Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место третейского суда в правовой системе России




Вопросы для проведения экзамена по учебной дисциплине «Правовые формы разрешения экономических споров»

(заочная форма обучения Института магистратуры).

1. Понятие экономического спора.

Экономический спор – спор, возникающий из гражданских и иных правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законом, – другими организациями и гражданами.

В соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя.

В ведении арбитражных судов находятся:

оспаривание нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

оспаривание ненормативных актов не только государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, но и органов государственной власти; решений не только этих органов, но и должностных лиц, в том числе их действия или бездействие;

дела об административных правонарушениях, в том числе дела о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, рассмотрение которых в соответствии с КоАП РФ отнесено к подведомственности арбитражных судов.

В частности, арбитражный суд привлекает к административной ответственности:

за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или лицензии;

за незаконное использование товарного знака;

за фиктивное, преднамеренное банкротство;

за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований по обеспечению единства измерений.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по защите прав и интересов предпринимателей в случае, если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или если хотя бы одной из сторон спора является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя.

Правовым основанием для рассмотрения (возбуждения) дел в арбитражном суде является исковое заявление.

 

 

2. Понятие и виды форм защиты прав субъектов экономической деятельности.

 

3. Общая характеристика государственных форм разрешения экономических споров в России.

Государственные формы разрешения экономических споров в России.

 

В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права, разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений.

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ). Таким образом, арбитражные суды - это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами.

 

4. Общая характеристика альтернативных форм разрешения экономических споров в России.

Альтернативные способы разрешения споров (АРС) — целая система приемов, средств, методов, от сугубо конфиденциальных, в которых принимают участие только стороны (переговоры), до имеющих черты публичного разбирательства, заканчивающегося вынесением обязательного для сторон решения (арбитраж, третейский суд). АРС — это форма частного урегулирования отношений между сторонами. Вместе с тем АРС должны служить целям правосудия, обеспечению процессуальных гарантий защиты прав и интересов сторон и повышению эффективности разрешения сложных правовых ситуаций в суде. Суть мирного разрешения спора заключается в том, что между сторонами отсутствует прямая конфронтация, в силу чего они готовы идти на компромисс. В этом случае стороны спора по взаимной договоренности обращаются к третьему нейтральному лицу, которое способствует нахождению взаимовыгодного для них варианта. В отличие от переговоров, которые проходят, как правило, без участия третьего лица и в силу этого не подпадают под понятие АРС, в каждом из вариантов мирного разрешения спора привлечение независимого и незаинтересованного в исходе спора лица является обязательным. Однако это не означает, что привлеченное таким образом лицо будет решать спор по существу. Наоборот, дружественное урегулирование спора предполагает, что сами стороны придут к решению, которое их устроит. И это существенный психологический момент в подобного рода процедурах. Ведь решение, достигнутое самими сторонами в ходе примирительной процедуры, как правило, и не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении. Более того, именно тот факт, что в результате процедуры мирного разрешения спора не выносится обязывающего стороны решения, является нередко преимуществом, поскольку в этом случае участники более охотно сообщают все обстоятельства спора, даже те, которые могут отрицательно повлиять на их позицию. Каждый участник понимает, что если он не сообщит всю информацию посреднику, это повлечет за собой невозможность достижения компромисса. Все это создает более комфортную обстановку для спорящих сторон, тем самым способствуя нахождению наиболее эффективного решения. Указанные особенности как раз и предопределяют то, что мирные способы урегулирования разногласий сейчас все чаще выделяют в самостоятельную категорию среди всех способов разрешения споров. Под альтернативными способами применительно к России следует понимать внесудебные или негосударственные способы разрешения споров. Целью АРС, вернее целью действий участвующих в споре сторон в процессе АРС, является достижение определенного результата – разрешения конфликта.

