Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практика социальной работы с семьей




Социальный работник, занимающийся проблемами семьи, хотя и принимает во вни­мание весь комплекс "личность—среда", од­нако на первое место в процессе оценки ситу­ации и вмешательства ставит семью или ближайшее социальное окружение клиента. Как уже отмечалось, роли и функции соци­альных служащих, занимающихся пробле­мами семьи, различаются в зависимости от того, какой стороне комплекса "человек— семья—окружение" уделяется основное вни­мание. Видимо, социальные работники не должны быть исключительными привержен­цами какой-то определенной "школы" или подхода, ибо при оказании помощи потенци­ально полезны все методы работы. В любой семье исторические, структурные, экологи­ческие, коммуникативные и даже мифиче­ские процессы происходят одновременно. Социальные работники, основываясь на не­которых критериях, могут выбрать, какому из аспектов надо уделить особое внимание в дан­ном конкретном случае и когда следует пере­нести акцент с одного аспекта на другой в процессе работы с семьей. Однако социаль­ный работник должен постоянно следить за качеством и последовательностью своей ра­боты.

Первое, на что должны обратить внима­ние социальные работники при экспертной оценке ситуации и вмешательстве, — это изучение окружения семьи, согласованности либо несогласованности взаимодействия семьи и окружения. Выросший из экологиче­ских принципов и концепций, разработан­ный такими специалистами в области семьи и социальной деятельности, как Э. Ауэрсу-эльд (1968, 1971),К. Джермэн (1973,1979), Э. Хартман (1978), К. Мейер (1970) и дру­гие, этот подход ориентирован на создание гибкого представления о взаимосвязи между семьей и ее окружением. Необходимые оцен­ки могут быть получены с помощью экологи­ческой карты (Э. Хартман, 1978). Главной целью социального работника и семьи явля­ется достижение согласованности между семьей и ее окружением; она может быть до­стигнута, если семье будет оказываться по­мощь в приобретении различных товаров, пользовании услугами, если ей помогут впи­саться в социальное окружение. Стратегии вмешательства должны фокусироваться пре­имущественно на изменении окружения, среди них — использование имеющихся воз­можностей и поиск новых ресурсов, услуги брокеров, адвокатов, а также тех специали-

 

 

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

96

стов, которые могут помочь семьям наилуч­шим образом использовать окружающую среду. Согласно данным социальных работ­ников (Э. Пиндерхьюз, 1985; Б. Соломон, 1976), одной из основных проблем в жизни большинства семей в последние годы является беспомощность, бессилие. Основной целью экологической работы с семьей является из­менение отношений между семьей и ее окру­жением, с тем чтобы члены семьи имели боль­шую власть и контроль над основными областями их жизни.

Например, некоторые плохо организо­ванные семьи часто живут в таком же мире — с плохо организованным пространством и временем. Специалист, установив, что между семьей и ее окружением существуют устой­чивые взаимоотношения, может помочь семье воздействовать на окружающие ее сис­темы следующим образом:

1) раскрыв неравные или безответные от­ношения;

2) проведя переговоры о товарах и услу­гах;

3) укрепив слабые или неадекватные свя­зи потенциально не ладящих с другими людь­ми и социального окружения;

4) помогая семье наилучшим образом воспользоваться преимуществами общины и людей, которые ее окружают, например, с помощью планирования времени и простран­ства;

5) укрепляя семью и согласие в семье с помощью создания определенных семейных ритуалов.

Такие действия могут изменить как окру­жение, так и внутренний мир семьи (для изу­чения более сложных и интересных примеров следует обратиться к книге Э. Хартман и Дж. Лэард, 1983).

Вторым очень важным направлением из­менения является система связей между по­колениями, представленными в семье. Если исходить из того, что на человека и его сегод­няшнюю семью во многом влияют такие свя­зи, изучение этих влияний проливает свет на сегодняшнее состояние и жизнь семьи. Далее связи между поколениями, их потенциал мо­гут быть мобилизованы на позитивное изме­нение. Источником информации о связях между поколениями является генограмма — семейная карта с родственными связями, на которой бывает отражена вся история семьи, причем карта может быть организована та­ким образом, что по ней нетрудно проследить все основные события в жизни семьи.

