Развитие экзистенциализма как самостоятельного направления в западной философии
Проблема сущности человека принадлежит к разряду вечных философских проблем. Каждое философское направление дает свои ответы на этот традиционный для философии вопрос. Это связано с тем, что во все времена то или иное понимание сущности человека влияет на развитие всех составных частей гуманитарного знания. Психологические, социологические, экономические, лингвистические и другие теории всегда имеют в основании определенный философский подход к истолкованию сущности человека, и в то же время развитие конкретных научных областей знания способствует дальнейшему развитию и умножению модификаций, представлений о том, что есть сущность человека. Экзистенциализм, представивший свое понимание сущности человека, понимание, в значительной степени сложившееся и развивающееся в процессе поиска возможностей постижения человека, адекватных предмету исследования и существенно изменившимся социальным реалиям. Экзистенциализм (от позднелат. existentia - существование) - течение в европейской философии и литературе, основанное на утверждении ценности человеческого существования во враждебном или равнодушном по отношению к человеку мире и исследующее его возможности в данной системе координат. Это направление интернациональное и очень неоднородное в своей конкретике, но единое в комплексе идей, который в самом общем виде можно определить как трагический гуманизм XX века. Возникший в 20-х годах XX века экзистенциализм, как один из вариантов ответа на поставленные развитием социума вопросы, в течение столетия выдвигается в число самых влиятельных и распространенных, особенно в Германии, Франции и испаноязычных странах, философских направлений, характеризуясь нарастающим многообразием форм экзистенциального философствования, возможно, не в последнюю очередь связанных с социальными, географическими, этническими, ментальными особенностями «стран пребывания». Кроме того, можно сказать, что идеи экзистенциализма разделяют не только представители различных стран и континентов, но и люди весьма различных мировоззренческих ориентаций: это и атеисты (Ж.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер и др.), и представители различных конфессий - католик Г.Марсель, пытавшиеся примирить иудаизм и христианство Л.И.Шестов, А. Мень и М.Бубер, православный Н.А.Бердяев.
Экзистенциализм так никогда и не оформился как цельная доктрина и вместо нее мы имеем дело с рядом философских, литературных и нравственных мотивов, составляющих особую интеллектуальную формацию, именуемую экзистенциализмом, и как бы для большей убедительности еще раз подчеркивает, что экзистенциализм как направление современной мысли - это не система определенных философских взглядов, а конгломерат различных философских и литературных мотивов, что создает возможность различного трактования самой его сути, ибо мотивы рассеяны по сочинениям философов-экзистенциалистов. Своими предшественниками экзистенциалисты считали Кьеркегора, в меньшей степени - Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь. Это своеобразная критика рационализма: рационализм не может присутствовать для каждого человека. Рационализм также не может быть объективным, поэтому самым надёжным свидетелем истины выступает индивидуальное сознание.
Экзистенцию - основную категорию философии существования - можно определить как то сущее, которое становится субъективностью, приобретая статус подлежащего собственных мыслей и действий. «Становиться субъективным» является высшей и сложнейшей задачей для человека. Ее реализация должна происходить всю жизнь, ибо «закончить свои дела в жизни прежде, чем жизнь покончит с нами самими, - значит вообще не справиться с задачей». Становление субъективным имеет следующие этапы. Во-первых, человеку необходимо выделить собственное бытие из событийности. Во-вторых, поставить вопрос что/кто Я есть. В-третьих, сделать себя «точкой референции и руководящей инстанцией». Так индивид приходит к истинному осознанию собственной сущности. Весь фокус становления субъективностью заключается в его фатальности: невозможен обратный путь - из знающего себя не стать незнающим, из субъективности не превратиться в несубъективность, ибо невозможно забыть то, что понято осознанно и претворено в жизнь. Это осознание себя является непреходящим, ибо укоренено в самой сущности сознающего и является его абсолютным измерением, а забыть можно только нечто преходящее. Между различными и весьма многочисленными философскими школами и направлениями XX века экзистенциализм - явление настолько заметное, что даже определенные разногласия между отдельными его представителями, например, между М.Хайдеггером и Ж.-П.Сартром, или эволюция взглядов конкретных его представителей, или появление вариативности экзистенциализма в связи с попытками М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.П.Сартра, А.Камю конкретизировать фундаментальные для их учения понятия, в частности, понятие «существование», или, к примеру, проблема раннего и позднего Ж.-П.Сартра, по сути дела добавляют популярности и влияния. Проблема экзистенции занимает одно из ведущих мест в современной философии. Ее изучение позволяет человеку глубже понять свою сущность, межличностное общение и те трансформации, которые происходят в социальной реальности в конце XX - начале XXI века. Человек заброшен в мир, он не укоренен в собственных основаниях, что позволяет унифицировать его индивидуальное бытие. Тенденцией последних десятилетий становится тяга человека быть как все и не быть самим собой. В связи с этим перспективными являются исследования, обращенные к проблематике «экзистирующего индивида», способного вступать в подлинную коммуникацию, в рамках которой он способен сохранить собственную самость. Поэтому современная западная философия нацелена на поиск способа обнаружения единичного и инаковости, что было невозможно осуществить с помощью «объективной рефлексии», но стало возможным посредством «субъективной рефлексии». Одной из причин актуальности проблемы экзистенции является ее индивидуальная практическая значимость: каждый из нас является уникальным и неповторимым существом, имеющим собственное место в бытии.
