Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление внешней политики РФ в 1990-ые годы: этапы, стратегические и региональные направления.




1990ые годы условно можно разделить на 2 периода: 1992-1995 и 1996-1999.

1992-1995.

Первый период президентства Бориса Ельцина прошел под знаком конституционной и гражданской борьбы между законодательной и исполнительной властью, что отразилось на внешней пол-ке гос-ва. Доверенным лицом Ельцина стал министр ин.дел. А.Козырев, пол-ка которого во многом характеризует этот период. Осн. задачей постсоветской дипломатией стало - обеспечить международное признание того положения, что Россия является законной правопреемницей СССР, в последствии это признание имела важн. стратегич. Значение, т.к. позволило РФ сохранить за собой место постоянного члена Совета Безопасности OOH и решать ряд сложных вопросов во взаимоотношениях с бывшими республиками СССР (раздел сов.собственности за рубежом, обязательства в отношении межд. дог-ов, долги СССР и т.д.).. В январе 1993 года МИД РФ обнародовал «Концепцию внешней политики Российской Федерации». За основу нового политич. курса, был взят курс «перестройки» однако более открытый и направленный на союз со странами западной демократии. Основные задачи формулировались исходя из идеи «демократического консенсуса» интересов государств либеральной демократии, которые совместно должны отстаивать стабильность и мирное сосуществование на основе демократических принципов Основные позиции нового курса:

1. «От конфронтации к «равноправному партнерству» и «открытой дипломатии». Руководителями России и зап.держав констатировалась завершение холодной войны. Осн. приоритетом становятся отношения с Западом, в то время как к бывшим союзникам в Центральной и Юго-Восточной Европе, Азии и Африки страна не проявляла особого интереса, и не имела ресурсов их материально поддерживать. Антикоммунизм - фундаментальная основа внешнеполитического курса.

2. Придавали глобальное значение «стратегическому партнерству» с США. Ресурсные возможности России оказались несоизмеримо ниже возможностей США. Военная мощь страны резко падала. Это привело к девальвации значимости России для американской глобальной политики + страны либеральной демократии стали для России главными финансовыми донорами. Подчеркивалась важность этого партнерства в становлении рос. демократич. строя и гражданского общества.

3. Особое внимание уделялось проблеме интеграции «постсоветского пространства» вокруг России, направленность на развитие военно-стратегического сотрудничества =>создание военно-политич. системы коллективной безопасности. Решение проблемы «военного наследства». Необходимо было уладить «ядерный вопрос» и обеспечить России статус единственной ядерной державы (оставалось в Белоруссии, Украине, Казахстане). Для этого было необходимо: 1) урегулировать статус рос.войск и военных базах России на территории стран СНГ 2) сохранить инфраструктуру российской армии 3)укрепить внешние границы СНГ 4) предотвратить эскалацию вооруженных конфликтов.

Таким образом, уже в 1ом варианте концепции внешней политики военно-стратегические аспекты на постсоветском пространстве получили приоритетное обоснование. Это подчеркивало исключительную важность интеграционной политики СНГ для российских интересов.

В системе внешнеполитических приоритетов в первые годы доминирующую роль играли отношения с США, которые выстраивались в формате американских глобальных интересов. Реальное стратегическое партнерство осуществлялось в основном только по линии ядерного разоружения и демонтажа ракетных систем. Переговорный процесс по ядерному разоружению в этот период приобрел статус первоочередной задачи внешней политики РФ. Обе стороны демонстрировали в отношениях друг с другом высокий уровень дипломатического доверия. Установилась практика двусторонних консультаций по основным проблемам мировой политики. Были сняты квотные ограничения на дипломатические и другие официальные представительства.

В начале 1990-ых годов для большинства новых государств наиболее реальной представлялась модель СНГ, становление которой обуславливалось 2 тенденциями: интеграционной (сохранить мирное и друж.пограничное пространство, не допустить полный распад торгово-экономич. интеграции) и дезинтеграционной (исходила от политич. элит СНГ, кот. часто руководствовались приоритетом национальных интересов и исключительным значением собственного суверенитета по сравнению с практикой многосторонней интеграции).

