Отношение молодежи к проституции
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Проституция является одной из привлекательных для гэ" стратегий преодоления противоречия между ценностями фот щегося общества потребления и отсутствующими легитимными же время легкими путями их реализации. Источник ее привде ности — относительно высокие заработки и относительно ] усилия. Широко распространенный миф о проститутке акцент размер дохода и минимизирует усилия. В ноябре 1997 г. был проведен опрос учащейся молодежи " п'ди (7587 чел.), примерно поровну юношей и девушек. Средний и:.:ж опрошенных — 16,5 лет. Род занятий: школьники — 52,3. ичгг'п— ПТУ, лицеев — 23,4, техникумов, колледжей — 51, студенпъ. езя — 14,8, другие — 5%. На вопрос «Как Вы относитесь к возмол добывания средств существования путем занятий уличнл. ституцией?» 87% ответили, что для них это неприемлели тальные в той или иной мере не исключили возможность дхл такой стратегии. 1,4% опрошенных определили проституи- к нормальный способ зарабатывать деньги, 1,7% отметили, чгг. с институцию можно использовать как временное занятие, затрата*- лись ответить 10%. 65,2% считают, что на путь простиги. _ женщину толкают наркотики [Лисовский 2000: 219]. При этом надо обратить внимание, что речь шла об уличной проституции — самой грязной, тяжелой и опасной разновидности этого je- месла, которую большинство проституток, работающих в салонах ~. ~ г на квартирах, тоже сочли бы для себя неприемлемым вариантом. Когда вопрос был поставлен в более широкой формулировке, удельных вес школьниц, рассматривающих ее как допустимую перспективу, существенно вырос. Девушек спросили: «Современная жизнь трудна и даже жестока. А. потому, как Вы относитесь к возможной перспективе занятия г.р:- ституцией?»
Таблица — Отношение девушек к проституции
г=ег более высокого уровня цен, хотя информация о таких услугах а любому, кто в состоянии купить газету. Кроме того, эта груп- ла-эетитуток работает на дому, что означает более комфортные и.сные условия. Лэоститутки, включившиеся в инфраструктуру Интернета. Они те —-. ауются развитым интернет-маркетингом, что обеспечивает и по- ггт-енный приток клиентов, и отсутствие личных усилий для этого. ЖЬсме того, они считают, что обслуживают «более приличную публи- >. Многие салоны в своей рекламе ставят многозначительную аббре- iy: "V.I.P". Кроме того, работа в организованных сетях, хотя и дполагает более высокие издержки, прикрывается в той или иной оме силовыми структурами — милицейскими или бандитскими, а считается более безопасной. Максимально высокий статус проститутки проявляется в уходе с ого рынка, отказе от рекламы и ограничении круга клиентов элнгелтельно постоянным составом, который формируется уже по соб- иному желанию девушки в пределах доступного ей предложения. Илолессиональная мечта — очень богатый и приятный во всех отно- спонсор, который обеспечивает высокий уровень оплаты и за- ет от опасностей открытого рынка. На этом уровне проститутка ет статус, превращаясь в содержанку. Следующий шаг в реализа- —— мечты — богатый муж, обеспечивающий удовлетворение сильно ших материальных потребностей и избавляющий от необходимо- ложиться в постель с каждым, кто согласился стать клиентом. Продвижение услуг Реклама платного секса формирует новую культуру потребления, в горой услуги проститутки рассматриваются как обычная рыночная гсакция. На рынке сексуальных услуг организована крупномас- птбная реклама через печатные СМИ и особенно через специализиро- ■ные сайты в Интернете. Организовано грамотнее продвижение этих Ётов. Поэтому потенциальному клиенту совсем не обязательно целенаправленно искать информацию о проститутках. Такая информация и. выскакивает в самых неожиданных местах. Проституция продви- ль?7ся как обычный вид досуговых услуг.