Генограмма создается и расширяется ме­тодом опроса, который отражает систему

убеждений и взглядов разных поколений, принципы жизни и взгляд семьи на окружа­ющий мир. Будучи сродни методам этногра­фических исследований, метод опроса дол­жен побудить членов семьи узнать и поддержать семейную культуру, помогаю­щую им осознать самих себя и свой мир. Та­кие опросы могут позволить внимательно ис­следовать семейные мифы, легенды, ритуалы, некоторые символичные действия, а также образ мысли и убеждений, которые являются приоритетными в данной семье, и даже особый язык общения, понятный только этой семье (Дж. Лэард, 1984). Хотя эти ас­пекты исследований полезны любой семье, особое значение они имеют для социальных работников, которые благодаря этим исследо­ваниям больше узнают о жизненных позици­ях, системах ценностей, различных практи­чески в каждой семье.

Некоторые специалисты-практики на­стаивают на том, что основное внимание при работе с семьей надо уделять настоящему, другие же, наоборот, главным считают изуче­ние связей между поколениями. Однако большинство из них всегда, пусть даже в ми­нимальной степени, обращаются к истории, что помогает им понять внутренний мир семьи. Социальные работники, которые ра­ботают с семьей в определенном контексте и с конкретной целью, исходя из них, и реша­ют, какое место отвести исследованию роли связей между поколениями.

В некоторых ситуациях главным является изучение рождающихся в семье отношений, которые могут быть основной целью измене­ния. Социальные работники, работающие с супружескими парами, семьями или целыми группами людей, помогают им стать исследо­вателями, а иногда и настоящими экспертами генеалогии своей собственной семьи. Они изучают мифы, легенды, секреты своей семьи, разоблачают исторические искаже­ния и т. д. В результате после такого рода исследований клиенты учатся тому, как изменить существующие отношения внутри семьи. Социальный работник помогает клиентам изучить различные возможности поведения, предлагает различные стратегии изменения отношений с членами семьи, обеспечивает поддержку и помогает отсле­живать результаты. Даже в тех ситуациях, когда такое глубокое изучение истории семьи не требуется, некоторое знакомство с ней может оказаться полезным, если семья попала в критическую ситуацию или если социальный работник сталкивается с пробле­мой, которая, на его взгляд, не может быть

97

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

быстро разрешена, да и во многих других си­туациях.

Третьим направлением, требующим оп­ределенного внимания, является современное состояние самой системы семьи. Отталкива­ясь от конкретной ситуации, социальный ра­ботник может выбрать тот аспект работы с семьей, на котором, по его мнению, надо со­средоточиться. Чтобы уяснить проблему кли­ента, надо принять во внимание его потребно­сти, опыт, а также опыт и теоретическую базу социального работника, его представление проблемы, сроки, в которые она должна быть разрешена, культурный уровень семьи, при­надлежность семьи к какому-либо классу, предшествующий опыт общения с социаль­ными службами, структуру семьи и многое другое. Изменения в семье являются настоя­тельными, если:

1) семья плохо организована;

2) имеются недолжные или неправиль­ные границы между семьей и окружающим миром или между членами семьи, между представителями разных поколений, разного пола;

3) в семье наблюдается распад иерархии;

4) был создан ошибочный треугольник или союз, например, если ребенок заменяет одного из взрослых в супружеской системе.

Множеству семей и супружеских пар можно помочь, если уделить достаточное внимание процессу семейного общения. В семье со строгими правилами или в той семье, где поведение одного из ее членов является экстремальным или жестоким, для того чтобы создать основу для изменений, необходимы более сложные подходы.