Исследование бытия как основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания обозначил в качестве направления основатель экзистенциализма как философского направления - М.Хайдеггер. Философская система Кьеркегора, а затем и Хайдеггера предлагает оригинальную интерпретацию философских проблем бытия человека в мире как парадигматического, универсального способа воспроизводства социальной деятельности, связанного с перманентной возможностью самоконституирования человека в культуре и социума в природе с учетом того, что такого рода интерпретации сами становятся все более многообразной и многосторонней техникой. При этом, как провозгласил в «Бытии и времени» М.Хайдеггер, экзистенциальная аналитика должна была с самого начала оторваться от ориентации на принятую, но онтологически не проясненную и принципиально проблематичную опору, какую предлагает традиционная дефиниция человека. Основная причина появления этого течения на авансцене философской мысли усматривается в тесной связи, прежде всего, с драматическими и трагическими событиями прошлого столетия. Среди них первая и вторая мировые войны, революционные потрясения во многих странах, научно-техническая революция, глобальные проблемы современности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и каждого индивида независимо от степени информированности о них.
В своем отношении к интерпретации проблемы человека в том общем, что их объединяет, и в том разном, что их разделяет, удерживая при этом в границах одного философского направления, экзистенциализм образует притягательное единство при многих, казалось бы, несовместимых составляющих. Это своего рода «взаимоисключающее понимание», направленное на то, чтобы всегда иметь в поле зрения непреходящую актуальность суждения относительно того, что из «всех творений природы нет для человека большей загадки, чем он сам» (М.Хайдеггер). В основе экзистенциализма - острое переживание глубочайшего кризиса всех традиционных основ человеческой жизни в повседневности современной цивилизации, потеря человечности, утрата ощущения ценности, единичности человеческого существования, засилие массовой культуры и массового сознания, приоритета технократии над интересами человека. Это приводит к острому ощущению враждебности мира и бессмысленности человеческого существования, неизбежно оканчивающегося смертью. Человек, стремящийся преодолеть собственную смертность, так или иначе, приходит к утрате социальных связей, к ощущению одиночества и заброшенности. Реальное существование человека трагедийно. Это обусловливает интерес к теме судьбы. Судьба - абсурд, небытие. Судьба человека в обреченности на смерть, что, по убеждению Мальро, связано с потерей Бога, с существованием в бездуховной цивилизации с ее ложными, пустыми, лишенными человеческого содержания ценностями. Но человек должен существовать вопреки этой трагедии. Главным качеством личности становится личная свобода, презирающая все существующие нормы, прикрывающие абсурд. Будучи лишенной нравственной основы, руша вечные законы, которые не терпят критики в современном мире, свобода переходит во вседозволенность. В некотором смысле в таком индивидуальном бунте можно усмотреть связь с идеей сверхчеловека. Но индивидуализм здесь носит этический характер: жизнь - это бунт, но не разрушительный, а созидательный, сосуществование с абсурдом при верности собственным этическим абсолютам. Даже в абсурдном мире человек существует по своим личностным законам. Обозначенный выше комплекс проблем неизбежно приводит к актуализации проблемы выбора и личной ответственности, должного и недолжного. Истинный жизнеутверждающий выбор всегда трагичен для человека и связан с осознанием необходимости признания жизненных ценностей других при выборе того или иного шага. Но при всем трагизме именно этот выбор позволяет герою-экзистенциалисту утвердить свои ценности вопреки абсурдному миру и не увеличивать зла. Свобода оказывается напрямую связанной с ответственностью.