Проститутки, разъясняется на одном из сайтов, — это девушки, оказывающие интим услуги. Воспользоваться услугами проститутки может практически каждый в любое время. Интим услуги становятся популярным видом досуга. На специализированных хорошо организованных сайтах представлено большое количество девушек, предлагающих свои услуги. В рекламе безусловно доминирует Москва, существенно ей уступает Петер- тулг. Оба эти города далеко опережают по масштабу сексуальных услуг зее прочие города страны. В данном разделе рассматривается пространство досуга, разворачивающегося в пространстве различных институтов общества потребления: ночных клубов, кафе, фитнес-центров, музеев и т.д. Это досуг, в той или иной мере организованный поставщиками специальных услуг, а потому оплачиваемый. Формирование общества потребления ведет к тому, что масштабы этой сферы постоянно возрастают. Ключевым маркером границы досуга является свободное время, заполняемое деятельностью, выбираемой по принципу «Мне это нравится и хочется». Над досугом не висит гнетущее «надо». Там, где оно появляется, досуг кончается.
«Хочу» и «надо» относительны: то, что одни делают по зову сердца, другие в порядке исполнения долга. Поэтому объективной, однозначно Фиксируемой границы между ними нет, она конструируется на инди- зидуальном уровне. Но индивидуальные стили имеют тенденцию сливаться в групповые: самый специфический вкус разделяют большие количества людей, уверенных в своей неповторимости. Трудно приду-:<ать форму досуга, которую бы уже кто-то не придумал, особенно, если эта форма опирается на тот или иной социальный институт.
НОЧНОЙ КЛУБ Становление российского общества потребления проявляется среди многих прочих феноменов в возникновении ночных клубов и в формировании многоцветной клубной субкультуры. В данной главе ночной клуб рассматривается как фирма, продающая услуги. Суть оказываемой услуги проста —:-то праздник, который можно купить практически в любой день не- л-г-ти. Было бы желание и деньги. Ночной клуб выступает как своеоб- Тйлный театр, специализирующийся на праздничном репертуаре. Что- гс в любой момент каждому клиенту продать праздник, разрывающий — гмляющую рутину повседневности, необходимо умело структурировать все, что происходит на «сцене», подчиняя логику действий и переспала, и гостей одной задаче — превратить повседневное настроение в праздничное. И цель данной главы — проанализировать структуру
Ночной клуб клубного праздника. Клуб — это театр, в котором клиенты не столннс зрители, сколько полноправные актеры. Но при желании они мс:— уйти в тень, стать простыми наблюдателями, играя роль зрителей. Все комплексы, преследующие в повседневной жизни, остаются, ружи, за дверью клуба. В клубе ты никогда не определишь, что та отвязная девчонка с ирокезом — отличница филфака, кот на факультете отличается исключительной дисциплиной и скрытностью; молодой человек, увешанный с ног до головы золотыми -чг брякушками, не может найти себе работу вот уже полгода; a hl -.см не приметный мужчина средних лет — всем известная звеявж. Внутри клуба царит совсем другая жизнь и атмосфера. Те, когс ят проигнорировала бы, встретив на улице, занимают кресла FJ_- t публичные люди, уставшие от внимания папарацци и поклонни ка сидят у барной стойки, отвернувшись от толпы, и сливаются я стеной темным цветом одежды. Такой получается безгранич ч ыа маскарад: за одну короткую ночь можно примерить десяток есж- зов, выбрать самый подходящий и оттачивать его до утра. А -:: — что не получилось, то с утра всегда можно покрыться стыдливом румянцем и сказать, что так напилась, ну просто ничего не ъсж нишь. И перед собой не стыдно: это же не я, это все моя роль (D-1Z1- kokoi).
Как и любая фирма, клуб выживает за счет позиционирован? г Иначе говоря, его судьба зависит от способности стать оригинальны*. неповторимым, не слиться с массой клонов-конкурентов. Поэтому успешные клубы отличаются друг от друга по технологии организацию праздника. В силу этого очень сложно писать о «клубе вообще». Чтссы автор не написал, найдется читатель, который с полным правом может сказать: «Все не так! Я бывал(а) в клубах, совершенно не похожих н± то, что здесь описано». Поэтому в данной главе стоит непростая задачи найти общий знаменатель, отражающий более или менее универсальные компоненты клубной жизни. Клуб выполняет определенную функцию и в формировании социальной структуры, т.е. упорядоченного культурной программой использования ресурсов. С появлением ночных клубов формируется социальный водораздел: с одной стороны, те, кто включен в клубный: стиль проведения досуга, с другой — те, кто по тем или иным причинам исключен из него. Клубный стиль делится на большое количеств: вариантов, каждый из которых выступает в качестве элемента социальной структуры. Эти варианты связаны с характером клуба: его дос- тупностью, культурной программой, составом публики и т.д. Внутти каждого клуба также идет процесс социальной структурации: выделяются владельцы клуба, менеджеры, обслуживающий персонал, клиенты («гости»), которые в свою очередь тоже представляют социальн: структурированную группу.
