Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурологические различия




Э. Биллингсли (1968) считает, что фор­мы семейной организации зависят от уровня культуры. Он полагает, что группы, страдаю­щие от расовой дискриминации, угнетения и нищеты, используют уникальные семейные структуры в качестве защиты. Н. Седарка (1981) придерживается мнения, что различ­ные подкультуры в США сохранили некото­рые черты семейных структур стран своего происхождения, поэтому структура семей чернокожей этнической группы в США не похожа на структуру семей других этниче­ских групп. Еще со средних веков в европей­ских странах по различным историческим и экономическим причинам в семейной орга­низации доминировал принцип супружест­ва — родства по браку, которое оформлялось и закреплялось законом. Африканские семьи, напротив, образовывались вокруг кровнородственного ядра. Азиаты, жители тихоокеанских островов, испанцы, евреи, по­ляки, греки и итальянцы отдают предпочте­ние расширенной модели семейной органи­зации. Следовательно, можно сделать вывод, что семейная структура изначально пытается адаптироваться к окружающим условиям.

В конечном итоге белые семьи отдают предпочтение супружеской ячейке, или нук-леарной семье, а не расширенной форме се­мейной организации, так как нуклеарная семья, очевидно, отвечает их требованиям в условиях стремительного развития промыш­ленности и предпринимательства. Однако со­временные экономические и политические реалии способствовали усилению давления на семью этого типа и выявлению ее слабых сторон. Так, Р. Бердуистл (1970), один из тех, кто рассматривал нуклеарную семью как патологическую форму семейной организа­ции, отмечал: "Если личные взаимоотноше­ния допустимы только в рамках нуклеарной семьи и если молодое поколение, повзрослев, покидает ее, чтобы создать новую семью, та­кая организация неизбежно является недол­говечной и саморазрушающейся. Старшее поколение остается в изоляции, а молодежь чувствует себя виновной в разрушении семьи, поскольку повзрослела". Несомненно, что нуклеарная семья не существует в таком виде, как это описал Р. Бердуистл. Но возникает вопрос: сможет ли нуклеарная семья сущест­вовать в любых условиях?

 

 

СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ

104

В семьях американцев испанского проис­хождения большое значение придают семей­ному единству, уважению и верности, под­черкивают полезность расширенных семейных уз и делают упор на их сохранение и поддержание. Семейными связями и часто­тою контактов среди своих членов такие семьи превосходят англо-американские. В состав мексиканских расширенных семей ча­сто входят пожизненные друзья и фиктивные родственники наряду с близкой и иной род­ней. Фиктивное родство создается католиче­ской традицией, по которой у ребенка появ­ляются крестная мать и крестный отец. Они оба разделяют ответственность за благополу­чие ребенка.

Наличие фиктивных родственников или пожизненных друзей семьи характерно и для негритянских семей. Их считают действи­тельными родственниками, они имеют такие же обязанности и такие же материальные и духовные привязанности, как и обычные род­ственники, их часто называют "дядя" и "тетя". Д. Ашхенбреннер (1973) отмечал, что на Юге США "дядей" и "тетей" нередко называют просто людей старшего возраста, не являю­щихся родственниками. Других фиктивных родственников называют "мать понарошку", "отец понарошку", "брат понарошку" или "се­стра понарошку".

В семьях американцев азиатского проис­хождения молодежь с большим уважением относится к старшим. А. Харрисон, Ф. Сера-фикаиГ. Макаду (1985) отметили, что взрос­лые японцы и китайцы демонстрируют иск­лючительную преданность семье. Для азиатских культур характерны почтительное отношение к старшим, внутригрупповая сплоченность, чувство коллективизма, вер­ность иерархической структуре семьи, зави­симость, уважение, чувство долга и ответст­венность по отношению к семье. Японцы рано начинают внушать детям положительные стороны полной зависимости, когда каждый член семьи испытывает на себе благожела­тельное отношение других. Японцы поощря­ют преданность, китайцы придают большое значение клану — сложной многопоколен­ной семейной структуре, основывающейся на кровнородственных отношениях и существу­ющей в течение многих веков.

