Размещение финансовых средств
Когда становится известным объем денежных средств, выделяемых на тот или иной финансовый период, организация должна распределить имеющиеся финансовые и другие средства между конкурирующими областями своей деятельности. Если организации удается получить все финансовые средства, запрошенные первоначально, и если ее первоначальное официальное предложение было реалистично с точки зрения требований клиента и проводимой политики, задача распределения ресурсов представляется довольно простой, — тогда предполагаемый бюджет становится действительным бюджетом. Однако это вряд ли возможно даже во времена расширения финансирования программ. Когда же объемы финансирования сокращаются, размещение имеющихся средств может представлять значительную трудность и, потенциально оказывать существенное нега- тивное влияние на многие подразделения организации (Р. Хиршхорн и др., 1983). Стратегия организаций, которая оказывается успешной во времена увеличения финансирования, часто терпит неудачу в результате трудностей, связанных с бюджетным сокращением. Когда планирование производится во время, благоприятное для финансирования, организация может позволить себе допускать ошибки при размещении средств, так как они могут быть компенсированы за счет новых поступлений. В условиях же упадка организация практически не имеет права на ошибку. В ходе дальнейшего обсуждения возникают два подхода к процессу размещения средств организацией. Он может рассматриваться в контексте структуры программ организации или с точки зрения межличностного воздействия, а также значения, которое имеет размещение средств для принятия решений.
Структура программ. Структура программ агентства социального обеспечения представляет собой способ организации всего запланированного и оформленного в программы обслуживания. Главными в этой структуре являются те услуги, которые соответствуют профилю организации и ее основным целям. Определение "программные услуги" до сих пор является предметом споров и разногласий. Существуют два главных препятствия, мешающих достичь в этом вопросе согласия. Во-первых, каждое агентство определяет свои услуги по-разному — вероятно, вследствие того, что агентство ориентируется на конкретные потребности своих клиентов и исходит из различия своих профессиональных обязательств, а также финансовых возможностей. Это особенно ярко проявляется на уровне штатов, где местные агентства обычно значительно различаются между собой по масштабу и интенсивности оказываемых ими программных услуг. Во-вторых, структуры программ различаются в зависимости от исторически сложившихся базовых различий организаций. Например, агентства социального обеспечения детей обычно связывают большинство оказываемых ими услуг с окружением, обстановкой, в которых живут дети (учебные заведения для детей, приюты и т. д.). С другой стороны, агентства по обслуживанию семьи ориентированы прежде всего на индивидуальные формы работы и консультации. Другие оказываемые услуги могут быть связаны УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ 346 целью их оказания (адаптация, реабилитация), способом оказания (оказание услуг на дому) или состоянием, которое требует оказания услуг (психическое здоровье) (Р. Эл-кин, 1967). Эта путаница в номенклатуре и классификации услуг представляет серьезную проблему для каждого, кто попытается оценить или сравнить такие показатели, как стоимость оказываемых услуг или эффективность организаций по сравнению друг с другом, т. е. получить информацию, которая помогает принять решение о размещении средств (Р. Элкин, 1980). Стандарты бухгалтерских и финансовых отчетов для добровольческих организаций здравоохранения и социального обеспечения требуют указания функциональных расходов, что дает возможность рассматривать расходы на программные или запланированные услуги отдельно от административных расходов, общих расходов и расходов на привлечение средств.
Среди многочисленных попыток прояснить определение "программные услуги" наиболее успешной является система определения услуг, предложенная организацией "Общий путь Америки". Эта система описывает программы в рамках фундаментальных целей социального обеспечения как такового. Она намечает основные цели социальной политики и системы услуг, которые способствуют достижению этих целей: специальные услуги в рамках этой системы; программы, в рамках которых осуществляются эти услуги; некоторые элементы этих программ, а также предлагаемые результаты программ с точки зрения типов клиентов, обслуживаемых программами социального обеспечения, и тех усилий, которые затрачиваются на это обслуживание. Влияние размещения средств на межличностные отношения и принятие решений. Эта сторона распределения ресурсов является важнейшей составляющей укрепления организации, особенно во времена сокращения, ассигнований. При рассмотрении вопросов о размещении средств руководитель организации должен в первую очередь выяснить, какую ценность имеет первоначальное бюджетное предложение с точки зрения клиентов его организации и ситуации в общине. Вследствие бюджетной политики организация может запросить больше, чем ожидает получить, чтобы создать себе возможность для маневра в ходе переговоров. С другой стороны, особенно в ситуациях, когда бюджетные предложения должны быть сделаны за 18 месяцев или раньше до начала финансового года, сумма, запрошенная агентством, может оказаться через полтора—два года недостаточной. Это особая проблема правительственных агентств, в компетенцию которых входит обслуживание конкретных групп населения. Хотя рациональная техника принятия решений помогает определить альтернативы, нет оптимального алгоритма наилучшего решения проблем финансирования. Р. Хирш-хорн с соавторами (1983) сделал вывод, что, хотя руководители всегда основывают свои решения на субъективной информации и на своих взаимоотношениях с персоналом как в самой организации, так и вне ее, сокращение финансирования предъявляет особо сложные требования и к руководителям, и к персоналу. Оказывается, что отрицание, беспокойство, постоянное колебание между оптимизмом и пессимизмом — это и есть контекст принятия рациональных решений. Исследователи обнаружили, что как к эмоциям, так и к неопределенности подобных ситуаций необходимо относиться реалистически, поскольку один лишь реализм позволяет принять трезвые решения, необходимые для организации, которая лицом к лицу сталкивается с долговременными изменениями в финансовой политике. В некоторых случаях технологический, законодательный и финансовый климат изменяется так резко, что многие организации вынуждены кардинально менять свою ориентацию. Эти обстоятельства требуют усилить внимание к совместной работе с другими организациями.
