Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цвет одежды в древнескандинавской литературе и археологии.




Предварительное замечание: Для предельной краткости материала, я исключил из перевода выдержки из саг, подтверждающие основной тезис, некоторые абзацы, посвященные оттенкам синего, внутритекстовые и затекстовые ссылки, а также часть, посвященную красному цвету.

Что мы подразумеваем под "цветными одеждами"? Или что подразумевали авторы саг под словом litklæ[#240;]i? Сегодня, когда нас окружает цветная одежда, а современные краски могут дать практически любой мыслимый цвет, наше понимание цвета одежды преимущественно озабочено фактическим оттенком готового изделия. Но для средневекового исландца термин litklæ[#240;]r, скорее всего, был более определенным, означая одновременно и процесс производства, и цвет готового изделия. Существенное отличие проводилось между окрашенной и неокрашенной одеждой. Неокрашенная одежда была сравнительно распространенной, а ее цветами были естественные оттенки шести такие, как серый (grár) и темный (svartr).

Саги иногда упоминают, что персонаж был одет ‘í litklæ[#240;]um’– в цветные одежды. В других случаях описываются одежды определенного цвета. Без таких особых указаний, вероятно, следует предположить, что персонажи саг обычно одеты в неокрашенную одежду. Так, в Eyrbyggja saga (гл. 20) Торарин и Арнкель носят неокрашенные одежды. Присоединившийся к ним Гейррид носит синюю накидку. Здесь, очевидно, предполагается, что в повседневности носили неокрашенные одежды. Подобная картина наблюдается и на основании археологических находок в Гренландии, где при раскопках захоронения начала XII века были обнаружены шерстяные одежды, сохранившиеся благодаря вечной мерзлоте.

Из цветов одежды, упоминаемых в сагах, красный и особенно синий стоят над остальными. В своем неопубликованном исследовании одежды в сагах Джейн Роскоу отмечает, что голубой и красный – цвета, постоянно используемые авторами саг, тогда как остальные цвета упоминаются лишь эпизодически. Оба цвета – голубой (blár) и красный (rauðr) – представляют собой окрашенную ткань.

Некоторые авторы утверждают, что слово blár, по сути, обозначает не синий, а естественно-пигментированную черную ткань. В сагах проводится четкое и недвузначное различие между синей (blár), одеждой героев высокого статуса и низкостатусного цвета темного (svartr), в который часто одевали рабов.

Роскоу делает вывод, что "синий" (blár) неизменно самый часто встречающийся термин цвета для обозначения одежды. Синяя ткань сравнительно редка в поэзии: поэты предпочитают уделять внимание настоящему великолепию, тогда как синий, который просто обозначает умеренный достаток, непримечателен для них.

Второй наиболее распространенный цвет в сагах – это красный (rauðr). Но Роскоу констатирует, что контексты, в которых носили красное, предполагают определенные обстоятельства. Красный используется авторами саг, чтобы указать на пышность, словно он является особо роскошным и богатым цветом. По всей видимости, красный цвет является маркером статуса в поэзии (например, Вторую песню о Гудрун).

Обращая взгляд на выкрашенную в красный цвет одежду, мы обнаруживаем подтверждение тому, что в сагах красный фигурирует как цвет пышности и роскоши. Красный краситель обычно получали из красильной марены (Rubia tinctorum), которая росла во Франции и Англии, но не в Скандинавии. Марену покупали на рынках Квентовика и Парижа IX века, и, вероятно, привозили в Скандинавию для использования в окрашивании, но редкие находки окрашенной мареной ткани, возможно, прибыли уже окрашенными. Окрашенная мареной в красный цвет одежда в скандинавских погребениях всегда ассоциируется с достатком и привозными товарами. Все экземпляры связаны с высоким статусом, а большая их часть происходит из Усеберга, Норвегия, и Маммена, Дания. В целом, красная одежда из Усеберга рассматривается как показатель роскоши, и это же утверждение может быть верно для экземпляра из Маммена. Плетение ткани из Маммена обычно для британской и европейской культур, но практически неизвестно в Скандинавии. Это также единственная одежда со значительным количеством вышивки из Скандинавии периода викингов и содержит мотивы, напоминающие английский стиль Винчестера. Её происхождение из Британии, возможно, из области скандинавского поселения, кажется наиболее вероятным.

Таким образом, красные плащи, замеченные поэтами Харальда (Haraldskvæ[#240;]i, стр.19), были, скорее всего, привозными вещами – предметами роскоши, которые были дарованы королем. Подобно этому serki valrauða, которыми Кнефред пытается заманить Гуннара и Хёгни (Atlakviða, стр.4) должны, вероятно, быть отнесены к иностранным красным одеждам.

Похоже, марена была особенно популярна в Британии, как это подмечено в Conflictus Ovis et Lini (l.175-6). Как и свидетельства тканей из Лондона и Йорка, большое количество марены было найдено в англо-скандинавских слоях Йорка, а останки ёмкостей с частичками марены были найдены в англо-саксонском Лондоне, Фетфорде, Винчестере и Кэнтербери. Марена продолжает преобладать в позднесредневековом окрашенном текстиле. Три сумки с мареной появляются на гербовом щите лондонских красильщиков, тогда как в Норвиче место раннесредневекового рынка до сих пор известно как рынок марены.В саге о Кормаке (гл. 12) герой произносит строфу, которая упоминает hosu, окрашенные в красный лишайником (hosu mosrauða, стр.38). Этот краситель был особенно распространен в Дублине викингов и Нарсаке, Гренландия, в эпоху заселения. Множество лишайников могло быть использовано, но скандинавский мир, скорее всего, отдавал предпочтение Lichen tartareus, известного как исландский litunarmosi "красильный лишайник", а на Фарерских островах как korkji, словом, происходящим от др.-ирл. corcur, означающего "пурпурный".

