Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика РФ на современном этапе: структура и механизмы управления




Определение ВП

Государственный механизм принятия внешнеполитический решений - совокупность структурно организованных и взаимодействующих государственных органов власти, принимающих постоянное участие в процессе разработки и осуществлении внешнеполитических решений государства.

ППВПР – совокупность мероприятий, осуществляемых федеральными органами законодательной и исполнительной власти с участием политических партий и экспертного сообщества, решения которого направлены на решение возникающих или ожидаемых политических проблем..

ВПР – акт высшего руководства страны, закрепляющий выбор оптимального варианта из выработанных органами исполнительной и законодательной власти, с учетом мнения политических партий и мнений субъектов.

Управление внешней политикой РФ осуществляется в соответствии с Конс­титуцией, принятой 12 декабря 1993 г., а также Указами Президента.

Внешнеполитическая стратегия РФ в настоящее время находится в стадии ее становления, ее во многом определяет то понимание нацональных интересов, которое доминирует в среде государственной элиты, формируется на основе предшествующего политического опыта и измеряется совокупностью факторов экономического развития, качеством национальной безопасности, демографическим и социальным состоянием российского общества, меняющимся балансом сил в мировой политике.

Руководители МИД:Козырев(1990-96),Примаков (1996-98), Иванов (1998-04),Лавров (2004-н.вр.).

 

Субъекты ППВПР:

- Высший уровень (уровень принятия решений): глава гос-ва, работающий в тесном взаимодействии с законодательной властью, администрацией, советом безопасности и правительством (Президент, правительство, Совет Федерации).

- Уровень подготовки или реализации ВПР: МИД, силовые структуры (ГРУ, СВР, ОПК, Минобороны)

- Уровень функционального участия (связанные с решаемыми вопросами ведомства и министерства, Минэконом Развития,МиОбрНауки)

В советский период внешнеполитические задачи в основном решались в аппарате ЦК КПСС («пятерка»-мин.обороны, МИД,КГБ, руководители ВПК, международный отдел ЦК) на уровне руководителей и министров.

К сожалению, слаженного аппарата по принятию ВПР в РФ пока нет.

Эволюция аппарата ВПР в РФ. Он слабо взаимодействует со СМИ и сообществом в целом.

Главенствующая роль - Президент. Аппаратом по выработке внешнеполитической линии стал МИД (указы от 1992 г. и 1996г.).

Наряду с МИД ответственность за координацию и контроль действий различных российских ведомств за пределами границ России несут подразделения, отвечающие за такой контроль, в рамках президентских структур. Вначале это была Межведомственная внешнеполитическая комиссия Совета безопасности Российской Федерации, затем, по сути, ее функции были переданы Совету по внешней политике при Президенте Российской Федерации, созданному в декабре 1995 г. Позднее в рамках Администрации Президента РФ было образовано Управление по внешней политике. Сов.Без призван выявлять угрозы нац. безопасности.

Вывод. По мнению ряда специалистов, в России до сих пор не создан высокоэффективный механизм выработки единой внешнеполитической стратегии, обеспечивающий ее претворение в жизнь в условиях, когда у российской элиты существуют подчас несовместимые представления и интересы в этой области. Разноплановость и противоречивость внешнеполитических установок различных групп российской элиты приводят к тому, что практическая линия страны на международной арене обретает в ряде случаев противоречивый характер.

I.

Согласно статьям 80, 86 главы 4 Конституции РФ Руководство внешней политикой осуществляет Президент:

· разработка стратегии внешнеполитичес­кого курса;

· предста­вительство РФ в международных отношениях;

· поддержка контактов с главами других государств, ведет переговоры;

· подписы­вает все осн. внешнепол. документы (межд. договоры; ратифи­кац. грамоты);

· принимает верительные и отзывные грамо­ты аккред-ных дипломатии. представителей.

В структуре президентской Администрации вопросы внешней политики куриру­ет специальный помощник Президента. Он оказывает организаци­онное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента по вопросам МО, координирует работу Управления Президента РФ по внешней политике.

