных растворах щелочей и снова способно окислиться до индиго. На этом основан процесс крашения индиго, заключающийся в тон, что ткань пропитывают в щелочным раствором лейкоиндиго и затем подвергают окислению на воздухе. Ткань приобретает синюю окраску. Щелочные растворы лейкоиндиго получили название кубов, а сам процесс крашения индиго - название кубового. Индиго применялось для окрашивания хлопка, льна, шерсти и шелка в синий цвет.Лучшим сортом считалось бенгальское индиго, содержащее до 85% индиготина. Интересна история установления строения индиго и попыток открыть технические методы его искусственного получения. Синтезировать индиго удалось в 1883 г. немецкому химику Байеру после непрерывной 18-летней исследовательской работы. Появление в конце XIX века на рынке синтетического, индиго, более дешевого и более чистого, значительно сократило применение натурального красителя. Индиго относятся к числу сравнительно прочных красителей: недостатком его является низкая прочность к трению и воздействий хлора.
Вайда дает более "пыльный" оттенок, чем индиго. Вайда - краситель синего цвета, употреблялся в Европе до начала ввоза индиго. В диком состоянии растение вайда встречается в центральной Европе, на Кавказе и Малой Азии. В древности этот краситель имел большое значение и широко использовался в иконописи, для стенной живописи, миниатюрной книжной живописи, окрашивания тканей и пряжи. В России вайда именовалась крутиком, синильником, шарником, фарбовником и т. д. При Петре I эти растения вывозили за границу через Архангельск. Из вайды индиго не извлекали, а использовали для крашения непосредственно листья и другие части растения. Более того, вайду можно широко применять в хозяйстве - извлекать масло (как-никак, родственница рапса) и делать из нее салаты - она съедобна. Вайда культивировалась во многих странах, сбор листьев производили 2 раза в год: весной и осенью. Листья измельчали с небольшим количеством воды в однообразное тесто и оставляли его бродить в высоких горшках в течение 15 дней, после чего формовала из него шары и высушивали. Эти шары темно-сине-зеленого или желто-зеленого цвета при растирании с водой давали раствор, окрашивающий ткани в синий цвет. Лучшие сорта красителя готовили на юге Франции, они были, известны под названием "пастель". В вайде содержится всего от 0, 2 до 20% индиготина, т. е. 100 кг вайды имеют ту же красящую способность, что и 2 кг бенгальского индиго "среднего достоинства".
Небольшой экскурс по вайде. 1. Производство вайды в Тюрингии, иллюстрация 1725 года. 2. Производство красителя из вайды, начало XX века. 3. Раскрашенные красителем из вайды древние бритты. 4. Получение индиго 5. Мэл Гибсон в роли Уильяма Уоллеса в фильме «Храброе сердце». Лицо раскрашено красителем, полученным из вайды. 6. Так выглядят шарики вайды. 7. Бокс-сет для покраски вайдой в домашних условиях.
Вайда на данный момент является одним из самых интересных исторических красителей. Потому как на территории Восточной Европы и Скандинавии в Раннем Средневековье индиго являлось одним из основных красителей. Понятно, что о кубовом крашении в то время на этих территориях речи быть не может, а из Индии привозить было накладно. Остается вайда, предположительно завезенная в Восточную Европу в 8 веке.
Кампеш - синее дерево (Hematoxylum compechianum), распространен в Южной и Центральной Америке. В Европу впервые привезен испанцами; в Россию ввозился через Ригу и Петербург. Высота дерева кампеш достигает 12-16 м. Для крашения использовали толченою древесину, подвергшуюся ферментизации для выделения гематоксилина к окисления последнего на воздухе в красящее вещество гематеин. Кампеш употребляли для получения на шелке, шерсти и хлопке серых и черных оттенков. Как синий краситель применяли только как подцветку в смеси с другими красителями. Для крашения хлопка в серый и черный цвета использовали железные и хромовые соли (вплоть до XX в.).
