Культурологические различия
Э. Биллингсли (1968) считает, что формы семейной организации зависят от уровня культуры. Он полагает, что группы, страдающие от расовой дискриминации, угнетения и нищеты, используют уникальные семейные структуры в качестве защиты. Н. Седарка (1981) придерживается мнения, что различные подкультуры в США сохранили некоторые черты семейных структур стран своего происхождения, поэтому структура семей чернокожей этнической группы в США не похожа на структуру семей других этнических групп. Еще со средних веков в европейских странах по различным историческим и экономическим причинам в семейной организации доминировал принцип супружества — родства по браку, которое оформлялось и закреплялось законом. Африканские семьи, напротив, образовывались вокруг кровнородственного ядра. Азиаты, жители тихоокеанских островов, испанцы, евреи, поляки, греки и итальянцы отдают предпочтение расширенной модели семейной организации. Следовательно, можно сделать вывод, что семейная структура изначально пытается адаптироваться к окружающим условиям. В конечном итоге белые семьи отдают предпочтение супружеской ячейке, или нук-леарной семье, а не расширенной форме семейной организации, так как нуклеарная семья, очевидно, отвечает их требованиям в условиях стремительного развития промышленности и предпринимательства. Однако современные экономические и политические реалии способствовали усилению давления на семью этого типа и выявлению ее слабых сторон. Так, Р. Бердуистл (1970), один из тех, кто рассматривал нуклеарную семью как патологическую форму семейной организации, отмечал: "Если личные взаимоотношения допустимы только в рамках нуклеарной семьи и если молодое поколение, повзрослев, покидает ее, чтобы создать новую семью, такая организация неизбежно является недолговечной и саморазрушающейся. Старшее поколение остается в изоляции, а молодежь чувствует себя виновной в разрушении семьи, поскольку повзрослела". Несомненно, что нуклеарная семья не существует в таком виде, как это описал Р. Бердуистл. Но возникает вопрос: сможет ли нуклеарная семья существовать в любых условиях?
СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ 104 В семьях американцев испанского происхождения большое значение придают семейному единству, уважению и верности, подчеркивают полезность расширенных семейных уз и делают упор на их сохранение и поддержание. Семейными связями и частотою контактов среди своих членов такие семьи превосходят англо-американские. В состав мексиканских расширенных семей часто входят пожизненные друзья и фиктивные родственники наряду с близкой и иной родней. Фиктивное родство создается католической традицией, по которой у ребенка появляются крестная мать и крестный отец. Они оба разделяют ответственность за благополучие ребенка. Наличие фиктивных родственников или пожизненных друзей семьи характерно и для негритянских семей. Их считают действительными родственниками, они имеют такие же обязанности и такие же материальные и духовные привязанности, как и обычные родственники, их часто называют "дядя" и "тетя". Д. Ашхенбреннер (1973) отмечал, что на Юге США "дядей" и "тетей" нередко называют просто людей старшего возраста, не являющихся родственниками. Других фиктивных родственников называют "мать понарошку", "отец понарошку", "брат понарошку" или "сестра понарошку". В семьях американцев азиатского происхождения молодежь с большим уважением относится к старшим. А. Харрисон, Ф. Сера-фикаиГ. Макаду (1985) отметили, что взрослые японцы и китайцы демонстрируют исключительную преданность семье. Для азиатских культур характерны почтительное отношение к старшим, внутригрупповая сплоченность, чувство коллективизма, верность иерархической структуре семьи, зависимость, уважение, чувство долга и ответственность по отношению к семье. Японцы рано начинают внушать детям положительные стороны полной зависимости, когда каждый член семьи испытывает на себе благожелательное отношение других. Японцы поощряют преданность, китайцы придают большое значение клану — сложной многопоколенной семейной структуре, основывающейся на кровнородственных отношениях и существующей в течение многих веков.
