Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)
Согласно Э. Берну, личность составляют три состояния Эго: Родитель, Взрослый и Ребенок. Каждое из них обладает своим менталитетом, чувствами и соответствующим типом поведения. Эго-Родитель представляется как набор чувств, установок и образцов поведения, свойственных реальному родителю. Это Эго-состояние подобно магнитофону, хранящему записи родительских правил и указаний о том, как преуспеть в жизни. Люди усваивают эти послания от взрослых, которые обращаются с ними, как с детьми. Приведем примеры таких назиданий: "работать тяжело", "угождай другим", "торопись", "люби", "будь идеальным" и "делай деньги". Состояние Эго-Родитель воспитывает, контролирует и управляет, активно осуществляя родительскую функцию. Эго-Взрослый — состояние, ориентированное на действительность. Взрослый накапливает впечатления, делает дедуктивные выводы и расчеты, выносит оценочные суждения, основанные на фактах, как они воспринимаются человеком. Он объективен и при взаимодействии с окружающей средой независим. Берн утверждал, что хотя состоянием Эго-Взрослого обладает каждый человек, однако некоторые люди это состояние не актуализируют. Эго-Ребенок включает в себя все естественные чувства, побуждения и ощущения, имеющиеся с рождения и исходящие от всех частей тела; каждый индивид таит в себе маленького мальчика или девочку. Функционально мышление и поведение Ребенка направлено на выживание и развитие. Согласно М. Джеймсу и Д. Джонгварду (1971), Ребенок функционирует или естественно и свободно, или следуя указаниям Родителя. С. Вулламс и М.Браун (1978), далее, ввели определение негативного и позитивного функционирования Эго-Ребенка и Родителя. Чтобы поддерживать эффективное социальное взаимодействие, необходим обмен энергией между разными Эго-состояниями. Индивиды имеют возможность сознательно контролировать актуализацию Эго-состояний.
Э. Берн (1963) предлагает четыре способа идентификации Эго-состояний. На анализе жестов, тональности голоса, лексикона, движения глаз (прямое или ускользающее) и позы основан поведенческий диагноз. Например, повернутые внутрь носки обуви или жалобный голос указывает на Эго-Ребенка. Оценка социального взаимодействия, то, как реагирует сам человек и как на него реа- гируют другие люди, предполагает социаль ный диагноз. Человек, находящейся в Эго-со-стоянии свободного Ребенка, будет и в других вызывать Эго-состояние счастливого Ребенка, и обе стороны будут смеяться и радоваться друг другу. Феноменологический диагноз основан на оживлении былых чувств. Женщина плакала так, как это она делала в детстве, когда умерла ее собака; при этом она понимала, что она находится в Эго-состоянии Ребенка. Исторический диагноз включает в себя взгляд на прошлое, отображенное в настоящем. Так, клиент использует типичный жест своего отца и обнаруживает, что находится в Эго-состоянии Родителя. Дж. Дюсей (1977) разработал "эгограм-му", которая показывает взаимоотношение различных состояний личности одного с другим и величину "энергии", исходящей вовне. Эта диаграмма имеет важное значение для диагностики и лечения. Когда два человека взаимодействуют таким образом, что актуализируются указанные три Эго-состояния, наступает симбиоз. Это блокирует развитие в них обоих спонтанности, рациональности, интуиции. "Исключения" объясняются тем, что в личности одно или более состояний доминирует. Б.'и Р. Джастис (1976) указали на "сдвиг симбиоза" в семьях, где наблюдается грубое обращение. П. Ландхир (1980) существенно дополнил структурную концепцию Э. Берна эволюционной концепцией.
Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия Э. Берн (1972) выделял три типа взаимодействий индивидов: дополнительное, пересекающееся и скрытое, а также определил сопутствующие им правила общения. Простейшие взаимодействия относятся к типу дополнительных, при этом послание или стимул передается от конкретного Эго-состояния одного человека к конкретному Эго-состоянию другого человека — партнера, откуда и приходит ответ. Общение идет по параллельным линиям и может продолжаться неопределенно долго. При пересекающемся типе взаимодействия послание адресовано одному Эго-состоянию партнера, а ответ исходит из другого; линии общения пересекаются, общение резко обрывается. В скрытом типе общения два уровня — социальный и психологический. Скрытым, собственно, является и психологический уро- 333 ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ вень. Э. Берн выделяет два вида скрытых взаимодействий: угловое, включающее три Эго-состояния, и двойное взаимодействие, включающее в себя четыре Эго-состояния. Реакция при этом типе общения дается на психологический стимул. Экзистенциальные позиции. Анализ межличностных взаимодействий охватывает также экзистенциальные жизненные позиции (Э.Берн, 1964). Ф.Эрнст (1971) выделяет четыре основные позиции, или установки, по отношению к другим людям в контексте социально значимых действий: 1. У меня все прекрасно — у тебя тоже все прекрасно — можно продолжать (жить). 2. У меня все прекрасно — у тебя есть проблемы - необходимо избавление (от них). 3. У меня все в порядке — у тебя все хорошо - надо избегать (других). 4. Мои дела плохи — твои тоже - жить совершенно незачем. Как считает Г. Харрис (1967), индивиды твердо стоят на этих позициях, часто предопределенных еще в детстве: например, "мои дела плохи — у тебя все хорошо" можно рассматривать как позицию подчиненности, когда человек не контролирует собственное окружение и поэтому зависит от других. Однако люди способны сознательно принять первую позицию как самую лучшую и оптимистичную из всех четырех. Положительные реакции. Берн утверждал, что для выживания человека необходимо общественное признание. Люди всю свою жизнь добиваются положительной реакции себе подобных, общественного признания.