Клубное пространство Ночной клуб — довольно новый феномен в культуре российского:бщества, появившийся в начале 1990-х годов. В советскую эпоху дискотеки, кафе и рестораны, как правило, завершали свою работу до полуночи. Сама идея клубной организации развлечений была чужда идеальным принципам советского образа жизни. Так, один из ключевых принципов клуба — его автономность, сочетающаяся с принципами включения/исключения, что противоречит принципам тотального политического контроля. Ночной клуб объединяет людей сугубо развлекательной деятельностью, предполагающей потребление алкоголя, что противоречило ориентации конструировавшегося КПСС образа жизни па объединение людей вокруг «общественно-полезной деятельности», па подчинение досуга «задачам коммунистического воспитания молодежи». Короче говоря, ночной клуб, представляющий собой в мировом хасштабе довольно старое явление, вряд ли был возможен в Советском Гоюзе до его перехода в стадию разложения. Становление этого феномена на российской почве тесно связано с постсоветской эпохой. Сначала он появился в форме ночных дискотек. 3 начале XXI в. в Москве имелось уже около 300 крупных и 100 относительно небольших ночных клубов [Сариева 2005: 185].
Ночной клуб — это элемент феномена, который можно назвать сдубным пространством. Первый уровень его структуры — совокупность конкретных клубов. В этом смысле клубное пространство — это пространство групповых позиций. Второй уровень — индивидуальные статусные позиции посетителей клубов. И в этом пространстве клубы располагаются по отношению друг к другу, занимая разные места по дпкалам престижа, популярности, цены и т.д. Они различаются массой характеристик: предлагаемыми программами, интерьерами, музыкой, собираемой публикой и т.д. Ночной клуб — довольно новый феномен в культуре российского:бщества, появившийся в начале 1990-х годов. В советскую эпоху дискотеки, кафе и рестораны, как правило, завершали свою работу до полуночи. Сама идея клубной организации развлечений была чужда идеальным принципам советского образа жизни. Так, один из ключевых принципов клуба — его автономность, сочетающаяся с принципами включения/исключения, что противоречит принципам тотального политического контроля. Ночной клуб объединяет людей сугубо развлекательной деятельностью, предполагающей потребление алкоголя, что противоречило ориентации конструировавшегося|Стоит ли вообще и дальше ходить в клубы. Люди не ходят в клубы вообще. Они ходят в совершенно конкрет ные заведения, имеющие четко определенное место и в физическом, z а социальном пространстве. Каждый конкретный клуб имеет характер социокультурного поля, т.е. относительно автономного участка клубного пространства, очерченного четкой границей и обладающего сил:- вым характером. Суть этого феномена состоит в том, что, попав в нет:. человек в той или иной мере в своем поведении подчиняется силовом^ воздействию данного поля. Иначе говоря, ключ к пониманию его пове- дения в существенной мере лежит в анализе не самого индивида и ег: личных особенностей (хотя это тоже немаловажный фактор), а в характеристиках конкретного клубного поля. Его основными элементами являются: ресурсы: расположение в пространстве города, удаленность от центра и транспортных артерий, наличие конкурентов размер, интерьер, музыка, организация питания, обеспечение напитками, мебель, состав участников-актеров; культурная программа: сценарий вечеров, организуемых администрацией, неписаные правила, традиции; специфический жаргон, т.е. свод писаных и неписаных правил интерпретации знаков и символов, вовлеченных в клубное взаимодействие (одежды, обуви, косметики, стиля поведения). Попав в такое поле, индивид сталкивается с дилеммой: либо адаптироваться к полю данного клуба, либо покинуть его. Если человек социально очень силен, он может предпринять попытку сохранять свое «Я», не вписывающееся в драматургию данного клуба. Но тут встает философский вопрос: а зачем? Не проще ли найти место, подходящее для себя, а не пытаться добиться комфортности в чуждой среде? Клубное поле не ограничивается физическим пространством конкретного клуба. Его влияние выходит далеко за его пределы и в пространстве, и во времени. Дома и на работе люди думают о клубе, решают вопрос: идти или не идти? Они реструктурируют свое свободное время и кошелек под осознанную потребность посетить клуб. Или наоборот: взвесив все «за» и «против», отказываются от