Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Розыск подозреваемого, обвиняемого




Большое значение законодатель придает розыску подозреваемого, обвиняемого. Как и в Уголовно - процессуальным кодексам Республики Казахстан, так и розыску подозреваемого, обвиняемого посвящена отдельная статья, которая регламентирует деятельность следователя в этом направлении.

В Уголовно - процессуальным кодексе Республики Казахстан указывается:

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном Уголовно - процессуальным кодексам Республики Казахстан. Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел. При наличии оснований, предусмотренных в Уголовно - процессуальным кодексам Республики Казахстан, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных ст. 108 Уголовно - процессуальным кодексе Республики Казахстан, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу[8].

Под розыском подозреваемого, обвиняемого следует понимать систему мероприятий, проводимых следователем и органом дознания, каждым в пределах своей компетенции, и направленных на установление места пребывания и задержания подозреваемого, обвиняемого.

Под необходимыми мерами следователя следует понимать: во-первых, проведение им соответствующих следственных действий, направленных на установление места пребывания подозреваемого, обвиняемого (обыск, арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, допросы родственников, знакомых, сослуживцев и т.д.); во-вторых, осуществление им розыскных мер не процессуального характера (получение справок через паспортно-визовую службу органов милиции, в домоуправлении, в учреждениях, предприятиях и организациях, дача информации по телевидению, в печати и т.д.); в-третьих, направление в ходе расследования отдельных поручений о производстве розыскных действий в те места, где, исходя из материалов дела, возможно пребывание скрывшегося подозреваемого, обвиняемого.

Поручая производство розыска органу дознания, следователь не вправе определять методы, которыми должен осуществляться такой розыск. Эти методы, а также тактические приемы определяют самостоятельно органы дознания, исходя из своих полномочий и конкретных обстоятельств дела.

Розыск скрывшегося подозреваемого, обвиняемого составляют несколько элементов: проверка данных об уклонении подозреваемого, обвиняемого от ответственности; сбор процессуальных и оперативно-розыскных сведений; объявление розыска и его поручение органам дознания; планирование розыска (во взаимодействии с органами дознания); производство следственных и розыскных действий, а также тактических операций, направленных на установление местонахождения подозреваемого, обвиняемого.

Прежде чем объявить розыск подозреваемого, обвиняемого, следователь обязан установить и документально удостоверить его уклонение от следствия либо отсутствие сведений о его местонахождении. Одно лишь отсутствие подозреваемого, обвиняемого не может служить достаточным основанием для вывода об уклонении лица от следствия. Проверочные действия включают: получение сведений о подозреваемом, обвиняемом по месту жительства и работы; наведение справок в адресном бюро; отработку версий о проживании подозреваемого, обвиняемого у родственников, друзей, знакомых, о наступлении смерти, о нахождении в больнице, санатории, доме отдыха, под стражей (за совершение иного противоправного деяния), на воинской службе или сборах, на сезонных работах. Кроме того, надо проверить подозреваемого, обвиняемого по учетам Министерство Внутренних Дел, Управление Внутренних Дел, спецприемников, приемников-распределителей и т.д.

Следователь осуществляет проверку сам или поручает ее органам дознания на основании. Все данные, полученные в ходе проверки местонахождения подозреваемого, обвиняемого и изучения его личности, должны быть зафиксированы в протоколах следственных действий и справках соответствующих учреждений, а также сведены в справку о личности разыскиваемого. Поручение о производстве розыска не снимает со следователя обязанности использовать все имеющиеся возможности для обнаружения подозреваемого, обвиняемого, передавать органу дознания получаемые им данные[6].

В работе следователя по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях важно обеспечить реальное взаимодействие следователя и органов дознания. Это взаимодействие осуществляется в различных формах, под которыми понимают основанные на уголовно-процессуальном законе конкретные способы сотрудничества этих органов, средства связи между ними, обеспечивающие их совместную согласованную работу при расследовании преступлений. Следственная практика показывает, что в работе по приостановленным уголовным делам следователи и органы дознания чаще и наиболее успешно используют следующие формы взаимодействия:

совместное изучение, анализ и обсуждение имеющихся материалов и последующее согласованное планирование работы по приостановленному уголовному делу;