Игры и шантаж Э. Берн (1963) описывал шесть способов структурирования времени: Воздержание, Ритуал, Развлечение, Деятельность, в том числе повседневная работа, Игры-состязания и Интимность. Многие люди проводят большую часть времени в играх. Э. Берн (1964) определял Игру-состязание как ряд взаимодополнительных скрытых взаимодействий, ведущих к совершенно определенному предсказуемому результату. Игры являются повторяющимися по своей природе, и оба игрока в результате такого рода взаимодействий испытывают чувство "вознаграждения", свидетельствующее о том, что игра сыграна. Вместе с тем играющим людям хорошо знакомы чувства отчуждения и дискомфорта. Эти чувства связаны с шантажом, поскольку они ориентированы на манипуля- цию другими людьми. Например, человек, повинный в дурном чувстве или шантаже, будет медлить, откладывая для себя реакцию окружающих, или совершать правонарушения или преступные действия, чтобы поддержать тем самым свой шантаж. Рассмотрим другой пример шантажа: отвергающее поведение ребенка по отношению к тем, кто о нем заботится. Ребенок может демонстрировать негативное поведение, в результате ему может грозить отторжение со стороны воспитателей. Наконец, муж, испытывающий отчуждение в отношениях с женой, может замкнуться в себе или провоцировать отдаление жены от него с тем, чтобы подтвердить свое чувство обиды и покинутости. Игры и шантаж являются выученными реакциями людей, которые еще в молодости обнаружили, что прямые просьбы и выражение истинных чувств не срабатывают. Поэтому они любой ценой стремятся получить признание и готовы к дискомфорту, к которому могут привести негативные эмоции. Люди играют в игры и используют приемы шантажа, сами того не зная. В основе шантажа лежат подлинные чувства, но скрытые, поскольку они были запрещены в детстве. Описывая чувства, испытываемые при шантаже, и сопутствующие им образцы поведения как внутрипсихические процессы, а также соответствующее поведение как соотнесенное со сценарием (планом жизни), Р. Эрскин и М. Зальцман (1979) подчеркивают, что для эффективной диагностики и коррекции важно знать систему игр клиента.
Игры и шантаж классифицируются по трем степеням в зависимости от меры дискомфорта, испытываемого к моменту развязки. Игры первой степени умеренно неприятны; они часто разыгрываются на вечеринках и других собраниях людей. Игры второй степени несут в себе большее неудобство. Игры третьей степени заканчиваются ущербом, оскорблением, ранением, смертью или их комбинациями. В игры третьей степени играют люди, отличающиеся жестоким обращением со своим супругом или ребенком, преступники, алкоголики, многие хронические больные. Сценарий жизни Согласно анализу межличностных взаимодействий, интуитивные решения, принятые в детстве, вкупе с заданной родителями программой и собственным жизненным опы том, составляют основу жизненного плана, или сценария. Р. и М. Гулдинг (1978) рас- 334 сматривают сценарий раннего детства как представление ребенка о том, как заслужить общественное признание и выжить. Алгоритмы жизни и использования своего времени вырабатываются у детей рано, часто еще до пяти лет. Дети интуитивно находят способ выжить в своей семье. Они как бы планируют свою жизнь, смерть, болезнь, неудачу или преуспевание и часто стремятся связать эти планы-предсказания с хронологией. Например: "Когда я вырасту, я буду счастлив" или: "Если дела пойдут плохо, я умру или сойду с ума". Они принимают решения на основе информации от родителей и собственного жизненного опыта, касающегося собственного благополучия и благополучия других. Родительские ценности, правила, призывы, послания, запреты, берущие начало в неразрешенных проблемах их собственных Эго-состояний Ребенка, отчасти являются основой детских решений относительно своей жизни. Например, дочь может решить, что для выживания в своей семье она должна "угождать матери", "прекратить думать" или "никогда не вести себя как ребенок". Решение дочери может сопровождаться чувствами печали, вины, гнева и одиночества, и эти чувства становятся частью ее личности — ее законом — на всю оставшуюся жизнь, если только она не примет позднее новых решений о том, как ей чувствовать и поступать Р. и М. Гулдинг (197S) выделяют следующие запреты или родительские наказы, в соответствии с которыми их дети могут решить прожить свою жизнь: не будь (не существуй), не будь собой, не будь ребенком, не расти, не делай этого, не будь важным, не принадлежи, не будь ни с кем близок или никому не доверяй, не будь хорошим или разумным, не думай и не чувствуй.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|