К принципам применения АРС можно отнести:

· законность АРС – стороны спора должны руководствоваться действующим законодательством и соглашением, заключенным между ними;

· добровольность на использование процедуры АРС – передача спора на разрешение путем АРС возможна, как правило, лишь при наличии согласия на это всех сторон спора. Исключением является ситуация, когда стороны обязаны использовать какую-либо процедуру АРС в силу указания закона или суда;

· добровольность разрешения спора путем АРС - для окончательного разрешения спора стороны должны выразить свое согласие с его условиями. Такое согласие оформляется, как правило, в виде соглашения гражданско-правового характера. Исключение составляют те способы АРС, где спор разрешается вне зависимости от согласия сторон с условиями его разрешения;

· активность сторон спора – предполагает совершение определенного рода действий сторон спора независимо от их непосредственного участия в момент разбирательства (при условии, что стороны были извещены надлежащим образом о дате и месте разрешения спора);

· конфиденциальность – предполагает тот случай, если стороны спора не договорились об ином, вся информация, относящаяся к примирительной процедуре является конфиденциальной, за исключением тех случаев, когда ее раскрытие требуется в соответствии с действующим законодательством;

· системность и взаимосвязанность действий лиц, участвующих в процедуре АРС при рассмотрении и разрешении спора;

· информированность – издание специальной литературы и учреждение средств массовой информации для освещения допустимых альтернативных способов разрешения споров и проблем примирения сторон; подготовка и выпуск учебно-методических пособий и комментариев к нормативным актам, регулирующих вопросы примирения сторон;

· подготовка квалифицированных специалистов в области применения альтернативных методов разрешения правовых споров (посредников (медиаторов), конфликтологов и т. д.).

Наиболее традиционным является деление альтернативных форм разрешения правовых конфликтов на основные и комбинированные.

К основным альтернативным формам относятся:

Переговоры (negotiation), представляющие собой урегулирование спора непосредственно сторонами без участия иных лиц;

Посредничество (mediation), означающее урегулирование спора с помощью независимого, нейтрального посредника, который содействует сторонам в достижении соглашения;

Третейский суд (arbitration) – разрешение спора с помощью независимого, нейтрального лица – арбитра (или группы арбитров), который уполномочен вынести обязательное для сторон решение.

Кроме того, компоненты основных видов, смешиваясь друг с другом, образуют совершенно новые комбинированные формы:

· посредничество – третейский суд (mediation—arbitration—med-arb), означающее урегулирование спора с помощью посредника-арбитра, который в случае недостижения сторонами соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража;

· «мини-суд» (mini-trial), широко применяемый способ для урегулирования коммерческих споров, получивший название от внешнего сходства с судебной процедурой и представляющий собой урегулирование спора с участием руководителей корпораций, юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела;

· независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела (neutral expert fact-finding) - процедура достижения сторонами соглашения на основе заключения квалифицированного специалиста, изучившего дело с точки зрения фактического состава;

· омбудсмен (ombudsman) - урегулирование споров, связанных с недостатками в деятельности правительственных агентств и частных организаций официально уполномоченным лицом, расследующим обстоятельства дела по жалобам заинтересованных лиц;

· частная судебная система (private court system) или судья «напрокат» (rent-a-judge), обеспечивающая разрешение споров с помощью судей, ушедших в отставку, за достаточно высокую плату, которые имеют полномочия не только примирить стороны, но и вынести обязательное для них решение.

 

5. Преимущества судебной и несудебных форм разрешения экономических споров.

Судебный и внесудебный вариант разрешения хозяйственных споров

Спор представляет собой отношения, возникающие между гражданами, касаемо их прав и обязанностей в спорном материальном правоотношении. Объектом спора является имущество. Обратим Ваше внимание на тот факт, что арбитражно-процессуальный Кодекс Российской Федерации предусматривает два варианта разрешения хозяйственных споров - судебный и внесудебный.
Так, для внесудебного решения споров, которые касаются недвижимого имущества, нужно предъявить претензию – специальный документ, предназначенный для досудебного урегулирования хозяйственных споров. Претензия, как правило, обращена к контрагенту, отказывающемуся выполнять свои обязательства.

