Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса как участников рынков с монополистической конкуренции




 

Развивающийся российский рынок, обеспечивающий довольно высокий уровень прибыли по сравнению с рынками развитых стран, является весьма привлекательным для иностранных предпринимателей, приход которых на товарные рынки России приводит к увеличению конкурентного давления на

малый и средний бизнес. Поэтому развитие малого и среднего бизнеса в России особенно нуждается в адресной государственной поддержке. На фоне наблюдаемого в Российской Федерации роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства особенно выделяется отсутствие целостной государственной политики в области государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Рынки с монополистической конкуренцией представлены предприятиями малого и среднего бизнеса. В развитых странах государственной поддержке малого и среднего бизнеса придаётся большое значение, поскольку создание новых рабочих мест и обеспечение минимального уровня безработицы во многом зависят от успешного функционирования малого и среднего бизнеса.

Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса является условием формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах), расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ, услуг.

Поиск новых экономических инструментов, технологий и направлений поддержки малого и среднего бизнеса особенно актуален на этапе современного посткризисного восстановительного роста экономики России. Это обусловлено наличием ряда проблем, среди которых наиболее важными представляются следующие.

На фоне наблюдаемого в Российской Федерации роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства особенно выделяется отсутствие целостной государственной политики в области государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Основная государственная поддержка малого и среднего бизнеса передана на уровень регионов, где, как правило, бюджеты формируются

с дефицитом денежных средств. В результате на поддержку малого и среднего бизнеса выделяются весьма незначительные средства.

Таким образом, актуальными становятся следующие обстоятельства.

Во-первых, острая необходимость повышения конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках.

Во-вторых, насущная потребность развития малого и среднего предпринимательства России (особенно малого и среднего инновационного бизнеса) как основы повышения его значимости в развитии народного хозяйства страны.

В-третьих, недостаточная роль государства в процессе создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и роста конкурентоспособности российской экономики.

В-четвертых, потребность малого и среднего инновационного предпринимательства в финансовых ресурсах и адекватных мерах поддержки для осуществления инноваций, которые в конечном итоге позволят вывести экономику России на более высокий и качественно новый уровень.

Основные особенности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России заключаются в следующем:

. Основу государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России составляют различные нормативные документы, разработанные на разных уровнях государственной власти. К таким документам относятся: федеральные законы, постановления Правительства РФ, федеральные программы, регулирующие отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом федеральные законы устанавливают правовые основы развития малого и среднего бизнеса, постановления правительства утверждают различные программы по государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Начиная с 1994 г. Правительство РФ ежегодно утверждает федеральные программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

. Законы и постановления по государственной поддержке малого и среднего бизнеса постоянно меняются. Точкой отсчёта развития государственной поддержки малого и среднего бизнеса России можно считать 1990 г., когда малые предприятия получили юридический статус. За этот период нормативное регулирование государственной поддержки малого и среднего бизнеса претерпело существенные изменения как в отношении органов, регулирующих поддержку малого и среднего бизнеса, так и в отношении источников финансирования этой поддержки. Кроме того, постоянно уточняется перечень мер по поддержке малого и среднего бизнеса как на федеральном, так и на местном уровнях.

. Большая часть полномочий по поддержке малого и среднего бизнеса передана местным органам власти, которые не обладают достаточными средствами для его поддержки. Согласно последним изменениям российского законодательства в области государственной поддержки малого и среднего бизнеса, субъекты РФ решают все вопросы в области поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства за счёт собственных средств и ресурсов. Таким образом, конкретный источник финансирования оставшихся 50 % для реализации федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса не предусмотрен, и субъекты РФ вынуждены решать возникшую проблему на своём региональном уровне. Для более детального анализа эффективности государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса были проверены следующие утверждения:

. В развитых странах малые и средние предприятия производят более половины ВВП страны. Для России пока характерны низкая обеспеченность субъектами МСП и незначительный их вклад в ВВП, что позволяет говорить о недостаточной результативности и эффективности политики поддержки МСБ.

. Наблюдается неравномерность размещения предприятий малого и среднего бизнеса по территории России. Малый бизнес в России в основном развивается в торговле и таких отраслях, как связь и транспорт, за счёт снижения активности в традиционных для всего мира отраслях промышленности и строительства.

. К первоочередной проблеме развития малого и среднего бизнеса в регионах России, можно отнести постоянный поиск и недостаток денег для открытия собственного дела, поэтому требуется эффективная поддержка со стороны государства и местных органов власти. Для подтверждения первого утверждения в табл. 1 сгруппированы данные о вкладе малых и средних предприятий в экономику передовых промышленных стран за 2011 год.