Семьи американцев индейского происхождения могут раздваиваться. Это значит, что материнская и отцовская ветви семьи разделяются на отдельные роды и объединяются в этнические общины. Хотя в племенах существуют определенные различия, обычно сестра матери очень близка ей и ее ребенку и ведет себя по отношению к нему как мать (Д. Лум, 1986). В семейных общинах дедушки и бабушки сохраняют официальное и символическое лидерство. Они имеют право голоса и воспитании детей, и родители редко отверга ют рекомендации старших. Молодые люди стремятся получить одобрение старших членов общины, которые устанавливают нормы для всей семьи. В семью в качестве фиктивных родственников вводятся лидеры, не имеющие с ней родственных связей. Выполнение "дедушками" и "бабушками", "тетями" и "дядями" эффективных и разнообразных функций способствует созданию важной структуры семейной помощи и поддержки. Расширенная семья имеет особое значение для представителей цветных и других на -циональных меньшинств, чья жизнь в США осложнена результатами расовой дискриминации, угнетения и нищеты (Д. Хоппс, 1982). Как отмечал М. Сассмэн, эта форма семьи широко распространена среди чернокожих, ее существование необходимо для выживания как отдельной личности, так и негритянской культуры в целом. В обширном исследовании о пересечении культур, выполненном в Нью-Йорке, проведено сравнение образа жизни лиц преклонного возраста среди негров, испанцев и белых и сделаны следующие выводы. Во-первых, принадлежность к определенной этнической группе предопределяла семейную поддержку и солидарность только у испанцев, которые обычно имели большие семьи, чем представители других народностей, проводили больше времени в семье и получали больше помощи от своего потомства. Во-вторых, негры и испанцы в равной степени помогали своим детям и оказывали им более значительную финансовую помощь, чем белые. Второй вывод явственно указывает на адаптацию к воздействию нищеты. В исследовании Б. Бенгстона и др. (1985), посвященном неграм, американцам мексиканского происхождения и белым семьям в округе Лос-Анджелес, было отмечено, что американцы мексиканского происхождения проявляют наиболее высокую степень семейной солидарности. Авторы пришли к выводу, что раса не всегда предопределяет форму семейной организации и распределение ответственности за удовлетворение потребностей престарелых членов семьи. Совершенно очевидно, что поддержка со стороны членов семьи зависит от их дохода. Следовательно, экономические и этнические факторы взаимосвязаны. Представители цветных и других этнических меньшинств имеют меньший доход по сравнению с
105 белыми, что находит отражение в размерах оказываемой или желаемой помощи. Таким образом, хотя существуют этнические различия в обеспечении семьи социальной поддержкой, на их природу оказывают влияние: демографические факторы — возраст, образование и место проживания; структурные — размер и состав семей; экономические — возможности поддержки и среднедушевые доходы. Развитие семьи Рассмотрим стадии развития семьи, которые включают жизненные цели, стоящие перед семьей из многих поколений на протяжении всего ее существования. Первая стадия — образование первоначальной семьи, или ячейки воспроизведения; она является началом жизненного цикла всех семей и представляет для семьи из многих поколений точку отделения от предшествующей семейной системы. Эта стадия развития семьи часто сопровождалась и сопровождается миграцией, в результате которой члены семьи оказываются разделены пространством с родителями, родными братьями и сестрами, родственниками и друзьями, что приводит к ослаблению их связей со старым миром и прежними традициями. Например, представители европейских народностей мигрируют в Соединенные Штаты, негры — с Юга на Север, пуэрториканцы — на материк.
Вторая стадия начинается с рождения детей и образования новой семейной системы. Она характеризуется созданием и расширением семейной системы, воспитанием детей в ячейке, состоящей из двух поколений. На третьей стадии нуклеарная семья расширяется до трех поколений, когда взрослые дети уезжают или остаются дома, заводят собственные семьи или откладывают их создание. Родители должны адаптироваться к роли бабушек и дедушек — носителей семейной мудрости и знаний, а также отказаться от некоторой авторитарности родительской роли. Взрослая молодежь продолжает оставаться наполовину зависимой. Она может часто навещать родителей, обращаться за советом и нуждаться в финансовой и материальной поддержке, укрепляя таким образом семью как ячейку, состоящую из трех поколений. Родителям приходится иметь дело с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками и друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками, присоединившись к семье в качестве "жен" или "мужей". На этой стадии развития происходит столкновение центральной многопоколенной СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ ячейки с другими ячейками, представленными в лице зятьев и невесток, которые угрожают единству ее ядра. Необходимо исследовать конфликт между семьями и пути его разрешения: какие семьи расширяются за счет новых членов, какие семьи теряют членов и по каким причинам это происходит. Можно предположить, что два фактора, влияющие на этот процесс, — это статус семьи и сплоченность ее членов. Короче говоря, на этой стадии семья из многих поколений сталкивается с возможным разрушением или расширением, с потерей или приобретением новых членов. Четвертую стадию можно считать периодом автономии и равновесия в отношениях между поколениями. Дети успешно устроились в отдельных семьях, а родители, достигшие 50—65 лет, находятся на пике своей карьеры или готовятся к пенсии. В течение этого периода крепнет семейная солидарность, структура семьи оптимальна, в ней представлены все поколения, и большинство ее членов пользуются независимостью и уважением. Взрослые члены семьи достигают "родственной зрелости", которая находит выражение в их способности поддерживать родителей и, если это необходимо, заботиться о них. М. Сассмэн (1985) отмечал, что с ростом экономической и психологической независимости молодых супружеских пар появляется разрыв в отношениях между поколениями до момента выхода родителей на пенсию, что считается наступлением старости — периода уменьшающейся жизненной энергии и ухудшающегося здоровья.