На первом этапе перед российской внешней политикой стояли следующие задачи в этом регионе:

1. обеспечение стратегической стабильности на всем пространстве СНГ, разрешение конфликтных ситуаций путем переговоров либо миротворческих акций российских вооруженных сил;

2. закрепление за Россией статуса единственной ядерной державы в этом регионе;

3. создание основ для многосторонней интеграции постсоветских государств.

Европейская политика России складывалась в тот период из нескольких направлений. Ключевое значение имели взаимоотношения с Европейским Союзом и российско-германские двусторонние контакты. Гораздо сложнее выстраивались отношения со странами бывшего Восточного блока. В конце 1993 года была подписана Декларация о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Российской Федерацией, в которой предусматривалось существенное расширение политических, экономических и культурных контактов. В центре внимания: вывод российских войск, формирование инфраструктуры российско-европейского переговорного процесса, его институциональной и организационной основы, определение принципов полит. диалога между Россией и ЕС. В этот период были заложены основы стратегического диалога «Россия – НАТО». В начале 1994 года была утверждена программа «Партнерство во имя мира» между Министерством обороны РФ и НАТО. В целом, взаимодействие с ЕС не имело в первой половине 1990-ых годов приоритетного значения. Оно было существенно осложнено процессом вывода российских войск с территории стран Центральной и Юго-Восточной Европы, а также стремлением этих государств стать членами ЕС и НАТО. Остро стояла проблема урегулирования югославского кризиса. Тем не менее, были заложены основы будущего переговорного процесса между Россией и ЕС, который уже со второй половины 1990-ых годов был развернут сразу по нескольким направлениям.

Страны Азиатско-тихоокеанского региона не имели приоритетного значения. В 1ой половине 1990-х годов Россия отказалась от своих традиционных сфер влияния в странах Африки, арабского Ближнего Востока, Центральной Азии, Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Рос. представительство в бывших «просоветских» странах и регионах Большого Востока было сведено к минимуму.

Результаты 1ого периода оказались противоречивыми. Однако необходимо учитывать ряд факторов, оказывавших воздействие на внешнеполитический курс. Так сразу после смены власти в 1991 году фактически не существовало иной альтернативы, нежели интеграция с сообществом либеральных демократий. Страна «была посажена на иглу» иностранных кредитов, получение которых преподносилось обществу через СМИ как дипломатические победы. Внешняя пол-ка обеспечивала внутреннюю => зависела от вашингтонских проектов. Тем не менее, Россия сумела интегрироваться в основные международные структуры на правах партнера ведущих индустриальных государств, сохранила свои позиции в ООН, смогла уберечь ослабленную внутренними распрями страну от серии региональных военных конфликтов по периметру постсоветских грани. Главный итог – начатый диалог между Россией и странами Запада, построенный на новых принципах взаимодействия – признании ряда общих интересов и отказе от противостояния «холодной войны».

1995-1999

Внешняя пол-ка 2ого периода определялась многополярным видением мирового порядка.. Приоритетными направлениями стали те «полюса» мировой политики, консенсус интересов которых позволил бы сформировать необходимый баланс сил даже при определяющей роли США (сит-ция в мире осложнялась дискуссиями вокруг проблем обеспечения межд. безопасности, 2 подхода к формированию нового миропорядка: однополярный («Pax Americana») и многополярный.) Сторонником 2ого подхода выступал Евгений Примаков, назначенный в январе 1996 года министром иностранных дел РФ. Ельцин одобрил концепцию «многополярного мира». С середины 1990-ых годов она стала необходимым компонентом всех его официальных выступлений на международных переговорах. Примаков – «стратегия политического реализма» - любое государство ориентировано в первую очередь на реализацию собственных национальных интересов. По его мнению, основные задачи МИДа:

1. создание наиболее благоприятных внешних условий для сохранения территориальной целостности российского государства;

2. развитие всесторонних отношений со странами СНГ;

3. содействие урегулированию региональных конфликтов, в первую очередь на террито-рии СНГ;

4. препятствие распространению оружия массового уничтожения.

Не отказываясь от "стратегического партнерства" с ведущими государствами Запада, глава российского МИДа настойчиво проводил в жизнь идею "доверительного" партнерства с крупнейшими развивающимися странами, такими как Китай и Индия, а также индустриальными «гигантами Востока» - Южной Кореей и Японией. Важнейшей составляющей нового внешнеполитического курса была идея «евразийства». Во-первых, усиливалось представление о том, что Россия в силу своего географического фактора играет роль своеобразного моста между Западом и Востоком. Это дает ей преимущество в разнообразных транзитных коммуникациях. Во-вторых, особое значение придавалось многовекторной дипломатии. Страна не должна вовлекаться в жесткие рамки союзнических обязательств перед другим государством. Во второй половине 1990-ых гг. во внешней политике России сложилось отдельное направление, нацеленное на поддержание международного авторитета ООН.

