Бюрократическая организация и пол
Идеальный тип бюрократической организации не знает пола. Исключением является только армия — бюрократическая организации, опирающаяся на вечную аксиому: война — дело сугубо мужское. Сх- нако в современном мире данная аксиома все активнее подвергаете сомнению. Формально бесполые позиции в организации занимают реальные люди, наделенные половыми признаками. Они являются носителях^ тендерных ценностей, норм, стереотипов, привычек и т.д. В результате тендерная культура общества неизбежно проникает в бесполую бюрократическую организацию, регулируя целый ряд существенных процессов, протекающих в ней. Особенно сильно тендерные программы окружающей среды влияют на подбор и расстановку кадров, на траектории служебного роста. Несмотря на то, что среди женщин обладательниц вузовских дипломов уже больше, чем среди мужчин, широко распространены стереотипы, описывающие руководящую работу как «сугубо мужское занятие». И носителями этих стереотипов являются не только мужчины, но и женщины. И трудно сказать, кто в большей мере. Начальником отдела должен быть мужчина, женщина может быг. ъ его заместителем, у мужчин, это в крови, от природы, если он лидет по природе, а женщина, даже если она и лидер и становится рукое:- дителем, ее можно сравнить с ребенком, который получает долгожданную конфету. Она дорвалась до руководящей должности, и думает: сейчас я вам всем здесь покажу, всем дам задание, буду контролировать и т.д. (88-05- ж). Руководителем должен быть мужчина, конечно, в женщинах, тоже многс преимуществ, они более гуманны, более лояльны, женщина обладает каким-то чутьем, может почувствовать как поступить в определенное, ситуации. <•> Мужчины менее эмоциональны, у них более рациональный подход к делу, они жестче, чем женщина (99-05-ж).
Таким образом, кастинг актеров для исполнения ролей в бюрократических спектаклях идет под более или менее сильным влиянием тендерных культурных программ. Корпоративные костюмы Эффективность бюрократической организации во многом зависит от ее способности превратить своих работников в безликих и ревностных исполнителей предписанных им функций. Регулирование их внешнего вида — один из путей движения в этом направлении. Крайний случай — армия, где веками разрабатывалась концепция военного мундира, одна из главных целей которого — сведение индивидуальности до знаков отличия, обозначающих место в иерархии (солдат — офицер — генерал) и успешность в исполнении функций (ордена и медали, наградные значки). В гражданских организациях костюм также играет важную роль в обеспечении эффективной игры актеров в спектакле «Работа», хотя внешний вид не подвергается столь детальной регламентации, как в армии. Костюм является бюрократическим текстом, но его содержание пишется более вольным слогом и допускает неоднозначные интерпретации. В бюрократической организации формируется социокультурное поле, частью культурной программы и языка которого является dress code. Через поддержание его принципов фирма регулирует внешний вид сотрудников. Цель такого регулирования — превращение внешнего вида сотрудников в инструмент формирования корпоративной идентичности. Новый работник принуждается принимать dress code фирмы и в соответствии с ним формировать гардероб из собственных средств. И не важен индивидуальный вкус работника. Он вынужден из своего кошелька оплачивать одно из самых дорогих мероприятий по формированию корпоративной культуры. В последнее время меняла гардероб. Это было связано с тем, что необходимо было менять свой, повседневный стиль на офисный. Первые три зарплаты уходили в основном на одежду. В джинсах и футболках на работу ходить нельзя, только в пятницу это позволительно. Пришлось купить три деловых костюма по 3-4 тысячи, блузки строгие, брюки, юбки. Приходилось расставаться с моими деньгами, которые тяжело зарабатывались, это мне не очень нравилось, но была такая необходимость, и мне нужно было смириться (81-05-ж).
Одним из направлений регулирования корпоративной одежды порой выступает подавление сексалильности. Она загоняется подальше от глаз. С помощью намеков или прямой критики нарушители вводятся в пределы нормы. У нас директор по персоналу женщина не сказала бы что консервативная... Она ни от кого не требует, что нужно ходить исключительно в костюмах, но если придешь на работу в джинсах, то она, наверное, не сильно обрадуется. А тут я пришла в брюках, но в коротком свитере. И как только руку задерешь — бац! Все видно. И меня отчитали: «Что ты ходишь с голым пузом?» Хотя свитер мне безумно нравится <...> Она сказала в шутку, но было понятно: давай ты так больше делать не будешь (1-05-ж). Но есть немало фирм, придерживающихся либеральной программы z не обращающих большого внимания на него. У нас нестрогий стиль на работе, хотя офисный стиль приветствуется, но никому не запрещается носить джинсы и пестрые кофточки. На прошлом месте работы я была обязана ходить в строгом костюме, поскольку у меня было непосредственное общение с заказчиком, я не могла себе позволить придти к заказчику, представляющему серьезную организацию в джинсах или в цветастой юбочке (88-05-ж).