Семьи американцев индейского проис­хождения могут раздваиваться. Это значит, что материнская и отцовская ветви семьи раз­деляются на отдельные роды и объединяются в этнические общины. Хотя в племенах суще­ствуют определенные различия, обычно сест­ра матери очень близка ей и ее ребенку и ведет

себя по отношению к нему как мать (Д. Лум, 1986). В семейных общинах дедушки и ба­бушки сохраняют официальное и символиче­ское лидерство. Они имеют право голоса и воспитании детей, и родители редко отверга ют рекомендации старших. Молодые люди стремятся получить одобрение старших чле­нов общины, которые устанавливают нормы для всей семьи. В семью в качестве фиктив­ных родственников вводятся лидеры, не име­ющие с ней родственных связей. Выполнение "дедушками" и "бабушками", "тетями" и "дя­дями" эффективных и разнообразных функ­ций способствует созданию важной структу­ры семейной помощи и поддержки.

Расширенная семья имеет особое значе­ние для представителей цветных и других на -циональных меньшинств, чья жизнь в США осложнена результатами расовой дискрими­нации, угнетения и нищеты (Д. Хоппс, 1982). Как отмечал М. Сассмэн, эта форма семьи широко распространена среди черно­кожих, ее существование необходимо для вы­живания как отдельной личности, так и не­гритянской культуры в целом.

В обширном исследовании о пересечении культур, выполненном в Нью-Йорке, прове­дено сравнение образа жизни лиц преклонно­го возраста среди негров, испанцев и белых и сделаны следующие выводы. Во-первых, принадлежность к определенной этнической группе предопределяла семейную поддержку и солидарность только у испанцев, которые обычно имели большие семьи, чем представи­тели других народностей, проводили больше времени в семье и получали больше помощи от своего потомства. Во-вторых, негры и ис­панцы в равной степени помогали своим де­тям и оказывали им более значительную фи­нансовую помощь, чем белые. Второй вывод явственно указывает на адаптацию к воздей­ствию нищеты. В исследовании Б. Бенгстона и др. (1985), посвященном неграм, американ­цам мексиканского происхождения и белым семьям в округе Лос-Анджелес, было отмече­но, что американцы мексиканского проис­хождения проявляют наиболее высокую сте­пень семейной солидарности. Авторы пришли к выводу, что раса не всегда предоп­ределяет форму семейной организации и рас­пределение ответственности за удовлетворе­ние потребностей престарелых членов семьи. Совершенно очевидно, что поддержка со сто­роны членов семьи зависит от их дохода. Следовательно, экономические и этнические факторы взаимосвязаны. Представители цветных и других этнических меньшинств имеют меньший доход по сравнению с

105

белыми, что находит отражение в размерах оказываемой или желаемой помощи. Таким образом, хотя существуют этнические разли­чия в обеспечении семьи социальной поддер­жкой, на их природу оказывают влияние: де­мографические факторы — возраст, образование и место проживания; структур­ные — размер и состав семей; экономиче­ские — возможности поддержки и среднеду­шевые доходы.

Развитие семьи

Рассмотрим стадии развития семьи, кото­рые включают жизненные цели, стоящие пе­ред семьей из многих поколений на протяже­нии всего ее существования.

Первая стадия — образование первона­чальной семьи, или ячейки воспроизведения; она является началом жизненного цикла всех семей и представляет для семьи из многих поколений точку отделения от предшествую­щей семейной системы. Эта стадия развития семьи часто сопровождалась и сопровождает­ся миграцией, в результате которой члены семьи оказываются разделены пространством с родителями, родными братьями и сестрами, родственниками и друзьями, что приводит к ослаблению их связей со старым миром и прежними традициями. Например, предста­вители европейских народностей мигрируют в Соединенные Штаты, негры — с Юга на Север, пуэрториканцы — на материк.

Вторая стадия начинается с рождения де­тей и образования новой семейной системы. Она характеризуется созданием и расшире­нием семейной системы, воспитанием детей в ячейке, состоящей из двух поколений.