Россия – СНГ. Во второй половине 1990-х годов произошла существенная корректировка стратегий в отношении стран СНГ. Попытки внедрить в политическую практику на постсоветском пространстве реальные прагматичные проекты не всегда были успешными. Тем не менее, был найден новый алгоритм взаимодействия – Россия стремилась экономически (создание зон свободной торговли) заинтересовать своих партнеров по СНГ в углубленной кооперации. Именно в этот период были заложены основы новой интеграционной политики России.

Россия – США. Охлаждение отношений. (факторы: глобальная пол-ка США по всем направлениям, самостоятельные линии Москвы – поддержка Москвой партнерских отношений с Ираном; оппозиция американской политике в Персидском заливе, особенно в отношении Ирака; резкое выступление российского МИД против действий НАТО в югославском кризисе; несогласие Москвы со стратегией расширения НАТО.) Курс не сужал поле взаимодействия между США и Россией и не являлся по своей сути «антиамериканским». Сохраняли прежнюю актуальность вопросы сокращения ОМУ, прежде всего ядерно-стратегического потенциала. Но российская политика стала демонстрировать собственные национальные интересы, которые расходились с внешнеполитическими стратегиями США.

Российская дипломатия в Югославском кризисе так же потерпела ряд значительных изменений. Разворот российской политики к Белграду. Косовский кризис расколол мнения ведущих мировых центров. Американская администрация активно поддерживала решимость стран НАТО вмешаться в конфликт на стороне албанских сил. Общественное мнение в Европе и США было решительно настроено против Белграда. НАТО готовилась применить в отношении Югославии «гуманитарную интервенцию». Россия, напротив, решительно выступала за мирные средства урегулирования конфликта. Но протесты России имели не значительный эффект. 23 марта 1999 года Генеральный секретарь НАТО Х. Солана принял решение начать боевые действия против Югославии. Поддержка России во многом была продиктована потребностями внутреннего развития общества, которое, пожалуй, впервые со времени распада СССР смогло консолидироваться в протестных акциях против бомбардировок сербской территории.

Россия – ЕС. Отношения с ЕСполучили во второй половине 1990-ых гг. приоритетное положение. В феврале 1996 года Рос. стала членом Совета Европы, активно участвовала в реформировании СБСЕ, создании новой политической концепции и структуры ОБСЕ. Центральное место в системе отношений Россия - ЕС заняли встречи на высшем уровне (саммиты) по формуле "1+2"- Президент России - Председатель Европейского совета и Председатель Комиссии ЕС. Основные дискуссии в российско-европейских отношениях - проблем расширения Европейского Союза и НАТО на Восток, что кардинально меняло геополитическую ситуацию в Европе. Дискуссии разворачивались на фоне югославского кризиса. Как в случае с балканским урегу-лированием, так и в процессе «остернизации» Россия занимала последовательную пози-цию, отстаивая свои национальные интересы. Однако реально внешняя политика не могла и не имела таких ресурсов влияния, чтобы «заморозить» планы расширения. Противодействуя им на уровне публичной политики, российскому руководству все же удалось получить некоторые уступки, обеспечив России почетное место в переговорном процессе с НАТО.

Азиатское направление. Россия активно делала шаги навстречу «азиатским гигантам» - Индии и Китаю, сближение с которыми воспринималось как своеобразная альтернатива ориентации на США. «Охлаждение» американо-китайских отношений стало своеобразным катализатором активизации китайской дипломатии по расширению сферы сотрудничества между Москвой и Пекином (расширение торгового партнерства, переговоры по разрешению территориальных проблем) => долгосрочное стратегическое сотрудничество.

В этот период Россия стала восприниматься как менее предсказуемый, но более самостоятельный и значимый игрок на мировой арене. Усиление активности МИДа позволило России стать одним из важных посредников в урегулировании глобальных и региональных международных конфликтов. Она получила престижное членство или представительство в структурах НАТО и Европейского Союза, международных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона, усилила свое положение в «восьмерке».