 

Таблица №3 Показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства в 2011 г.

Страна Количество МСП Количество МСП  Численность занятых в МСП Доля работающих на МСП Доля МСП в ВВП,%
Англия 2630 46,0 13,6 49 50-53
Германия 2290 37,0 18,5 46 50-52
Италия 3920 68,0 16,8 73 57-60
Франция 1980 35,0 15,2 54 55-62
Страны ЕС 15770 45,0 68,0 72 63-67
США 19300 74,2 70,2 54 50-52
Япония 6450 49,6 39,5 78 52-55
Россия 844 5,65 8,3 13 10-11

 

На рис. 2.2.1 приведено сравнение показателей, характеризующих развитие малого и среднего бизнеса в России по сравнению со странами ЕС и США.

 

Рис.2.2.1 Показатели, характеризующие развитие малого и среднего бизнеса в разных странах

С учётом данных таблицы сделаны следующие выводы. Во многих странах МСП за последние два десятка лет являлись главными двигателями роста занятости населения и увеличения ВВП. В развивающихся странах малые и средние предприятия стали инструментами в борьбе с бедностью и нищетой. В странах с переходной экономикой такие компании служат хорошими индикаторами изменения структуры собственности, бизнес-культуры и предпринимательского поведения в последние годы. В развитых странах малые и средние предприятия производят более половины ВВП страны. Однако для России пока характерна низкая обеспеченность субъектами малого и среднего предпринимательства и незначительный их вклад в ВВП, что позволяет говорить о недостаточной результативности и эффективности политики поддержки малого и среднего бизнеса.

В подтверждение второго предположения развитие малого и среднего бизнеса в России можно охарактеризовать следующим образом. Наблюдается неравномерность размещения предприятий малого и среднего бизнеса по территории России. Малый и средний бизнес в России основном развивается в отраслях с монополистической конкуренцией, таких как торговля, связь и транспорт, за счёт снижения активности в традиционных для всего мира отраслях промышленности и строительства. Согласно данным Госкомстата России, отраслевая структура малых предприятий в течение последних лет остаётся практически неизменной (Приложение №1 рис. 2.2.2 стр.31). [9]

В минувшем году Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области превратился в инвестиционное агентство. Структура поменяла не только название, но и значительно расширила свои возможности и инструментарий для поддержки начинающих бизнесменов. Агентство занимается сопровождением проектов до 300 млн. руб. У инвестиционного агентства есть представительства во всех муниципальных образованиях юга региона. Задача сотрудника каждого подразделения не просто общаться с желающими открыть производство в районе, а помогать решать вопросы, возникающие при реализации проекта.

Инвестиционное агентство ориентировано на создание так называемого «зелёного коридора» для предпринимателей - сопровождение инвестиционных проектов стоимостью до 300 млн. руб. Предпринимателям предлагают много видов помощи: от информационной поддержки до оказания административного содействия в их реализации. Бизнесмен может найти инвесторов самостоятельно либо воспользоваться возможностью получить недостающие средства по программе «Инвестиционные займы». Главный критерий оценки инвестиционного проекта - гарантированное создание и сохранение рабочих мест. Так, в 2013 г. предоставлено 40 займов на сумму 320843 тыс. руб.

Кроме того, по-прежнему работает программа «Гарантийный фонд», в рамках которой Инвестиционное агентство предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства по их обязательствами перед банками - участниками программы. Так, на конец декабря прошлого года восьми субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено поручительство на сумму более 14 млн. руб., что позволило привлечь 45620 тыс. руб. кредитных средств.

Продолжит свою работу в структуре Инвестагентства и Фонд микрофинансирования. Программа направлена преимущественно на поддержку тех предпринимателей, кому деньги нужны не только для покупки станков, помещений, но и для пополнения оборотных средств и на любые другие цели, кроме выплаты заработной платы работникам, уплаты налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Основное преимущество программы в том, что микрозаймы направлены не только на производителей товаров и услуг, но и на сферу торговли. В 2013 г. субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено 556 микрозаймов на сумму 262451 тыс. руб.

Также в прошлом году заработала программа «МИКРО-Старт», в рамках которой займы предоставляются начинающим субъектам малого предпринимательства в размере до 1 млн. руб. сроком до 1 г. под сниженную ставку 8 % годовых. За счёт средств областного и федерального бюджетов на реализацию программы было направлено 70 млн. руб. На конец декабря поддержку получили 62 начинающих предпринимателя, сумма займов составила 35360 тыс. руб.. По программе «МИКРО-Старт» займы могут получить только те предприниматели, которые на момент подачи заявки работают не более одного г.