При составлении данной претензии необходимо указать:
- дату составления и номер претензии;
- кому предъявляется претензия, почтовый адрес;
- обстоятельства, являющиеся основанием предъявления претензии;
- доказательства обстоятельств (документы, их номера);
- предъявляемые требования;
- ссылку на соответствующие нормативные акты, обосновывающие предъявляемые требования;
- платежные и почтовые (отгрузочные) реквизиты, куда следует перечислять истребуемые суммы, направлять почту или грузы;
- перечень прилагаемых документов и других доказательств.

В случае, когда спор после предъявления претензии не был до конца урегулирован сторонами, они могут обратиться к помощи третьего лица. Подобный порядок разрешения споров называется третейским судом.
Так, разрешение споров в третейских судах относится к внесудебному порядку решения споров. Обращаться за решением в третейский суд можно лишь тогда, когда сторонами было заключено отдельное соглашение или в договоре была предусмотрена арбитражная уговорка.
Если же возникшие споры или разногласия при помощи переговоров или третейского суда решить не удалось, то стороны имеют право обратиться в суд путем подачи искового заявления.

В случаях неудовлетворения апелляционным решением необходимо подать апелляционную жалобу в апелляционную инстанцию арбитражного суда.
При этом в апелляции должно быть указано:
- наименование арбитражного суда, которому адресуется жалоба;
- наименование лица, подающего жалобу и лиц, участвующих в деле;
- наименование арбитражного суда, принявшего решение, на которое подается жалоба;
- номер дела, предмет спора и дата принятия решения;
- требования лица, подающего жалобу;
- основания, по которым заявитель считает решение неправильным, со ссылкой на законы и материалы дела.

 

6. Понятие и источники третейского производства.

Как и любая деятельность по разрешению споров, в том числе и судопроизводство, третейское разбирательство подчиняется определенным закономерностям и происходит в соответствии с особой процедурой.

Яркой особенностью регулирования процедуры третейского разбирательства является превалирование частных способов регулирования (в регламенте третейского суда и в соглашении сторон) над законодательным регулированием. То обстоятельство, что третейский суд не входит в судебную систему России, а правоприменение осуществляется частным порядком безучастия государства, обусловило значительные отличия третейского разбирательства от государственного судопроизводства.

Первым существенным отличием третейского разбирательства от гражданского процесса выступает иной статус самого третейского суда и усеченный состав участников третейского разбирательства. Общее правило состоит в том, что участниками третейского разбирательства являются его стороны.

Участие иных лиц должно быть обосновано прямым указанием в законе или соглашением сторон. Такие участники судебного процесса, как: заявители и иные заинтересованные лица в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о несостоятельности (банкротстве); прокурор; государственные органы; органы местного самоуправления; иные органы, имеющие право обращаться с иском в защиту государственных и общественных интересов, — в третейском разбирательстве отсутствуют.

Невозможность участия этих лиц в третейском разбирательстве вполне естественна, поскольку такие категории дел неподведомственны третейскому суду, или эти субъекты не могут быть участниками третейского разбирательства в связи с отсутствием третейского соглашения.

Субъектами третейского разбирательства могут быть:

§ третейские судьи (состав суда);

§ стороны и третьи лица, при определенных условиях;

§ свидетели, эксперты, переводчики.

Сходство состава участников третейского процесса с составом участников гражданского процесса не означает тождества их правового положения и характера их отношений. Влияние соглашения сторон на третейское разбирательство является настолько определяющим, что это делает невозможным участие в нем так называемых процессуальных истцов и лиц, выступающих в чужих интересах. Сторонами по делу всегда будут лишь лица, заключившие третейское соглашение. Участие иных лиц допустимо лишь при условии, если они, так же как и стороны, будут связаны третейским соглашением. Множественность участников на стороне истца или ответчика в третейском разбирательстве зависит не столько от характера существующего между ними правоотношения, сколько от наличия между ними третейского соглашения.