систематический взаимный обмен информацией между следователем и органом дознания в процессе их деятельности по приостановленному уголовному делу поручения и указания следователя органу дознания о производстве розыскных действий содействие органов дознания следователю при проведении им следственных и розыскных действий по приостановленному делу совместная работа следователя и оперативных работников органов дознания в следственно-оперативных группах, создаваемых для работы по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях. Практика показывает, что наиболее эффективной формой взаимодействия следователя и органа дознания по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях является создание постоянных следственно-оперативных групп в Органы Внутренних Дел и прокуратуре. Эта форма взаимодействия позволяет согласовать всю деятельность следователя и органов дознания; обеспечить четкое разграничение компетенции следователя и оперативных работников органов дознания, входящих в следственно-оперативную группу; упростить использование такой формы взаимодействия, как дача следователем органу дознания поручений и указаний о производстве следственных и розыскных действий, и давать эти поручения и указания непосредственно исполнителю - оперативному работнику органа дознания, работающему вместе со следователем;

непосредственно использовать помощь оперативного работника при выполнении следователем розыскных и следственных действий;

постоянно осуществлять взаимный обмен информацией по вопросам расследования, раскрытия преступления и розыска подозреваемого, обвиняемого;

осуществлять постоянный личный контакт следователя и оперативного работника, помогать формированию между ними правильных, деловых взаимоотношений, основанных на взаимном уважении и товарищеском сотрудничестве;

создать условия для организации работы по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях в соответствии с принципами и рекомендациями научной организации труда[8].

При рассматриваемой форме взаимодействия по приостановленным уголовным делам следователи и оперативные работники органов дознания, освобожденные от расследования и раскрытия других преступлений, получают возможность сосредоточить свои силы на работе по приостановленным делам и самым тесным образом координировать по ним свою деятельность.

В ходе проведения розыска наиболее распространенными тактическими приемами являются:

создание условий, побуждающих разыскиваемого действовать в затруднительной для него обстановке, мешающих ему свободно передвигаться, отыскивать убежища и длительное время скрываться от них;

проведение комплекса следственных действий и розыскных мероприятий во взаимодействии с оперативными работниками и представителями общественности в местах вероятного нахождения или появления подозреваемого, обвиняемого;

создание ситуации, вынуждающей скрывающегося посетить то или иное место (например, почту, квартиру родственников, знакомых), где ведут наблюдение работники милиции;

введение в заблуждение разыскиваемого лица относительно розыскной ситуации;

склонение подозреваемого, обвиняемого к явке с повинной с помощью лиц, пользующихся у него авторитетом;

установление каналов связи и мест возможного нахождения разыскиваемого, а также членов его семьи;

неоднократное проведение комплекса следственных действий и розыскных мероприятий в местах, где может появиться подозреваемый, обвиняемый;

использование помощи соучастников подозреваемого, обвиняемого.

В криминалистике известен также метод "суживающегося круга поисков" (или метод "просеивания"). Анализируя отдельные признаки, следователь постепенно сужает круг лиц, среди которых может оказаться разыскиваемый.

Если уголовное дело к моменту розыска оказывается уже приостановленным, то следователь перед проведением следственных действий должен производство по уголовному делу возобновить.

Тактические методы и приемы реализуются следователем при производстве следственных, розыскных и иных действий, а также тактических операций[8].

Осмотр места происшествия может быть источником важных для розыска сведений. Он позволяет обнаружить следы рук, ног, орудий и инструментов, транспортных средств, предметы и документы, следы крови, иные биологические объекты. По следам, выявленным на месте происшествия, можно судить о психологических чертах, телосложении лица, его силе, профессиональных навыках, возрасте, поле, физических недостатках, что важно для обнаружения разыскиваемого. Специалист-криминалист на месте происшествия составляет информационно-розыскные карты (таблицы) на основе следов рук, орудий взлома, транспортных средств.

Освидетельствование, как и предъявление для опознания позволяет следователю на основе индивидуальных признаков разыскиваемого решить, задержан ли именно он.

Следственный эксперимент позволяет проверить версии, в том числе и следственно-розыскные, установить возможность наблюдения (восприятия) какого-либо факта, явления и тем самым облегчить задачу обнаружения и задержания подозреваемого, обвиняемого[3].

Одной из целей обыска может быть обнаружение разыскиваемых лиц, трупов, а также имущества, на которое требуется наложить арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации. Особое внимание при обыске нужно уделять поискам писем, записных книжек, дневников, т.е. всего, что позволяет судить о круге и характере связей разыскиваемого, его намерениях и интересах.

 

Таким оброзам успешность розыска обвиняемого во многом должно зависит от того, в какой мере следователю удастся организовать эффективное взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. С этой целью следователь направляет соответствующее постановление обычно в органы внутренних дел. К нему прилагается справка о личности разыскиваемого с подробным указанием в ней всех необходимых данных о нем (его приметах, связях, местах возможного пребывания и т.п. - словом, о всем том, что может способствовать его розыску и задержанию). К справке прилагается фотокарточка, а при ее отсутствии - фоторобот и описание внешности разыскиваемого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...