Имущественная поддержка. Органами государственной власти Тюменской области и органами местного самоуправления созданы и ведутся реестры государственного и муниципального имущества (движимого и недвижимого), переданного в аренду либо в бессрочное пользование субъектам малого и среднего предпринимательства Тюменской области. Информация о реестрах размещена на официальных сайтах областного правительства Тюменской области, департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, органов местного самоуправления и в средствах массовой информации. Также областной бизнес-инкубатор оказывает подобную поддержку, предоставляя офисы по льготной ставке начинающим предпринимателям. И по итогам прошлого года в нем разместились 48 резидентов. Кроме этого, они реализуют проекты, связанные с вложением инвестиций, и в среднем в один проект вкладывается полмиллиона рублей. Обучение бизнесу продолжится. В прошлом году по итогам обучающей программы «Ты - предприниматель» тест прошли 2315 чел. 25 чел. после конкурса бизнес-планов прошли стажировки за границей, и восемь выпускников стажировались на российских предприятиях. Выпускники бизнес-программы представили жюри 254 бизнес-плана. 25 чел. зарегистрировали свои ИП или ООО. [14]


 

Заключение

 

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода.

Именно малые и средние предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

С развитием малого и среднего бизнеса в Российской Федерации связывается решение целого комплекса социально-экономических задач, а именно:

·   реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;

·   обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета;

·   увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни населения.

Малый и средний бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.


 

Список сокращений

ВВП - Валовой внутренний продукт;

г. - год (при обозначении цифрами веков, годов);

гг. - годы (при обозначении цифрами веков, годов);

др. - другие;

ЕС - Евро Союз;

ЕСН - единый социальный налог

млн. - миллион;

МСБ - малый и средний бизнес;

МСП - малые и средние предприятия;

РФ - Российская Федерация;

СМИ - Средства массовой информации;

тыс. - тысяча;

т.д. - так далее;

т.е. - то есть;

чел. - человек;

BDO International (произносится БДО интернешнл) - международное объединение аудиторских и консультационных компаний;


 

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4006; 2008, № 30, ст. 3615; 2010, № 28, ст. 3553; 2011, № 50, ст.7343) Правительство Российской Федерации.

2. Савченко П.В., Кокина Ю.П. Политика и заработной платы. - М.: Юристъ, 2000.

. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. - М.: Дашков и Ко, 2006г..

. Выдержка из резолюции Второй международной научно-практической конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России //Региональная экономика: теория и практика. - 2005. - № 8.

. Бирюков А. Развитие малого и среднего бизнеса - локомотив экономики (опыт Тайваня) //Вопросы экономики. - 2004. - № 9.

. Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации // Вопросы экономики. - 2005. - № 10.

. Бирюков А. Развитие малого и среднего бизнеса - локомотив экономики (опыт Тайваня) //Вопросы экономики. - 2004. - № 9.

8. З.И. Калугина. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006, с. 105-127.

9. Лымаь Е.Н. Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса как участников рынков с монополистической конкуренции. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264).Экономика. Вып. 38. с. 95-101. / Режим доступа <http://www.lib.csu.ru/vch/264/016.pdf>

. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. / Режим доступа http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-malogo-i-srednego-biznesa-v-protsesse-rynochnykh-preobrazovanii-vros#ixzz2pKR0Q8P3 <http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-malogo-i-srednego-biznesa-v-protsesse-rynochnykh-preobrazovanii-vros>

. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства./ Режим доступа <http://nisse.ru/business/article/article_295.html?effort=1>

. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство России.2012». Москва, декабрь 2012 г.www.gks.ru / Режим доступа <http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359>

. Фаляхов Р. Газета.ru [Электроны ресурс] / Некого нанять. Режим доступа: <http://www.gazeta.ru/business/2012/12/05/4879657.shtml>

. Григорьева <http://www.kp.ru/daily/author/816486/> М. - Комсомольская правда 2014 [Электроны ресурс] На какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес в 2014 году / Режим доступа: <http://www.kp.ru/daily/26180.3/3066806/>

15. disserCat - электронная библиотека диссертаци <http://www.dissercat.com/>й. <http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-malogo-i-srednego-biznesa-v-protsesse-rynochnykh-preobrazovanii-v-ros>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...