Красные красители Домотканный лён, окрашенный мареной. Марена (крапп) - краситель, содержащийся в корнях травянистого растения марены (Rubia tinctorum), известного с глубокой древности во всех частях света. Грекам и римлянам марена была известна под названием Erytrodamus и Vorentia. С середины XVIII века марена была широко распространена во Франции, огромные плантации ее имелись в Голландии, Баварии, Бельгии, на Кавказе. Для крашения употреблялись только корни марены, которые тщательно промывали водой, просушивали и измельчали (толкли). Марена содержит несколько красителей, основными из которых являются ализарин и пурпурин в виде глюкозидов. Применение марены в крашении основано на способности ализарина и пурпурина давать стойкие а яркие "лаки" с различными оксидами металлов- С оксидом железа образуются "лаки" черного или фиолетового цвета, с глиноземными протравами - ярко-красного или розового цвета, с оловянными протравами - огненно-красного цвета. Мареной окрашивали шелк, шерсть, лен, хлопок. Окрашивание хлопка в кумачовый цвет проводили с помощью масляной протравы. Для этой цели сначала применяли оливковое (турнантовое) масло, способное давать хорошие эмульсии. Такой эмульсией до 10 раз пропитывали ткань, после чего она приобретала способность соединяться как с минеральными солями, так и с красителями, в частности с ализарином. Окраска получалась яркая, живая, ткань мягкая, с блеском. Таким образом окрашивали кумач на ситцевых фабриках России. Турнантовое масло во второй половине XIX века постепенно вытеснялось касторовым маслом, получавшим название ализариновое масло. В России, особенно в северных районах, наряду с широко распространенной мареной для окрашивания одежды и бытовых тканей использовали корень подмаренника, содержащий те же красители, но в незначительных количествах. Шёлк, крашеный мареной. Она очень чувствительна к температуре, жёсткости воды и протравам, поэтому дважды получить один оттенок невозможно. К концу XIX века искусственный ализарин, полученный в 1870 году, полностью вытеснил марену, культивирование и сбор которой постепенно потеряли свое значение. Синтетический ализарин сохранил прекрасные прочностные свойства натуральной марены, но уступил ей по красоте даваемого цвета. Кошениль - краситель, получаемый экстракцией высушенных санок насекомого Coccus cacti семейства червецов (Coccldae), распространенного прежде в Мексике на кактусах Opuntia coccinellirera (а затем разводившегося в Алжире, Тунисе, Марокко, Испании на тех же кактусах, вывезенных из Южной Америки). Наиболее ценной является мексиканская кошениль, известная в Мексике как краситель с древних времен. Из 140 000 насекомых можно выделить 1 кг сухой кошенили. Собранных насекомых умерщвляли горячей водой или воздействием высокой температуры, помещая их в закрытых коробках в сильно нагретые пекарные печи. Внешний вид сухой кошенили похож на зерно и покрыт сероватым налетом, который состоит в основном из воска кокцерина. В XVI веке этот краситель считали продуктом растительного мира, среди других названий бытовало и название "канцелярское семя". Истинная природа красителя была описана голландским ученым Румером в 1729 году. Красящим веществом кошенили является карминовая кислота. Кошениль окрашивает шерсть и шелк по алюминиевой, оловянной, цинковой протравам, образуя яркие, удивительно красивые красные цвета, достаточно прочные к стирке исвету (уступающие, однако, по прочности окраске мареной). При кипячении кошенили с водой в присутствии квасцов выпадает осадок, состоящий в основном из алюминиево-кальциевой соли карминовой кислоты, известной под названием кармин. В Европу кармин попал после завоевания Мексики испанцами в 1510 году, а изготовление из него краски началось в Голландии только в ХУД веке. До сих пор кармин применяется в качестве акварельной краски, а также как пищевой (Е120, используется даже в Кока-Коле) Пример пазырыкского текстиля, окрашеного араратской кошенилью (IV-III вв. до н.э.) Кермес - краситель, известный еще до открытия Америки и добываемый из самок червеца Cuccus ilicia, живущего на листьях кустарникового дуба Quercus ilex (Европа, Северная Африка). Кермес заменил пурпур, но впоследствии сан был вытеснен мексиканской кошенилью. Существует несколько разновидностей кермеса: польский кермес, или немецкая кошениль Coccus poloncus, обитающий на подземных корнях Scelarantus perennis; русский червец Coccus uva urse, обитающий на корнях клубники и ежевики; восточный кермес, или армянская кошениль Poiphyraphora Hamelii, распространенная на корнях злаковых растений в солончаках Араратской долины. Сбор червеца происходил в июне-июле (возможно, отсюда и названия месяцев: июнь у поляков - червец, у чехов и словаков - червень, июль в Древней Руси именовался червень, а в Чехии и Словакии - червенец). Красящее вещество извлекала из насекомых так же, как из кошенили. Краситель - кермесовая кислота, близкая карминовой. В XVIII-XIX вв. кермес находил применение во Франции, Испании, Турции, России для окрашивания в основном шерстяных тканей в красный цвет. В Турции его использовали специально для окрашивания фесок. В кермесе содержится меньше красителя, чем в кошенили. Цвета, даваемые кермесом, не обладают такой яркостью, как цвета, полученные при крашении кошенилью, но отличаются сравнительно большей прочностью. Из кермеса готовился "кармин",но более низкого достоинства, чем из кошенили. Со времени начала ввоза мексиканской кошенили значение кермеса непрерывно снижалось, и в конце XIX века его расходовалось очень незначительное количество.