В 1990-е гг. развитие внешнеполитического курса определялось как первым Президентом РФ Б. Ельциным, так и министрами инос­транных дел. С декабря 1991 г. до января 1996 г. МИД РФ возглавлял А. В. Козырев, затем — до сентября 1998 г. — Е. М. Примаков.

С августа 1999 г. внешнеполитический курс стал напрямую формироваться В. В. Путиным.

За время работы В. В. Путина в должности Президента России МИД РФ воз­главляли: с 1999 по 2004 г. — И. С. Иванов; с 2004 г. по настоящее время — С. В. Лавров.

II.

В период с 2000 по 2008 г. центр принятия внешнеполитических решений переместился в Администрацию Президента РФ, а также в Совет безопасности РФ - ключевой орган в институте российского президентства.

Согласно Конституции РФ, Совет безопасности является коллегиальным органом, призванным координировать деятель­ность всех ведомств, которые участвуют в выработке стратегии безопасности и обеспечении безопасности страны во всех ее изме­рениях, включая военные, экономические, экологические и пр. аспекты.

III.

В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федера­ции реализация внешней политики возложена также на Правитель­ство РФ.

Председатель Правительства имеет право представлять Российское государство во внешнеполитических делах.

IV.

МИД РФ является правительственной структурой, которая:

1) осуществляет государственную политику в области МО;

2) разрабатывает, реализует и координирует внешнеполитический курс России.

3) является «головным орга­ном в области сношений с иностранными государствами» на разных уровнях — от федерального до регионального (Субъекты Российс­кой Федерации обязаны информировать МИД о своих международ­ных связях, договоренностях, переговорах).

Лишь после согласования с МИД соответствующая международная документа­ция поступает в Администрацию Президента и правительство.

Руководитель МИД — министр иностранных дел — напрямую подчинен Президенту

Он осуществляет повседневное оперативное управление внешнеполи­тическим ведомством: центральным аппаратом МИД, российскими представительствами за рубежом — посольствами, постпредствами, генконсульствами, а также представительствами МИД в субъектах Российской Федерации.

V.

Активно участвует во внешнеполитическом процессе Федераль­ное Собрание Российской Федерации.

В обеих палатах действуют Комитеты, занимающиеся вопросами международной жизни.

В Со­вете ФедерацииКомитет по международным делам и Комитет по делам СНГ;

в Государственной ДумеКомитет по международным делам и Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками.

1) При утверждении федерального бюджета депутаты Федерального Собрания об­суждают статьи финансирования МИД, Министерства обороны, Службы внешней разведки и других государственных органов, от­вечающих за внешнеполитическую деятельность.

2) Назначение и отзыв представителей России за рубежом осуществляется при одоб­рении соответствующих Комитетов Госдумы и Совета Федерации.

3) Государственная Дума принимает законы (в том числе и в области международной политики), ратифицирует международные и вне­шнеэкономические договоры и соглашения, которые затем утверж­даются Советом Федерации.

4) Совет Федерации заслушивает отчеты МИД, вносит свои проекты и рекоменда­ции, заявления и постановления по актуальным вопросам внешней политики России. Это направление деятельности Совета Федерации имеет рекомендательный характер, документы затем поступают на рассмотрение Президента, правительства и МИД.

VI.

Эффективная внешняя политика в сов­ременных условиях должна осуществляться при макси­мальной поддержке официального курса гражданским обществом.

Примером такого взаимодействия является Общественная палата (ОП) РФ.

В ее состав входит 18 комиссий, из которых две имеют непос­редственное отношение к международной деятельности, — Комис­сия по вопросам глобализма и национальной стратегии развития и Комиссия по международному сотрудничеству и общественной дипломатии.