 

8. Развитие внешней политики РФ в 2000-2010 гг.: этапы, стратегические и региональные направления.

Внешнюю политику этого периода можно разделить на 3 этапа:

Этап 1. Внешняя политика первого срока Путина (2000-2004). В конце декабря 1999 г. В. Путин стал и.о. президента, а в 2000 г. был избран президентом РФ. Однако до 2003 года у Путина были связаны руки: он находился под контролем ельцинской элиты и не мог кардинально менять курс как во внешней, так и во внутренней политике. Министром иностранных дел на тот момент был Игорь Иванов (1998-2004). На этом этапе был принят важнейший стратегический документ по внешней политике – Концепция внешней политики РФ 2000г. Она сформулировала основные принципы, стратегические и региональные приоритеты. Россия начинает активно расширять связи по всем региональным направлениям, вступая в конфронтацию с США и НАТО по некоторым вопросам, не боясь заявить о своих интересах. Стратегические приоритеты:

1. Защита интересов личности, общества и государства – приоритет №1.

2. Обеспечение национальной безопасности, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, отвечающих национальным интересам. Россия видит вызов и угрозу в стремлении США к созданию однополярной системы и силовому доминированию, дестабилизирующим МО, провоцирующим напряженность и гонку вооружений. 2002-2003гг. – программа усиления вооруженных сил, т.к. осознали, что нужно восстанавливать военно-стратегический потенциал. Серьезным внутренним вызовом на этом этапе была Вторая Чеченская война (1999-2001 активная боевая фаза, потом тлеющий конфликт, стабилизация к 2004 г.).

3. Формирование нового мироустройства. Россия вновь позиционирует себя как великая держава, которая должна принимать непосредственное участие в формировании новой системы МО. Цель – многополярная система МО, основанная на механизмах коллективного решения проблем, приоритете права и демократизации МО, незыблемости государственного суверенитета, равноправии и взаимовыгодном сотрудничестве. Россия выступает за сохранение статуса ООН (как центра регулирования МО) при реформировании механизма реагирования и урегулирования конфликтов. При этом РФ стремится сохранить статус постоянного члена СовБеза. Помимо ООН, отмечается влияние G8 с ее механизмом консультации ведущих стран. РФ пытается наращивать взаимодействие в этом форуме.

4. Укрепление международной безопасности и стабильности при снижении фактора силы. РФ продолжала сокращать ядерный потенциал (привлекая новых партнеров), однако при условии сохранения баланса между странами. Приоритет – предотвращение распространения ОМУ и создание глобальной системы контроля, борьба с терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком и торговлей оружием, сокращение и ограничение обычных вооруженных сил, поддержание информационной безопасности. РФ ыступает за укрепление международного миротворчества на принципах ООН и при исключительном праве СовБеза санкционировать применение силы в целях принуждения к миру.

5. Международные экономические отношения. Для РФ важно построение стабильной рыночной экономики и широкое включение в систему МЭО. Россия старается поддерживать диверсификацию связей, российское предпринимательство за рубежом, расширение экспорта и рационализацию импорта и привлекать иностранные инвестиции, укреплять национальное законодательство, участвовать в разработке принципов функционирования мировой финансово-экономической системы через G8, МВФ, МБРР.На этом этапе также было важно решить вопрос внешнего долга.

6. Защита прав человека. Всячески подчеркивалась приверженность демократическим ценностям, МП, гражданскому обществу, правам человека. Осознали важность защиты интересов соотечественников.

7. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности. Формирование за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней, разъяснение внутренней и внешней политики, знакомство с российской культурой. Для РФ было создать образ «надежного партнера», проводящего последовательную, прозрачную, сбалансированную, прагматичную внешнюю политику; государства, без которого невозможно решение международных проблем.

Региональные приоритеты - прочная система партнерских и союзнических отношений, расширение сотрудничества по всем направлениям. РФ позиционирует себя как «крупнейшая евразийская держава».

1. СНГ. РФ стремится к добрососедским и партнерским отношениям со всеми членами СНГ (учитывая их ответную готовность, свои интересы и интересы соотечественников в регионе). В основе концепция разноскоростной и разноуровневой интеграции. Для РФ важны Таможенный союз, ОДКБ, но высшей формой интеграции на том этапе признавался Союз Беларуси и России. Совместное урегулирование конфликтов, борьба с терроризмом, углубление экономического сотрудничества, создание ЗСТ, разработка программ по совместному и справедливому использованию ресурсов (например, в Каспийском море).

