Обучение семейной жизни Развод и раздельное проживание Родители как клиенты социальной
службы Семьи в повторных браках Семья и социальная работа Семья многопоколенная Семья нуклеарная Семья с одним родителем Семья: планирование Семья: современные тенденции Семья: социальные службы СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В социальной работе произошел резкий поворот к семье, что явилось возвращением к старому курсу, оставленному последние десятилетия. Этот поворот вполне соответствовал ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Он произошел в интеллектуальном контексте, который включал в себя существенные изменения в эпистемологических и парадигмальных основаниях теории семьи и 30 лет теоретических и практических инноваций в области семейной терапии. В настоящее время социальные работники имеют возможность использовать достижения практических и теоретических исследований в этой области для построения моделей практической социальной работы. Несмотря на то что в славные первые годы движения за терапию семьи социальные работники, за несколькими исключениями, такими, как Вирджиния Сэйтир, особенно ничем не отличились, они внесли огромный творческий вклад в теорию и в практику на втором И третьем этапах работы с семьей. В теории социальной работы с семьей нашли свое отражение традиционные дисциплины, разрабатывающие вопросы психического здоровья, и другие науки. Возвращение социальной работы к семье произошло в ходе растущего интереса к семье в социальных науках, политике, искусстве и в сознании обычных граждан. Огромное количество публикаций в области социальных наук, создание новых журналов, появление различных исследовательских проектов подтверждали возросший интерес к семье, что способствовало лучшему пониманию этой древнейшей человеческой системы. Однако полученные сведения о состоянии семьи были разноречивы. Одни исследователи пришли к мысли о скорой кончине семьи вследствие высокого уровня разводов и изменения семейной роли женщины, другие же считали, что семья показывает всю свою силу и жизнеспособность, адаптируясь и творчески преобразуя свое внутреннее содержание перед лицом быстрых социальных изменений в постиндустриальном мире. Правые и левые политики продолжали спорить о природе взаимодействия между семьей и государством, а также о месте семьи в социальной политике и программах.
Всеобщий американский энтузиазм по отношению к семье подтверждается огромным количеством телевизионных программ, фильмов и художественных произведений, в которых прослеживается счастливая жизнь какой-либо семьи. Изучение родословной, которое являлось некогда хобби некоторых пожилых людей, теперь стало повальным увлечением американцев, которые пытаются отыскать свои корни. Некоторые семьи стремятся воссоединиться. Это явление, вероятно, можно рассматривать как результат изоляции и отрыва от семьи многих ее членов, разбросанных волею судьбы в различные стороны в наш урбанизированный, технологически развитый век. В этой статье даны некоторые основные определения, затем кратко рассказано об истории развития социальной работы с семьей, далее предлагаются соображения о развитии эпистемологии, которое привело теорию и практику социальной работы с семьей к ее сегодняшнему состоянию. В статье также рассмотрены общие темы, понятия и перспективы движения за семейную терапию, особое внимание уделено тому, как теоретические и практические понятия теории семьи могут быть интегрированы в модели социальной работы и применены к конкретным ее отраслям. В заключение обсуждены не решенные на сегодняшний день проблемы и обозначены направления будущего развития.
Что такое работа с семьей? В настоящее время не существует общепринятого определения работы с семьей.
СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 90 Многие приравнивают ее к семейной терапии и даже ограничивают ее отдельными методами, которые предполагают рассматривать всех или нескольких членов семьи как единое целое. В более широком смысле, однако, практическая социальная работа с семьей определяется с точки зрения перспективы. Работу с семьей можно описать как подход к человеческим существам в плане их отношений с ближайшим и более широким окружением, рассмотрение их с точки зрения их потребности в помощи. Такой подход помещает в центр внимания семью и утверждает ее как "единый предмет интереса". Это отнюдь не значит, что отдельный человек должен быть чему-то подчинен, это даже не всегда означает, что социальный работник должен заниматься всей семьей. Это означает лишь то, что человека можно понять и можно оказать ему помощь только в контексте тех ближайших для него более общих систем, частью которых он является. Важнейшей из таких систем обычно является семья. Это сразу показывает, что семья находится в традиционной области интереса социальной работы, всегда рассматривающей человека в его окружении. Работа с семьей не ограничивается ни семьей и ее членами, ни более широким окружением, которое влияет на характер семейной жизни. Она предполагает, что наиболее важны те взаимоотношения между человеком, семьей и окружением, которые являются существенными не только для отдельных людей или семей, но и для более крупных социальных сил и систем, в которые включена семья. Поэтому она имеет общий характер. Специалист, работающий с семьей, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть и автором программ, и социальным аналитиком, и управляющим в агентстве. Однако главным образом он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам. Работа с семьей может вестись также в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства.