Основные инструменты внешней политики РФ:

1. Военно-политические инструменты внешней политики

· Применение военной силы (как ответной меры). Пример – конфликт в Грузии

§ Демонстрация военной силы. Пример – испытание новейших видов вооружений и тд

§ Военное присутствие. Пример – военные базы России в странах Центральной Азии

§ Военно-техническое сотрудничество с другими государствами

2. Экономические инструменты

· Экономические санкции и блокады

· Субсидии и льготы

· Прямые иностранные инвестиции

3. Культурная политика

· Сотрудничество в сфере науки и образования

· Сотрудничество в сфере культуры и искусства

· Формирование позитивного имиджа России за рубежом

Концептуальные основы

1) важность развития межгосударственных и иных отношений с другими субъектами МО, отмечается важность поддержки соотечественников за рубежом и поддержания международного имиджа РФ

2) Прагматичность и многовекторность

3) основные принципы внешней политики России:

1. Формирование нового мироустройства

2. Верховенство права в международных отношениях

3. Укрепление международной безопасности

4. Международное экономическое и экологическое сотрудничество

5. Международное гуманитарное сотрудничество и права человека

6. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности

В определении внешней политики ведущую роль играют, прежде всего, Президент и Министерство иностранных дел. Администрация Президента осуществляет преимущественно «техническую» координацию внешнеполитических аспектов. Сфера компетенции Совета безопасности, ФСБ, СВР и ГРУ, ФПС, ФМС, МЧС и Министерства обороны - вопросы международной безопасности России. Конституционный Суд осуществляет юридическое сопровождение, МВД осуществляет координацию миграционной политики, другие министерства' и ведомства координируют экономические, научные и культурные аспекты международного сотрудничества. Полномочные представители Президента в федеральных округах, субъекты Российской Федерации также принимают участие во внешнеполитическом процессе, преимущественно по тематике регионального сотрудничества.

В последнее время механизм осуществления внешней политики проявил определенную способность к гибкости, если не в конституционно-правовом, то в фактическом смысле. В настоящее время наметилась новая тенденция более активной работы Премьер-министра и, следовательно, Правительства РФ во внешнеполитической сфере. Существовавший ранее отдел по международному сотрудничеству Правительства Российской Федерации был преобразован в департамент.

Обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации занимают особое место в механизме принятия и реализации внешнеполитических решений. Конституцией на них возложено законодательное обеспечение внешнеполитической работы. Важным фактором, определяющим роль и круг возможностей второй палаты, в частности, является то, что Совет Федерации не структурирован по политическому принципу, отсутствует «партийно-политическая связка» верхней палаты с исполнительной властью. Это позволяет второй палате российского парламента быть эффективным парламентским «рычагом» российской дипломатии. Пользуясь подобным статусом, Совет Федерации ведет обмен и координирует позиции с МИДом, прежде всего, с нижней палатой парламента, с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Представительные полномочия Совета Федерации также являются уникальными во внешнеполитическом механизме России: они призваны отражать интересы субъектов федерации во внешнеполитическом процессе. Таким образом, верхняя палата парламента выступает связующим звеном между регионами и федеральным центром. Совет Федерации и его экспертные структуры осуществляют постоянный анализ эффективности механизма принятия внешнеполитических решений. механизм подготовки и осуществления решений фактически не менялся еще с советских времен, хотя внешнеполитические реалии, темпы и акценты внешней политики претерпели существенные изменения.

В качестве доп. информации – материал из учебника Павленко. Обязательно прочитать!

Управление и контроль над внешней политикой Российской Федерации в 1990-2000-е годы осуществляется в соответствии с Конституцией, принятой 12 декабря 1993 года, а также Указами Президента. После краха СССР потребовалось значительное время, чтобы реально заработали механизмы внешней политики РФ, были откорректированы компетенции ответственных органов, обновлен правовой фундамент.

Согласно статьям 80, 86 главы 4 Конституции Российской Федерации, руководство внешней политикой осуществляет Президент. Он ведет переговоры, подписывает международные договоры Российской Федерации, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных дипломатических представителей. Президент и его администрация разрабатывают стратегию внешнеполитического курса. Именно Президент осуществляет повседневное представительство российского государства в международных отношениях. Он поддерживает контакты с главами других государств, подписывает все основные внешнеполитические документы.

В 1990-е годы развитие внешнеполитического курса определялось как первым президентом РФ Б. Ельциным, так и министрами иностранных дел. С декабря 1991 года до января 1996 года МИД РФ возглавлял А. Козырев, затем – до сентября 1998 года – Е. Примаков. Эволюция внешнеполитических стратегий в 1990-е годы была напрямую связана с инициативами этих политиков.