2. Европа. Главный приоритет – стабильная общеевропейская система безопасности и сотрудничества, за счет взаимодействия в рамках Совета Европы, ДОВСЕ, ОБСЕ. Как член ОБСЕ, Россия сопротивлялась сужению ее функций и перепрофилированию ее деятельности на СНГ и Балканы. Для РФ самое важно – равноправное сотрудничество, учет ее интересов (в том числе в «процессе расширения и реформирования ЕС»). Россия стремилась к расширению экономического сотрудничества с ЕС, продвижению маршрутов потоков энергоносителей. РФ выступает за развитие партнерства с НАТО, однако заявляет о противоречии интересов, выступает против расширения НАТО, выражает обеспокоенность новой стратегией альянса, допускающей ведение силовых операций за его пределами без санкций СовБеза. В ситуации на Балканах Россия открыто заявляла о необходимости сохранения территориальной целостности Югославии и недопущения общебалканского конфликта.

3. США. В этот период открыто подчеркиваются принципиальные разногласия, но выражается готовность к их преодолению ради улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стабильности. РФ считает самым важным не допускать пауз в переговорном процессе. Приоритет – разоружение, нераспространение ОМУ, предотвращение и урегулирование наиболее опасных региональных конфликтов. С 2001 года – новая платформа для сотрудничества – контртерроризм. Для РФ важно антитеррористическое сотрудничество по Афганистану. 2001-2003 – преобладал позитивный настрой на волне борьбы с терроризмом. Позитивная риторика, сотрудничество в космосе, в экономике.

4. Азия. РФ осознала возрастающее значение региона и сделала упор на активизацию участия в интеграционных группировках (АТЭС, АСЕАН, в созданной «при инициативной роли России» Шанхайской пятерке, будущей ШОС). Главные региональные партнеры – Китай и Индия. Китай важен как политический партнер на мировой арене, но Россия начинает активно стремиться к росту экономических связей до уровня политических. С Индией упор делается в первую очередь на политику и на стабильность в регионе. РФ продолжает поиск решения проблемы границы с Японией. Стремится к расширению сотрудничества с Ю-В Азией, к равноправному участию в корейском конфликте.

5. Большой Ближний Восток. Конфликт в Афганистане затрагивает интересы РФ, поэтому она открыта для сотрудничества в этом направлении с США и другими странами. Россия стремится принимать активное участие в нормализации обстановки на Ближнем Востоке, в «восстановлении и укреплении» своих экономических позиций в регионе. Развитие отношений с Ираном.

6. Африка. Участие в урегулировании региональных конфликтов, развитие политического диалога с ОАЕ (с 2002 - Африканский Союз), подключение к экономическим проектам.

7. Центральная и Южная Америка. Цель – повышение экономического и политического диалога, развитию отношений в международных организациях, поощрение экспорта наукоемной продукции, военной техники.

Этап 2. Внешняя политика второго срока Путина (2004-2008). 2003-2004 гг. стали «водоразделом»: дело Ходорковского, новая энергетическая политика, резкая критика 90х на публичном уровне, смена правительства, акцент на усиление государственной власти. Был назначен новый министр иностранных дел - Сергей Лавров (с 2004). При Путине центром выработки стратегических решений стало Управление по внешней политике Администрации президента.

2004-2005гг. – кризисный период в отношениях с США. Линии разлома: Ирак (у РФ контракты с Ираком, противостояли санкциям в СовБезе ООН), дело ЮКОСа (падение имиджа РФ), цветные революции. Пик взаимных претензий – Мюнхенская речь Путина 2007г. (Путин обвинил США в односторонних действиях). Отношения зашли в тупик, риторика ХВ. 2008 – грузино-осетинский конфликт и угроза возвращения к ХВ.

В СНГ возник антироссийский блок. Произошли цветные революции, поддерживаемые США (оранжевая революция на Украине, Революция Роз в Грузии, восстание в Ферганской долине – Узбекистан, Киргизия).

