Место университета в повседневной жизни
Для большинства студентов дневных отделений учеба в вузе является наиболее важным делом их жизни. Как показал опрос студентов пяти московских вузов, 57,4% опрошенных присвоили учебе первый ранг. Это системообразующий фактор, предопределяющий содержание эсех остальных сфер их жизни. Между тем для существенной части студентов учеба является гибочным делом, находящимся на периферии жизненного мира. Здега происходит водораздел между двумя группами студентов. Для од н г i университет — главная площадка их нынешней жизни, для других — место, куда заходят в свободное от более важных дел время.
Мотивация получения высшего образования Зачем студент тратит пять лет своей жизни на сидение в аудиториях и чтение разных текстов? Как показывают данные массовых опросов х глубоких интервью, превалирует инструментальное отношение к образованию как к лифту социальной мобильности, лифту, который позз:- лит в будущем занять высокооплачиваемое и престижное место, дах- щее возможность без особых проблем удовлетворять свои постоянн: растущие потребности и жить не хуже, а то и лучше других представителей своей среды: от 60 до 80% опрошенных московских студент:з указали эти мотивы. Другая группа мотивов связана с развитием своего интеллектуального потенциала: 80,2% опрошенных московских студентов указали именно на это, хотя среди первых трех мотивов на это указали тольк: 31,7%.
Обращает на себя внимание относительно незначительный удельный вес студентов, которые среди первых трех мотивов назвали интерес к своей специальности, желание сделать карьеру в этой области и т.п. Для них образование является не инструментом, а самостоятельной ценностью. При этом обучение по избранной специальности не привело у существенной части студентов к уверенности в правильности сделанного выбора: лишь 45,9% опрошенных московских студентов повторили бы свой выбор, 25,7% ответили отрицательно, а 28,4% затруднились с ответом. Правда, 69,8% ответили, что учиться им интересно, 23,3% дали нейтральную оценку, а 7% ответили, что не испытывают интереса к учебе [Большакова 2004: 68]. Таблица 17 Мотивы получения высшего образования студентами пяти московских вузов, 2002-2003 гг., % к числу ответивших
В постсоветский период ситуация в вузах радикально меняется. Гушественная часть студентов приходит в вуз, целиком оплачивая свое горазование. Они выступают как полноправные клиенты, которые платит за оказываемые им услуги. Администрация вуза и преподаватели эе могут выступать по отношению к ним как благодетели. Более того, платный студент хочет за свои деньги получить то, что ему нужно, а не. что знает преподаватель. В то же время в большинстве вузов доминируют студенты-бюджетники, за обучение которых платит государство. Такой смешанный состав студентов создает объективную основу переплетения и противоречивого сосуществования двух противо- г: ложных концепций образования. Это неизбежно порождает напря- нанность в отношениях преподавателей и студентов. Кроме того, даже принятие маркетинговой концепции образования,: присущей ей ориентацией на отношение к студентам как к клиентам, которых зависит благополучие вуза, не устраняет противоречивости гтнэшений студентов и преподавателей. Встает непростой вопрос: за тго платит клиент? При ближайшем рассмотрении мы видим, что раз- zit студенты ждут от вуза совершенно разных услуг. Концепция образования — это процесс превращения словесных оправлений (например, «образование — это рыночная услуга») в устойчивые практики. И носителями этих практик являются отнюдь не -:лько руководство вуза, но прежде всего масса рядовых преподавате- L Если они в силу тех или иных причин не разделяют эту концеп- то любая стратегия ректората обречена на провал. Именно это и происходит во многих рыночно ориентированных вузах. Туда набира- болыпое число платных студентов, вуз получает за это большие сьги, но до рядовых преподавателей они почти не доходят. В резуль- преподаватель, приходя в аудиторию, не видит перед собой клиен- которые оплачивают его труд. Поступила в университет <...> на маркетинг. Учиться было интересно, но... преподаватели вели себя по-хамски. Они обращались с нами как с золотой молодежью. Вы, типа, здравствуй, дерево! Сидите и пишите. Даже пришлось возмущаться, рискуя экзаменом. Так всю дорогу и продолжалось. Нормально относились только к единицам, но для этого надо было выделиться, пробиться. А ко всем такое отношение простое: мол, вы все тут за деньги поступили, и нет никаких иных вариантов <...> Мне не нравилось, что к нам относятся как к каким-то умалишенным. Все время надо было доказывать, что ты не баран.
