Субрегиональная интеграция на континенте.
Северная (арабская) Африка – страны МАГРИБА, Центральная (Тропическая) Африка, Южная Африка, Западная Африка, Восточная Африка.
Союз Арабского Магриба - арабо-берберское объединение (арабы и негры). САМ - панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г. Соглашение о создании союза было заключено в 1989 г. Алжиром, Марокко Мавританией, Ливией и Тунисом. В октябре 1990 г. был намечен план создания Экономического союза государств Магриба к 2000 г. Логика создания региональной интеграции была заимствована из успешного опыта Западной Европы: последовательный переход от простой формы объединения рынков - зоны свободной торговли, к более сложному взаимодействию (таможенный союзе, далее общий рынок и, наконец, экономический и валютный союз). Однако основная часть этого плана так и осталась на бумаге. С 1994 г. деятельность САМ была фактически заморожена. Сказались такие факторы, как: невысокий уровень развития национальных экономик; однотипность промышленной и сельскохозяйственной продукции, производимой этими государствами; конкуренция экспортирующих отраслей и их ориентация на рынки промышленно развитых стран; отсутствие должной политической воли к разработке механизмов практического воплощения принятых решений. Существуют традиционные проблемы соперничества внутри САМ. Например, в 1994 Алжир принял решение о передаче председательства САМ Ливии (необходимость соблюдения ежегодной ротации председательства). Это стало следствием дипломатической напряженности между Алжиром и Марокко и Ливией, лидеры которых постоянно отказывались от участия в мероприятиях САМ, проходивших в Алжире. После оглашения решения о передаче председательства в САМ ливийский лидер Каддафи заявил о том, что Ливии САМ не нужен. Речь идет о негативном влиянии позиции Ливии во время председательства в САМ.
Кроме того, постоянные разногласия между Марокко и Алжиром и нерешенный вопрос о суверенитете Западной Сахары заблокировали работу САМ с начала девяностых годов, несмотря на неоднократные попытки по возобновлению политического процесса. Западная Сахара — бывшая испанская колония, вошедшая в состав Марокко. Алжир постоянно поддерживает сепаратистское движение, а Марокко не признает независимость Западной Сахары. В этой ситуации интеграционная активность в Магрибе сместилась на двусторонний уровень, а также в сферу объединения финансовых ресурсов в целях экономического развития. Наиболее успешно развивается экономическое сотрудничество в области транспорта и энергетики: введена линия трансмагрибинской железной дороги Тунис - Алжир-Касабланка (Марокко), открыта авиалиния Тунис-Нуакшот (столица Мавритании), создается единая энергосеть, осуществляются совместные проекты в обрабатывающей промышленности, добыче энергоносителей. Решением проблемы финансирования торговых операций, совместных промышленных и транспортных проектов занимается учрежденный в 2006 г. в Тунисе Магрибинский банк инвестиций и внешней торговли с капиталом в 500 млн. долл. Отдельное направление деятельности банка - стимулирование движения капиталов между странами Магриба. Общий итог: несмотря на многочисленные декларации, институционального оформления ЗСТ, свободного перемещения рабочей силы и капиталов в САМ до сих пор не произошло. Вместо завершенной интеграции между странами-участницами САМа происходит переплетение арабской интеграции с развитием торгово-экономических связей с мировыми и региональными центрами экономической силы, находящимися за пределами рассматриваемого региона. Многие арабские страны, помимо участия в арабских интеграционных объединениях, имеют двусторонние соглашения о зонах свободной торговли и иных формах сотрудничества с США, ЕС, Турцией, Сингапуром.
Тропическая Африка – крупнейший субрегион в Африке, где отмечается бурная интеграционная активность: 11 крупных объединений («клубок вермишели»). Цель: все следят друг за другом: если кто-то добился успеха, все хотят вступить в эту организацию. Однако фактической интеграции нет.
В этом субрегионе идут столкновения между христианами и мусульманами (например, Судан), сохраняется самобытность (если кто-то добился успеха, все бегут к нему на содержание), европейцев мало (только представители ТНК). Субрегион богат природными ресурсами, но много болезней и вооруженных конфликтов. Приглашают ТНК, которые получают основную прибыль.
1. ЮДЕАК (Таможенный и экономический союз Центральной Африки) 2. ЭСГЦА (Экономическое сообщество государств Центральной Африки). ЮДЕАК (Таможенный и экономический союз Центральной Африки). Был образован в 1964 г. в г. Браззавиль (Конго), которое вступило в силу 1 января 1966 г. Страны — члены ЮДЕАК: Габон, Камерун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея (с декабря 1983 г.). На межстрановую торговлю приходится всего 0,9% совокупного экспорта государств-членов. Целями ЮДЕАК провозглашены: • образование общего рынка путем постепенного снятия ограничений во взаимной торговле; • согласование экономических программ; • унификация налоговых систем; • строительство совместных предприятий; • финансовая взаимопомощь и создание льготных таможенных условий для стран-членов, не имеющих выхода к морю (Чад, ЦАР).
В рамках ЮДЕАК функционируют такие финансовые организации, как Фонд солидарности. Банк развития (БДЕАС), Банк государств Центральной Африки (БЕАС).
