Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субрегиональная интеграция на континенте.




Северная (арабская) Африка – страны МАГРИБА, Центральная (Тропическая) Африка, Южная Африка, Западная Африка, Восточная Африка.

 

Союз Арабского Магриба - арабо-берберское объединение (арабы и негры). САМ - панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке.

Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г. Соглашение о создании союза было заключено в 1989 г. Алжиром, Марокко Мавританией, Ливией и Тунисом.

В октябре 1990 г. был намечен план создания Экономического союза государств Магриба к 2000 г. Логика создания региональной интеграции была заимствована из успешного опыта Западной Европы: последовательный переход от простой формы объединения рынков - зоны свободной торговли, к более сложному взаимодействию (таможенный союзе, далее общий рынок и, наконец, экономический и валютный союз).

Однако основная часть этого плана так и осталась на бумаге. С 1994 г. деятельность САМ была фактически заморожена. Сказались такие факторы, как: невысокий уровень развития национальных экономик; однотипность промышленной и сельскохозяйственной продукции, производимой этими государствами; конкуренция экспортирующих отраслей и их ориентация на рынки промышленно развитых стран; отсутствие должной политической воли к разработке механизмов практического воплощения принятых решений.

Существуют традиционные проблемы соперничества внутри САМ. Например, в 1994 Алжир принял решение о передаче председательства САМ Ливии (необходимость соблюдения ежегодной ротации председательства). Это стало следствием дипломатической напряженности между Алжиром и Марокко и Ливией, лидеры которых постоянно отказывались от участия в мероприятиях САМ, проходивших в Алжире. После оглашения решения о передаче председательства в САМ ливийский лидер Каддафи заявил о том, что Ливии САМ не нужен. Речь идет о негативном влиянии позиции Ливии во время председательства в САМ.

Кроме того, постоянные разногласия между Марокко и Алжиром и нерешенный вопрос о суверенитете Западной Сахары заблокировали работу САМ с начала девяностых годов, несмотря на неоднократные попытки по возобновлению политического процесса.

Западная Сахара — бывшая испанская колония, вошедшая в состав Марокко. Алжир постоянно поддерживает сепаратистское движение, а Марокко не признает независимость Западной Сахары.

В этой ситуации интеграционная активность в Магрибе сместилась на двусторонний уровень, а также в сферу объединения финансовых ресурсов в целях экономического развития. Наиболее успешно развивается экономическое сотрудничество в области транспорта и энергетики: введена линия трансмагрибинской железной дороги Тунис - Алжир-Касабланка (Марокко), открыта авиалиния Тунис-Нуакшот (столица Мавритании), создается единая энергосеть, осуществляются совместные проекты в обрабатывающей промышленности, добыче энергоносителей. Решением проблемы финансирования торговых операций, совместных промышленных и транспортных проектов занимается учрежденный в 2006 г. в Тунисе Магрибинский банк инвестиций и внешней торговли с капиталом в 500 млн. долл. Отдельное направление деятельности банка - стимулирование движения капиталов между странами Магриба.

Общий итог: несмотря на многочисленные декларации, институционального оформления ЗСТ, свободного перемещения рабочей силы и капиталов в САМ до сих пор не произошло. Вместо завершенной интеграции между странами-участницами САМа происходит переплетение арабской интеграции с развитием торгово-экономических связей с мировыми и региональными центрами экономической силы, находящимися за пределами рассматриваемого региона. Многие арабские страны, помимо участия в арабских интеграционных объединениях, имеют двусторонние соглашения о зонах свободной торговли и иных формах сотрудничества с США, ЕС, Турцией, Сингапуром.

Тропическая Африка – крупнейший субрегион в Африке, где отмечается бурная интеграционная активность: 11 крупных объединений («клубок вермишели»). Цель: все следят друг за другом: если кто-то добился успеха, все хотят вступить в эту организацию.

Однако фактической интеграции нет.

 

В этом субрегионе идут столкновения между христианами и мусульманами (например, Судан), сохраняется самобытность (если кто-то добился успеха, все бегут к нему на содержание), европейцев мало (только представители ТНК). Субрегион богат природными ресурсами, но много болезней и вооруженных конфликтов. Приглашают ТНК, которые получают основную прибыль.

 

1. ЮДЕАК (Таможенный и экономический союз Центральной Африки)

2. ЭСГЦА (Экономическое сообщество государств Центральной Африки).

ЮДЕАК (Таможенный и экономический союз Центральной Африки). Был образован в 1964 г. в г. Браззавиль (Конго), ко­торое вступило в силу 1 января 1966 г. Страны — члены ЮДЕ­АК: Габон, Камерун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея (с декабря 1983 г.).

На межстрановую торговлю приходится всего 0,9% совокупного экспорта государств-членов.

Целями ЮДЕАК провозглашены:

• образование общего рынка путем постепенного снятия ограничений во взаимной торговле;

• согласование экономических программ;

• унификация налоговых систем;

• строительство совместных предприятий;

• финансовая взаимопомощь и создание льготных тамо­женных условий для стран-членов, не имеющих выхода к морю (Чад, ЦАР).

 

В рамках ЮДЕАК функционируют такие финансовые орга­низации, как Фонд солидарности. Банк развития (БДЕАС), Банк государств Центральной Африки (БЕАС).

 

В ысший орган ЮДЕАК — Совет глав государств, который проводит ежегод­ные сессии. Председателем ЮДЕАК назначается президент од­ной из стран-участниц на год.

 

Штаб-квартира ЮДЕАК нахо­дится в Банги (ЦАР).

