Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крашение тканей природными красителями.




Сбор растений-красителей можно осуществлять, в те периоды когда в "красящих" частях растений содержится больше красителя. Весной загатавливаются листья,после полного их раскрытия. Корни растений выкапывают либо весной,незадолго до цветения растений или же осенью. Но многие растения сохраняют оптимальные красящие способности все лето (например стебли и листья помидоров, моркови, картофеля, чистотела, зверобоя и др.)

пижама и стебли помидоров.

Собранные растения необходимо измельчить, залить водой и прокипятить. В качестве закрепителя для окрашивания хлопчатобумажной ткани применяется поваренная соль. Существуют и другие закрепители, которые усиливают красящий раствор и получаемый цвет, например квасцы — белый порошок, применяют при окраске в "светлые"цвета, или медный купорос — кристалы сине-зеленого цвета, подходит для получения темных.

Чтобы ткань взяла больше краски ее сначала надо протравить квасцами (продают в государственных аптеках 8%алюминиум сульфат или алюмокалиевые квасцы, они же квасцы жженые).Для расчета-маленькая хитрость: кол-во природного красителя:квасцы(гр)=(%тонокрашивания:100)Х вес ткани в сухом виде(гр).Эту формулу я нашла в немецкой книге "Textilien faerben &bedrucken" от Kate Wells. Выглядит сложно,но на самом деле-легко высчитать. Достаточно на 30-45 мин поместить материал в кипящую(на медленном огне) протравку и ткань потом при крашении приобретет красивый и насыщенный цвет).

Прокипятив раствор, его лучше всего оставить остывать на всю ночь вместе с растениями, так они настоятся и отдадут все свои красящие вещества. На следующий день необходимо вынуть все части растений из воды. Теперь водный раствор красителя необходимо упарить, для более интенсивной окраски и процедить.

луковая шелуха

Ткань варить после точки кипения в течении часа. Потом остудить в растворе не вынимая ткань, чем дольше ее продержать, тем больше она прокрасится. После этого остудить раствор и прополоскать ткань в проточной воде несколько раз. В последнее полоскание добавить 2 ст. л. уксуса столового или эссенции 1 ст. л. Уксус закрепит краситель.

Чтобы ткань окрасилась более равномерно, нужно для крашения емкость побольше и сырья растений соответственно тоже больше.

чебрец и полы

 

 

Выдержки из статьи А. Нахлик "ТКАНИ НОВГОРОДА"

 

Археологические раскопки в Неревском конце Великого Новгорода дали большое количество разнообразных фрагментов тканей и других находок, связанных с прядильным и текстильным производством.

Место раскопок, хорошая сохранность тканей и хронологическая широта их бытования позволяют нам считать эту коллекцию наиболее интересной для изучения текстильного производства Новгорода и Европы в целом за период X—XV вв. Новгород Великий, крупнейший промышленный и торговый центр средневековой Европы, имел широкие торговые связи с многими городами Западной Европы. Коллекция тканей, собранная в Новгороде и насчитывающая более 3000 находок, является своеобразным зеркалом, отразившим перемены в текстильном производстве древней Руси и Западной Европы.

Всего нами исследовано 484 текстильные находки из Неревского раскопа Новгорода. Исследование было посвящено целому ряду вопросов, а именно: определению структуры переплетения, если находка представляет собой ткань, или способа сплетения, если это плетенка или так называемые вязаные изделия. В остальных случаях давалось общее определение находки, как, например, войлок, веревка, нитки и т.д.

14 кусков тканей из новгородских раскопок были подвергнуты анализу с целью определения красителя. Анализы по просьбе автора были произведены в Научно-исследовательском институте текстильной промышленности в Будапеште.

Ткани 1—3. Элаговая кислота служит для получения цвета от коричневого до черного в зависимости от протрав, с которыми она применена. Элаговая кислота широко распространена в растительном мире. Для нас наиболее интересно наличие ее в коре и древесине дуба, в плодах граната и в благородном каштане. Кроме того, элаговая кислота встречается в бензоаровых камнях, образующихся в желудках животных, так как эти животные едят кору растений, содержащую голатанин или элаготин.

Элаговую кислоту получают из коры дуба путем экстракции горячей водой или разбавленным алкоголем. Элаговая кислота является протравным красителем. На шерстяном волокне, протравленном солями хрома, она дает желто-оливковые оттенки; на железной протраве — черную окраску. А протрава из хлористого железа придает ткани черно-синий оттенок. (*см. сообщение про серые и коричневые красители)

Мы можем утверждать, что элаговая кислота на элаговой протраве применялась в текстильном производстве на Руси в раннем средневековье. Это утверждение вытекает из того факта, что вязаные изделия и грубые ткани можно считать продуктами местных ремесленников (Н-58/2860 и Н-58/2851). Темная окраска этих тканей и их коричневый оттенок объясняются воздействием среды, в которой ткани пребывали в земле.