Накидка норманнского короля Сицилии Роджера II (начало 12 века), крашеная кермесом и расшитая золотом.
Орсейль - краситель, добываемый из лишайников Roccella tinctoria и tecanora tartarea, которые произрастают на морских побережьях Европы и Африки; применялся для крашеная без протрав шелка (шелкового бархата) и шерсти в пурпурные цвета. Орсейль была введена в красильное дело в самом начале ХIV века во Флоренции в имела чрезвычайно большое значение в красильном деле средневековья как заменитель античного пурпура, В конце XVIIIвека краситель ввозила в Марсель, Гамбург миллионами фунтов. В России имел широкое применение до XX века. Красящее вещество растения - орсеин - осаждали аммиаком из водного экстракта лишайников и отделяла при нагревании в виде густого фиолетового осадка. В древности лишайники обливали загнившей мочой а оставляли на воздухе для брожения, затем высушивали я растирали в красильный порошок.Благодаря удивительной красоте окраски и несмотря на низкую светостойкость, орсейль употребляла на протяжении ХIV-XIX веков во всех европейских странах в значительных количествах. Сушенные лепестки сафлора Сафлор (Carthamus tinctorius) - однолетнее растение, родиной его является Египет а Ливан; культивировалось во многих странах Европы и на юге России ради семян в цветов. В семенах содержатся до 20% сафлорового масла. В крашении использовали цвета. Собранные лепестки перетирали между жерновами, промывали, прессовали а высушивали в тени. Сафлор содержит два красителя желтый (непрочный) и красный. Для повышения содержания красного красителя - картамина - лепестки часто опускали в соленую воду, куда переходил желтый краситель. Красный краситель сафлора - картамин - окрашивает хлопок и шелк в прекрасный розовый цвет с очень характерным золотистым отблеском rose carthame. Окраска малопрочная к свету, но подкупает своей исключительной красотой. В Европе сафлор начала применять лишь в середине ХVII века, на Востоке он был известен издревле. В России растения сафлора культивировали в значительных количествах до конца XIX века в Саратовской, Астраханской, Таврической губерниях и на Кавказе. Красный сандал - краситель (сантамин), содержащийся в древесине сандалового дерева Pherocarpus santalinus, родина которого Африка, Ост-Индия, Цейлон. Сантамин нерастворим в воде, поэтому его экстрагировали, из измельченной древесины щелочным раствором, а затем осаждали кислотами. Сандал применяли для окрашивания хлопка в коричневый цвет (по хромовой протраве), в синевато-красный цвет (по глиноземной и оловянной протраве). Шерсть окрашивали сандалом непосредственно, однако обычно и в этом случае краситель закрепляли по хромовой протраве. Довольно красивый красный оттенок на шерсти получался при предварительном пропитывании шерсти винным камнем и хлоридом олова. Устойчивость окраски сандалом к свету очень низкая. Краситель применяли с ХVII до начала XX века. В Россию ввозили из-за границы в больших количествах. Фернамбук - бразильское дерево, или цезальпиния (Cacsalpinia), относящееся к семейству Fabaceae и произрастающее в Америке и Ост-Индии. В продаже имелось несколько сортов фернамбука, отличающихся местом произрастания и оттенком даваемого цвета. Красящий бесцветный пигмент дерева - бразилен - экстрагировали водой из размельченных древесных стружек, а затем экстракты под действием кислорода окрашивались в красный цвет, так как бразилен окислялся в окрашенный бразилеин. Прежде перед крашением измельченной стружке давали претерпеть ферментативный процесс, в результате чего окраска всегда была более яркой и интенсивной. Для крашения шерсти (реже шелка) применяли соли алюминия, олова и хромовой кислоты, а еще чаще их смесь, и при этом получали довольно яркие оттенки красного цвета. Крашение вели в кислой среде.В конце XIX века фернамбук применяли только в ситцепечатанье, причем окраски отличались очень низкой прочностью к свету и мылу. Протравами служили соли олова и алюминия. Часто красное дерево применялось в смеси с мареной для окрашивания тканей в различные оттенки красного цвета. Также добавлю, что розовый(вплоть до пурпура) можно получить крушиной. Обычно используется кора крушины, которая продается в любой аптеке. В ней содержится краситель эмодин, который при щелочной протраве дает розовый. Если Вам важна историчность, щелочью может быть зола. Также красные красители содержатся в молодых листьях крушины, но их достать гораздо сложнее, так как красить нужно свежими листьями.
