Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса




 

Изучая сущность малого и среднего бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый и среднего бизнес играли основную роль в распространении цивилизации, но их история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый и средний бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа(1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом “кооперативного движения”. Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап(1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвёртого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого и среднего бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, лёгкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению групп малого и среднего бизнеса (МСБ).

Количественные критерии, как правило, используются там, где требуется формальное чёткое определение границ сектора малых и средних предприятий (МСП), в частности в законодательстве; для организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития.

В большинстве стран, выделяющих сектор малого предпринимательства или малого и среднего бизнеса, используются преимущественно три показателя:

· численность работников;

·   годовой оборот (объем продаж);

·   валюта баланса.

Первые “Рекомендации Еврокомиссии об определении микро, малых и средних предприятий” были приняты в 1996 г.. С учётом изменений социально-экономической и политической ситуации предусматривалось регулярное уточнение критериев. Последний пересмотр правил отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего бизнеса происходил в период с 2001 по 2003 гг.. На основании проводимых в этот период обсуждений в 2003 г. были установлены новые критерии выделения сектора, которые вступили в силу с 1 января 2005 г..

Введена общая категория микро, малых и средних предприятий, к которой относятся предприятия, имеющие менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму годового баланса до 43 млн. евро. В рамках сектора МСП отдельно устанавливаются критерии для выделения малых предприятий и микропредприятий:

·   малое предприятие определяется как предприятие, имеющее не более 50 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро;

·   микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро. малый бизнес средний предпринимательство

При этом самостоятельным предприятием считается предприятие, порог участия в уставном капитале которого других субъектов хозяйствования не превышает 25 %.

Большинство стран Евразии, в первую очередь страны с переходной экономикой, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом.

В нашей стране, согласно принятому 14 июня 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25 % и в которых численность работников за отчётный период не превышает следующих предельных уровней:

·   в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.,

·   в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел.,

·   в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.,

·   в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел..[11]

В настоящее время вырабатываются критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории МСП и предлагаются следующие пороговые ограничения:

Таблица №1 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг)

Тип бизнеса Число занятых Объем выручки, млн. руб.
микро- От 1 до 15 человек 60
малый От 16 до 50 человек 400
среднй От 51 до 250 человек 10000

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...