посещения клуба, экономя и время, и деньги для иных занятий, которые кажутся более важными или приятными. Притяжение клубного поля Если клубы наполняются, значит это кому-то нужно. Варианты притяжения клубного поля разнообразны. Но у них есть общий знаменатель: клуб выступает в качестве театра, предлагающего всем желающим или избранным за определенную плату вырваться за пределы повседневности и сыграть ту или иную роль в праздничном спектакле. Эех zrpa дает заряд энергии, позволяющий вернуться в рутину повсе- лне зной жизни со свежими силами. Для меня посещение клубов, ресторанов — это необходимо, это дает какой-то тонус, это приятно, это стимул, драйв (99-05-ж). ?1акие же потребности удовлетворяет ночной клуб? Смена будничной, рутинной обстановки на ситуацию праздни- вх. Ночной клуб предлагает купить праздник в любой день. Дело кли- — платить, а дело клуба — организовать такой спектакль, кото- ■т^ заставит забыть о буднях, оставляемых после прохождения фейс- ЗЕНтроля. Я начала ходить по клубам, потому что когда жизнь давит постоянно, хочется иметь какой-то выход. Либо к психоаналитику идти, либо музыку слушать (1-05-ж). Индивид, в течение недели загнанный в прокрустово ложе служебной: роли, втиснутый в рамки корпоративной культуры, костюма, эмо- ~i±. живущий жизнью винтика большой чужой машины, устает. Ему кто где-то побыть самим собой, сбросить узкие и неуютные рамки злрпоративной культуры, условности домашней и уличной жизни. И хну? предоставляет возможность сыграть совершенно иную роль сво- JuHHoro человека, имеющего право дурачиться, ломать условности по- эгедневной жизни, вести себя так, как нигде. Все остальные причины представляют собой в той или иной мере залзертывание, детализацию первой. Танцы до упаду как форма физической разрядки. Задавленный линнлизацией человек может в клубе свободно, не рискуя своим стату- «г*. исполнять «пляски дикаря». Тело сбрасывает оковы повседневной —лътуры, удовлетворяя потребность в движениях, для которых нет места ни на работе, ни в университете, ни дома. Я очень подвижный человек, я очень люблю потанцевать, и когда бывают такие моменты, когда надо эмоционально разрядиться, тогда я чувствую, что мне надо туда сходить. То, как я могу разрядиться в клубах, может быть сравнимо только со спортом (100-05- ж). Поиск новых знакомств и романтических приключений. В обыденной жизни общение более или менее строго ритуализировано, обставлено многочисленными ограничениями, загоняющими человека в —гттй круг знакомств, складывающихся в результате его функциональной деятельности в кругу родственников, в школе, университете, на работе. Вырваться за жесткие пределы этого круга для многих про- гго невозможно. Клуб предлагает иную театральную реальность, в ко- г:рой не действуют обычные ограничения на знакомства. Поддержание общения со старыми знакомыми. Клуб предлагает г:зую область общения, выходящую далеко за пределы чисто функ- хнэнальных интересов студента или работника. Здесь можно забыть лло дела и общаться, отбросив служебные роли. Потребление допингов (алкоголя или наркотиков), что позвол разрывать повседневность искусственным стимулированием припси- нятого настроения. Эти средства облегчают разрыв с повседневными ролями, позволяют человеку, который не рожден актером, смело примерять на себя роли, совершенно не ему свойственные. Прослушивание живой музыки, порой известных исполнителей, г этом случае ночной клуб удовлетворяет те же потребности, что и концертный зал. Но клуб предлагает концерты в более удобной обстав гаке: с потреблением напитков, попутным общением, танцами и т.д. Музыка выступает в качестве средства, облегчающего исполнение новых, нетипичных для актера ролей. Конструирование идентичности. Действует принцип: «Скаэп. мне, в какие клубы ты ходишь, и я скажу, кто ты». Это коммуниг-л ционный аспект: идентичность читается. Но она и принуждает: <<Ес.~,~ ты член тусовки, ты обязан посещать клубы». Индивидуальная идентичность конструируется через обозначение доступа к престижным социальным сетям. Для большинства это не доступ, а игра, имитирующая доступ. Как пишет С. Минаев в повести <^yxless. Повесть о ненастояшем человеке» [2006: 115], это «люди, которые сами не в тусовке, но оче -.т хотят в ней быть, чтобы рассказывать своим еще более лоховать~х знакомым все эти удивительные истории из волшебного мира ночь ci жизни Москвы. За имитацию вхождения в тусовку, за моменты п:~: бывания рядом со всеми этими Ксюшами, Петями и Ульянами эг~.