Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика прав и обязанностей 2 глава




· призван на действительную срочную военную или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;

· поступил на учебу — на весь срок обучения в образовательном учреждении;

· погиб в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников — до их совершеннолетия.

Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

8.5. Основания прекращения сервитута

Действующее законодательство различает частный и публичный сервитуты.

Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, он может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым сервитут был установлен. В тех случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ).

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Данный сервитут может прекратиться также при изъятии органами государственной власти или местного самоуправления земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

8.6. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков
для государственных или муниципальных нужд

Признавая необходимость изъятия земель для государственных или муниципальных нужд, законодатель указывает на исключительность такого рода случаев. При этом необходимо учитывать принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан и сохранение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 ЗК РФ).

Изъятие земельного участка, в том числе путем выкупа, для государственных нужд осуществляется для выполнения международных обязательств Российской Федерации, размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Иные обстоятельства определяются федеральными законами, а для случаев изъятия, в том числе выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Ограничения изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель отдельных категорий установлены Земельным кодексом РФ (ст. 79, 83, 94, 101).

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок такого выкупа земельного участка, порядок определения выкупной цены земельного участка, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (ст. 55 ЗК РФ). Гражданский кодекс РФ не знает другого способа изъятия земельного участка, кроме выкупа (ст. 279). Порядок определения выкупной цены земельного участка предусмотрен ст. 281 ГК РФ.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Оценка земельного участка должна производиться в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г (в ред. от 28.12.2010 г.). [40]. В нем сказано, что проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при выкупе или ином, предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Федеральным стандартом оценки [41] утверждены стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, дающие возможность организовать работу по оценке имущества, в том числе и земельных участков.

При несогласии собственника с выкупом у него земельного участка или с условиями выкупа для государственных или муниципальных нужд соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган муниципального управления вправе обратиться в суд с иском о разрешении спора. Согласно ст. 282 ГК РФ иск о выкупе земельного участка может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления органа, принявшего решение об изъятии земельного участка.

В период времени с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и до достижения соглашения о выкупе или принятия судом решения о выкупе земельного участка собственник не ограничен в правах владения, пользования и распоряжения земельным участком. Он может производить необходимые затраты на его содержание и использование по назначению. Эти затраты потом могут быть включены в выкупную цену (но именно необходимые затраты). Однако согласно ст. 280 ГК РФ затраты и убытки, связанные с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период, могут быть отнесены на счет собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.

Контрольные вопросы

1. Как классифицируются основания прекращения права собственности на земельный участок?

2. В чем особенности оснований прекращения прав не собственников земельных участков на принадлежащие им земельные участки?

3. Каковы правомерные и неправомерные действия владельцев земельных участков как основания для прекращения прав на них?

4. Как определяется виновное и невиновное поведение субъектов земельных правоотношений, которое может быть основанием для лишения прав на земельные участки?

5. Как происходит изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в качестве основания для прекращения прав на земельные участки?

6. Каков процессуальный порядок прекращения прав на земельные участки?


Глава 9

Полномочия государственных и муниципальных
органов Российской Федерации
в области управления земельными ресурсами
на современном этапе

 

9.1. Общая характеристика полномочий государственных
и муниципальных органов Российской Федерации
в области земельных отношений

В советское время земля и другие природные ресурсы функционировали как государственная (общенародная) собственность. Управление и распоряжение земельными и другими природными объектами и ресурсами в тот период было возложено на исполнительные органы государственной власти, в том числе различные министерства и ведомства. Граждане и юридические лица располагали лишь правами землепользователей.

Современная экономика Российской Федерации функционирует на основе использования разных форм собственности на землю и другие природные ресурсы. Их использование предопределило необходимость разграничения полномочий в области земельных отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Действующее законодательство Российской Федерации, на наш взгляд, формулирует три группы полномочий, которыми располагают государственные и муниципальные образования в области земельных отношений:

· правотворческие;

· управленческие;

· распорядительные.

К правотворческим полномочиям Российской Федерации относятся:

· федеральное земельное законодательство (ст. 72 Конституции РФ);

· установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

· установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

· утверждение порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

· разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

· иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом РФ, федеральными законами (п. 1 ст. 9 ЗК РФ).

Правотворческими полномочиями субъектов Российской Федерации в области земельных отношений являются: издание региональных законодательных и иных правовых актов о земле, разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации, и иные, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или полномочиям органов местного самоуправления (1 ст. 10 ЗК РФ).

Органы местного самоуправления в области земельных отношений наделены правом:

1) издания в пределах своих полномочий актов, содержащих нормы земельного права;

2) установления правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

3) разработки и реализации местных программ использования и охраны земель;

4) решения иных вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п. 1 ст. 11 ЗК РФ).