Что такое семья? Определение семьи имеет большое значение для политики, социальных программ и практики социальной работы. Большинство людей имеет по крайней мере две семьи — семью "здесь-и-теперь", в которой человек живет в данный момент, и семью, из которой он произошел. Определение семьи "здесь-и-теперь" стало проблемой, которая более других расколола Конференцию по проблемам семьи в Белом доме (1980). Если, как это сегодня и делается, считать семьей лишь супружескую пару вместе с детьми, то политика, программы и практическая деятельность, направленные на поддержку таким семьям, будут поддерживать этот образ семьи и ограничивать возможность выбора. Если, с другой стороны, придерживаться широкого определения семьи, то политика, программы и практическая деятельность не смогут защитить и поддерживать определенные, интимные формы жизни, которые сами люди называют семьей. Хотя широкое определение ставит сложные концептуальные и политические вопросы, мы считаем, что работа с семьей должна быть основана на таком всеобъемлющем, идущем от самих людей, или феноменологическом, определении семьи и должна в этом контексте учитывать и узкое определение. Будем считать, что семья существует, если два (или несколько) человека создали для себя теплую интимную среду существования, которую они рассматривают как семью, окружение, с которым они обычно разделяют общее жизненное пространство, обязанности, разнообразные роли и функции — все, что принято считать частью семейной жизни. Семья второго типа есть у всех людей. Эта семья психологически важна, независимо от того, поддерживаются ли в ней близкие связи. Из такой семьи человек происходит. Члены семьи связаны кровным (или близким к кровному) родством, как вертикальным (родством поколений), так и горизонтальным; такая семья объединяет всех родственников: живых и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных. Мы говорим "близкое к кровному (родство)" потому, что разные семьи и этнические группы устанавливают границы семьи по-своему. Иногда оказывается, что человек происходит более чем из одной семьи, например в случаях усыновления или повторного брака родителей. В настоящее время структура семьи изменилась и стала более сложной: это распространяется на родственные связи и связи между поколениями.
Исторический контекст Работа с семьей в практике социальной деятельности явилась результатом объединения двух исторически сложившихся тенденций: 1) продолжительных неоднозначных отношений между социальной работой и 91 СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА семьей и 2) междисциплинарного движения за помощь семьям. Для того чтобы осознать сложность, многоаспектность и значимость работы с семьей в современной социальной работе, полезно рассмотреть эту работу в контексте ее исторического развития. Непосредственная деятельность, касающаяся семьи или решения ее конкретных проблем, началась на базе обществ милосердия, позже названных ассоциациями помощи семьям. Мэри Ричмонд определяла семью как единицу, требующую постоянного внимания. В ее монументальном труде, ставшем первым важным исследованием по решению конкретных человеческих проблем в социальной работе, — в книге "Социальный диагноз" (1917) семья характеризовалась семью как единица, которую следует поддерживать и укреплять. "Семья как таковая, — писала она, — продолжает оставаться основным институтом, вокруг которого вращаются наши судьбы". Позднее (1930) Ричмонд предупреждала, что все положительные результаты, достигнутые в работе с отдельными клиентами, могут пойти насмарку, если социальные работники не будут принимать во внимание семью. Первый профессиональный журнал назывался "Семья" (сейчас: "Социальная работа: решение конкретных проблем"). Социальные работники, как эксперты по социальному окружению, приглашались в психиатрические клиники, службы здоровья, школы, вовлекались в движения по оказанию помощи детям, для работы с семьей клиента как главным элементом социального окружения каждого человека. Историки движения за помощь семье обычно не признают, что социальная работа была с самого начала нацелена на семью. Они рассуждают, например, о том, кто первым взглянул на всех членов семьи вместе, и при этом не замечают, что еще за 50 лет до этого "первого" социальные работники постоянно встречались с семьями в их домах, чтобы помочь им решать социальные и эмоциональные проблемы.