~ массовка и платит деньги». Эти мотивы переплетаются в замысловатые узлы. Но в них часто на первый план выходит один или два определенных мотива. На первый взгляд, решение о посещении клуба выглядит сугубо индивидуальным. И большинство информантов объясняли свое повеление в терминах «нравится — не нравится», «люблю — не люблю». Н: если присмотреться к процессу принятия решений внимательнее, можно легко увидеть влияние социокультурных полей, в которые они погружены. Все чувствуют усталость от унылого бега повседневности Но что делать? Культурные программы разных полей подсказывают разные пути и дают разные возможности. В одних полях поход в клус — стандартный способ бегства от скуки и снятия усталости, в других этот шаг даже в голову не придет. Норма одного поля легко оказывается нелепостью в соседнем поле. Посещение клубов Притяжение клубных полей действует на всех, но оно проходит через фильтр индивидуально-личностного поля, проявляясь в конечном счете в индивидуально своеобразных результатах. Важную роль в корректировке этого воздействия играют следующие компоненты индивн- Г7 лтьно-личностного поля, определяющие форму его интеграции в - занимаемая индивидом статусная позиция в социальном пространстве по отношению к клубам: удаленность клуба в физическом пространстве, его социальная доступность (наличие у человека достаточных средств для посещения, открытость клуба для него, наличие информации о его возможностях и т.д.), характер полей, которым он принадлежит, и место клубов в их культурных программах, отношение к клубам окружающих и т.д.; - самоидентификация, в конструировании которой клуб может играть ключевую роль («Я тусовщик», «Я клубный человек») или вообще ничего не значить («Я физик»); - культурный потенциал индивида. Чем он богаче, тем больше конкурирующих путей проведения свободного времени открыты, тем доступнее пути, требующие серьезной подготовки (например, способность получать эстетическое удовольствие от симфонической музыки, картинных галерей, архитектуры, книг); - социальный потенциал индивида как включенность его в социальные сети. Если сети замкнуты на клуб — одна ситуация, если они с ним никак не связаны — совершенная иная. Иначе говоря, встречаться с друзьями и заводить знакомства можно не только в клубе; - физический потенциал индивида. Клубная жизнь требует больших затрат, что по силам не каждому. Физически слабые люди быстро устают от танцев, ночных бдений и общения до утра под шум и алкоголь. И для них посещение клуба быстро превращается в тяжелую работу. В силу этих и других причин посещение клубов очень дифференцировано. Полный отказ от посещения ночных клубов. Он проявляется в лзух основных формах. Отказ как следствие пресыщения клубной ензнью. Мне надоело жить наркотиками, тусоваться, да, по этим VIP- клубам, по этой фигне, я там не увидел ничего интересного. Всё, я всё, что мог там увидеть интересного — я увидел, всё, мне надоели эти люди. И когда я меняю образ жизни, я меняю людей, потому что они мне тоже стали неинтересны, я увидел этих людей с другой стороны, со своими интрижками, грязью, сплетнями, и мне это не нужно, мне это не интересно, там, кто с кем переспал (19-04-м). Отказ от стиля жизни, не адекватного собственной личности. Ну, не нравится мне это... Мне бы лучше посидеть на диване, послушать музыку..., чтобы музыка была не напряжная или живая... Просто посидеть, поболтать... Просто несколько раз я была. понравилось (75-05-ж). Клубы просто не перевариваю. Я не понимаю смысла дрыгатъа шг музыку в течение всей ночи. Я это и дома могу делать (71-05-ж, Клуб не для всех не только из-за финансового фильтра. Это с. г т жизни, которому соответствует далеко не каждый. Поэтому мн: ле отказываются от клуба добровольно: мол, мне это не по душе. Я, — говорит дочь предпринимателя, — не хожу по клубам. Я бы-ьс t клубе (именно в танцевальном) раза четыре в жизни <_> У жпл. наверное, это не только, потому что не нравится, а потому чг-.: £ как бы ни была приучена, никогда не было друзей, которые тагсх- лись бы, ну... ходили бы по клубам. И вообще там тусовались. К-гг такой компании, которая ходит, тусуется, не с кем ходить. А» ной что? Ну, пришла я в «Грибоедов», и что одна там буду деле - Сидеть вот так вот и курить? Ну, выкурю я так за вечер три гит* ки, что мне от этого, хорошо будет? Или, извините, просру, к. денег на алкоголь? Что еще? <...