На третьей стадии нуклеарная семья рас­ширяется до трех поколений, когда взрослые дети уезжают или остаются дома, заводят соб­ственные семьи или откладывают их созда­ние. Родители должны адаптироваться к роли бабушек и дедушек — носителей семейной мудрости и знаний, а также отказаться от не­которой авторитарности родительской роли. Взрослая молодежь продолжает оставаться наполовину зависимой. Она может часто на­вещать родителей, обращаться за советом и нуждаться в финансовой и материальной поддержке, укрепляя таким образом семью как ячейку, состоящую из трех поколений. Родителям приходится иметь дело с родствен­никами по браку их взрослых детей, любов­никами и друзьями, которые могут стать фик­тивными родственниками, присоединившись к семье в качестве "жен" или "мужей".

На этой стадии развития происходит столкновение центральной многопоколенной

СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ

ячейки с другими ячейками, представленны­ми в лице зятьев и невесток, которые угрожа­ют единству ее ядра. Необходимо исследовать конфликт между семьями и пути его разре­шения: какие семьи расширяются за счет но­вых членов, какие семьи теряют членов и по каким причинам это происходит. Можно предположить, что два фактора, влияющие на этот процесс, — это статус семьи и спло­ченность ее членов. Короче говоря, на этой стадии семья из многих поколений сталкива­ется с возможным разрушением или расши­рением, с потерей или приобретением новых членов.

Четвертую стадию можно считать перио­дом автономии и равновесия в отношениях между поколениями. Дети успешно устрои­лись в отдельных семьях, а родители, достиг­шие 50—65 лет, находятся на пике своей карьеры или готовятся к пенсии. В течение этого периода крепнет семейная солидар­ность, структура семьи оптимальна, в ней представлены все поколения, и большинство ее членов пользуются независимостью и ува­жением. Взрослые члены семьи достигают "родственной зрелости", которая находит вы­ражение в их способности поддерживать ро­дителей и, если это необходимо, заботиться о них. М. Сассмэн (1985) отмечал, что с ростом экономической и психологической независи­мости молодых супружеских пар появляется разрыв в отношениях между поколениями до момента выхода родителей на пенсию, что считается наступлением старости — периода уменьшающейся жизненной энергии и ухуд­шающегося здоровья.

Пятую стадию можно назвать периодом заботы. Как было отмечено выше, структура семьи из многих поколений все более услож­няется и семья включает все новые поколе­ния. Все большее число ее членов нуждается в заботе, растет вероятность физической сла­бости и болезней у старших членов семьи, которые живут дольше, чем предыдущие по­коления. Однако снижение уровня рождае­мости привело к явному уменьшению числа людей, которые могут заботиться об увеличи­вающемся числе людей пожилого возраста, нуждающихся в поддержке.

На этой стадии дети, достигшие среднего возраста, занимают ключевые позиции в своей деятельности и в системе родственных связей, объединяющей несколько поколений. Они могут: предоставить кров престарелым родителям; заботиться о разведенной дочери и ее ребенке; поддерживать своих детей в период учебы; опекать родственников и иног­да предоставлять кров родственникам, пере-

 

СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ

106

ехавшим в их город для работы, учебы или брака; заботиться о семьях детей, которые ни­когда не покинут дом, и о детях своих взрос­лых детей, которые работают или ищут рабо­ту. Все эти сложные функции не оценены в полной мере и не исследованы. Это типичное "поколение сандвича" (термин используют для характеристики среднего поколения, за­жатого между потребностями молодого и ста­рого поколений).

Забота о престарелых или физически сла­бых родителях — главная задача на этой ста­дии и источник большого числа стрессов и роста напряженности в семье. Единству семьи угрожает недееспособность или смерть представителей старшего поколения. Семье приходится решать задачи, связанные с изме­нением ролей, семейным горем и потерями в период постепенной передачи ведущей роли в семье от стареющего ядра ячейки к следую­щему поколению.

Шестая стадия — заключительный пери­од семейного цикла, она называется "рекон­струкцией". С появлением нового главы семьи уменьшается сложность выполняемых функций, появляется реконструированная ячейка — второе поколение в жизненном цикле семьи, а не новая семья. Неразрывная связь с первоначальной ячейкой поддержива­ется с помощью семейных преданий, обрядов и ритуалов, в течение многих лет вновь и вновь возвращающих к уникальным семей­ным традициям.