Документация С расширением сферы оказываемых услуг и материальных фондов возникает необходимость оформления отчетности по деятельности социальных агентств, которая берется за основу при составлении отчетов как для внутреннего, так и для внешнего пользования. Систематизированное оформление оказываемых услуг и финансовой деятельности является необходимым для ведения текущей бюджетной отчетности, анализа стоимости услуг, предварительной оценки их стоимости в разных вариантах, а также для подготовки отчетов для лиц, предоставляющих средства, координаторов проектов и доверителей. Как отмечалось выше, определение объема и стоимости оказываемых услуг является главной нерешенной проблемой в сфере социального обеспечения. Однако каждая организация должна внести свой вклад в решение этой проблемы и подробно 347
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ определить объем оказываемых ею услуг таким образом, чтобы эта информация могла быть обобщена в единой системе координат. Концепция подотчетности правительственных и добровольческих некоммерческих организаций исторически складывалась на основе оценки использования доверенных им средств. В демократическом обществе ответственность предполагает, что официальные лица, назначенные по результатам выборов, отчитываются перед своими избирателями (Р. Ли и Р. Джонсон, 1977). Концепция распоряжения средствами имеет основополагающее значение для принципов отчетности, которые действуют в правительственном и добровольческом секторах. Хотя существует сильное движение в пользу переоценки критериев эффективности социальной работы, направленное на то, чтобы исключить оценку эффективности на финансовой основе, требование о финансовой отчетности остается на повестке дня и должно постоянно быть в центре внимания руководителей некоммерческих организаций. Отчетность в добровольческом Секторе. После первой попытки введения отчетности, предпринятой в середине 60-х годов, три национальные организации, занимающиеся вопросами социального обеспечения, в 1975 г. опубликовали обновленный перечень стандартов для ведения отчетности, в том числе финансовый. Общепринятые стандарты отчетности применительно к добровольческим организациям, работающим в области здравоохранения и социального обеспечения, приводятся в справочнике "Аудиторская проверка добровольческих организаций здравоохранения и социального обеспечения" (1974). Организация "Общий путь Америки" опубликовала справочное издание для своих отделений, а также для некоммерческих организаций, занятых в сфере гуманитарных услуг, которое сопоставила с другими изданиями. Сопоставимость этих изданий может служить той важной основой, на которой возможно распространение информации финансового характера от тех, кто осуществляет услуги, х их различным адресатам. Отчетность в правительственном секторе. Что касается правительственного сектора, то здесь почти все средства выделяются самим правительством из налоговых поступлений на уровне федерации, штата и местных муниципальных властей. Хотя власть на каждом уровне подотчетна своему законодательному органу и через него — налогопла- тельщикам, движение основной массы выделяемых средств происходит от федерального уровня на уровень штата и местный уровень и от штата — к местным властям. На каждом уровне те, кто выделяет средства, осуществляют контроль за их использованием, предъявляя определенные требования к отчетности. Вследствие значительности федеральных средств и соответствующего уровня контроля и требований к отчетности федеральный подход оказывает серьезное влияние на всю цепочку отчетности по правительственным фондам, поскольку они перетекают на разные уровни правительственного и добровольческого секторов через предоставление грантов и оказание услуг по контракту.
Практика ведения отчетности может сильно отличаться в различных филиалах и подразделениях правительства. Многие правительственные службы поощряли действия местных властей, направленные на введение стандартной отчетности, которая способствовала бы развитию обмена информацией между правительственными подразделениями. Однако ни правительства штатов, ни федеральное правительство так и не имеют стандартизированной системы отчетности. Каждое агентство может использовать одну или более систем. На федеральном уровне существует примерно 160 систем отчетности в гражданских организациях и 125 систем в Министерстве обороны. Несмотря на различия в практике ведения отчетности в правительственном секторе, многие федеральные службы разработали специальные требования для организаций, которые получают федеральные средства. Эти требования к отчетности направлены на то, чтобы она соответствовала тем системам отчетности, которые существуют в разных департаментах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|