> Конечно, тусоваться надо имении компанией, я с новыми людьми с трудом знакомлюсь. Если, челое-гг знакомый, тогда легко, а вот, когда первой... сама никогда не подужу. А с друзьями болтливая, активная, то есть уже какие-то сет. комплексы. И все говорят: «О, ты такая общительная!». В клубах i сама не знакомлюсь. Провожу время обычно со своим молодым человеком (116-05-ж). Спорадическое посещение, часто вызванное внешними нерегулярн: действующими факторами (кто-то из друзей организует празднование своего дня рождения в клубе или там проводится факультетский вечер). Я не люблю ходить постоянно по клубам, мне это не нужно. В вь. ходные можно иногда (154-06-ж). Я достаточно редко сейчас хожу, как-то немножко выросла из этого. По настроению — раз в несколько месяцев (42-04-ж). Без массового опроса трудно уверенно утверждать, какой тип поведения доминирует. Но на основании материалов данного исследования можно предположить, что именно он наиболее распространен в рассматриваемой группе молодых жителей мегаполисов. Относительно регулярное, но не частое посещение. Немало людей ходит в клубы пару раз в неделю, чаще по выходным. Это характеристика определенного, нередко очень краткосрочного этапа в жизни. Клуб как ведущая форма проведения избыточного свободного времени. Это фанаты клубной жизни, профессиональные тусовщики, приходящие в клуб (или клубы) почти каждый день. Здесь их естественная среда обитания. Есть люди, которые посещают вот эти пафосные клубы нашего города буквально, через день. Отсыпаются, собираются и опять едут (153-06-ж). А. Горохов так определяет этот феномен: «Рэйв — это мероприятие, во время которого очень большое количества народа танцует пару дней (и ночей) подряд под непрерывно звучащую музыку, потребляя при этом пиво и разнообразные наркотики... Рэйв похож на рок-фестиваль. Когда танцует меньше чем пятьсот человек одновременно и все это длится часа четыре, то происходящее чаще называют techno-party... Слово «рэйв» и сегодня встречается довольно часто, однако если оно и применяется и к музыке, то с однозначно негативным оттенком... Сейчас рэйвы устраиваются крайне редко» [Цит по: Кузьмина 2005:223]. Не вдаваясь в подробности стилевых границ и определений, достаточно сказать, что немало клубов и сейчас специализируются на организации спектаклей по сценарию «Танцы до упада». Это поле притягивают любителей именно такого экстремального отдыха. Они в основном ходят по колбасерским клубам: «Просвет», «Туннель», «Феррум». И на фестивали постоянно ходят типа «Мэйдэя». Где тоже такая вот музыка. Ну, такие они клубные колбасеры, как их называют (154-06-ж). Танцевальный сценарий, если его реализовывать в полной мере, требует большой выносливости. Поэтому в нем между строк часто предполагается подготовка актеров с помощью допингов. Но есть немало клубов, где на первое место выходят концерты му- гьдкальных исполнителей. И весь сценарий строится вокруг этого явления. Иной вариант сценария — организация общения. Здесь танцы лрлсутствуют, но это лишь фон, обеспечивающий поддержание общения. Частью программы ряда клубов является стриптиз. Порой он превращается в ядро всего сценария. Это флирт в крайней форме: вызывающая игра в доступность при реальной недоступности. Когда я танцую, мужики заводятся, слюни роняют. Чтобы пальцем прикоснуться, хорошие деньги платят: кто в плавки сует, кто на сцену бросает, а кто передает через администратора (152-06-ж). Но недоступность — это тоже игра, правила которой при взаимном -стласии сторон легко меняются. Можно договориться в стрипе напрямую с девкой и встретиться после того, как она программу отработает. Но обычно на следующий день. Но тоже сразу все акценты расставлены и никакой игры в любовь (Ch-1). Декорации клуба Основа клуба — его материальные ресурсы. Они представляют собой £:£ркас, организующий игру посетителей клуба, формирующий пространство возможностей для выбора форм проведения досуга. Бар и/или ресторан в клубе не только дают возможность пить и ть. но и задают рамки культурной программы: если пришел в клуб, Потребление слабых наркотиков для многих — это преходящий?тап увлечения модой. С изменением системы принимаемых индиви- лэм ценностей меняется отношение и к допингам. Очень многие начинают вести здоровый образ жизни. Причем, больше даже... Курить бросают (152-06-ж). «Маски-шоу». Время от времени в клубах случаются спектакли, которые порой называют «маски-шоу», т.