Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурный анализ: состояние Эго (субъекта)




Согласно Э. Берну, личность составляют три состояния Эго: Родитель, Взрослый и Ре­бенок. Каждое из них обладает своим мента­литетом, чувствами и соответствующим ти­пом поведения. Эго-Родитель представляется как набор чувств, установок и образцов пове­дения, свойственных реальному родителю. Это Эго-состояние подобно магнитофону, хранящему записи родительских правил и указаний о том, как преуспеть в жизни. Люди усваивают эти послания от взрослых, кото­рые обращаются с ними, как с детьми. При­ведем примеры таких назиданий: "работать тяжело", "угождай другим", "торопись", "лю­би", "будь идеальным" и "делай деньги". Со­стояние Эго-Родитель воспитывает, контро­лирует и управляет, активно осуществляя родительскую функцию. Эго-Взрослый — состояние, ориентированное на действитель­ность. Взрослый накапливает впечатления, делает дедуктивные выводы и расчеты, выно­сит оценочные суждения, основанные на фактах, как они воспринимаются человеком. Он объективен и при взаимодействии с окру­жающей средой независим. Берн утверждал, что хотя состоянием Эго-Взрослого обладает каждый человек, однако некоторые люди это состояние не актуализируют.

Эго-Ребенок включает в себя все естест­венные чувства, побуждения и ощущения, имеющиеся с рождения и исходящие от всех частей тела; каждый индивид таит в себе ма­ленького мальчика или девочку. Функцио­нально мышление и поведение Ребенка на­правлено на выживание и развитие. Согласно М. Джеймсу и Д. Джонгварду (1971), Ребе­нок функционирует или естественно и сво­бодно, или следуя указаниям Родителя.

С. Вулламс и М.Браун (1978), далее, ввели определение негативного и позитивно­го функционирования Эго-Ребенка и Родите­ля. Чтобы поддерживать эффективное соци­альное взаимодействие, необходим обмен энергией между разными Эго-состояниями. Индивиды имеют возможность сознательно контролировать актуализацию Эго-состояний.

Э. Берн (1963) предлагает четыре спосо­ба идентификации Эго-состояний.

На анализе жестов, тональности голоса, лексикона, движения глаз (прямое или ус­кользающее) и позы основан поведенческий диагноз. Например, повернутые внутрь носки обуви или жалобный голос указывает на Эго-Ребенка.

Оценка социального взаимодействия, то, как реагирует сам человек и как на него реа-

гируют другие люди, предполагает социаль ный диагноз. Человек, находящейся в Эго-со-стоянии свободного Ребенка, будет и в других вызывать Эго-состояние счастливого Ребен­ка, и обе стороны будут смеяться и радоваться друг другу.

Феноменологический диагноз основан на оживлении былых чувств. Женщина плакала так, как это она делала в детстве, когда умер­ла ее собака; при этом она понимала, что она находится в Эго-состоянии Ребенка.

Исторический диагноз включает в себя взгляд на прошлое, отображенное в настоя­щем. Так, клиент использует типичный жест своего отца и обнаруживает, что находится в Эго-состоянии Родителя.

Дж. Дюсей (1977) разработал "эгограм-му", которая показывает взаимоотношение различных состояний личности одного с дру­гим и величину "энергии", исходящей вовне. Эта диаграмма имеет важное значение для диагностики и лечения.

Когда два человека взаимодействуют таким образом, что актуализируются указанные три Эго-состояния, наступает симбиоз. Это блокирует развитие в них обоих спонтанности, рациональности, интуиции. "Исключения" объясняются тем, что в лич­ности одно или более состояний доминирует. Б.'и Р. Джастис (1976) указали на "сдвиг симбиоза" в семьях, где наблюдается грубое обращение. П. Ландхир (1980) существенно дополнил структурную концепцию Э. Берна эволюционной концепцией.

Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия

Э. Берн (1972) выделял три типа взаимо­действий индивидов: дополнительное, пере­секающееся и скрытое, а также определил сопутствующие им правила общения.

Простейшие взаимодействия относятся к типу дополнительных, при этом послание или стимул передается от конкретного Эго-состояния одного человека к конкретному Эго-состоянию другого человека — партне­ра, откуда и приходит ответ. Общение идет по параллельным линиям и может продолжать­ся неопределенно долго.

При пересекающемся типе взаимодейст­вия послание адресовано одному Эго-состоя­нию партнера, а ответ исходит из другого; линии общения пересекаются, общение резко обрывается.

В скрытом типе общения два уровня — социальный и психологический. Скрытым, собственно, является и психологический уро-

333

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

вень. Э. Берн выделяет два вида скрытых вза­имодействий: угловое, включающее три Эго-состояния, и двойное взаимодействие, вклю­чающее в себя четыре Эго-состояния. Реакция при этом типе общения дается на психологический стимул.

Экзистенциальные позиции. Ана­лиз межличностных взаимодействий охваты­вает также экзистенциальные жизненные позиции (Э.Берн, 1964). Ф.Эрнст (1971) выделяет четыре основные позиции, или ус­тановки, по отношению к другим людям в контексте социально значимых действий:

1. У меня все прекрасно — у тебя тоже все прекрасно — можно продолжать (жить).

2. У меня все прекрасно — у тебя есть проблемы - необходимо избавление (от них).

3. У меня все в порядке — у тебя все хоро­шо - надо избегать (других).