С августа 1999 года внешнеполитический курс страны стал формироваться В.В. Путиным. Еще до избрания президентом России он имел опыт внешнеполитической деятельности. За его плечами была работа в Восточной Германии, Комитете по внешним связям мэрии Санкт - Петербурга, руководство Федеральной службой безопасности РФ и одновременно Советом безопасности. За период с 2000 по 2008 гг. ядро принятия внешнеполитических решений переместилось в Администрацию Президента РФ и Совет Безопасности. За период его президентства МИД РФ возглавляли: с 1999 г. по 2004 г. – И. Иванов; с 2004 г. по настоящее время – С. Лавров.

В структуре президентской Администрации вопросы внешней политики курирует специальный помощник Президента. Он оказывает организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента по вопросам международных отношений, координирует работу Управления Президента РФ по внешней политике.

Помимо постоянных структур, при Президенте РФ действуют специальные Комиссии, некоторые из них участвуют в координации внешнеполитических и внешнеэкономических проектов. В сентябре 2005 года была создана Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Она готовит предложения Президенту по разработке, реализации и прогнозированию сотрудничества России в военно-технической области; рассматривает разногласия между федеральными органами; разрабатывает нормативно-правовые акты и международные договоры. Комиссия по вопросам гражданства, созданная еще в ноябре 2002 года, взаимодействует с международными организациями по вопросам гражданства и предоставления политического убежища.

Активно участвует во внешнеполитическом процессе Федеральное Собрание Российской Федерации. Это отвечает современным тенденциям в мировой политике. В обеих палатах действуют Комитеты, занимающиеся вопросами международной жизни. В Совете Федерации – Комитет по международным делам и Комитет по делам СНГ; в Государственной Думе - Комитет по международным делам и Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками.

Однако на официальный внешнеполитический курс влияние парламента зачастую имеет формальный характер. При утверждении ежегодного федерального бюджета по представлению Правительства депутаты Федерального Собрания обсуждают статьи финансирования МИД, Министерства обороны, Службы внешней разведки и других государственных органов, отвечающих за внешнеполитическую деятельность. Раздел бюджета «Международная деятельность» проходит предварительную экспертизу в Комитете по международным делам. Назначение и отзыв представителей России за рубежом осуществляется также при одобрении соответствующих Комитетов Госдумы и Совета Федерации. Государственная Дума принимает законы (в том числе и в области международной политики), ратифицирует международные и внешнеэкономические договоры и соглашения, которые затем утверждаются Советом Федерации. Совет Федерации заслушивает отчеты Министерства иностранных дел, вносит свои проекты и рекомендации, заявления и постановления по актуальным вопросам внешней политики России. Это направление деятельности Совета Федерации имеет рекомендательный характер, документы затем поступают на рассмотрение Президента, Правительства и МИД. Таким образом, Совет Федерации и Государственная Дума в рамках своих конституционных полномочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса РФ и выполнению ее международных обязательств.

В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации реализация внешней политики возложена также на Правительство. Председатель Правительства имеет право представлять российское государство во внешнеполитических делах.

Министерство иностранных дел Российской Федерации является правительственной структурой, которая осуществляет государственную политику в области международных отношений, разрабатывает, реализует и координирует внешнеполитический курс России. Его руководитель – министр иностранных дел напрямую подчинен Президенту, руководствуется Конституцией, федеральными законами, указаниями и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства. Он осуществляет повседневное оперативное управление внешнеполитическим ведомством: центральным аппаратом МИД, российскими представительствами за рубежом – посольствами, постпредствами, генконсульствами, а также представительствами МИД в субъектах Российской Федерации.

Основные задачи МИД были определены Указами Президента Российской Федерации № 375 от 12 марта 1996 года и № 582 от 14 июня 1997 года. Координация в проведении единой внешнеполитической линии была возложена на МИД, который является «головным органом в области сношений с иностранными государствами» на разных уровнях – от федерального до регионального. Субъекты Российской Федерации обязаны информировать МИД о своих международных связях, контактах, договоренностях, переговорах. В обязательном порядке все проекты договоров, включая межведомственные соглашения, предварительно представляются в МИД, лишь после согласования с МИД соответствующая международная документация поступает в Администрацию Президента и Правительство.

