Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

После изучения раздела студент должен уметь




1. Проводить исследования для диагностики зоонозный инфекций – чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы.

2. Проводить исследования для диагностики заболеваний, вызванных патогенными спирохетами.

3. Проводить исследования для диагностики заболеваний, вызванных патогенными грибами.

4. Проводить исследования для диагностики риккетсиозов.

5. Проводить исследования для диагностики хламидиозов и микоплазмозов.

6. Выбирать биологические препараты для диагностики, профилактики и терапии инфекций.

Контрольные вопросы для подготовки к итоговому занятию

Перечислите особенности зоонозных инфекций. Охарактеризуйте морфологические и культуральные свойства возбудителей чумы,туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы. Чума у человека: источники инфекций, пути проникновения возбудителя в организм; перечислите клинические формы; наблюдается ли бактериемия? Микробиологический диагноз чумы: в каких лабораториях производится исследование, какие материалы берут от больного в зависимости от формы заболевания, какие ещё материалы исследуют; что обнаруживают в исследуемых материалах; назовите методы исследования; что необходимо сделать при обнаружении возбудителя чумы? Туляремия у человека: источники инфекции, входные ворота; какие изменения в биологических свойствах туляремийной палочки происходят в организме человека, в чём это выражается, передаётся ли туляремия от больного человека к здоровому? Микробиологический диагноз туляремии; перечислите методы микробиологической диагностики туляремии: что мы обнаруживаем каждым из этих методов; какие материалы берут от больного; каково значение первичной микроскопии исследуемого материала, каким способом выделяют культуру микроба, в каких лабораториях производится исследование на обнаружение возбудителя. Бруцеллёз у человека: источники инфекции, как происходит заражение, ворота инфекции, пути распространения и преимущественная локализация; характер иммунитета; наблюдается ли перекрёстный иммунитет между видами бруцелл. Назовите методы микробиологической диагностики бруцеллёза, исследуемый материал, что обнаруживают с помощью каждого из этих методов; какие из методов нельзя использовать в обычной лаборатории? Сибирская язва у человека: источник инфекции, пути проникновения возбудителя в организм, перечислите клинические формы, наблюдается ли бактериемия. Микробиологический диагноз сибирской язвы; перечислите методы исследования, материалы для исследования. Препараты для специфической профилактики и терапии чумы, туляремии, бруцеллёза; работы отечественных учёных. Общая характеристика спирохет. Классификация спирохет: перечислите (по-латыни) названия родов, видов спирохет и заболевания, которые они вызывают. Охарактеризуйте морфологические, тинкториальные, культуральные, антигенные, вирулентные свойства патогенных спирохет. Лептоспирозы: источники и пути заражения человека. Микробиологическая диагностика: материалы для исследования, методы исследования в зависимости от сроков заболевания; особенности бактериоскопических, бактериологических исследований, серологическая диагностика. Препараты для диагностики, активной и пассивной профилактики, препараты для лечения. Какие возвратные тифы вы знаете (в зависимости от переносчика и ареала распространения)? Источники и механизм заражения. Патогенез лихорадочных приступов: где находятся боррелии во время приступа; почему прекращается приступ; где сохраняется возбудитель в межприступный период; причины возникновения последующих приступов. Микробиологическая диагностика возвратных тифов: материал для исследования, когда его нужно взять, что обнаруживают и каким способом? Препараты для лечения. Возбудитель болезни Лайма: источники и пути передачи, переносчик. Клинические проявления. Микробиологическая диагностика: материалы для исследования в разные периоды болезни, обнаружение возбудителя, серологическая диагностика. Препараты для лечения. Возбудитель сифилиса: источник инфекции, входные ворота, пути заражения. Иммунитет при сифилисе, его особенности, проявления. Методы прямого выявление возбудителя сифилиса: материалы для исследования, способы обнаружения возбудителя. Серодиагностика сифилиса. Как забирается и пересылается материал для серодиагностики сифилиса. Препараты для диагностики и лечения сифилиса. Возбудители грибковых заболеваний: классификация патогенных грибов. Кандидозы, дерматомикозы: название возбудителей по-латыни и вызываемых ими заболеваний, морфология, среды для культивирования; микробиологическая диагностика: значение микробиологического и микроскопического методов исследования; серологические методы исследования. Риккетсии, их положение в систематике микроорганизмов. Патогенные риккетсиии название по–латыни, морфология и физиология, способы окраски, антигенная структура, токсинообразование. Возбудитель сыпного тифа: источник инфекции при сыпном тифе, локализация возбудителя у него; переносчик, как он заражается, локализация возбудителя у него; механизм заражения человека. Серодиагностика сыпного тифа. Как с помощью серологических методов дифференцировать болезнь Брилля от первичного сыпного тифа? Возбудитель Ку-лихорадки: источники инфекции, пути передачи, распространение. Микробиологическая диагностика Ку-лихорадки. Лечение и профилактика риккетсиозов. Хламидии: общая характеристика, классификация; особенности физиологии, способы культивирования. Возбудители орнитоза: название по-латыни. Источники инфекции. Лабораторная диагностика, лечение и профилактика орнитоза. Хламидии – возбудители трахомы и негонорейных уретритов: современная классификация, название по-латыни; источники инфекции; нозологические формы. Этиологическая роль в возникновении негонорейных уретритов, распространение, способы передачи, современные данные о значении хламидий, как возбудителей инфекции, передающейся половым путём. Лабораторная диагностика, профилактика и лечение урогенитального хламидиоза. Микоплазмы: общая характеристика, особенности морфологии и физиологии. Классификация микоплазм: название класса, родов, видов. Микоплазмы: нозологические формы, источники инфекции, пути передачи, факторы патогенности микоплазм. Микоплазмы – возбудители заболеваний дыхательных путей и мочеполового тракта (назовите по-латыни). Лабораторная диагностика, профилактика и лечение микоплазмозов.