Известно, что кислые почвы окрашивают в коричневый цвет. Но вполне вероятно, что темная окраска этих тканей вызвана присутствием соединений железа в хромовой протраве.

Что касается ткани Н-58/2837, представляющей собой «специальный» тип ткани с квадратным рисунком (можно предполагать, что это была импортная ткань), то здесь была применена элаговая кислота на железной протраве. Специально следует отметить прочность крашения того времени. В современном красильном производстве черный цвет, полученный при помощи элаговой кислоты на железной протраве, считается непрочным на свет.

Ткани под № 4—6 показывают наличие красителя, называемого хрисином, добываемого из почек различных пород тополей (Торulus italica, Topulus nigra, Topulus pyramidalis). Хрисин на глиняной протраве окрашивает шерсть в желтый цвет. Основываясь на присутствии хрисина в ажурной ткани (Н-55/10189), можно предположить, что этот краситель применялся на Руси в период раннего средневековья. Коричневую окраску этих тканей следует приписать действию почвенных кислот.

Ткани под № 7—9 содержат краситель, называемый эмодином. Этот краситель присутствует в соке ольхи (Alnus glutinosa). Эмодин сообщает окраску от светло- до темно-коричневой. Оттенок зависит скорее всего от количества кислорода в соке, собирающегося в углублениях ветвей. Но и протрава имеет значение: например, железная протрава дает темно-коричневую окраску.

Только ткань № 10 (Н-55/10165) обнаруживает присутствие красителя индиго, который, впрочем, присутствует в соединении с неизвестным желтым красителем. Благодаря такому сочетанию ткань обладает зеленой окраской. Образец, указанный под № 11 (Н-55/10150), был окрашен в лилово-черный цвет (коричневый оттенок явился следствием воздействия кислых почв) красителем, называемым лак-дей.

Лак-дей — краситель, близкий кошенили. По мнению одних авторов, он получается из насекомых Coccus laccae, питающихся растениями Ficus indicus индийского, персидского или цейлонского происхождения. В других работах он определяется как продукт растений Laurencee, Perseacee и Gascaria madogascariensis Targ Tozz. Краситель лак-дей получали путем сложных химических операций. Окрашивающим соединением в лакдее является лаккаиновая кислота, которая в зависимости от протравы дает разные цвета окраски. На глиняной протраве лаккаиновая кислота красит шерсть в алый цвет, на оловянной — в пурпурный, чистая же лаккаиновая кислота окрашивает шерсть в медно-красный цвет. Присутствие красителя лак-дей в новгородских тканях очень интересный факт в истории красильного производства в Европе, он позволяет отнести его применение к XIII в.

Ткани под № 12 и 13 (Н-55/10138 и Н-55/10147) обнаружили в ходе анализа присутствие красителя марены на глиняно-железной протраве. Марена — растение группы Rubicae (Rubia tinctorum) —древнейших времен применялась для окраски в красный цвет; в Европе она известна уже со времен Карла Великого. Особенно широко она культивировалась в XIII в. во Франции и в Германии, а также на Востоке, откуда она доставлялась в Италию. Красный краситель получали из высушенного и смолотого корня растения, основным красящим соединением был в них ализарин. Он является протравным красителем, закрепляющимся на волокне с помощью глиняно-известковой протравы. При добавлении железных солей получался красно-фиолетовый оттенок. Марена была хорошо известна славянам: это доказывается тем фактом, что ее название вошло в славянскую мифологию.

Последняя из помещенных в таблице тканей (инв. номер Н-55/р. XII кв. 860) была окрашена в красный цвет красителем, полученным из кермеса и тонина. Краситель кермес добывался из мошек Coccus illicis, живущих на дубах. Крашение кермесом было известно уже в античную эпоху. В середине века арабы принесли искусство разведения мошек Coccus illicis из Персии в Западную Европу. Известен был также кермес украинский и немецкий, получаемый из тли, живущей на корнях растения Sclavantus perennis. Красящим соединением в кермесе является кермесовая кислота, которая окрашивает шерсть в зависимости от протравы. С кислой протравой кермесовая кислота окрашивает в апельсиновый цвет, с оловянной — в пурпурный, с глиняной — в бордовый. Кроме того, как показывает анализ упомянутого выше образца, для получения красного цвета использовался тонин, содержащий элаговую кислоту.

 

Всю статью можно найти здесь: http://archcostume.narod.ru/Nahlik_Tkani_Novgoroda.pdf.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...