УНИВЕРСИТЕТ Университет — это одна из площадок, где происходит формирование социальной структуры. Здесь образование, являющееся одним из наиболее ценных ресурсов, распределяется в соответствии с целым комплексом рыночных и административных правил, норм межличностного взаимодействия. С одной стороны, образование — это благо, обладающее самостоятельной ценностью. С другой стороны, оно выступает как фактор распределения иных ресурсов — власти, денег, престижа, условий труда и т.д. Университет как социальный институт не дает образование (хотя эта иллюзия широко распространена). Он дает шансы на его получение. Реализация шансов, открывающихся для студента, зависит от его индивидуально-личностного поля, т.е. комплекса природных способностей, культурных ресурсов, накопленных в предшествующие годы, наличия желаний и устремлений, согласующихся с содержанием и характером образования в данном университете и на данном факультете. Распределение образования как ресурса лишь начинается с момента поступления. Оно идет в процессе принятия массы повседневных решений: Идти на лекцию или не идти? Читать эту книгу или отложить на потом? Слушать лекцию или плеер? Определить эти знания как жизненно важные или как никому не нужную чепуху? Готовиться к семинару или идти в ночной клуб? Самостоятельно писать курсовую работу или купить ее?
Университет — это место, где течет жизнь во всех ее проявлениях, не сводимых к процессу приобретения образования. Университет — это маленькая часть общества, где в повседневном взаимодействии происходит воспроизводство самых разных срезов социальной структуры, в т.ч. классовой, слоевой, тендерной, этнической и т.д. Образование как рыночная услуга В советское время образование было в основном общественным благом, которое распределялось государством среди граждан СССР и иностранцев в соответствии с государственными интересами, право интерпретации которых принадлежало властвующей бюрократии. Образование распределялось с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства, обороны, управления, системы пропаганды и агитации и т.д. Индивиду, прошедшему отбор, предоставлялась возможность получить образование, чтобы использовать полученные знания на пользу
С переходом к рынку сущность образования меняется качественным образом. Государство отказалось от системы распределения выпускников, оставив эту практику лишь в некоторых вузах (например, в военных учебных заведениях). Параллельно начался процесс коммерциализации образования, которое стало превращаться в благо, приобретаемое индивидом исходя из своих осознанных потребностей и имеющихся возможностей — культурных, интеллектуальных и финансовых. Получаемый диплом превратился в частную собственность. Ею индивид распоряжается по собственному смотрению, присваивая все возможные дивиденды и неся все риски, связанные с возможной неадекватностью полученного образования спросу на рынке труда. Коммерциализация образования идет в легальных и нелегальных гормах. В первом случае университет официально продает свои образовательные услуги. Масштабы этой деятельности постоянно нарастают. В начале XXI в. уже 50-60 студентов страны обучались на платной основе Положение молодежи... 2003]. В период с 2004 по 2007 гг. количество бюджетных мест в вузах сократилось на 25%. И в 2007-2008 учебном году на бюджетной основе обучались менее 40% студентов [Point.ru]. По этому показателю Россия существенно опередила страны Западной Европы. Во втором случае работники университета, ответственные за прием, явочным порядком приватизируют эту функцию и продают льготы при поступлении. завышая, например оценки. Нередко практика оплаты экзаменов встречается и в процессе обучения. Образование, превращающееся в рыночную услугу, существенно меняет характер формирования социальной структуры: его распределение во все большей степени предопределяется наличием у семьи де- экнзых средств. Иначе говоря, в постсоветский период конвертирование денег в образовательные ресурсы приобрело легальный характер и Есагвалые масштабы. Во многих случаях деньги, а не способности и хн.ольная подготовка превращаются в решающий фактор получения ясэовского диплома. В результате грань между студентами и нестуден- tizg все больше сближается с гранью между состоятельной и бедной остями российского общества.. Еиинственным достаточным основанием для предоставления обра- льной услуги является наличие спроса. Возникла новая для на- ттраны ситуация: спрос населения (а не государства) начал во все — —ей мере диктовать и количество мест в учебных заведениях, и их ■
Клиент ищет качественную и доступную услугу. Что значит качество образования? Социальное взаимодействие разных субъектов по поводу определения этого блага порождает образовательный дискурс. Для чиновников качество — это соответствие образовательной услуги разработанным ими стандартам. И это качество проверяется в ходе соответствующих проверок. Для существенной части преподавателей это способность студентов запомнить и воспроизвести данную им информацию. Свое понимание качества образования они проявляют в оценках: чем лучше студент воспроизводит данный ему материал, тем выше оценка. Поворот к рынку все более превращает студентов и их родителей в ключевых участников образовательного дискурса. Здесь нет и не может быть единства в понимании качества. Клиенты оценивают его. исходя из своей системы ценностей и своих представлений о рынке труда. Для многих студентов критерий качества образования — процесс обучения, не являющийся жертвоприношением во имя диплома. Для них главное — это интересное преподавание, комфортные условия обучения, сдача экзаменов без большого напряжения, развитая инфраструктура общения и развлечений. Что будет после окончания? Это далекое будущее, о котором не стоит задумываться до его наступления.