Серьезную роль в осуществлении внешнеполитического курса страны имеет Совет Безопасности (СБ РФ). На протяжении 1990-х - начала 2000-х годов этот орган власти прошел эволюцию от чисто формальной структуры, созданной по американскому подобию, с неясными функциями, до важнейшей площадки власти, в которой участвуют лица, определяющие процесс принятия решений в России.

Председателем СБ РФ является Президент. Согласно Конституции России, Совет Безопасности является коллегиальным органом, призванным координировать деятельность всех ведомств, которые участвуют в выработке стратегии безопасности и обеспечении безопасности страны во всех ее измерениях, включая военные, экономические, экологические и даже здравоохранительные аспекты. По этим аспектам подготавливаются проекты решений Президента РФ. Компетенции Секретаря Совета Безопасности были закреплены Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» № 1300 от 17 декабря 1997 года. Секретарь Совета Безопасности наделен широкими полномочиями, ему подконтрольны федеральные министерства, в том числе и МИД. Но эти полномочия не предусматривают прямого вмешательства в их деятельность. С июля 2007 года и.о. Секретаря СБ РФ является Соболев В.А., который руководит аппаратной работой этого ключевого на данный момент органа власти. В его состав входят 11 постоянных членов и 12 приглашенных членов. [1]

Благодаря регулярным заседаниям, Совбез стал, по - существу, основным совещательным органом при Президенте, на котором обсуждаются и разрабатываются стратегии в области внутренней, внешней и военной политики РФ в соответствии с актуальной мировой повесткой.

По прямым поручениям Президента, аппарат Совета Безопасности разрабатывает аналитические материалы и предложения по приоритетным направлениям международной безопасности, подготавливает доклады Президенту с мониторингами и прогнозами военно-политического и международного положения России. В его компетенции также входят оценки внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, разработка соответствующих документов для федеральных министерств и ведомств, экспертиза законопроектов, организация научных исследований по проблемам стратегии РФ, подготовка рекомендаций по деятельности исполнительных органов власти, как на федеральном, так и региональном уровнях.

При подготовке внешнеполитических решений федеральные структуры по мере необходимости взаимодействуют с неправительственными организациями. Эффективная внешняя политика в современных условиях может и должна осуществляться при максимальной поддержке официального курса гражданским обществом. Примером такого взаимодействия является Общественная палата (ОП) РФ. Ее создание проходило в три этапа, когда согласовывались списки людей, имеющих особые заслуги перед государством и обществом. Формирование полного состава ОП завершилось в декабре 2005 года. В ее состав входит 18 комиссий, из которых две имеют непосредственное отношение к международной деятельности – Комиссия по вопросам глобализма и национальной стратегии развития и Комиссия по международному сотрудничеству и общественной дипломатии.

Итак, внешняя политика представляет собой очень сложный государственный механизм. Любое решение разрабатывается на нескольких рабочих уровнях. В подготовке участвуют многие структуры, ведомства, правительственные и неправительственные организации. Направления международной деятельности находятся в сфере внимания разных ведомств – от Министерства иностранных дел до Совета Безопасности, от Министерства обороны до Федерального Собрания, от Правительства до Администрации Президента.

Такая «раздробленность» нередко приводит к несогласованности действий. Особое значение в этой связи приобретает проблема координации межведомственной работы, между всеми субъектами, участвующими в формировании и реализации внешней политики.

 

№10. Типология политических систем зарубежных государств. Проблема демократии в контексте современных международных дискуссий.

В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений.

Однако гораздо чаще термин «политическая система» используется во втором, более конкретном значении: реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе. Этот механизм включает государство, а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, различных политических субъектов (группы и индивиды) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу и др.), по характеру взаимодействия со средой — на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти — на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную (Г. Алмонд).

Существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций — деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим — характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторита-ризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.

При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.

Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один человек или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.п.).

Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.

В XX в. слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности?

Единого понимания этого термина нет. «Демократия» дословно переводится с древнегреческого как «народовластие». Однако все равно остается неясным, какую общность следует считать народом и какой политический механизм позволяет народу эффективно реализовывать право на верховную власть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...