Предметом третейского разбирательства является регулирование отношений по разрешению споров посредством особой процедуры, имеющей частноправовой характер. Предмет третейского разбирательства составляют действия третейского суда и участников третейского разбирательства. Очевидно, что предмет третейского разбирательства тяготеет к процессуальному блоку законодательства, поскольку третейское разбирательство, как и гражданско-процессуальная деятельность, имеет своей направленностью защиту гражданских прав. Нормы, регулирующие третейское разбирательство, безусловно, относятся к процедурным нормам. Их назначение — регулирование процедуры защиты материальных прав — совпадает с назначением гражданских процессуальных норм. В этом смысле нормы о третейском разбирательстве, как и процессуальные нормы, являются нормами права, обслуживающими материальное право, т.е. играют служебную (вспомогательную) роль по отношению к материальному (в случае с третейским разбирательством — гражданскому) праву.

Источники третейского разбирательства существенно отличаются от источников процессуального права. Первое, на что следует обратить внимание, это их иерархия. Она выстроена законодателем не путем прямого указания, а может быть сделана путем анализа разных норм Закона о третейских судах. Наличие множества источников, регулирующих третейское разбирательство, предопределено тем, что большинство правовых норм самого Закона носит диспозитивный характер. Лишь базовые предписания, закрепляющие основы функционирования третейского суда и принципы его работы, сформулированы императивно. Правила судопроизводства в большей части закреплены в законе диспозитивно.

Кардинальным отличием от процессуального права выступает то, что в качестве дополнительного регулятора Закона происходит отсылка не к нормативным актам, а к соглашению сторон и регламенту постоянно действующего третейского суда. Именно в этой последовательности закреплена их юридическая сила в ст. 19 Закона о третейских судах.

Анализ правовых норм, регулирующих третейское разбирательство, позволяет выделить пять уровней регулирования:

§ императивные нормы закона:

§ соглашение сторон;

§ правила постоянно действующего третейского суда (регламенты);

§ диспозитивные нормы закона;

§ усмотрение состава третейского суда, рассматривающего дело.

Иерархия правовой силы источников третейского разбирательства обладает существенным своеобразием. Поскольку императивных норм, регулирующих третейское разбирательство, относительно немного, следует сделать вывод, что основным источником третейского разбирательства, обладающим наибольшей юридической силой, является соглашение сторонразбирательства. Закон часто употребляет термин «соглашение сторон», а не термин «третейское соглашение», поскольку последнее направлено в большей степени на возникновение самой компетенции третейского суда и возникает до начала третейского разбирательства. Соглашение сторон может быть заключено на любой стадии процесса и направлено на регулирование процедуры третейского разбирательства, а не компетенции третейского суда.

Такой тип регулирования характерен для большинства норм о третейском разбирательстве. Иногда законодатель делает отступления от общего правила, например, в п. 2 ст. 10 Закона о третейских судах исключает соглашение сторон из источников регулирования, а в некоторых случаях — правила постоянно действующего третейского суда, как в ст. 4 Закона.

 

 

7. Компетенция третейских судов по российскому законодательству.

Компетенция третейского суда определена Федеральным Законом «О третейский судах в РФ». Третейские суды вправе рассматривать любые дела, затрагивающие коммерческие интересы организаций (включая государственные) и граждан.

Третейский суд вправе:

· Рассматривать любые гражданские дела

· Рассматривать любые коммерческие споры, возникающие между организациями и физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей.

· Выносить определение о применении обеспечительных мер

· Выносить решения, обязательные для исполнения сторонами (в том числе, выносить окончательные решения по спорам, обжалование которых не допускается).

· Получать и передавать стороне, выигравшей дело, исполнительные листы (в случае отказа от добровольного исполнения решения Первого Арбитражного Третейского Суда)

Третейский суд обязан:

· Принимать дела для рассмотрения или отказывать в приеме с указанием оснований

· Оповещать лиц, участвующих в процесс о дате, времени и месте заседания, предоставлять возможность выбора третейских судей.