Прагматический подход студентов и родителей использует в качестве критерия качества перспективу трудоустройства после получения диплома. Как легко найти работу с этим дипломом? Как высоко оплачивается труд выпускника данного вуза? Насколько престижны занимаемые ими рабочие места? Именно эти критерии используют прагматические клиенты в качестве ведущих. Сам процесс образования не рассматривается как самостоятельная ценность. Это средство для достижения ключевых жизненных целей: карьерного роста, высоких доходов и высокого уровня потребления. Для этих людей образование часто выступает как жертвоприношение во имя будущего. Университет все более явно превращается в фирму, для которой критерием успеха является прибыль. Как и в любом бизнесе, здесь проявляются два варианта одной и той же стратегии. (1) Краткосрочная стратегия снятия сливок. Эти вузы гонятся за количеством платных студентов. Ориентируясь на их сиюминутные потребности и причуды, они облегчают до минимума процесс сдачи вступительных и текущих экзаменов, защиты дипломов, повышают комфортность обучения и т.д. На первых порах эта стратегия дает эффект, т.к. в университет поступает большое количество выпускников школ, в т.ч. и тех, ктс имеет низкий уровень среднего образования, недостаточные способно- сти и низкую мотивацию к получению профессии. Но в конечном счете эти выпускники сталкиваются с серьезными проблемами трудоустройства, а университет приобретает негативный бренд, суть которого формулируется фразой «только не это!». (2) Долгосрочная стратегия формирования дорогого бренда. В ее основе — ориентация на формирование такой репутации университета, которая позволяет его выпускникам легко занимать элитные позиции в обществе. В постсоветской России явно возобладала первая тенденция. Погоня за платежеспособным спросом привела к резкому росту численности зузов и их филиалов. Все большее число молодых людей строит свою жизненную стратегию, прокладывая ее через вузовские аудитории. Только с 1998 по 2002 гг. численность студентов вузов России увеличилась в 1,5 раза [Положение молодежи... 2003]. При отсутствии существенных положительных сдвигов в системе подготовки кадров преподавателей стало неизбежным падение качества преподавания во многих вузах, которые способны предложить своим потребителям дипло- зсы, но не современное образование. Платное образование — это не только вопрос его доступности. Оно требует реструктурирования семейного бюджета, что отражается на силовом поле семьи, на ее социальной структуре. Родители, финансирующие образование дочери или сына, продлевают свою экономическую власть. Поскольку эта статья расходов в бюджете многих семей ганимает существенное место, то она может принимать форму жертвоприношения родителей, порождающего моральное требование благо- парности, которая нередко трактуется в расширительном смысле как готовность детей прислушиваться к суждениям родителей в самых разнообразных сферах жизни. Плата за образование дает родителям исполнительное право на упрек в адрес своих взрослых детей. Когда меня отправляли на платное, никто ничего не говорил. Просто: «Иди учись, Оля». Но я знала, что рано или поздно начнется это: «Если бы кто-то нормально учился, если бы кто-то нормально поступал». Начинается, что мол, на меня как-то деньги уходят. По химии у меня жуткие были проблемы, пересдача все тянулась. Такое постоянное напряжение, что на меня рассчитывала семья, в меня вкладывают деньги, а я не оправдываю. Мне это все тяжело. Если бы я сама оплачивала учебу, было бы проще. Но я не настолько много зарабатываю [11-04-ж].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|