Другой краситель, известный из скандинавской археологии – это обычный лесной орех (Juglans regia). О его использовании говорят находки из Хедебю и Усеберга.

Особое восхищение у авторов саг вызывала одежда алого цвета (skarlat). Алые одежды часто даровали исландцам при дворах иностранных королей. Алая одежда появилась в конце эпохи викингов и являлась верхом роскоши среди шерстяной одежды средневековой Европы, соперничая даже с итальянскими и восточными шелками. Интересно, что хотя многие подарочные одежды в сагах предварительно носились дарителем (и это, по сути, увеличивало их ценность), алая одежда, как специально отмечается, была совершенно новой. В отличие от других роскошных одежд, алые, похоже, были из начесной шерстяной ткани, и предполагается, что качество начеса со временем портилось.

Хотя алый существовал во множестве оттенков, алый чаще всего красили до брильянтового оттенка (он служит обозначение цвета и сегодня). Краситель, который использовался для алого, был не мареной, а куда более дорогим кермесом (Kermes vermilio). Этот краситель производили из сушеных тел чешуйчатых насекомых, которые обитают на кермесоносном дубе (Quercus coccifera). Вечнозеленый дуб растет только в Южной Европе. Плиний полагал, что лучшие образцы произрастают в Португалии, Тунисе и Ближнем Востоке. В средневековье его выращивали для красителей по всему Средиземноморью. Хотя алый цвет неизвестен в эпоху викингов, кермесовый краситель был обнаружен в шелках викингов, и возможно его также использовали в привозной шерстяной одежде. Кермес, похоже, использовался для окраски одежды из погребения периода миграций в Эвебэ, Норвегия.

Современная археология смогла пролить свет на некоторые вопросы, связанные с цветом ткани в средневековой Скандинавии. Поскольку часто сложно определить истинный цвет сохранившейся ткани на глаз, проводятся специальные анализы. На тканях из Скандинавии были обнаружены следы следующих красителей: вайды или индиго, лишайника, морены красильной, подмаренника, дуба кермесоносного и некоторых других.

Пожалуй, наиболее удивительным выводом на основе этого анализа стало то, что среди находок лидировала ткань со следами индиготина, активного ингредиента краски, получаемого из вайды или индиго. Это означает, что большинство окрашенной скандинавской одежды было синего цвета, т.е. именно такой, какой она описывается в сагах.

Внимание исследователей уже давно привлекает факт, что в сагах синюю одежду часто носят в контексте убийства, а предположение, что синие одежды могли выражать некий смертоносный замысел, нашло отклик у многих комментаторов. Пожалуй, для английского читателя наиболее показательное вступление к одному из переводов Саги о Храфнкеле: "Образ Храфнкеля, едущего в синем одеянии, вполне однозначно говорит нам все, что нужно знать о его намерениях и настрое, поскольку в сагах синий цвет носят убийцы". Но в какой степени это предположение верно для саг?

Конечно, общеизвестен пример с Храфнкелем, который появляется в синем, когда замышляет кого-либо убить. Отдельные упоминания убийц, носящих синюю одежду, могут составить внушительную картину. Вместе с тем, значимость таких упоминаний ставится под вопрос, если обратить внимание на те случаи, когда синие одежды носят вне контекста убийства, а убийцы носят другие (не синие) цвета. Взятые вместе эти факты перевешивают свидетельства в пользу предположения о связи синего цвета и убийства. Хотя количество убийц, одетых в синее, превышает количество упоминаний о каком-либо другом цвете, мы можем видеть, что голубой – не единственный цвет, который выбирают убийцы. Причина заключается в том, что синий является наиболее распространенным цветом в сагах, что подтверждается археологическими данными.

По мнению Яна Максвелла, использование синей одежды убийцами в сагах – это вопрос выбора лучшей одежды для важного действия. Когда герои саг надевают цветную одежду, это часто означает, что у них есть какая-то цель. Цветная одежда может быть надета на свадьбу или тинг. Как выражение процветания и успеха, а также связей с иностранной роскошью, цветная одежда считалась уместной для приходящего путника. Надевание своей лучшей одежды свидетельствует о продуманности и намеренности совершаемого поступка. Это способствует публичному заявлению о намерении убить, которое разграничивает две юридические категории: "открытое" убийство (víg) как вопрос чести и "скрытое" убийство (morðr), совершенное под покровом темноты.Лён сохраняется в земле хуже, чем шерсть, и там, где он сохранился, это произошло лишь благодаря действию железистых солей из соприкасающихся украшений, чаще всего овальных брошей. Эти соли могут окрашивать лён, но при лабораторном анализе следов окрашивания на льне найдено не было. Наоборот, лён не только не окрашивали, но выбеливали. Выбеливание, скорее всего, включало в себя кипячение ткани в ясеневой золе и развешивание ее на солнце. Выбелённый лён, конечно, отличался по качеству.

В сагах белые одежды часто означают христианское благочестие. Но, по сути, белые одежды появляются в сагах и без религиозных обертонов, когда их просто называют льняной одеждой. Идея белых одежд как символа благочестия, вероятно, сложилась в силу белого цвета христианских роб и указаниях текстов рунических камней на смерть в белых одеяниях, что, вероятно, символизирует собой принятие христианства уже на смертном одре.

В целом, картина цветных одежд, представленная сагами и поэзией, представляется широко подтвержденной данными археологии. Многие одежды оставляли неокрашенными, особенно в атлантических поселениях. Одежды, которые окрашивали, были преимущественно синими. Красный цвет был редкостью и указывал на высокий статус.

Автор: Илайдж

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...