к. милиция, приезжающая ловить наркодилеров, часто использует маски, закрывающие лица участников облав. Останавливают тусовку, вечеринку, включают свет. Не важно, в чем ты или можешь даже быть вообще ни в чем. <...> Обыскивают всех, т.е. это соответственно все очень жестко. Но, как правило, такие вещи обычно происходят, когда «маски», вот эти правоохранительные органы, знают, что здесь что-то происходит, и они ищут определенных людей. <...> Если ты тоже попала под облаву, если у тебя, в принципе, ничего в карманах нет, то тебя просто досмотрят и отпустят (162-06-ж). Светская хроника как фактор клубного поведения Издавна символическая граница между элитой и массой конструировалась попаданием в светскую хронику. Если тебя репортеры выделяют из толпы, если они внимательно следят за тобой, фотографируют, 1 редакторы публикуют эти материалы, значит ты «не такой, как все». Имя или фотография в светской хронике стали традиционными маркерами элитарности, конструируемыми желтой прессой. Для людей, которые по роду своей деятельности не имеют шансов стать публичными натурами (это разного рода «люди за кадром» и близкие известных деятелей), участие в светской жизни, освещаемой репортерами, — это —анс приобрести собственный имидж. Люди из массы тоже не чужды тщеславия, но для них, как правило, не находится места на страницах газет и журналов. Репортеры пытаются отлавливать тех, чье имя что-то значит для читателей. Интернет создал предпосылку для деформации этого традиционного способа конструирования элитарной границы, оставляющей массу в тени. Трудно сказать, кто и когда придумал помещать на сайтах ночных клубов фотоотчеты о проведенных вечеринках. И простой посетитель клуба получил реальный шанс увидеть свое лицо в этой светской хронике, пусть и без фамилии. Многоуровневый сетевой проект «Geometria» превратился в гигант- л-:ую светскую хронику, объединяющую в Интернете отчеты из разных:--_тубов разных городов. И у простого человека, пришедшего в клуб, появился реальный шанс попасть со своей фотографией на раскрученный сайт, который посещают тысячи людей, прежде всего, в надежде узидеть себя. «Geometria» превратилась в оригинальный инструмент конструирования исключительной идентичности через посещение клубов и игру, которая выделяет из толпы и привлекает внимание ши тографов. Увидев себя, индивид сообщает друзьям: «Ты видел мене; Интернете?». Желающие могут заказать по почте распечатку своей фотографии, в углу которой стоит метка «Geometria», доказывающая, тгг> это не любительская фотография, а кадр из светской хроники. Атэо нистраторы сайтов сотрут материалы старых отчетов, а фотографт_? останется как назидание потомкам: «А это я. Кадр из светской хроники!». И бабушка вырастет в глазах своих внуков. Знакомства как функция клуба Одна из ключевых функций ночных клубов — создание условий но* расширения круга знакомств. В клубе формируется благоприятная гч мосфера для быстрых знакомств. Для определения поведения людей в клубе подходит больше е:-:-» слово «охота». <...> Иногда жертве удается убежать или вырвс- - ся. Иногда она попадается. Дальше идет довольствование добъ.-.е± или демонстрация ее другим. <...> В клубах люди отдаются _ - стинктам, ведут себя не так, как в обычной жизни: охотятся. Наверное, это неплохо — такойуголок «дикой природы» (D-111-ж). Здесь действует коммуникативная система, упрощающая сближение, общение до этого незнакомых людей. Клубный вечер — это постоянно повторяющийся спектакль, поэтому большинство актеров играют в нем не первый раз и хорошо знают, как сообщить окружающим: своих намерениях, как интерпретировать игру других. Большинство ролей имеют четкую тендерную окраску, поскольку они предполагайс игру в сексуальность. В клубе ты можешь знакомиться с кем угодно, ты, например, ера;, можешь понять, кто чего хочет. Если, например, мужчина покупа ет тебе пиво, соответственно, ты ему понравилась и у него может-, быть две цели: просто с тобой поболтать, напиться, побрататься или второй вариант, он покупает тебе пиво, а потом хочет трах нуть тебя. Потратить 50 рублей на пиво и потом потрахать тебя бесплатно. Ты в свою очередь смотришь, что ты хочешь получитг.- от него: либо тоже просто с ним поболтать, по-дружески, либо, может, ты тоже хочешь с ним потрахаться (88-05-ж). Завсегдатаи клубов хорошо владеют техникой сближения, которая прикрывается игрой в случайность.
