Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту




Конституция Республики Казахстан (ст. 45 и 48), другие законы дают широкую формулировку данного принципа. Они не просто провозглашают, что у лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, есть право на защиту, но и делают при этом акцент на гарантированности этого права. Статья 48 Конституции Республики Казахстана, к примеру, предусматривает:
"1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения".
Столь широкое понимание рассматриваемого принципа опирается на признание трех исходных положений.
Во-первых, положения о том, что обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы. Именно на это ориентирует ч. 2 ст. 45 Конституции Республики Казахстан, где говорится, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен обширный круг прав: право знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение, и т.д.
Во-вторых, положения о праве обвиняемого пользоваться помощью защитника.

Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить сам (а в некоторых случаях иметь назначенного) защитника. Такая возможность возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступает адвокат, закон также предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему активно бороться за права и законные интересы подзащитного.
В-третьих, положения о возложении на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей обязанности осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается только их личным делом. Например, в соответствии со ст. 20 Уголовно - процессуального кодекса, названные должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либо смягчающие ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому его прав.
Все названные и многие другие права и обязанности в совокупности и призваны обеспечить право на защиту.

 

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. При этом необходимо заметить, что действующая Конституция Республики Казахстана, в отличие от ее предшественников, не ограничивается декларированием этого принципа, не довольствуется общим указанием на право каждого защищать законными средствами свои права и свободы (ст. 45). Часть 1 ст. 48 Конституции гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом[1].

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту складывается из процессуальных средств, которые реально предоставлены в ходе производства по делу указанным субъектам уголовного процесса для защиты своих интересов от подозрения или обвинения.

Право обвиняемого (подсудимого) на защиту представляет собой совокупность субъективных процессуальных средств, используя которые он может противостоять выдвинутому против него обвинению: знать, в чем он обвиняется; оспаривать участие в совершении преступления; опровергать обвинительные доказательства; настаивать на изменении обвинения; представлять доказательства смягчения его ответственности; защищать другие законные интересы.

Среди субъективных прав подозреваемого прежде всего названо право знать, в чем он подозревается.

Важность такого решения трудно переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения (как и обвиняемый - от обвинения). Для обеспечения реального осуществления защиты предусмотрено, что подозреваемый вправе: давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и др.

Действующий уголовно-процессуальный закон обязывает лиц, ответственных за ведение дела, не только разъяснить процессуальные права участникам процесса, но и обеспечить возможность их осуществления.

Появление защитника на стороне подозреваемого означает не просто усиление средств защиты последнего. Оно также означает появление в ходе уголовного судопроизводства нового субъекта - защитника подозреваемого в совершении преступления.

Таким оброзам, лицо производящее дознание, следователь, прокурор, судья и суд обязаны до первого допроса подозреваемого, обвиняемого разъяснить им право иметь защитника и составить об ϶ᴛᴏм протокол, а также предоставить подозреваемому, обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами от предъявленного обвинения и обеспечить охрану их личных и имущественных прав.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что уклонению обвиняемых от следствия и суда способствуют: ошибки при избрании меры пресечения; поверхностное изучение личности обвиняемых; недостатки в производстве следственных действий и выполнении оперативно-розыскных мероприятий; неумение использовать криминалистические и оперативные учеты; недостатки во взаимодействии субъектов розыска и другие обстоятельства.

Розыск скрывшегося обвиняемого составляют несколько элементов: проверка данных об уклонении обвиняемого от ответственности; сбор процессуальных и оперативно-розыскных сведений; объявление розыска и его поручение органам дознания; планирование розыска (во взаимодействии с органами дознания); производство следственных и розыскных действий, а так же тактических операций, направленных на установление местонахождения обвиняемого.

Прежде, чем объявить розыск обвиняемого, следователь обязан установить и документально удостоверить факт его уклонения от следствия либо отсутствие сведений о его местонахождении. Одно лишь отсутствие обвиняемого не может служить достаточным основанием для вывода об уклонении от следствия.

Проверочные действия включают: получение сведений об обвиняемом по месту жительства и работы; наведение справок в адресном бюро; отработку версий о проживании обвиняемого у родственников, друзей, знакомых, о наступлении смерти, о нахождении в больнице, санатории, доме отдыха, под стражей (за совершение иного противоправного деяния), на воинской службе или сборах, на сезонных работах.

Следователь осуществляет проверку сам или поручает ее органам дознания. Все данные, полученные в ходе проверки местонахождения обвиняемого и изучения его личности, должны быть зафиксированы в протоколах следственных действий и справках соответствующих учреждений, а также сведены в справку о личности разыскиваемого.

Приняв тактическое решение об объявлении розыска, следователь выносит об этом постановление. В нем он обосновывает принятое решение, указывает установочные данные обвиняемого и орган дознания, которому поручен розыск.

Поручение о производстве розыска не снимает со следователя обязанности использовать все имеющиеся возможности для обнаружения обвиняемого, передать органу дознания получаемые им данные. Постановление следователя с приложенными материалами поступает к начальнику горрайоргана внутренних дел, который поручает его исполнение сотруднику (сотрудникам) уголовного розыска.

Розыскные действия являются самостоятельным по содержанию видом деятельности следователя или органа дознания. Эта деятельность осуществляется с учётом ряда объективных закономерностей, знание которых способствует осуществлению розыска.

Рассматривая розыскную деятельность следователя в отношении скрывшегося обвиняемого можно сделать вывод о том, что розыск скрывшихся обвиняемых является одной из важнейших функций следователя в аспекте организации его работы по расследованию преступлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РК принятая на республиканском референдуме в августе 1995 году (с изменениями и дополнениями на 02.02.2011 г.) [1].

2. Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. N 206 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.08.2011 г.) [2].

3. Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года N 167 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.08.2011 г.) [3].

4. Закон об оперативно-розыскной деятельности от 15 сентября 1994 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.11.2011 г.)

5. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан» от 18.01.2011 N 393-IV 3 [4].

6. 26 июня 1945 г.) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2011 г. [5].

7. Абдуллина З.К. Гражданское процессуальное право РК. (Учебная программа и сборник тестовых заданий).- Алматы.-2001 2. Гражданское процессуальное право РК //под ред. [7].

8. Баймолдиной З.Х.- Алматы.-2001 3. Сарсенбаев Т.Е. Уголовный процесс: досудебное производство. Астана. 2004г [6].

9. Темиргалиева Р.А., Жайлин Г.А. Возбуждение гражданских дел. Алматы, Аян-Эдет. 1997 г. 5. Толеубекова Б.Х. Уголовный процессуальное право РК. – Алматы.- 1998 Н [8].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...