Структурные, организационные и ком­муникативные стороны системы семьи оце­ниваются с помощью наблюдений и других методов. Социальные работники, считающие основной сферой своей деятельности семью, стараются быть активными и человечными при общении с клиентами в попытках повли­ять на сложившиеся годами стереотипы се­мейных связей как на официальных встречах с клиентами, так и во время домашних визи­тов. Социальный работник пытается создать атмосферу, в которой семья будет по-новому ощущать как саму себя, так и окружающий мир. С помощью нового подхода к проблемам, волновавшим семью, ее члены начинают по-новому смотреть на себя и свои проблемы.

В ходе опроса выявляется новая инфор­мация, которая может поставить под сомне­ние существующие представления об отно­шениях в семье. Техника кругового или систематизированного опроса помогает изме-

нить взгляд на возникшие проблемы. Если первоначально осознание проблемы основы­валось на симптомах одного человека, то по­сле такого опроса учитываются такие аспек­ты, как общение и отношение членов семьи друг к другу, а также выявляются пути, с по­мощью которых достигается согласованность в семье. Проблема заново описывается как часть сложной системы семейных взаимоот­ношений. Опросы включают изучение взаи­моотношений внутри семьи и в последующем приводят к изменению взгляда на проблему и к дополнению тех представлений, которых придерживалась семья. Социальный работ­ник может, например, предложить членам семьи проиграть некоторые сценки из их жизни, используя особенности данной семьи, и тем самым клиенты на собственном опыте изучают эмоциональную среду своей семьи. Изучение системы взаимоотношений проис­ходит также при ответе на вопросы кругового опроса. Социальный работник может попро­сить своих клиентов выполнить определенное задание во время занятий или дать это зада­ние в качестве домашней работы. Этот прием обычно применяется для изменения структу­ры и организации семьи.

В некоторых ситуациях выявленная про­блема может быть тесно связана с процесса­ми, определяющими выживание данной семьи (М. Селвини-Палаццоли и др., 1978). В этих условиях непосредственные усилия по ее преодолению могут показаться членам семьи угрожающими ее сохранности. При работе с такими семьями довольно эффектив­ным является использование позитивной коннотации для стимуляции различных сил, которые и приводят к необходимым измене­ниям. Позитивная коннотация, используемая многими специалистами в работе с семьей и введенная М. Селвини-Палаццоли и ее кол­легами в изобразительное искусство, приво­дит семью к принятию системы такой, какова она есть. С помощью позитивной коннотации можно легко и быстро сломать сопротивление семьи.

Парадоксальное вмешательство может осуществляться по-разному, но обычно оно является как бы контрпарадоксом. Это озна­чает, что семья может обратиться к специали­сту с парадоксальным требованием: "Замени­те симптомы, но не меняйте нашу семью!" Так как это два совершенно противоположных требования, то специалист попадает в пара­доксальную ситуацию, и его ответом является представление семье аргументов, которые по­казывают, как описанные ими симптомы по­могают семье и поддерживают ее, при этом

 

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

98

специалист предупреждает о возможных ре­зультатах изменений. Семья же находится в противопарадоксальной ситуации и должна выбирать между неизбежностью существова­ния неблагоприятных симптомов и риском перемен. Третий выход, который всегда су­ществует в спорной ситуации, заключается в том, чтобы не признать мнение специалиста, однако существует множество стратегий, по­могающих избежать этого.

При работе с системой семьи одним из вопросов, привлекающих особое внимание, является изменение жизненного цикла. Вся­кое такое изменение нарушает организацию семьи и вызывает противодействие. Часто это происходит из-за неспособности пойти на не­обходимые изменения, предназначенные для стабилизации шаткого жизненного равнове­сия. Дж. Хейли (1980), например, применя­ла свой подход к семьям, в которых молодые люди не могли "покинуть дом", а Э. Картер и М. Макголдрик (1980) внесли огромный на­учный вклад в этот вопрос изданием своей работы о цикле семейной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...