После изучения темы студент должен уметь
1. Дифференцировать стафилококки, стрептококки и нейссерии в микропрепаратах. 2. Оценить результаты микроскопии препаратов гноя из уретры, взятого от больного с острой гонореей. 3. Определять критерии патогенности стафилококков (реакция плазмокоагуляции, гемолиз на кровяном агаре, продукция лецитовителлазы), стрептококков (гемолиз на кровяном агаре). 4. Классифицировать биологические препараты по теме занятия в соответствии с их назначением.
Контрольные вопросы Стафилококки. Название видов по-латыни; какой вид чаще всего вызывает заболевания? Морфология, среды для культивирования, элективные среды, основные признаки для дифференцировки стафилококков от микрококков и для отличия разных видов стафилококков. Факторы патогенности стафилококков. Препараты, которые используются для лечения острых и хронических стафилококковых инфекций, для диагностики и профилактики. Роль стафилококков в возникновении ИСМП. Стрептококки. Форма, расположение клеток, споры, жгутики, капсула, окраска по Граму, среды для культивирования, токсины, ферменты патогенности. Виды стрептококков по характеру гемолиза на кровяном агаре (написать по-латыни, русские названия и буквенное обозначение типов гемолиза). Другие виды стрептококков, способные вызывать заболевания у человека. Какой вид чаще всего вызывает заболевания? Классификация стрептококков по антигенной структуре. Группоспецифический антиген, его химическая природа, серогруппы, их обозначение. К какой группе относятся большинство патогенных стрептококков? Типоспецифические антигены: химическая природа, какой из них является фактором вирулентности, его действие в организме, сколько серотипов известно, как они обозначаются, с помощью какой реакции выявляются? Роль стрептококков в этиологии скарлатины, рожи, ревматизма. Стрептококки пневмонии: название по-латыни, морфология (форма, расположение, споры, жгутики, капсулы), окраска по Граму, среды для культивирования. Антигенная структура: локализация и химическая структура основных антигенов, серологические типы. Формы пневмококковой инфекции. Микробиологическая диагностика: материалы для исследования, методы выделения чистой культуры на питательных средах и на животных; дифференцировка от других стрептококков, серотипирование. Препараты для лечения, диагностики и профилактики. Менингококки: морфология (форма, взаимное расположение, споры, жгутики, капсула), отношение к окраске по Граму. Среды для культивирования, способ биологического окисления, отношение к пониженной температуре. Факторы патогенности. Антигенная структура, по каким антигенам проводится деление на серогруппы и серовары? Как они обозначаются? Какие серогруппы чаще всего вызывают заболевания? Перечислите формы менингококковой инфекции. Локализация менингококка у носителей. Лабораторная диагностика: материалы для исследования при различных формах менингококковой инфекции, особенности забора и транспортировки их в лабораторию. Составить раздельно схемы лабораторной диагностики в зависимости от формы инфекции. Препараты для лечения и специфической профилактики. Гонококк: название по-латыни, морфология, отношение к окраске по Граму и другие способы окраски, отношение к температуре, среды для выращивания. Лабораторная диагностика острой гонореи: материалы для исследования, бактериоскопический метод (способы окраски, особенности микроскопической картины); бактериологический метод (среды для посева, идентификация возбудителя). Методы диагностики хронической гонореи. Препараты для диагностики и лечения.
Задания для выполнения в процессе самоподготовки В рабочей тетради написать по-латыни названия видов стафилококков, стрептококков (по гемолитическому признаку), менингококков и гонококков. Работа студентов на практическом занятии 1. Изучение морфологии стафилококков и стрептококков. Промикроскопируйте и зарисуйте окрашенные по Граму препараты: чистая культура стрептококка, стафилококка, стафилококк в гное, стрептококк в гное, стрептококк пневмонии в материале от животного. Названия возбудителей под рисунками напишите по-латыни. 2. Изучение особенностей роста стафилококков и стрептококков на питательных средах. По демонстрационным посевам изучите и опишите: а) характер роста гемолитических, зеленящих, негемолитических стрептококков, гемолитических стафилококков на кровяном агаре, стафилококка на элективной среде; б) характер роста стрептококков и стафилококков на жидкой питательной среде. 3. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование гноя на стафилококк (1-й день). Ознакомьтесь с сопроводительной запиской и внесите данные в рабрчую тетрадь. Из гноя приготовьте мазок. Окрасьте по Граму, микроскопируйте. Затем гной посейте петлей штрихами на чашку с кровяным агаром для получения изолированных колоний и на МПА шпателем для определения чувствительности микрофлоры гноя к антибиотикам. На засеянную чашку положите диски с антибиотиками. Запишите проделанную работу. 4. Продолжение выделения культуры из крови (стрептококковый сепсис, 2-й день). Демонстрация. Ознакомьтесь с сопроводительной запиской и внесите данные в журнал. Исследование 1-го дня было выполнено накануне: 10 мл крови больного с предполагаемым диагнозом «сепсис» посеяли в 90 мл сахарного бульона. 2-й день: опишите характер роста микробов в бульоне. Приготовьте мазок, окрасьте по Граму, микроскопируйте. Сделайте пересев на чашку Петри с кровяным агаром. Проделанную работу опишите в рабочей тетради. 5. Посев слизи из носа для выявления носительства стафилококка. Слизь из носа возьмите стерильным тампоном друг у друга и сделайте посев на чашку с молочно-солевым агаром. В рабочей тетради запишите собственные данные и проделанную работу.