4. Мои дела плохи — твои тоже - жить совершенно незачем.

Как считает Г. Харрис (1967), индивиды твердо стоят на этих позициях, часто предоп­ределенных еще в детстве: например, "мои дела плохи — у тебя все хорошо" можно рас­сматривать как позицию подчиненности, ког­да человек не контролирует собственное ок­ружение и поэтому зависит от других. Однако люди способны сознательно принять первую позицию как самую лучшую и оптимистич­ную из всех четырех.

Положительные реакции. Берн ут­верждал, что для выживания человека необ­ходимо общественное признание. Люди всю свою жизнь добиваются положительной ре­акции себе подобных, общественного призна­ния.

Игры и шантаж

Э. Берн (1963) описывал шесть способов структурирования времени: Воздержание, Ритуал, Развлечение, Деятельность, в том числе повседневная работа, Игры-состязания и Интимность. Многие люди проводят боль­шую часть времени в играх.

Э. Берн (1964) определял Игру-состяза­ние как ряд взаимодополнительных скрытых взаимодействий, ведущих к совершенно оп­ределенному предсказуемому результату. Игры являются повторяющимися по своей природе, и оба игрока в результате такого ро­да взаимодействий испытывают чувство "воз­награждения", свидетельствующее о том, что игра сыграна. Вместе с тем играющим людям хорошо знакомы чувства отчуждения и дис­комфорта. Эти чувства связаны с шантажом, поскольку они ориентированы на манипуля-

цию другими людьми. Например, человек, повинный в дурном чувстве или шантаже, бу­дет медлить, откладывая для себя реакцию окружающих, или совершать правонаруше­ния или преступные действия, чтобы поддер­жать тем самым свой шантаж. Рассмотрим другой пример шантажа: отвергающее пове­дение ребенка по отношению к тем, кто о нем заботится. Ребенок может демонстрировать негативное поведение, в результате ему мо­жет грозить отторжение со стороны воспита­телей. Наконец, муж, испытывающий от­чуждение в отношениях с женой, может замкнуться в себе или провоцировать отдале­ние жены от него с тем, чтобы подтвердить свое чувство обиды и покинутости.

Игры и шантаж являются выученными реакциями людей, которые еще в молодости обнаружили, что прямые просьбы и выраже­ние истинных чувств не срабатывают. Поэто­му они любой ценой стремятся получить при­знание и готовы к дискомфорту, к которому могут привести негативные эмоции. Люди иг­рают в игры и используют приемы шантажа, сами того не зная. В основе шантажа лежат подлинные чувства, но скрытые, поскольку они были запрещены в детстве. Описывая чувства, испытываемые при шантаже, и со­путствующие им образцы поведения как внутрипсихические процессы, а также соот­ветствующее поведение как соотнесенное со сценарием (планом жизни), Р. Эрскин и М. Зальцман (1979) подчеркивают, что для эффективной диагностики и коррекции важ­но знать систему игр клиента.

Игры и шантаж классифицируются по трем степеням в зависимости от меры диском­форта, испытываемого к моменту развязки. Игры первой степени умеренно неприятны; они часто разыгрываются на вечеринках и других собраниях людей. Игры второй степе­ни несут в себе большее неудобство. Игры третьей степени заканчиваются ущербом, ос­корблением, ранением, смертью или их ком­бинациями. В игры третьей степени играют люди, отличающиеся жестоким обращением со своим супругом или ребенком, преступни­ки, алкоголики, многие хронические боль­ные.

Сценарий жизни

Согласно анализу межличностных взаи­модействий, интуитивные решения, приня­тые в детстве, вкупе с заданной родителями программой и собственным жизненным опы том, составляют основу жизненного плана, или сценария. Р. и М. Гулдинг (1978) рас-
РАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

334

сматривают сценарий раннего детства как представление ребенка о том, как заслужить общественное признание и выжить. Алгорит­мы жизни и использования своего времени вырабатываются у детей рано, часто еще до пяти лет. Дети интуитивно находят способ выжить в своей семье. Они как бы планируют свою жизнь, смерть, болезнь, неудачу или преуспевание и часто стремятся связать эти планы-предсказания с хронологией. Напри­мер: "Когда я вырасту, я буду счастлив" или: "Если дела пойдут плохо, я умру или сойду с ума".

Они принимают решения на основе ин­формации от родителей и собственного жиз­ненного опыта, касающегося собственного благополучия и благополучия других. Роди­тельские ценности, правила, призывы, по­слания, запреты, берущие начало в неразре­шенных проблемах их собственных Эго-состояний Ребенка, отчасти являются ос­новой детских решений относительно своей жизни. Например, дочь может решить, что для выживания в своей семье она должна "угождать матери", "прекратить думать" или "никогда не вести себя как ребенок". Решение дочери может сопровождаться чувствами пе­чали, вины, гнева и одиночества, и эти чувст­ва становятся частью ее личности — ее зако­ном — на всю оставшуюся жизнь, если только она не примет позднее новых решений о том, как ей чувствовать и поступать

Р. и М. Гулдинг (197S) выделяют следу­ющие запреты или родительские наказы, в соответствии с которыми их дети могут ре­шить прожить свою жизнь: не будь (не суще­ствуй), не будь собой, не будь ребенком, не расти, не делай этого, не будь важным, не принадлежи, не будь ни с кем близок или никому не доверяй, не будь хорошим или ра­зумным, не думай и не чувствуй.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...