 

ЗАНЯТИЕ 33

МОРФОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ВИРУСОВ. МЕТОДЫ
КУЛЬТИВИРОВАНИЯ И ОБНАРУЖЕНИЯ ВИРУСОВ.
ВИРУСЫ – ВОЗБУДИТЕЛИ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ (ОРВИ), ГЕРПЕТИЧЕСКОЙ ИНФЕКЦИИ

Вирусные заболевания занимают доминирующее положение в ин-
фекционной патологии человека и, по-видимому, являются одной из причин возникновения опухолей. В последние годы описано несколько новых, ранее неизвестных нозологических форм вирусных инфекций, в том числе и такое грозное заболевание, как ВИЧ-инфекция. Поэтому вирусология в настоящее время является одним из наиболее развивающихся и имеющих практическое значение разделов медицинской микробиологии и медицины. Отсюда, для современного врача любой специальности необходимо знать биологические особенности вирусов, методы их культивирования, механизмы взаимодействия с клетками, а также методы микробиологической диагностики вирусных инфекций, которые имеют существенные особенности. Отличительной особенностью вирусов является их абсолютный паразитизм и убиквитарность: они способны поражать животные, растительные организмы и микроорганизмы.

 

Возбудители острых респираторных вирусных инфекций объединены в общую группу на основании способности проникать в организм преимущественно через слизистую оболочку верхних дыхательных путей и способности размножаться в клетках, продуцирующих муцин (миксотропность вирусов), а также общих принципов лабораторной диагностики. Среди возбудителей острых респираторных вирусных инфекций на первом месте по масштабу вызываемых вспышек и по тому ущербу, который наносится здоровью человека и экономике, стоят вирусы гриппа.

Кроме вирусов гриппа, к возбудителям острых респираторных вирусных инфекций, относятся вирусы, которые, наряду с колонизацией дыхательных путей могут поражать другие ткани и органы человеческого организма. Так, вирус паротита преимущественно поражает слюнные железы, ткани яичек у мальчиков, а вирус краснухи вызывает системное поражение лимфатических узлов, эмбриональных тканей плода при беременности, пикорнавирусы и герпесвирусы вызывают поражение нервной ткани. Аденовирусные инфекции широко распространены и составляют 5-10% всех вирусных патологий. В феврале 2003 года в Юго-Восточной Азии впервые зарегистрирована вспышка до сих пор неизвестного острого респираторного заболевания (severe acute respiratory syndrome - SARS). Поскольку у многих больных развивается тяжёлая пневмония, приводящая к смертельному исходу, это заболевание часто называют «атипичной вирусной пнемонией», возбудителем которой является новый вирус из семейства Coronaviridae.

Герпесвирусы вызывают самые различные поражения: слизистых глаз, гениталий, кожи, центральной нервной системы, внутренних органов (гепатиты, колиты, пневмонии), в определённых условиях – неоплазии.

 

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студенты должны знать: положение вирусов в системе живых организмов; особенности вирусов, присущие только им; строение вириона (схемы строения, типы симметрии); современную классификацию вирусов и её принципы; этапы взаимодействия вирусов с чувствительными клетками; методы культивирования вирусов, признаки репликации вирусов в клетке; характеристику, методы диагностики, лечения и профилактики возбудителей ОРВИ, краснухи, герпетической инфекции.

 

Исходный уровень знаний

Для усвоения материала темы необходимо знать структуру и функции нуклеиновых кислот, биосинтез белков (биохимия), строение клеток культуры тканей, строение куриного эмбриона (гистология), структуру, свойства и взаимодействие с клетками бактериофагов (микробиология).

Цель занятия

1. Изучить строение и культивирование вирусов.

2. Изучить принципы обнаружения и идентификации вирусов.

3. Показать разнообразие возбудителей острых респираторных вирусных инфекций.

4. Изучить строение, антигенные свойства вируса гриппа.

5. Освоить принципы лабораторной диагностики гриппа.

6. Научить классифицировать препараты для диагностики, лечения и профилактики гриппа

7. Изучить строение и свойства вирусов кори, эпидемического паротита, коронавирусов, аденовирусов, краснухи.

8. Изучить принципы лабораторной диагностики кори, эпидемического паротита, SARS, аденовирусной инфекции, краснухи.

9. Изучить вирусы семейства Herpesviridae, их свойства, разнообразие клинических проявлений герпетических инфекций.

10. Изучить принципы лабораторной диагностики герпетических инфекций.

11. Научиться классифицировать препараты для диагностики, лечения и профилактики в соответствии с темой занятия.

 

План изучения темы

1. Морфология, физиология и классификация вирусов.

2. Методы культивирования вирусов.

3. Методы обнаружения и идентификации вирусов.

4. Характеристика возбудителей гриппа.

5. Методы диагностики гриппа; лечение и специфическая профилактика гриппа.

6.Характеристика возбудителей парамиксовирусов, коронавирусов, аденовирусов.

7. Характеристика возбудителя краснухи.

8. Характеристика возбудителей герпетической инфекции.

9. Методы диагностики, специфической профилактики и лечения ОРВИ, краснухи, герпетической инфекции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...