Социальная политика

Социальная политика, имеющая целью оказать положительное воздействие на семью из многих поколений, должна охватывать различные поколения и ориентироваться на качество жизни как личности, так и семьи в целом. Важно признать решающую роль семьи в области социальной поддержки, при­чем семья выполняет двойственную социаль­ную задачу: во-первых, воспитывает, готовит к общественной жизни и поддерживает своих членов и, во-вторых, способствует своему собственному развитию и существованию во времени, от одного поколения к другому.

Система социального обеспечения, фи­нансируемая налоговыми отчислениями от зарплаты и доходов, является ярким приме­ром того, как сложно в рамках социальной политики гарантировать материальное бла­гополучие семьи из многих поколений. Рост стоимости жизни, увеличение числа пенсио­неров и уменьшение числа работающих при­водят к росту стоимости социального обеспе­чения. В этом причина поляризации

работающих и пенсионеров, а также конф­ликта между поколениями. Поколение рабо­тающих начинает считать врагами своих ро­дителей, дедушек и бабушек.

Жизненно важным вопросом современ­ной социальной политики стал конфликт между "сотрудничеством поколений" и "пра­вом справедливости" между ними (Э. Кинг-сон и Б. Хиршорн, 1985). Право справедли­вости между поколениями — это положение, которое подчеркивает конфликт между поко­лениями из-за недостаточности ресурсов. Оно приводит к соперничеству между возра­стными группами, расами и поколениями в семье. Родители противостоят детям, дети — престарелым, безработные — работающим, работающие — пенсионерам. Сотрудничест­во между поколениями подчеркивает общую заинтересованность всех поколений в соци­альной политике, отвечающей запросам от­дельной личности и семьи в целом на всех стадиях жизненного цикла.

Чтобы помочь семье из многих поколе­ний, социальная политика, как минимум, должна основываться на ценностях сотрудни­чества внутри поколений и между ними и на благосостоянии. Политика, которая воздей­ствует на молодежь, неизбежно влияет и на престарелых и в конечном счете сказывается на благосостоянии семьи как средстве дости­жения социального согласия.

Как было отмечено, текущая социальная политика формируется в атмосфере соперни­чества, при сокращении государственных ас­сигнований на социальные программы. В ре­зультате этого политика, приносящая пользу одной возрастной группе, не идет на пользу другой. Программы, предназначенные для безработной негритянской молодежи в возра­сте 16—24 лет, были значительно урезаны, так как общество пытается решить задачу, связанную с интересами и потребностями по­жилых людей. Общество косвенно обрекает поколение рабочих всех возрастов на "соци­альную необеспеченность" в пенсионном воз­расте, так как социальная обеспеченность финансируется из текущих зарплат. Есть мнение, что к 2020 г. большинство рабочих, действительных и потенциальных, составят чернокожие и испанцы. Чем ниже уровень их образования, тем меньше их доход, что ска­жется на размере налоговых отчислений. Бе­лый средний класс лишь в том случае добьет­ся обеспеченного в социальном отношении ухода на пенсию, если молодежь из числа этнических меньшинств, вливающаяся сей­час в трудовые слои населения, сможет зара­ботать достаточно денег для финансирования

 

 

СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ

ухода белых на пенсию. Далее, можно пред­положить, что хроническая безработица и низкий уровень образования среди молодежи этнических меньшинств поставят под угрозу процветание нации, приведут к сокращению поступлений из налоговых отчислений, уменьшению рабочей силы и снижению про­изводительности труда.

Смогут ли семьи в результате противоре­чивой социальной политики 80-х годов вне­сти вклад в развитие семейно-родственной системы первой четверти XXI в., или обще­ство по-прежнему будет испытывать нехват­ку трудовых ресурсов, разобщенность уси­лий, конфликт и соперничество между поколениями, наносящие вред семейной целостности и вызывающие увеличение чис­ленности и доли безработных, нетрудоспо­собных и т. п.?