Очевидно, как и любое философское направление, экзистенциализм, несмотря на некоторые свои декларации, пользуется определенным категориальным аппаратом, причем такие его категории, как страх, тревога и т.д., носят онтологический характер в качестве философских характеристик человеческого существования. Однако экзистенциализм настаивает на том, что философия должна изучать человека присущими ей методами; экзистенция человека может быть постигнута только историческим опытом и опытом жизненным как его частью, поскольку человек - не вещь среди других вещей, не предмет среди других предметов. В связи с этим экзистенциализм, не отрицая объективной истины, все же не склонен отождествлять её с истиной человеческой, «экзистенциальной», ибо истина, которой живет человек, существует и может существовать только таким образом, что человек становится тождественным с нею и ответственным за неё самой своей жизнью. Поскольку сущностью человека является свободно избранное действие, то во внешний мир он выходит как самодостаточная сущность вместе со своей самостью, но не той, что была у него прежде, а модифицированной согласно тем, ставшим предпочтительными образцам, которые сформировались в его внутреннем духовном мире. Экзистенция всегда включает стремление человека избавиться от чего-то не удовлетворяющего его в содержании его внутреннего мира с тем, чтобы обрести иное, более совершенное, а этот процесс неизбежно сопровождается переживанием конфликта между тем, что есть в наличии, и тем, что выступает в качестве желаемого. В этих процессах жизнь выступает как непосредственное переживание, в котором слиты воедино переживаемое содержание и переживающий субъект: жизнь всегда открыта для живущего, ибо она, собственно, и есть сам живущий. Экзистенция - это то, что никогда не может стать объектом. Она не может быть найдена среди предметного мира, только человек понимает, что фундаментальной характеристикой бытия является конечность. И если человек хочет стать тем, чем он является, то он не должен обманываться относительно хрупкости, конечности своего бытия в мире. С точки зрения экзистенциалистов - идеалы, программы, нормы сами имеют силу лишь потому, что единичный обладает ни из чего другого не выводимой внутренней изготовкой к их признанию. «Желать безусловного, стремиться, посвятить себя безусловному» - в этом и состоит трансцендентальная структура человеческого Я. Осознавая свою бренность, человек устремляется к вечному, но не к бесконечной деятельности (не к бессмертию души и не к бессмертию человеческого рода), а к надвременной значимости безусловного принципа. Абсолютная убежденность - таково направление, в котором течет наше внутреннее время. Между различными и весьма многочисленными философскими направлениями нашего времени экзистенциализм становится все более заметным явлением в качестве интерпретации человека в мире и мира человека, связанной с определенным пониманием задач самой философии, среди которых важнейшая состоит в исследовании внутреннего мира человека, сущности его жизни и её смысла. Это обстоятельство, прежде всего, связано с тем, что: во-первых, само появление экзистенциализма как значительного и максимально способного к модификациям явления порождено возникшими в XX веке сложнейшими реалиями всех динамично развивающихся сфер общественной жизни; во-вторых, со стремлением экзистенциализма возможно адекватно увязать социальные реалии с процессами, происходящими в общественном и индивидуальном сознании. Последние десятилетия развития как атеистического, так и религиозного экзистенциализма отмечены не только значительной эволюцией взглядов отдельных представителей этого направления и всего экзистенциализма в целом, но и весьма существенными сдвигами в оценке его значения в развитии современной философской мысли, его потенциальных возможностей в решении самых актуальных философских проблем, что, в частности, связано с тем, что человек никогда не в состоянии сохранить нейтральность по отношению к его описаниям. Экзистенциализм предполагает наиболее оптимистический вариант решения проблемы человека, пребывающего в условиях нарастания динамичности развития современного мира. Несмотря на то, что под знаменами экзистенциализма человеку приходится труднее, чем под любыми иными, экзистенциальный подход к человеку, включающий ориентацию на практичность, пронизан глубокой верой в творческие, созидательные возможности и способности человека как существа, которое само себя преодолевает, само себя созидает, само создает историю своей жизни и за все, включая мир, в котором он живет, и за себя самого, несет всю полноту ответственности, имманентно присущей ему как существу изначально свободному, и само это обстоятельство придает человеку неведомую прошлым векам весомость и значимость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|