Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль социальных работников




Специфические особенности семей в по­вторных браках, природа стрессовых ситуа­ций — основы для социальной работы. Осо­бое внимание следует обратить на различия между семьями в первом и повторных браках. Эти различия лежат в основе нормальных пе­реходных, непатологических проблем. При­нимая это во внимание, социальные работни­ки могут начать проведение в жизнь клинических, образовательных и социаль­ных программ, направленных на то, чтобы семья в повторном браке заняла свое место в обществе как законная семейная структура.

Миссия социальных работников — об­служивать нуждающееся в помощи населе­ние и развивать программы, чтобы обеспе­чить нормальную жизнедеятельность людей; предполагается, что социальные агентства должны быть вовлечены в программы, отве­чающие специфике семей в повторных бра­ках. Так как литературы по проблемам семьи в повторном браке всегда было мало и она была противоречивой, социальные работни­ки старались извлечь все необходимое из ли­тературы по проблемам семьи в первом браке. Очень часто результатом были жалобы семей в повторных браках на сложности их семей­ных ситуаций и отсутствие понимания у про­фессионалов, к которым они обращаются за помощью.

Социальным работникам важно пони­мать, что особенности семьи в повторном бра-

ке не означают патологической динамики ее развития, они нормальны и отражают лишь переходный процесс приспособления к новой ситуации. Уверенность в себе очень важна, поскольку многие члены семей в повторных браках ищут профессиональной помощи, когда эти цели им кажутся недостижимыми. Цифры свидетельствуют о том, что наиболее сложный период приспособления — первые три года; позже у семьи появляется надежда, что напряженность будет преодолена О. Уолд, 1981; 1985).

Социальные работники, занимающиеся семьями в повторных браках, должны сосре­доточивать свое внимание как на личностных проблемах (потерях, негативных самооцен­ках), так и на проблемах всей семьи (прави­лах и путях ее развития, распределения се­мейных ролей). Родитель, не являющийся опекуном, при обсуждении изменения прав на опеку, посещение или поддержку ребенка тоже может попадать в сферу деятельности социальных работников.

При работе с супругами в центре внима­ния социальных работников — выработка ба­ланса в распределении супругами времени, места и денег. В дополнение к этому супруже­ским парам часто необходима помощь в опре­делении тех факторов, которые будут способ­ствовать развитию их отношений с приемными детьми. Вмешательство в кризис­ных ситуациях может быть уместно; можно использовать краткое или продолжительное воздействие на всю семью, равно как и воз­действие на ее членов (супруги, родитель— ребенок, индивид). Для социальных работ­ников подходят разные теоретические направления. Хотя и не существует опреде­ленных моделей семейной терапии, некото­рые находят наиболее эффективным психодипамический подход, другие же пред­почитают структурный и поведенческий под­ход.

Па превентивном уровне социальные агентства должны развивать образователь­ные программы, чтобы подготовить родите­лей-одиночек к сложностям повторного бра­ка, к нормальному переходному периоду. Трудности можно предвидеть, и семья может выработать стратегию, чтобы справиться с ними до того, как они станут устойчивыми и менее поддающимися изменениям. Прием­ные родители часто отмечают, насколько мог­ли бы быть полезными такие знания до по­вторного вступления в брак (Л. Мессинджер, 1976).

Средства массовой информации также могли бы быть полезны в изменении негатив- СЕМЬИ В

ПОВТОРНЫХ БРАКАХ

88

ных стереотипов относительно семей в по­вторных браках, обратив внимание на про­блемы, которые такие семьи испытывают. Социальные агентства могли бы указать сред­ствам информации на актуальность этой те­мы как части широкой образовательной кам­пании. Свидетельством растущего интереса средств массовой информации к этим пробле­мам являются выступления социальных ра­ботников на TV по проблемам семьи.