Законодательные и иные нормативные акты, содержащие нормы земельного права, являются юридической основой разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками. В этой связи целесообразно осмыслить содержание управленческих и распорядительных полномочий названных субъектов.

Управление — это функция и форма деятельности всех организованных систем. Государственное и муниципальное управление в области земельных отношений имеет своей задачей формирование (с учетом законодательных и иных правовых предписаний) земельного правопорядка, реализацию через соответствующие органы управления программ рационального использования и охраны земель, осуществления земельного контроля за целевым и разрешенным использованием земельных участков, соблюдением правового режима земельных территорий, осуществлением прав и обязанностей участников земельных отношений, соблюдением земельного законодательства всеми субъектами земельных отношений.

Управленческая деятельность государственных и муниципальных органов существенно отличается от распорядительных решений собственников земельных участков. Осуществляя свои полномочия, органы управления не вправе подменять собственников в их распоряжении своими земельными участками. Они лишь контролируют законность деятельности собственников земельных участков, которые совершают сделки и иные распорядительные действия по поводу принадлежащих им земельных участков.

Управляя государственными и муниципальными землями, уполномоченные органы обязаны принимать во внимание не только предписания закона о приравнивании земельных участков к недвижимому имуществу, но и рассматривать землю как природный объект и ресурс, функционирующий по естественным законам развития природы. Государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица — собственники и пользователи земли обязаны как можно полнее учитывать природные свойства и черты земли, чтобы с большей эффективностью удовлетворять потребности людей, не нарушая законов природы.

Земельный кодекс РФ в ст. 1 не случайно называет первым принципом земельного законодательства учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

Определяя правовой режим территории, на которую распространяется суверенитет Российской Федерации, земельное законодательство подразделяет все земельные фонды по их природной ценности и хозяйственному назначению на категории и разрешенные виды использования. Одновременно оно законодательно предписывает пределы распорядительных и иных действий собственников земли, формулирует правила и нормы о рациональном хозяйствовании землевладельцев, землепользователей и арендаторов, закрепляя принцип деления земель по целевому назначению на категории и определяя правовой режим земель, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Функции государства по управлению земельными ресурсами имеют разную природу. В одном случае государство является собственником государственного земельного фонда. Здесь оно вправе пользоваться властными распорядительными полномочиями, когда адресует свои предписания пользователям, владельцам и арендаторам государственных земель. Правда, и в этом случае оно должно проявлять известный демократизм, предоставляя пользователям государственных земель известную свободу хозяйствования на земле, чтобы они были заинтересованы в ее сбережении и рациональном использовании.

Применительно к землям, которые находятся в частной и муниципальной собственности, государство выступает как орган политической власти, полномочный осуществлять суверенитет независимо от форм собственности. Новое законодательство расширяет права всех обладателей земли, запрещает необоснованное вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от метода административного управления, который государство применяет, когда оно является собственником земель и вправе определять пределы своего хозяйствования, для иных форм земельной собственности оно должно применять метод свободного дозволения собственникам в принятии решений по хозяйственному использованию земельной недвижимости. Эта свобода, естественно, не должна вступать в противоречие с предписаниями земельного законодательства.

Действующее земельное законодательство закрепляет принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством (ст. 1 ЗК РФ).

Этот принцип подчеркивает важность и необходимость участия в управлении земельными фондами как государственных органов и органов местного самоуправления, так и всех собственников и иных правообладателей земельных участков. Их управленческие функции, например, четко обозначены в области земельного контроля, который теперь подразделяется на государственный, муниципальный, общественный и производственный (глава XII ЗК РФ).

Земельный кодекс РФ к полномочиям Российской Федерации относит государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного кадастра недвижимости (п. 1 ст. 9 ЗК РФ).

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление земельными участками, находящимися в их собственности (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11 ЗК РФ).

Земельное законодательство не предусматривает особо полномочий граждан и юридических лиц по управлению земельными участками, находящимися в их собственности. Они прямо вытекают из предписаний Конституции РФ о праве граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно ею владеть, пользоваться и распоряжаться (ст. 36). Их управленческие полномочия по управлению своими земельными участками проявляются в самостоятельности планирования использования и обустройства своего земельного участка с учетом законодательно предписанных нормативов и иных требований законодательства.

Распорядительными полномочиями в области земельных отношений наделены все собственники земельных участков, о чем имеются четкие предписания в Земельном кодексе РФ. Так, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Осуществляя распорядительные полномочия, названные субъекты собственности вправе приобретать в свою собственность земельные участки по основаниям и в порядке, предусмотренными федеральными законами, передавать или продавать их гражданам и юридическим лицам.

В перечень распорядительных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления включается их право на изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

9.2. Система государственных и муниципальных
органов управления Российской Федерации
в области земельных отношений

Функции государственного и муниципального управления в области земельных отношений возложены законами и подзаконными правыми актами на уполномоченные органы различного уровня.