В 1991 г. была принята Региональная программа реформ, разработанная в сотрудничестве ЮДЕАК с Всемирным банком при участии Международного валютного фонда, Европейского Союза и Франции. Она включала два протокола:

1. по налоговым и таможенным вопросам,

2. по вопросам транспорта и транзита.

В 1992 г. Программа была расширена путем углубления сотрудничества в промышленности и исследованиях, сельском хозяйстве, продовольствии, транспорте и связи, окружающей среде.

В 1994 г было принято решение о создании Экономического и Валютного сообщества Центральной Африки, целью которого была консолидация достижений государств-членов в области валютного и экономического сотрудничества.

ЮДЕАК создал Форум для инвестиций в Центральной Африке, проводимый каждые два года в целях содействия совместным с иностранными партнерами проектам.

В ЮДЕАК сохраняются многочисленные препятствия на пути межстранового движения товаров, капиталов и рабочей силы. Основные причины, препятствующие расширению внугрирегиональной торговли, совпадают с континентальными проблемами государств Африки: низкий уровень развития, однотипность их специализации в международном разде­лении труда; отсутствие развитой транспортной сети в регионе; разнородность специализации экономик, слабая инфраструктура — социальная, производственная, экономическая, а также политическая нестабильность в ряде стран.
Все это отрицательно сказывается на ликвидации таможенных барьеров, выходе на более высокие ступени интеграции для постепенной трансформации ЮДЕАК в экономическое и валютное сообщество (ЭВСЦА).

ЭКОЦАС/ЭСГЦА/ЭВСЦА (Экономическое сообщество государств/стран Центральной Африки). Основная цель создания Сообщества: содействие развитию региональной экономической интеграции и формирование общего рынка в Центральной Африке путем: укрепления общей валюты (Франк КФА); проведения макроэкономической политики и правового режима, благоприятствующего инвестициям и экономическому росту; создания общего рынка; проведение общей политики, касающейся различных областей сотрудничества.

Для справки: Франк КФА (африканский франк) — денежная единица 13 африканских стран. При его введении в 1945 аббревиатура КФА складывалась из начальных букв французских слов «французские африканские колонии», с завоеванием бывшими колониями независимости во 2-й пол. 60-х гг. она стала расшифровываться как африканское финансовое сообщество для 7 стран Зап. Африки и финансовое сотрудничество в Центр. Африке для 6 стран: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад и с 1984 года Экваториальная Гвинея).

Страны-участницы: Ангола, Бурунди, Камерун, Центральноафриканская Республика, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Чад

Экономическое сообщество стран Центральной Африки было образовано в 1994 году на базе Таможенного и экономического союза Центральной Африки.

Высший орган ЭСГЦА - Конференция глав государств и правительств (проводится ежегодно). Нынешний председатель организации – президент Конго. Другие органы - Совет министров и Генеральный секретариат. Наблюдатели в работе органов ЭСГЦА: представители ПРООН (программы развития ООН), АС (Африканский союз), других международных организаций.

В перспективе предусматривается создание Парламента Сообщества, Форума региональной интеграции, Регионального центра по правам человека.

В последнее время ЭСГЦА уделяет внимание обсуждению политических проблем, прежде всего связанных с урегулированием кризисов в субрегионе.

В 1996 г. между государствами-членами Сообщества был заключен пакт о ненападении. В 1999 г. создан Совет мира и безопасности Центральной Африки (КОПАКС), а в 2000 г. подписан Пакт о взаимной помощи. Соглашениео КОПАКС предусматривает создание механизма субрегионального быстрого реагирования (МАРАК) и многонациональных сил по поддержанию мира в Центральной Африке (ФОМАК) (решение принято в 2005 г.). Ожидается, что миротворческая бригада в составе 4 тыс. человек будет сформирована до 2010 г. Штаб бригады расположен в Либревиле.

Подтверждено намерение реализовать поэтапное формирование зоны свободной торговли ЭСГЦА.

ЭСГЦА является довольно аморфным объединением, в котором так и не развернуты интеграционные процессы. Это объясняется тем, что оно включает в себя государства с существенными историческими, культурными, языковыми, этническими различиями. При этом сохраняется их разноплановая ориентация на свои бывшие метрополии. Тем не менее, лидеры Сообщества настроены на реабилитацию этой субрегиональной организации.

Укрепляются связи Сообщества с Евросоюзом. В ноябре 2008 г. был запущен механизм министерских «троек» ЕС и ЭСГЦА, направленный на выстраивание взаимовыгодного партнерства в политической, экономической и обороной сферах.

Западная Африка - государства региона относятся к беднейшим странам мира, Нигерия, несмотря на богатые запасы нефти, также сильно отстаёт в развитии. На побережье в сельском хозяйстве выращивают монокультуры, предназначенные для экспорта. Большая часть западноафриканцев занимается самоснабжением. Среди населения преобладают берберы и мавры (район пустыни Сахары и Мавритании), негры (на юге). Дорожное сообщение развито слабо, железные дороги существуют только от внутренних регионов к побережью и являются наследием колониальной экономической политики. Сохраняется самобытность и приверженность традициям.
Политическая ситуация в этом субрегионе нестабильна. Война в Западноафриканском регионе, начавшаяся в декабре 1989г. в Либерии, переместилась в Сьерра-Леоне, вернулась в Либерию после начала (в 1997г.) процесса разоружения и проведения выборов и захватила Гвинею в 2000-2001гг. В сентябре 2002г. война разразилась в Кот д’Ивуаре, и в нее были вовлечены участники боевых действий в Сьерра-Леоне и Либерии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...