· Рассматривать дела объективно и всесторонне.

· Быть независимым от сторон третейского разбирательства

Компетенция третейского суда

Третейский суд не вправе рассматривать уголовные дела и дела об административных правонарушениях. Не вправе назначать наказание, выдавать исполнительные листы.

Компетенция третейского суда определяется действующими нормативными актами, регламентом и положением Первого Арбитражного третейского Суда. С вышеуказанными документами можно ознакомиться в помещении суда, а также на официальном сайте.

 

8. Классификация третейских судов, существующих в Российской Федерации.

По правовому порядку, которому подчинен третейский суд, можно выделить следующие третейские суды:

• международный коммерческий арбитраж (берет начало из транснациональных коммерческих отношений, из конфликта законов и конфликта юрисдикций; акцент смещается на основополагающие принципы международного частного права, принятые в мировой торговой практике и воспринятые в законодательстве большинства развитых стран);

• «внутренний» (национальный) третейский суд (находится в рамках одного правового порядка, приоритетное значение имеют базовые принципы и стандарты национального права).

В зависимости от срока действия различают:

• постоянно действующие третейские суды (создаются на неопределенный срок и не ограничены в своей деятельности разрешением одного спора);

• суды для рассмотрения конкретного спора (ad hoc) (создаются с единственной целью — для разрешения конкретного спора и прекращают свое существование с выполнением этой задачи, то есть это «разовые» третейские суды).

Международный коммерческий арбитраж подразделяется:

• на Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России;

• Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России;

• иные международные третейские суды.

Существуют следующие виды постоянно действующих третейских судов:

• постоянно действующие третейские суды открытого типа (рассматривают любые споры, подпадающие под юрисдикцию третейских судов в соответствии с действующим законодательством);

• постоянно действующие третейские суды открытого типа специальной компетенции (разрешают споры, которые относятся к их компетенции в результате указания учредителей): третейские суды на фондовом рынке, морские арбитражи, третейские суды для рассмотрения банковских споров и т.д.;

• постоянно действующие третейские суды закрытого типа (вправе рассматривать только споры, которые передаются на их разрешение ограниченным количеством лиц, являющихся членами организации, создавшей такой третейский суд). Например, третейский суд саморегулируемой организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка».

9. Место третейских судов в российской правовой системе и в российской юрисдикционной системе.

 

Место третейского суда в правовой системе России

 

В соответствии с законодательством третейские суды не входят в перечень судов, составляющих судебную систему России, и, как следствие, не вправе осуществлять правосудие, являющееся исключительной функцией государственных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов). Однако третейские суды входят в юрисдикционную систему государства, поскольку этим органам предоставлено право разрешать споры о праве. Государственные же суды по отношению к третейским наделены лишь полномочиями по отмене решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их решений.

Третейские суды имеют частный характер, поскольку образуются, как правило, самими участниками гражданско-правовых отношений. Государство не участвует непосредственно в процессе их формирования и деятельности, ограничиваясь определением общих правил их создания и деятельности, то есть устанавливает законодательство, регулирующее третейское разбирательство.

В силу ст. 10 и 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее — ГК РФ) третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, наряду с государственными судами осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, а также может в зависимости от обстоятельств дела отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Цель третейского разрешения дел — урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств. Передача спора, который возник или может возникнуть между сторонами какого-либо конкретного правоотношения, на рассмотрение третейского суда остается альтернативной формой защиты права и не превращает сам по себе порядок третейского разбирательства в собственно судебную форму защиты права, равно как и не порождает иных юридических последствий помимо предусмотренных законом именно для третейского решения, которое принимается третейским судом от своего имени, обязательно для сторон на основе добровольного исполнения, а обеспечение его принудительного исполнения находится за пределами третейского рассмотрения и является задачей государственных судов и органов принудительного исполнения.