Изменение прав опекунства — этот воп­рос чаще всего находится под контролем со­циальных работников, имеющих дело с семь­ями в повторных браках; поэтому необходим комплекс знаний об обстоятельствах, при ко­торых возникают подобные требования. Это может быть связано с пониманием развития ребенка и его семьи, а также с юридическими правами и обязанностями родных родителей. Частые требования изменения опекунства в случаях, когда дети не в состоянии привык­нуть к жизни в доме одного из родителей, должны тщательно изучаться, чтобы такие изменения не становились правилом. Неред­ко возникают проблемы по поводу материаль­ной поддержки ребенка, а в связи с этим и проблемы разделения семейных ролей и от­ветственности. Все эти вопросы следует адре­совать социальным агентствам и правовым учреждениям, чтобы использовать опыт и тех идругих (Р. Бринидр., 1984).

Увеличение количества разводов и нали­чие у разведенных людей стремления всту­пить в повторный брак ведут к росту числа семей в повторных браках. Но еще более вы­сокий уровень повторных разводов говорит о том, что семья в повторном браке принадле­жит к группе риска. Социальные агентства, работающие с такими семьями, должны по­нимать, какие факторы ведут к повторному разводу, и помогать семьям достигнуть проч­ных взаимоотношений, которые способны укрепить повторный брак. Различия между семьей в первом и семьей в повторном браке, множественные опекунские и родственные отношения в семьях в повторных браках, про­блемы, испытываемые семьей в повторном браке, — все это должно рассматриваться как типичные проблемы этих семей. Такой под­ход нормализует семью в повторном браке и облегчает оказание ей соответствующей по­мощи. Образование может помочь родите­лям-одиночкам из числа тех, кто планирует в первый раз или повторно вступить в брак, предвидеть многие нормальные, непатологи­ческие стрессовые ситуации. Социальные агентства должны также развивать образова-

тельные программы семейной жизни для се­мей в повторных браках, чтобы не допустить негативных отношений до того, как будет поз­дно что-либо менять. Следует работать в тес­ном сотрудничестве с судами и правовыми организациями, чтобы правовой кодекс учи­тывал стремление сторон к семейной совме­стимости и стабильности; в настоящее же время он противоречит такому стремлению. Необходимо изменить негативные стереоти­пы, которые сейчас общеприняты; дальней­шее образование поможет обществу понять специфику семьи в повторном браке. Должно появиться новое чувство — чувство, что "все находящиеся в step-отношениях (т. е. нерод­ные по крови) не хуже других, они просто другие".

Эстер Уолд

См. также: Дети, получающие материаль­ную помощь; Обучение семейной жизни; Развод и раздельное проживание; Семья с одним родителем; Семья: современные тенденции; Средства массовой инфор­мации; Юридические службы.

• Bernard J. (1971). Remarriage: A Study of Marriage (rev. ed.). N. Y.: Russell and Russell. • Brinn R., et al. (1984). Divorce Mediation — Social Work and the Law.— Practice Digest, 7(2), 29—32. • Cherlin A, McCarthy J. (1985). Remarried Couple Households: Data from the 1980 Current Population Survey.— Journal of Marriage and the Family, 47(1), p. 25—26.» DubermanL. (1973). On Becoming a Family. Unpublished doctoral Dissertation. Case Western Reserve Unversity. • Glick P. C, Norton A. ]. (1977). Marrying, Divorcing and Living Together in the United States Today.— Population Bulletin, 32(5), 4—8. Wash., D. C: Population Reference Bureau, Inc. • Kargman M. W. (1983). Stepchild Support Obligations of Stepparents.— Family Relations, 32(2). • Messiager L. (1976). Remarriage Between Divorced People and Children from Previous Marriages: A Proposal for Preparation for Remarriage.— Journal of Marriage and Family Counselling, 2,193—200. • PfleglerJ. (1957). The Wicked Stepmother in Child Guidance Clinics.— Smith College Studies in Social Work, 17, 125—126. • Waid E. (1981). The Remarried Family: Challenge and Promise. N. Y.: Family Service Association of America. • Wald E. (1985). The Remarried Family: A Special Case of Family. Unpublished doctoral Dissertation. University of Chicago.

89

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

СЕМЬЯ

По данной общей теме см. статьи:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...