Коричневые, серые и фиолетовые красители Катеху (кашу, японская земля) - краситель, представляет собой сушеный сок тропических мимоз и пальм. Красящее вещество - катехин - экстрагировали водой с добавлением уксусной кислоты. После окрашивания необходимо провести окисление красителя на ткани, для чего последнюю вывешивали на воздухе или обрабатывали щелочным раствором. Кашу применяли для окрашивания шелковых в хлопковых тканей в различные оттенки коричневого цвета. С медной и хромовой протравой ткань окрашивается в коричневый цвет, с алюминиевой - в желтый, с железными - в черный, оливковый, темно-зеленый.
Кашу с добавлением берлинской лазури в больших количествах применяли для крашения в красивый черный цвет хлопка и шелка, причем достигался большой привес (до 40%) ткани, так как в кашу содержится много дубильной кислоты, которая фиксируется на ткани и дает с железом берлинской лазури комплекс. К началу XX века применение кашу все возрастало, что объясняется дешевизной красителя и хорошими прочностными свойствами. Известно также широкое применение кашу в медицине и для дубления кож. Кино - краситель, привезенный впервые в Европу в 1757 году с берегов Африки. Кино - это сгущенный сок, выделявшийся из надрезов коры эвкалиптового дерева Pherocarpus erinaceus. В XIX веке кино вывозили кроме Африки с острова Ямайка, а также из Ост-Индии и Австралии. В крашении кино применялось в довольно большом количестве для получения различных оттенков коричневого цвета. Красящие вещества - кино красное и киноин - экстрагируются водой. Алоэ (сабур) - красящее вещество, содержащееся в соке листьев различных видов лилий семейства Asphode loidae (Индия, Египет, Греция), откуда экстрагируется водой. Краситель начали применять в XIX веке. Алоэ окрашивало шерсть и шелк непосредственно, хлопок - по протраве в коричневый, ореховый и серый цвета. При нагревании алоэ с азотной кислотой образуется хризалиновая кислота, которую применяли для крашения шелка и шерсти непосредственно и хлопка с железными и алюминиевыми протравами, причем с алюминиевой протравой получали очень красивое фиолетовое окрашивание. Значительно лучше результаты дает применение оловянной протравы. Алкана - под этим названием поступало в торговли два различных красителя: корень Alkanna abba- настоящая алкана - дикое растение из Северной Африки, Ост-Индии, и Alkanna tinctoria растение, произрастающее на юге Европы (в Италии, Испании, Франции и Греции). Красящее вещество смолистого характера экстрагировали эфиром или бензином из корней, предварительно вываренных с водой; экстракт содержал краситель альканин. Алкану применяли для окрашивания шелка, получая фиолетовый -цвет до алюминиевым протравам и серый цвет - по железным протравам. Алкана на шёлке. Алкана и индиго в сравнении. Индиго - нижний правый угол. Сверху - алкана в щелочной среде, разный % красителя, красное - алкана в кислой среде. К великому сожалению, все эти растения забугорные, я с покраской ими не сталкивалась, даже на просторах Интернета очень сложно найти результаты чьих-нибудь покрасок. А пока пречислю наше - местное, доступное. Кора дуба — темно коричневый на льне, на шерсти есть возможность получить черный цвет. На шёлке - серый. Впрочем, на шерсти тоже получается хороший, красивый серый цвет. Шёлк, окрашенный корой дуба с железным купоросом (ржавчина)
Нижний ряд - алкана, верхние два - дуб с железом. Ольха черная — распространена в умеренной полосе России; красящее вещество в листьях, молодых ветвях и коре. Сухая кора крушины — даст коричневую окраску при железно-купоросовых квасцах (историчный аналог - ржавый гвоздь) и желтую при алюмо-калиевых. Шерстянная ткань, окрашенная крушиной. Кора сливяного дерева — дает коричневую окраску. Щавель конский — корень его, выкопанный осенью, дает коричневый цвет. Шерсть окрашена конским щавелем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|