Земельные и другие природные ресурсы, законодательно признанные федеральной собственностью, находятся в управлении Правительства Российской Федерации (п. 1 ст. 114 Конституции РФ). Иными видами государственной земельной собственности и других природных ресурсов управляют исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Муниципальной земельной собственностью управляют органы местного самоуправления.

Частная земельная собственность находится в хозяйственном управлении собственников земельных участков.

Для осуществления общегосударственных задач по управлению земельной территорией создаются государственные органы специальной компетенции.

В настоящее время действует Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 г. № 724[42] (в ред. от 25.08.2010 года). Согласно этому Указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят:

· федеральные министерства;

· федеральные службы;

· федеральные агентства.

1. Федеральное министерство в установленной в его сфере деятельности не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Например, названное ограничение полномочий не распространяется на руководителей федеральных министерств и федеральных служб по управлению имуществом федеральных органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления.

Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств. Имеет право отменять противоречащие федеральному законодательству решения федерального агентства, федеративной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральными законами.

Федеральные службы и федеральные агентства осуществляют функции на основе положения о федеральной службе и положения о федеральном агентстве, утверждаемые Правительством РФ.

2. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере своей деятельности. Под такими функциями понимаются действия по контролю и надзору за исполнением органом государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими правовыми актами. Она не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказывать платные услуги.

В области земельного правопорядка ныне функционирует Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в структуре Министерства экономического развития РФ. Ей переданы функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем сформированы Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Они осуществляют надзор, в том числе и в сфере соблюдения законодательства об охране земель, как составной части окружающей среды.

3. Федеральное агентство. Ныне оно также признано федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. Агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функции по контролю и надзору. Оно ведет реестры, регистры и кадастры.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственными федеральному агентству, а также управление, находящееся в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственныхуслуг понимается осуществление исполнительной властью услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

В ходе градостроительной деятельности определяются виды использования земель в пределах черты городов и сельских поселений.

Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области градостроительства и использования земель городов и сельских поселений определены Градостроительным кодексом РФ.

Правительство Российской Федерации устанавливает основы федеральной политики в области градостроительства, утверждает проекты черты городов Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливает границы объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения (городов федерального значения, городов — центров субъектов Российской Федерации, городов-курортов, исторических поселений и др.), устанавливает порядок ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности.

К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований, утверждение границ пригородных зон городов, утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации.

Функции по ведению градостроительного кадастра и инвентаризации объектов недвижимости, ранее принадлежавшие Госстрою РФ, переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Вместе с тем известны полномочия других агентств в области природопользования:

1) Федеральному агентству водных ресурсов переданы правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг и по управлению в сфере водных ресурсов;

2) Федеральному агентству лесного хозяйства переданы функции в сфере лесного хозяйства, принадлежащие Министерству сельского хозяйства РФ, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору;

3) Федеральное агентство по недропользованию стало осуществлять правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере недропользования;

4) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом переданы функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений Российской Федерации.

Предмет ведения органов местного самоуправления ныне определен ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

К вопросам местного значения поселения в ст. 14 названного Федерального закона отнесены:

· владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

· планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование поселения, установление правил землепользования и застройки поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений.

К вопросам местного значения муниципального района в ст. 15 Федерального закона отнесены:

· содержание и строительство дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением дорог общего пользования, мостов и иных сооружений федерального и регионального значения;

· организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

· территориальное зонирование межселенных территорий, изъятие земельных участков межселенных территорий для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий, ведение кадастра землеустроительной градостроительной документации.

Контрольные вопросы

1. Каковы правотворческие полномочия Российской Федерации в области земельных правоотношений?

2. Каковы правотворческие полномочия субъектов РФ в области земельных правоотношений?

3. В чем состоят правомочия органов местного самоуправления в управлении земельными ресурсами?

4. Какова структура федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление земельными ресурсами?

5. Каким образом осуществляется участие граждан и общественных организаций (объединений) в области управления земельными ресурсами?

6. Какими распорядительными правомочиями наделены собственники земельных участков?

 


Глава 10

Плата за землю и оценка земли

 

10.1. Законодательные основы платности
пользования землей в Российской Федерации

В советское время, когда земля и другие природные объекты находились в государственной собственности, земельные участки предоставлялись гражданам и юридическим лицам на безвозмездной основе. Этот порядок имел ряд достоинств и определенные недостатки. Он не стимулировал рациональное бережное пользование государственными землями.

С началом земельной реформы в Российской Федерации было введено платное пользование земельными фондами независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки и ресурсы. Формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).

Земельный налог — единственная форма платы за землю, имеющая налоговую природу. Он ежегодно уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последний вносит арендную плату.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...