В ысший орган ЮДЕАК — Совет глав государств, который проводит ежегодные сессии. Председателем ЮДЕАК назначается президент одной из стран-участниц на год.
Штаб-квартира ЮДЕАК находится в Банги (ЦАР).
В 1991 г. была принята Региональная программа реформ, разработанная в сотрудничестве ЮДЕАК с Всемирным банком при участии Международного валютного фонда, Европейского Союза и Франции. Она включала два протокола: 1. по налоговым и таможенным вопросам, 2. по вопросам транспорта и транзита. В 1992 г. Программа была расширена путем углубления сотрудничества в промышленности и исследованиях, сельском хозяйстве, продовольствии, транспорте и связи, окружающей среде. В 1994 г было принято решение о создании Экономического и Валютного сообщества Центральной Африки, целью которого была консолидация достижений государств-членов в области валютного и экономического сотрудничества. ЮДЕАК создал Форум для инвестиций в Центральной Африке, проводимый каждые два года в целях содействия совместным с иностранными партнерами проектам. В ЮДЕАК сохраняются многочисленные препятствия на пути межстранового движения товаров, капиталов и рабочей силы. Основные причины, препятствующие расширению внугрирегиональной торговли, совпадают с континентальными проблемами государств Африки: низкий уровень развития, однотипность их специализации в международном разделении труда; отсутствие развитой транспортной сети в регионе; разнородность специализации экономик, слабая инфраструктура — социальная, производственная, экономическая, а также политическая нестабильность в ряде стран. ЭКОЦАС/ЭСГЦА/ЭВСЦА (Экономическое сообщество государств/стран Центральной Африки). Основная цель создания Сообщества: содействие развитию региональной экономической интеграции и формирование общего рынка в Центральной Африке путем: укрепления общей валюты (Франк КФА); проведения макроэкономической политики и правового режима, благоприятствующего инвестициям и экономическому росту; создания общего рынка; проведение общей политики, касающейся различных областей сотрудничества.
Для справки: Франк КФА (африканский франк) — денежная единица 13 африканских стран. При его введении в 1945 аббревиатура КФА складывалась из начальных букв французских слов «французские африканские колонии», с завоеванием бывшими колониями независимости во 2-й пол. 60-х гг. она стала расшифровываться как африканское финансовое сообщество для 7 стран Зап. Африки и финансовое сотрудничество в Центр. Африке для 6 стран: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад и с 1984 года Экваториальная Гвинея). Страны-участницы: Ангола, Бурунди, Камерун, Центральноафриканская Республика, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Чад Экономическое сообщество стран Центральной Африки было образовано в 1994 году на базе Таможенного и экономического союза Центральной Африки. Высший орган ЭСГЦА - Конференция глав государств и правительств (проводится ежегодно). Нынешний председатель организации – президент Конго. Другие органы - Совет министров и Генеральный секретариат. Наблюдатели в работе органов ЭСГЦА: представители ПРООН (программы развития ООН), АС (Африканский союз), других международных организаций. В перспективе предусматривается создание Парламента Сообщества, Форума региональной интеграции, Регионального центра по правам человека. В последнее время ЭСГЦА уделяет внимание обсуждению политических проблем, прежде всего связанных с урегулированием кризисов в субрегионе. В 1996 г. между государствами-членами Сообщества был заключен пакт о ненападении. В 1999 г. создан Совет мира и безопасности Центральной Африки (КОПАКС), а в 2000 г. подписан Пакт о взаимной помощи. Соглашениео КОПАКС предусматривает создание механизма субрегионального быстрого реагирования (МАРАК) и многонациональных сил по поддержанию мира в Центральной Африке (ФОМАК) (решение принято в 2005 г.). Ожидается, что миротворческая бригада в составе 4 тыс. человек будет сформирована до 2010 г. Штаб бригады расположен в Либревиле. Подтверждено намерение реализовать поэтапное формирование зоны свободной торговли ЭСГЦА. ЭСГЦА является довольно аморфным объединением, в котором так и не развернуты интеграционные процессы. Это объясняется тем, что оно включает в себя государства с существенными историческими, культурными, языковыми, этническими различиями. При этом сохраняется их разноплановая ориентация на свои бывшие метрополии. Тем не менее, лидеры Сообщества настроены на реабилитацию этой субрегиональной организации.
Укрепляются связи Сообщества с Евросоюзом. В ноябре 2008 г. был запущен механизм министерских «троек» ЕС и ЭСГЦА, направленный на выстраивание взаимовыгодного партнерства в политической, экономической и обороной сферах. Западная Африка - государства региона относятся к беднейшим странам мира, Нигерия, несмотря на богатые запасы нефти, также сильно отстаёт в развитии. На побережье в сельском хозяйстве выращивают монокультуры, предназначенные для экспорта. Большая часть западноафриканцев занимается самоснабжением. Среди населения преобладают берберы и мавры (район пустыни Сахары и Мавритании), негры (на юге). Дорожное сообщение развито слабо, железные дороги существуют только от внутренних регионов к побережью и являются наследием колониальной экономической политики. Сохраняется самобытность и приверженность традициям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|