Пятую стадию можно назвать периодом заботы. Как было отмечено выше, структура семьи из многих поколений все более усложняется и семья включает все новые поколения. Все большее число ее членов нуждается в заботе, растет вероятность физической слабости и болезней у старших членов семьи, которые живут дольше, чем предыдущие поколения. Однако снижение уровня рождаемости привело к явному уменьшению числа людей, которые могут заботиться об увеличивающемся числе людей пожилого возраста, нуждающихся в поддержке. На этой стадии дети, достигшие среднего возраста, занимают ключевые позиции в своей деятельности и в системе родственных связей, объединяющей несколько поколений. Они могут: предоставить кров престарелым родителям; заботиться о разведенной дочери и ее ребенке; поддерживать своих детей в период учебы; опекать родственников и иногда предоставлять кров родственникам, пере-
СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ 106 ехавшим в их город для работы, учебы или брака; заботиться о семьях детей, которые никогда не покинут дом, и о детях своих взрослых детей, которые работают или ищут работу. Все эти сложные функции не оценены в полной мере и не исследованы. Это типичное "поколение сандвича" (термин используют для характеристики среднего поколения, зажатого между потребностями молодого и старого поколений). Забота о престарелых или физически слабых родителях — главная задача на этой стадии и источник большого числа стрессов и роста напряженности в семье. Единству семьи угрожает недееспособность или смерть представителей старшего поколения. Семье приходится решать задачи, связанные с изменением ролей, семейным горем и потерями в период постепенной передачи ведущей роли в семье от стареющего ядра ячейки к следующему поколению. Шестая стадия — заключительный период семейного цикла, она называется "реконструкцией". С появлением нового главы семьи уменьшается сложность выполняемых функций, появляется реконструированная ячейка — второе поколение в жизненном цикле семьи, а не новая семья. Неразрывная связь с первоначальной ячейкой поддерживается с помощью семейных преданий, обрядов и ритуалов, в течение многих лет вновь и вновь возвращающих к уникальным семейным традициям. Социальная политика Социальная политика, имеющая целью оказать положительное воздействие на семью из многих поколений, должна охватывать различные поколения и ориентироваться на качество жизни как личности, так и семьи в целом. Важно признать решающую роль семьи в области социальной поддержки, причем семья выполняет двойственную социальную задачу: во-первых, воспитывает, готовит к общественной жизни и поддерживает своих членов и, во-вторых, способствует своему собственному развитию и существованию во времени, от одного поколения к другому. Система социального обеспечения, финансируемая налоговыми отчислениями от зарплаты и доходов, является ярким примером того, как сложно в рамках социальной политики гарантировать материальное благополучие семьи из многих поколений. Рост стоимости жизни, увеличение числа пенсионеров и уменьшение числа работающих приводят к росту стоимости социального обеспечения. В этом причина поляризации работающих и пенсионеров, а также конфликта между поколениями. Поколение работающих начинает считать врагами своих родителей, дедушек и бабушек. Жизненно важным вопросом современной социальной политики стал конфликт между "сотрудничеством поколений" и "правом справедливости" между ними (Э. Кинг-сон и Б. Хиршорн, 1985). Право справедливости между поколениями — это положение, которое подчеркивает конфликт между поколениями из-за недостаточности ресурсов. Оно приводит к соперничеству между возрастными группами, расами и поколениями в семье. Родители противостоят детям, дети — престарелым, безработные — работающим, работающие — пенсионерам. Сотрудничество между поколениями подчеркивает общую заинтересованность всех поколений в социальной политике, отвечающей запросам отдельной личности и семьи в целом на всех стадиях жизненного цикла. Чтобы помочь семье из многих поколений, социальная политика, как минимум, должна основываться на ценностях сотрудничества внутри поколений и между ними и на благосостоянии. Политика, которая воздействует на молодежь, неизбежно влияет и на престарелых и в конечном счете сказывается на благосостоянии семьи как средстве достижения социального согласия. Как было отмечено, текущая социальная политика формируется в атмосфере соперничества, при сокращении государственных ассигнований на социальные программы. В результате этого политика, приносящая пользу одной возрастной группе, не идет на пользу другой. Программы, предназначенные для безработной негритянской молодежи в возрасте 16—24 лет, были значительно урезаны, так как общество пытается решить задачу, связанную с интересами и потребностями пожилых людей. Общество косвенно обрекает поколение рабочих всех возрастов на "социальную необеспеченность" в пенсионном возрасте, так как социальная обеспеченность финансируется из текущих зарплат. Есть мнение, что к 2020 г. большинство рабочих, действительных и потенциальных, составят чернокожие и испанцы. Чем ниже уровень их образования, тем меньше их доход, что скажется на размере налоговых отчислений. Белый средний класс лишь в том случае добьется обеспеченного в социальном отношении ухода на пенсию, если молодежь из числа этнических меньшинств, вливающаяся сейчас в трудовые слои населения, сможет заработать достаточно денег для финансирования
СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ ухода белых на пенсию. Далее, можно предположить, что хроническая безработица и низкий уровень образования среди молодежи этнических меньшинств поставят под угрозу процветание нации, приведут к сокращению поступлений из налоговых отчислений, уменьшению рабочей силы и снижению производительности труда. Смогут ли семьи в результате противоречивой социальной политики 80-х годов внести вклад в развитие семейно-родственной системы первой четверти XXI в., или общество по-прежнему будет испытывать нехватку трудовых ресурсов, разобщенность усилий, конфликт и соперничество между поколениями, наносящие вред семейной целостности и вызывающие увеличение численности и доли безработных, нетрудоспособных и т. п.? Практические возможности Очевидно, что в перспективе должны получить развитие новые формы в области семейных отношений — более гибкие, чем современные, которые предназначены для воздействия на нуклеарную семью, изолированную от всех, за исключением ближайших членов. Возникнут новые модели семьи, охватывающие не только психологические (внут-риличностные) аспекты семейной деятельности. Предшествующие модели игнорировали как проблемы взаимоотношений между членами семьи из многих поколений, так и воздействие социальных структур на ее жизнедеятельность. Практические модели, рассматривавшие семью как микросистему, которая разрушается со смертью или появлением нового члена, недооценивали способность семьи существовать и развиваться на протяжении всего жизненного цикла. Социальная практика в области семейных отношений должна учитывать тенденции в развитии семьи. С начала 70-х годов традиционные нуклеарные семьи составляли постоянно уменьшающуюся долю всех семей. Все чаще семья является либо нетрадиционной, такой, как неполная или с двумя работающими родителями, либо приемной или экспериментальной, которая включает общинные или присоединившиеся, групповые и открытые семьи. Нуклеарные ячейки среднего класса белых слоев населения находятся на закате своего существования, и социальная практика должна реагировать на нетрадиционные семейные структуры, заро- дыши которых проявляются в социальных ситуациях, в которых оказываются разведенные или одинокие родители, представители цветного населения и люди пожилого возраста. Леон Ф. Уильяме, Кармен Диас См. также: Семья и социальная работа; Семья: современные тенденции, • Ascnenbrenner I. (1973). Extended Families Among Black Americans.— Journal of Comparative Family Studies, 4, 257—268. • Bengston V.L., et al. (1985). Generations, Cohorts, and Relations Between Age Groups. In: R. H. Binstock, E. Shanas (Eds.). Handbook of Aging and Social Services (2nd ed., p. 304— 338). N. Y.: Van Nostrand Reinhold Co. • Billingsley A. (1968). Black Families In White America. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall. • BirdwhistellR. L. (1970). Idealized Model of the American Family.— Social Casework, 51 (4), 195—198. • BrodyE.M. (1985). Parent Care as a Normative Family Stress.— The Gerontologist, 25(6), 627—631. • ButlerR. N., Lewis M. I. (1982). Aging and Mental Health: Positive Psychosocial and Biomedical Approaches. St. Louis, Mo.: С. V. Mosby Co. • Harrison A., Serafica R, McAdoo H. (1985). Ethnic Families of Color. In: E. Parke (Ed.). The Family (Vol. 7 of Review of Child Development Research, p. 329—371). Chicago: University of Chicago Press. • Hopps J. G. (1982). Oppression Based on Color.— Social Work, 27(1), 3—5. • Kingson E.R., Hirshorn B. (1985). The Common Stake: The Interdependence of Generations in an Aging Society.— Unpublished manuscript. Wash., D. C.: Gerontological Society of America. • LumD. (1986). Social Work Practice and People of Color: A Process Stage Approach. Monterey, Calif.: Brooks/Cole Publishing Co. • SedarkaN. (1981). Interpreting the African Heritage in Afro-American Family Organization. In: H. P. McAdoo (Ed.). Black Families (p. 37—53). Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • SussmanM. B. (1985). The Family Life of Old People. In: R. H. Binstock, E. Shanas (Eds.). Handbook of Aging and Social Services (2nd ed., p. 415—449). N. Y.: Van Nostrand Reinhold Co.
СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ 108 СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ Бюро переписей США, так же как большинство других американских и зарубежных бюро статистики, определяет семью как нескольких людей — двоих или более, живущих вместе и связанных друг с другом кровным родством, брачными узами или совместным решением о принятии на воспитание ребенка. Другими словами, сегодня в США семья мыслится как ну клеарная. Кроме того, вопреки известным представлениям, семья в Америке была нуклеарной с колониальных времен (Дж. Демос, 1970). Это распространяется также на семьи выходцев из Великобритании и в целом из Западной Европы (М. МитерауериР. Сидер, 1982;Э. Шор-тер, 1975).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|