Если это так, тогда почему этот подход был утрачен и не использовался вплоть до 60-х годов? "Социальный диагноз" был опубликован в 1917 г., на заре движения за психическую гигиену — движения, которое ввело в социальную работу понятия психиатрии и со временем психоанализа и сделало труд Ричмонд устаревшим еще до того, как успели высохнуть чернила. Движение за психическую гигиену перенесло акцент в диагнозе и лечении с социального на психологическое. В центре внимания оказался индивид (Э. Саут- хард, 1919). Мэри Джаррет, основательница колледжа для социальных работников, сказала (1920): "Адаптация отдельного человека к окружению в конечном счете зависит от его психического склада". Э. Саутхард, М. Джаррет и так называемая психиатрическая волна оказались тогда победителями. В последующие 40 лет семье практически не уделялось внимания. Даже в агентствах, занимающихся проблемами семей, где основной задачей оставался рост ее благосостояния и благополучия, главная цель достигалась с помощью работы с отдельными членами семьи (Ф. Шерц, 1954). Членов семей перестали рассматривать как единое целое из-за психоаналитического интереса к отношениям между социальным работником (психоаналитиком) и клиентом и возможности использования этих отношений в лечении. Так, например, в такой области социальной деятельности, как работа с детьми, родители.привлекались лишь для того, чтобы дать некоторые сведения о ребенке. Так "защищались" отношения между ребенком и социальным работником. Помимо сильного влияния психологических теорий, существовали и другие факторы, заслонявшие интерес к семье. Прежде всего, семья, как потенциальный объект внимания, затерялась в исторически сложившемся противоборстве между "внутренним" и "внешним" подходами; в колебаниях маятника приоритетов в отношении к семьям как психологическим или социальным системам; в трактовках и подходах к изменению. Семья как бы попала на стык психотерапии и социальной терапии. Далее, традиционная организация практической работы не оставила места для семьи. Социальные работники, занимающиеся конкретными проблемами отдельного человека, рассматривали семью как маленькую первичную группу, тогда как социальные служащие, работающие с группами, считали семью предметом заботы социальных работников, решающих отдельные проблемы. Наконец, историческое развитие работы с семьей как отдельной практической области могло привести к свертыванию работы с семьей в других областях, поскольку предполагалось, что знания и опыт в вопросах жизни семьи следует концентрировать лишь в нескольких определенных агентствах и не делать их неотъемлемой частью работы всех агентств. Совет по образованию и Национальная ассоциация социальных работников (1979) установили, что семья, дети и первичные группы являются сферой социальной работы. Однако семья мо-
СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 92 жет рассматриваться также как одна из центральных проблем таких сфер, как охрана физического и психического здоровья, образование, правосудие и занятость. Идеологические, организационные и концептуальные характеристики цеха социальных работников препятствовали дальнейшему развитию работы с семьей. В60-еи70-е годы, вместо того чтобы развивать знания и навыки работы в своей собственной профессии и продолжать свою давнюю традицию интереса к семье, социальные работники обратились к движению за семейную терапию и к лидерам в других областях, с тем чтобы получить знания о семье и о способах решения ее проблем. Однако их багаж, ценности и ориентация на рассмотрение человека в конкретной ситуации сделали их способными и трудолюбивыми учениками. В настоящее время социальные работники составляют большинство образованных и опытных специалистов по проблемам семьи и занимают лидирующие позиции в этом междисциплинарном движении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|