Решение третейского суда можно отличить от решения, принимаемого государственным судом, по следующим признакам:

1) в отличие от решения государственного суда решение третейского суда не является общеобязательным актом;

2) принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны государственного суда;

3) решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом (в том смысле, как это понимается действующим процессуальным законодательством);

4) по формально-юридическим признакам решение третейского суда, в отличие от решения государственного суда, не может быть пересмотрено в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

 

10. Соотношение третейского разбирательства споров и правосудия как функции осуществления государственной власти.

11. Место третейского суда в системе альтернативных способов разрешения споров.

В связи с развитием деятельности третейских судов, расширением возможности несудебного урегулирования экономических, трудовых, семейных и иных гражданско-правовых споров, в том числе путем достижения мировых соглашений в Казахстане заметно вырос интерес юристов к альтернативным способам разрешения споров.

Интерес к способам урегулирования разногласий вне рамок суда или в суде, но до начала судебного разбирательства, с помощью квалифицированных посредников увеличивается во многих странах мира и в последнее время значительно возрос в Республике Казахстан.

Концепция альтернативного разрешения коммерческих споров в современном понимании может быть определена как совокупность приемов и способов разрешения споров между участниками предпринимательской деятельности вне системы судов Республики Казахстан.

Рассмотрение споров в судах, государственных органах увеличивает финансовые, временные и организационные издержки участников гражданского оборота, создает дополнительные расходы для общества. При этом оно далеко не всегда приводит к урегулированию правового конфликта. Стороны продолжают ставить вопрос о пересмотре вынесенного решения, уклоняться от его исполнения, что влечет увеличение нагрузки на судебную систему и систему принудительного исполнения, рост бюджетных расходов на содержание органов судебной власти, органов принудительного исполнения. Внедрение альтернативных методов разрешения споров позволит в определенной мере преодолеть эти проблемы.

Альтернативные способы разрешения споров — целая система приемов, средств, методов, от сугубо конфиденциальных, в которых принимают участие только стороны (переговоры), до имеющих черты публичного разбирательства, заканчивающегося вынесением обязательного для сторон решения (арбитраж, третейский суд). Альтернативные способы разрешения споров — это форма частного урегулирования отношений между сторонами. Вместе с тем альтернативные способы разрешения споров должны служить целям правосудия, обеспечению процессуальных гарантий защиты прав и интересов сторон и повышению эффективности разрешения сложных правовых ситуаций в суде [1, с. 27].

Суть мирного разрешения спора заключается в том, что между сторонами отсутствует прямая конфронтация, в силу чего они готовы идти на компромисс. В этом случае стороны спора по взаимной договоренности обращаются к третьему нейтральному лицу, которое способствует нахождению взаимовыгодного для них варианта. В отличие от переговоров, которые проходят, как правило, без участия третьего лица и в силу этого не подпадают под понятие альтернативные способы разрешения споров, в каждом из вариантов мирного разрешения спора привлечение независимого и незаинтересованного в исходе спора лица является обязательным. Однако это не означает, что привлеченное таким образом лицо будет решать спор по существу. Наоборот, дружественное урегулирование спора предполагает, что сами стороны придут к решению, которое их устроит. И это существенный психологический момент в подобного рода процедурах. Ведь решение, достигнутое самими сторонами в ходе примирительной процедуры, как правило, и не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении. Более того, именно тот факт, что в результате процедуры мирного разрешения спора не выносится обязывающего стороны решения, является нередко преимуществом, поскольку в этом случае участники более охотно сообщают все обстоятельства спора, даже те, которые могут отрицательно повлиять на их позицию. Каждый участник понимает, что если он не сообщит всю информацию посреднику, это повлечет за собой невозможность достижения компромисса. Все это создает более комфортную обстановку для спорящих сторон, тем самым способствуя нахождению наиболее эффективного решения. Указанные особенности как раз и предопределяют то, что мирные способы урегулирования разногласий сейчас все чаще выделяют в самостоятельную категорию среди всех способов разрешения споров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...