- Там все платные? - В том-то и дело, что нет. Но они предполагали, что все поступили за взятку или это дети больших родителей, реально золотая молодежь (80-05-ж). Преподаватель —' это позиция, определяемая студентами и на сло-. и в действиях. Кто это? Надзиратель, требующий освоение никому нужных знаний? Или наставник, открывающий дверь в будущую (на социологии молодежи предложить реферат об этом, обсудить) профессиональную жизнь? В зависимости от ответа на этот вопрос студенты выстраивают совершенно разные модели повседневных отношений с теми, кто их учит. Учеба Социальная структура общества и проявляется, и формируется е самом процессе учебы. Успехи в учебе как социально дифференцирующий фактор. Глазной формой деятельности в вузе выступает учеба, поэтому особенности поведения людей в этом процессе являются и ключевыми фактораэгн социальной дифференциации. Студенты делятся, с одной стороны, п: критерию успешности обучения, с другой — по затрачиваемым дли этого усилиям, что проявляется в структуре образа жизни и стиляг жизни. По первому критерию четко выделяются, с одной стороны, «отличники», а с другой — «хвостисты». В школе отношение к отличниках часто неоднозначное, а в начальных классах может быть и отрицательным. В вузе успехи в учебе выступают уже в качестве знаков, по которым легко читаются ценимые почти всеми личные качества: ум, трудолюбие и организованность. Пятерки в зачетке, как правило, повышают престиж их обладателя. Исключением являются высокие опенки, получаемые сомнительными путями: «выплакивание» пятеро:-., зубрежка, компенсирующая отсутствие интеллекта, подкуп преподавателей и т.д. Кроме того, успехи в учебе сейчас рассматриваются (особенно на старших курсах) как залог (в одних случаях сильный, в других — слабый) будущих успехов в профессиональной жизни.
И наоборот, двоечник клеймится как человек, ограниченный вс:- можностями либо интеллекта, либо характера, либо и того, и другого. Он может повышать свой статус за счет иных достоинств, но в люб: а случае в студенческой среде у него очень мало шансов попасть в элитарный слой. Факторы успехов в учебе. Успехи в учебе — это знаки, которые отставляют тексты, описывающие довольно широкий спектр характеристик человека. Уже на уровне вступительных экзаменов четко проявляются различия, обусловленные семейным воспитанием. Кто-то заканчивал серьезные спецшколы с углубленной подготовкой по ряду ключевых пред- метов, а кто-то — обычные школы, где даже основы программы «преходили» далеко не всегда. Эти различия обычно связаны как с уровнем доходов семьи, поскольку специализированные школы предполагай г разные формы дополнительной платы, так и с готовностью семьи перераспределять свой бюджет и инвестировать средства в дополнителен ж образование детей. Дефекты школьной программы восполнялись занн- тиями с репетиторами — коррективы, доступные далеко не всем. Z:лесь дело также не сводится к уровню доходов. Не меньшее значение имеет осознание семьей необходимости дополнительных занятий, что требует от родителей опыта в сфере образования, наличия представлений об имеющихся там подводных камнях. База, полученная в школьные годы, часто обусловливает успехи в вузовской учебе, по крайней жре на младших курсах. Важным фактором успеваемости студентов является структура времени. Одни его целиком посвящают учебе, другие совмещают ее с рабо- _:й. Совмещение двух видов деятельности лишь частично связано с материальным положением. Студенты из относительно малообеспеченных семей вынуждены работать. При этом главный мотив — заработок, поэтому часто работа никак не связана с профилем обучения. Г:отоятельные студенты тоже нередко работают, но обычно лишь на —ерших курсах. Кроме того, для них работа — это часть профессиональной стратегии: она позволяет приобрести полезный опыт, связи, репутацию и т.д. В результате сразу после окончания вуза они имеют гтносительно более выгодные стартовые позиции. И последним по порядку, но не по значимости фактором являются спо- госности. С одной стороны, это врожденный ресурс, а с другой — он проявляется в полной мере, лишь пройдя соответствующую обработку. Способный студент, который в школьные годы не научился систематической и грспотливой работе, кому еще в детстве родители и учителя не помогли гыязить сферы, в которых он имеет наибольшие интеллектуальные возможности, может оказаться среди слабых сокурсников. Он часто поступает s на «свой» факультет, он не умеет учиться, у него пробелы в основах, и наличие способностей далеко не всегда его спасает.