С 2006 – стратегический поворот наКитай. Акцент на треугольник РФ-КНР-США. Самый успешный совместный проект - ШОС. Выгоды от сотрудничества для РФ: добрососедство, торговля, инвестиции, стратегический альянс во внешней политике. Переориентирование нашего энергетического рынка на Китай. Сотрудничество против США в Иране и Ц.Азии. Проблемы отношений: нелегальная иммиграция, экология, трудные переговоры (цена уступок Китаю бывает слишком высока).

С 2005 г. – РФ начала мыслить себя как великая энергетическая держава. Она поставила на мировую повестку дня вопрос о праве стран-поставщиков энергоресурсов самим определять приоритеты и потребности.

Выводы: Путин принес относительную стабилизацию. К 2004-2005 иллюзии Кремля о том, что можно интегрироваться в ЕС пропали. Отношения с Западом (и особенно с США), претерпели серьезное ухудшение. Направление ВП окончательно изменилось - курс на восток (Китай и Евразия).

Этап 3. Внешняя политика при президентстве Медведева (2008-2012). Продолжение прежнего курса с некоторыми корректировками (сближение с Западом, активная поддержка соотечественников). Приоритетами по прежнему остаются Евразия (СНГ, Китай). Россия стремится расширять направления сотрудничества, позиционируя себя как великая держава, ответственная за строительство системы МО и ее безопасность и стабильность. Иерархия форматов: БРИКС – ШОС – ЕврАзЭС - G8 - G20. Была принята новая Концепция внешней политики РФ 2008г., которая дополняет и развивает положения Концепции 2000 г. Стратегические приоритеты:

1. Защита интересов личности, общества и государства.

2. Обеспечение национальной безопасности. Концепция 2008 года уделяет большее внимание информационной безопасности. Россия по-прежнему видит угрозу в стратегии односторонних действий, силовом подходе и широком толковании миротворчества, но уже не конкретизируется, что угроза исходит в первую очередь от США.

3. Формирование нового мироустройства. В новой концепции еще больше подчеркивается возросшая роль РФ в МО и ее ответственность за формирование повестки дня. Россия заявляет, что главным инструментом новой системы должна стать многосторонняя дипломатия. Центральная и координирующая роль – у ООН. Россия также стремится наращивать взаимодействие в форматах G8, в тройке РФ-КНР-Индия и в БРИК. Т.о., РФ начинает ориентироваться на сетевую дипломатию, опирающуюся на гибкие формы участия в многосторонних структурах.

4. Верховенство права в МО. РФ выступает за соблюдение международно-правовых обязательств и недопустимость произвольного толкования принципов МП.

5. Укрепление международной безопасности. РФ считает, что решение проблем стратегической стабильности не может более оставаться только сферой взаимоотношений между РФ и США. Новым приоритетом становятся стратегическая открытость и создание системы коллективного реагирования в области стратегической ПРО в Европе. Отдельно отмечается, что Россия выступает за недопущение вывода оружия в космос. Приоритет – не дать вовлечь себя в затратную конфронтацию. Уделяется внимание проблеме регулирования миграции, развитию культурного и религиозного взаимодействия через членство в ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совете Европы, ОИК.

6. Международное экономическое и экологическое сотрудничество. Россия стремится полноправно участвовать в системе МЭО через вступление в ВТО и ОСЭР. Наша цель - расширение номенклатуры экспорта и географии экономических и инвестиционных связей. Новые приоритеты – преодоление ресурсно-сырьевой ориентации экономики и ее перевод на инновационный путь развития (модернизация). При этом Россия начинает позиционировать себя как энергетическая сверхдержава, энергетика – базовое направление. Укрепляет стратегическое партнерство с ведущими производителями энергетических ресурсов, активно развивает диалог со странами-потребителями и странами транзита, основываясь на принципах обеспечения энергобезопасности. Увеличение поставок в Азию (уже 1/3). Новый акцент – обеспечение экологической безопасности, сотрудничество в энергосбережении. Глобализация и международные кризисы – вызовы для российской экономики.

7. Международное гуманитарное сотрудничество и защита прав человека. Россия начинает активнее защищать права соотечественников и выступать за распространение русской культуры (был создан фонд «Русский мир»).

8. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности. Большее внимание уделяется развитию средств информационного внимания на общественное мнение за рубежом, усиление позиций российских СМИ.

Региональные приоритеты. РФ продолжает проводить многовекторую внешнюю политику. В Концепции подчеркивается возрастающая роль региональных объединений (в экономике, миротворчестве и т.п.).

