Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике




Введение

 

Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность, что тесно связано с созданием мелких и средних предприятий. По своей природе конкурентный и динамичный, малый и средний бизнес выполняют многие функции, которые объективно оказываются не под силу крупным производителям и государству: поддержание высокоэффективного рынка труда, расширение ассортимента и улучшение качества товаров и услуг, внедрение научно-технических разработок и другие. В развитых странах интегральное участие малого и среднего бизнеса в экономике, измеряемое по доле в ВВП и общем объёме налоговых поступлений, составляет по различным оценкам до 50-60 %. В контексте настоящего исследования малый бизнес рассматривается в неразрывной связи со средним бизнесом, несмотря на то, что как тот, так и другой, составляют вполне самостоятельные формы в структуре современной экономики. Исходя из общего смысла понятий, средний бизнес занимает промежуточное положение между малым и крупным бизнесом и составляет таким образом некую "текучую", переходную форму. Однако по своей экономической природе средний бизнес в большей степени тяготеет к малым предпринимательским формам.[10]

В большинстве сфер деятельности и малые, и средние предприятия обособлены от крупного бизнеса, что придаёт им определённые черты сходства. Так, период развития предприятия в формах малого и среднего бизнеса составляет восходящую фазу его роста. На этом этапе предприятие только лишь завоёвывает доверие рынка, его партнёрские связи находятся в стадии формирования, отсутствует склонность к бюрократизму. В противоположность этому, крупный бизнес соответствует стадиям зрелости и старения предприятия. В этот период жизненного цикла меняется стратегия ведения бизнеса: приоритеты быстрого роста сменяются поддержанием устойчивости финансово-хозяйственной деятельности и укреплением занятых позиций.[15]

По плотности распространения малого и среднего бизнеса в экономике Россия существенно отстаёт от западных стран. На 1000 жителей Российской Федерации количество малых предприятий составляет всего 6, то есть почти в 10 раз меньше, чем в ЕС, США и Японии. Подобное отставание негативно характеризует структуру отечественной экономики и сдерживает формирование благоприятного инвестиционного климата.

Малый и средний бизнес тяготеет к тем отраслям экономики, которые непосредственно соприкасаются с конечными потребителями. Спектр этих отраслей включает в себя торговлю, бытовое обслуживание, а в индустриальной сфере - производство товаров народного потребления, жилищное и коттеджное строительство. Исходя из характера специализации малого и среднего бизнеса в экономике, его развитие в значительной степени связано с общим оживлением потребительского рынка.

Увеличение объёмов производства в секторе конечного потребления происходит сегодня медленно в силу причин структурного характера: крайне неравномерной структуры спроса, неразвитости торговой инфраструктуры, слабой кооперации и специализации производителей. Кроме того, сказывается недостаточные протекционизм и поддержка отечественных производителей со стороны государства, а также низкая платёжеспособность населения.[15]

Большинство факторов, сдерживающих ускоренный рост производства потребительских товаров в России, являются общими для различных отраслей народного хозяйства страны. [15]

С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах частной собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются мелкие и средние предприятия.

Опыт управления малым и средним бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах ещё слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создаёт основу рыночной экономики.

Мировая практика доказала, что крупное производство - атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия - основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства.

Значение крупного производства будет сохраняться и в России, поскольку это обусловлено масштабами государства, имеющейся структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности. Многие собственники и руководители успешно работающих малых предприятий вышли из оборонного производства и отраслевых научно-исследовательских институтов, благодаря чему в значительной степени удалось сохранить российский научно-технический потенциал.

Во многих субъектах Российской Федерации поняли значимость малого предпринимательства и в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление обосновано, поскольку все крупные страны в основном развиваются за счёт расширения внутреннего рынка, а малые - с помощью роста экспорта.


 

Глава 1. Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...