Практические возможности

Очевидно, что в перспективе должны получить развитие новые формы в области семейных отношений — более гибкие, чем современные, которые предназначены для воздействия на нуклеарную семью, изолиро­ванную от всех, за исключением ближайших членов. Возникнут новые модели семьи, охва­тывающие не только психологические (внут-риличностные) аспекты семейной деятельно­сти. Предшествующие модели игнорировали как проблемы взаимоотношений между чле­нами семьи из многих поколений, так и воздействие социальных структур на ее жиз­недеятельность. Практические модели, рас­сматривавшие семью как микросистему, ко­торая разрушается со смертью или появлением нового члена, недооценивали способность семьи существовать и развивать­ся на протяжении всего жизненного цикла.

Социальная практика в области семей­ных отношений должна учитывать тенден­ции в развитии семьи. С начала 70-х годов традиционные нуклеарные семьи составляли постоянно уменьшающуюся долю всех семей. Все чаще семья является либо нетради­ционной, такой, как неполная или с двумя работающими родителями, либо приемной или экспериментальной, которая включает общинные или присоединившиеся, группо­вые и открытые семьи. Нуклеарные ячейки среднего класса белых слоев населения нахо­дятся на закате своего существования, и соци­альная практика должна реагировать на нетрадиционные семейные структуры, заро-

дыши которых проявляются в социальных си­туациях, в которых оказываются разведен­ные или одинокие родители, представители цветного населения и люди пожилого возра­ста.

Леон Ф. Уильяме, Кармен Диас

См. также: Семья и социальная работа; Семья: современные тенденции,

• Ascnenbrenner I. (1973). Extended Families Among Black Americans.— Journal of Comparative Family Studies, 4, 257—268. • Bengston V.L., et al. (1985). Generations, Cohorts, and Relations Between Age Groups. In: R. H. Binstock, E. Shanas (Eds.). Handbook of Aging and Social Services (2nd ed., p. 304— 338). N. Y.: Van Nostrand Reinhold Co. • Billingsley A. (1968). Black Families In White America. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall. • BirdwhistellR. L. (1970). Idealized Model of the American Family.— Social Casework, 51 (4), 195—198. • BrodyE.M. (1985). Parent Care as a Normative Family Stress.— The Gerontologist, 25(6), 627—631. • ButlerR. N., Lewis M. I. (1982). Aging and Mental Health: Positive Psychosocial and Biomedical Approaches. St. Louis, Mo.: С. V. Mosby Co. • Harrison A., Serafica R, McAdoo H. (1985). Ethnic Families of Color. In: E. Parke (Ed.). The Family (Vol. 7 of Review of Child Development Research, p. 329—371). Chicago: University of Chicago Press. • Hopps J. G. (1982). Oppression Based on Color.— Social Work, 27(1), 3—5. • Kingson E.R., Hirshorn B. (1985). The Common Stake: The Interdependence of Generations in an Aging Society.— Unpublished manuscript. Wash., D. C.: Gerontological Society of America. • LumD. (1986). Social Work Practice and People of Color: A Process Stage Approach. Monterey, Calif.: Brooks/Cole Publishing Co. • SedarkaN. (1981). Interpreting the African Heritage in Afro-American Family Organization. In: H. P. McAdoo (Ed.). Black Families (p. 37—53). Beverly Hills, Calif.: Sage Publica­tions. • SussmanM. B. (1985). The Family Life of Old People. In: R. H. Binstock, E. Shanas (Eds.). Handbook of Aging and Social Services (2nd ed., p. 415—449). N. Y.: Van Nostrand Reinhold Co.

 

СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ

108

СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ

Бюро переписей США, так же как боль­шинство других американских и зарубежных бюро статистики, определяет семью как не­скольких людей — двоих или более, живу­щих вместе и связанных друг с другом кров­ным родством, брачными узами или совместным решением о принятии на воспи­тание ребенка. Другими словами, сегодня в США семья мыслится как ну клеарная. Кроме того, вопреки известным представлениям, семья в Америке была нуклеарной с колони­альных времен (Дж. Демос, 1970). Это рас­пространяется также на семьи выходцев из Великобритании и в целом из Западной Евро­пы (М. МитерауериР. Сидер, 1982;Э. Шор-тер, 1975).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...