1. СНГ. Россия готова развивать дружеские отношения со всеми членами СНГ, а стратегическое партнерство и союзничество с теми, кто проявляет готовность. Подход – разноскоростная интеграция. Формирование партнерских отношений с Казахстаном, интенсификация отношений с Азербайджаном. Россия стремится к усилению торгово-экономических связей, ядром экономической интеграции должно стать ЕврАзЭС. Россия работает над развитием Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии, стремясь подключить к этому остальных членов ЕврАзЭС (Киргизию, Таджикистан). Кроме того в приоритете гуманитарное взаимодействие, борьба с вызовами и угрозами, адаптация ОДКБ и превращение ее в «стержневой институт обеспечения безопасности» в регионе. Россия не оставляет попыток создания Союзного государства России и Белоруссии через формирование ЕЭП. Для России важно мирное взаимодействие в Черноморском и Каспийском регионах. Отношение со странами ГУАМ РФ строит исходя их готовности к добрососедству и взаимному учету интересов. Серьезным вызовом стал грузино-осетинский конфликт. Грузия вышла из СНГ и разорвала дип. отношения с РФ, а РФ признала независимость Абхазии и Ю.Осетии и создала на их территориях военные базы. Реальные переговоры сторон начались только в 2011 г.

2. Европа. Приоритет – строительство общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества от Ванкувера до Владивостока. РФ – за коллективную выработку консенсусных решений и недопущение блоковых подходов, Европа не должна иметь разделительные линии. Была выдвинута инициатива заключения Договора о европейской безопасности. Долгосрочная цель – подписание Договора о стратегическом партнерстве ЕС, безвизовый режим. Энергетическое сотрудничество - Северный и Южный потоки. С НАТО РФ стремится решать общие вопросы безопасности, по-прежнему выступая против расширения Альянса.

3. США. Цель РФ – сосредоточиться на решении реальных угроз (разоружение и контроль над вооружениями, космическая деятельность, ПРО, ОМУ, мирная ядерная энергетика, терроризм, урегулирование региональных конфликтов), продолжая работать над урегулированием спорных вопросов. Для РФ важно соблюдение Устава ООН со стороны США. Долгосрочный план – расширение экономического сотрудничества. С 2009 года по инициативе администрации Обамы началась «перезагрузка» отношений. Достижением стало подписание СНВ-3 в 2010 году. Но остается много проблем (ПРО, Ближний Восток).

4. Азия. Особый приоритет – укрепление ШОС и развитие ее партнерских контактов с другими организациями (ШОС – АСЕАН). Сотрудничество в треугольнике РФ-КНР-Индия с равным вниманием к политическому и экономическому сотрудничеству. Остальные приоритеты – неизменны с 2000 г. Китай – на практике одно из самых приоритетных направлений. Опора на совпадение подходов к ключевым вопросам мировой политики. России приходится также выстраивать отношения в рамках треугольника РФ-США-КНР, где у нас самая шаткая позиция.

5. Ближний Восток. Россия намерена развивать отношения с Турцией, Египтом, Алжиром, Ираном, Саудовской Аравией, Сирией, Ливией, Пакистаном и другими ведущими региональными государствами в двустороннем и многостороннем форматах. РФ стремится способствовать урегулированию ситуации вокруг ядерной программы Ирана, кризиса в Афганистане. Для решения арабо-израильского конфликта Россия пытается использовать статус постоянного члена СовБеза и участника международного квартета посредников. Мы вступаем за создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем. Для РФ важен статус наблюдателя в ОИК и ЛАГ, экономическое и энергетическое сотрудничество со странами региона. Вызовом стало переформатирование пространства Большого Ближнего Востока в ходе арабских революций.

6. Африка и Латинская Америка. Укрепление сотрудничества с региональными интеграционными группировками (например, Меркосур). Запуск формата БРИКС.

Вывод. На протяжении первого десятилетия 21в. российская дипломатия стремилась сохранить за собой стратегическую инициативу, вступая в полемику со своими оппонентами в мировой политике, отстаивая право на диверсификацию источников и ресурсов роста, выбор собственного пути исторического развития. Возрождаясь как великая держава, Россия вполне вписывается в глобальную картину острых конкурентных стратегий, характерных для современного мира.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...