6. Бактериоскопическая диагностика гонореи. Микроскопируйте и зарисуйте мазок из гноя уретры. На основании изучения мазка сделайте вывод. 7. Бактериоскопическая диагностика эпидемического церебрального менингита. Микроскопируйте и зарисуйте мазок из спинномозговой жидкости больного. ЗАНЯТИЕ 25 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИЙ, Вы продолжаете изучение гноеродных кокков и уже убедились, что микробиологическая диагностика каждого из заболеваний, вызываемых ими, имеет свои особенности. Если на предыдущем занятии вы должны были усвоить общую характеристику и особенности отдельных видов этой группы, то сейчас вам необходимо разобраться в особенностях проведения микробиологической диагностики при заболеваниях, вызываемых отдельными представителями, научиться дифференцировать отдельные виды и усвоить методы специфической профилактики и терапии гнойных инфекций. С этой целью на данном занятии вы будете изучать препараты, применяемые для диагностики, специфической профилактики и лечения инфекций, вызываемых патогенными кокками. Во второй части занятия вам предстоит познакомиться с представителями новой группы – патогенными анаэробами, вызывающими очень тяжёлые заболевания. Сведения о профилактике, диагностике и лечении этих заболеваний необходимы каждому врачу. Кроме того, вам предстоит познакомиться и усвоить свойства возбудителей и лабораторную диагностику гнойно-воспалительных процессов, вызываемых грамотрицательными палочковидными микроорганизмами. Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы вы должны знать микробиологическую диагностику инфекций, вызываемых гноеродными кокками, и препараты для диагностики, лечения и профилактики этих заболеваний, свойства грамотрицательных палочек – возбудителей гнойных и раневых инфекций, классификацию и свойства неспорообразующих анаэробов, а также свойства клостридий – возбудителей раневых инфекций. Необходимо также усвоить правила забора, транспортировки и методику первого дня исследования материала, содержащего анаэробные микроорганизмы.
Исходный уровень знаний Для успешного усвоения темы необходимо повторить из общей микробиологии разделы: биологическое окисление микроорганизмов, методы выделения чистых культур анаэробов и знать материал предыдущего занятия. Цель занятия 1. Ознакомиться с возбудителями гнойно-воспалительных заболеваний: псевдомонадами, протеями, клебсиеллами, кишечной палочкой, их морфологией, культуральными свойствами и факторами патогенности. 2. Ознакомиться с возбудителями анаэробных инфекций: клостридиями и неспорообразующими анаэробами, их морфологией, культуральными свойствами и факторами патогенности. 3. Изучить принципы лабораторной диагностики инфекций, вызванных грамотрицательными палочковидными микроорганизмами. 4. Ознакомиться с набором иммунобиологических препаратов для диагностики, лечения и профилактики инфекций, вызванных грамотрицательными палочковидными микроорганизмами.
План изучения темы 1. Определение признаков патогенности и видовой принадлежности стафилококков. 2. Стафилококковое носительство, его диагностика и значение. 3. Стрептококковые заболевания: нагноения, сепсис, скарлатина, ревматизм и их диагностика. 4. Характеристика грамотрицательных аэробных палочек (псевдомонады, протей, клебсиеллы, кишечные палочки) и их роль в этиологии гнойно-воспалительных процессов. 5. Характеристика неспорообразующих и спорообразующих анаэробов – возбудителей раневых и гнойных инфекций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|