Знакомство происходило следующим образом, например, или мы приходили компанией девушек, а за соседним столиком сидела компания парней, и например, кто-то одновременно встал, вышел, случайно столкнулись в проходе, и начинается: «А не хотите ли к нам присоединиться? А не дадите ли телефончик?» И пошло, поехало. Или просто обмен какими-то фразами, сели вмести «поболтали» и завязалось знакомство (88-05-ж).
Знакомство — это сугубо формальный механизм достижения конкретной цели: нахождения человека, адекватного твоим потребностям. Поэтому, несмотря на легкость клубных знакомств, многие, приходя туда именно за этим, уходят разочарованные. Ночные клубы — это поля, притягивающие к себе людей в избирательном режиме. Поэтому далеко не каждый может здесь найти человека, адекватного себе. Человек, чуждый культурной программе клуба, имеет мало шансов найти там близкую душу. Дискотеки были для меня источником знакомств. Но пару раз я попыталась это там сделать и поняла: «Нет! Такие люди в нормальной жизни мне не нужны!». У них свой мир, в который я попадать не стремлюсь (71 -05-ж). Большинство наших информантов подчеркивали, что в таких условиях возникают лишь кратковременные отношения. Когда я знакомилась в клубе, я записывала телефон человека, а на следующий день я просыпалась и думала: «Блин, зачем мне это надо». В клубе темно, и я даже не вспомню, как он выглядит, я не знаю ничего об этом человеке (101-05-ж). Более длительные связи возникают, но скорее как исключение из правила. Случайно встречаются случайные для клуба люди. В моей практике был один случай, когда я познакомилась с молодым человеком в ночном клубе, и у нас «продолжилось» знакомство на три года, которое переросло больше в дружеские отношения, чем в роман. Ночные клубы я рассматриваю как место для знакомств, но, мне кажется, что такие знакомства «не продолжительные», по- ницей. Даже в молодом возрасте необходимой энергетики хватает далеко не всем. Многие, попробовав «для интереса» клубной жизни, отказываются от нее: «это не для меня». И чем напряженнее будни, тем труднее отдыхать в изнурительном клубном режиме. Физическое и социальное взросление ускоряет уход из клубного пространства. Появление семьи, рождение ребенка сужают объемы свободного времени, оставляя для ночных клубов очень ограниченные и желания, и временные возможности. Раньше, — говорит 30-летняя женщина-менеджер, — чаще ходила по клубам, кафе, теперь денег жалко на глупости, на всякие... (шучу). Я просто более рационально к жизни подхожу, я могу оторваться, просто потусоваться, но и времени не так много, и сил больше на работу уходит, и желания уже такого как раньше нет (99-05-ж). Порою это частичный уход. Взрослея, люди перестают посещать танцевальные клубы, сохраняя приверженность клубам как местам проведения концертов и площадкам для общения. В клубы ходить люблю... Как минимум раз пять в месяц. Но в танцевальные клубы я не хожу: у меня уже прошел этот период (1-04- ж). Сейчас [28 лет], например, я тоже могу пойти в клуб, но колба- ситься до шести утра я просто физически не выдержу. В три часа меня уже сморит в сон, и я усну на ступеньках клуба (88-05-ж). Постоянно ходить в клубы, в интенсивном режиме — это и для организма тяжело (99-05-ж). С возрастом меняются представления о приоритетах всегда дефицитного бюджета. Финансовую часть хождения по клубам можно пустить в более нужное и полезное русло, не просто прогуливать, пропивать и проедать деньги, а на более полезные нужды пустить. Мне, например, окно металлопластиковое нужно ставить и б
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|