Экзамен как спектакль Экзамен — это спектакль, в котором стандартный узел социальных гтношений между государством (учебная программа), вузом (корректировка, конкретизация программы, потенциал ее реализации), пре- п:лавателем и студентами (исполнители ролей) проявляется как ситуативная, индивидуализированная игра. Неясные, расплывчатые лр^вила приема экзаменов (сценарий) реализуются конкретными ис- л:лнителями, вносящими в них свое представление о сути спектакля. Содержание экзамена в первую очередь определяется реализуемой в лем концепцией образования: это распределяемое государством и уни- зеэситетом благо или рыночная услуга? Избираемая концепция реали- ггется через режиссуру спектакля «Экзамен». Основную часть этой пункции выполняет экзаменатор, но в той или иной мере правом вмешиваться в этот процесс обладает кафедра и деканат. Если на экзамене реализуется концепция образования как распределяемого блага (а это наиболее распространенный подход), то студент асеолютно бесправен. Его дело — доказать, что он знает то, чему его —пли. В этом случае преподаватель всегда прав и реализует свое право Очень многое зависит от его установки, т.е. отношения к студенту, предшествующего экзаменационному ответу. Важным маркером репутации выступает зачетная книжка — главный символический капитал студента. Классическая студенческая формула успеха гласит: «Сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка на тебя». Репутация скидывается в процессе семестра (посещаемость занятий, подготовка к семинарам, активность). Нередко преподаватель выделяет студента только во время экзамена, но и тогда репутация может сложиться на основе мимолетного впечатления от внешнего вида, манеры держатьзн и т.д. На основе репутации студента складывается преподавательские установка: он может ожидать общения с «разгильдяем» или «прилежным» студентом. «Разгильдяй» может ответить хорошо на билет, н: это интерпретируется как «случайность», «удача» или «результат списывания». Из этой интерпретации вытекает стремление проверить св:г опасения. Поэтому тот, кто кажется «разгильдяем», имеет много шансов получить подтверждения своего статуса в процессе экзаменационного общения, не выходящего за рамки официальных правил. Плохгй ответ «разгильдяя» на вопросы билета подтверждает уже имеюшнегн ожидания, поэтому не вызывает желания задавать дополнительные вопросы: «И так все ясно». С «прилежным» студентом все наоборот Кроме того, нередко «прилежный» студент с хорошей зачеткой, не оправдавший ожиданий в процессе даже щадящей благосклонной бег-еды, получает дополнительный бал, т.к. его недостаточная подготовка т данному экзамену может интерпретироваться как «случайность». Студенты, понимающие, насколько велика роль репутации, разрабатывают технологии манипуляции преподавательскими впечатли ниями с целью добиться успеха на экзамене с минимальными усилии- ми. Нередко это техника обозначения заметного присутствия: если седеть, то в первом ряду, если прийти на занятия, то обязательно Еал: привлечь внимание преподавателя вопросом или ответом. Игра с целью создания благоприятного впечатления продолжается и экзамене: привлекательный внешний вид, вежливый стиль общения. Маркетинговая концепция образования требует превращения экзамена в часть процесса обучения. Однако проблема состоит в том, чт: студент (особенно на младших курсах) имеет смутное представление: том, что ему в жизни пригодится. Поэтому переход от принципа маркетинговой ориентации к практикам кооперативного экзамена, где:<:е стороны совместными усилиями «доводят» продукт, представляет гобой процесс с очень неясной технологией. Работающие студенты часто изучают предметы по учебникам и чужим конспектам, сводят к минимуму чтение оригинальной научЕ:± литературы. Учеба отодвигается на задний план. Среди опрошенных студентов пяти московских вузов 21,2% посбили на первое по значимости место работу [Там же: 72].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|