Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика прав и обязанностей 5 глава




Данное предупреждение должно содержать:

· указание на допущенное земельное правонарушение;

· срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;

· указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;

· разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;

· иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Когда указанное в предупреждении земельное правонарушение в установленный срок обязанной стороной не устраняется, исполнительный орган государственной власти, вынесший его, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в орган государственной власти или орган муниципального самоуправления, уполномоченный принимать решения. Этот орган направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения судом о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган муниципального самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в суде.

11.3. Возмещение убытков и потерь
сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства
при изъятии земельных участков для государственных
или муниципальных нужд

По действующему законодательству (ст. 15 ГК РФ) лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Возмещению подлежит реальный ущерб и упущенная выгода.

Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает четыре обстоятельства, которые могут явиться причиной возникновения убытков у любых правообладателей земельных участков. Так, возмещению в полном объеме, в том числе упущенной выгоды, подлежат убытки, причиненные:

1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) временным занятием земельных участков;

4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (п. 1 ст. 57 ЗК РФ).

Правом на возмещение убытков во всех названных случаях пользуются землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. При изъятии земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд применяются правила гражданского законодательства (ст. 279—282 ГК РФ) о выкупе земельного участка. В иных случаях убытки им возмещаются, как и всем иным правообладателям земельных участков.

Убытки, причиненные собственникам изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.

Основаниями для возмещения убытков собственникам земельных участков признаются:

· соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

· акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

· акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

· решение суда.

По названным основаниям возмещаются также убытки землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков.

Убытки возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвана необходимостью установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

Размер убытков, причинных собственникам земель, землепользователям, землевладельцам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями. Они утверждаются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебным порядке.

Размер убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении убытков, причиненных арендаторами земельных участков изъятием их для государственных и муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами (в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах).

Когда убытки причиняются собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, то при определении их размера учитываются также убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами (в том числе упущенная выгода и расходы, связанные с временным занятием земельных участков).

Если убытки причинены собственникам земельных участков ограничением их прав, то при их определении учитывается разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений, прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, а равно убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами (в том числе упущенная выгода и расходы, связанные с ограничением прав).

При определении размера убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые названные правообладатели земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами (в том числе упущенная выгода и расходы, связанные с ограничением прав).

Когда определяется размер убытков, причиненных правообладателям земель ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, то учитываются убытки, которые несут правообладатели земельных участков в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами (в том числе упущенная выгода и затраты на проведение работ по восстановлению качества земель).

11.4. Разрешение земельных споров

Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей.

В зависимости от порядка рассмотрения земельные споры подразделяются на споры:

· рассматриваемые с обязательным соблюдением предварительной (преюдиционной) несудебной процедуры;

· рассматриваемые непосредственно в судебных органах;

· переданные сторонами на разрешение в третейский суд.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке в порядке искового производства (ст. 64 ЗК РФ). Однако не исключается действие ранее установленного обязательного предварительного внесудебного порядка рассмотрения некоторых земельных споров:

1) споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур; в случае недостижения согласованного решения спор разрешается в суде;

2) споры могут разрешаться в третейском суде до принятия дела к производству судом.

Несоблюдение досудебной (претензионной) процедуры разрешения земельного спора влечет отказ в принятии соответствующего искового заявления судьей суда общей юрисдикции или оставление без рассмотрения иска, поданного в арбитражный суд (ст. 135 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ).

Право судебной защиты прав и свобод граждан и их объединений гарантировано ст. 47 Конституции РФ. Защита нарушенных или оспоренных гражданских и земельных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами.

В 2002 г. процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Приняты Арбитражный процессуальный кодекс РФ (действует с 1 сентября 2002 г.), Гражданский процессуальный кодекс РФ (действует с 1 февраля 2003 г.), а также Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ[47].

В новом процессуальном законодательстве в основном сохраняется порядок определения подведомственности споров между судами исходя из субъектного состава участвующих в деле сторон.

В суде общей юрисдикции рассматриваются споры, если хотя бы одной из сторон являются граждане, за исключением граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.

Спор, возникший между юридическими лицами либо юридическими лицами и гражданами, использующими земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (фермерами), относится к подведомственности арбитражного суда. При этом арбитражный суд будет рассматривать дела с участием граждан-предпринимателей только в том случае, если спорный земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если же по своему статусу гражданин является предпринимателем (например, фермером), но просит признать его право на садовый или дачный участок, то такой спор, как обычный спор с участием граждан, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Вместе с тем в настоящее время к подведомственности арбитражных судов отнесены и некоторые другие дела, сторонами в которых могут быть, в частности, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (ст. 27 АПК РФ). Применительно к сфере земельных отношений это могут быть, например, дела об оспаривании ненормативных актов (решений) органов государственной власти, не имеющих статуса юридического лица, о привлечении собственников земельных участков и других земельных правообладателей к административной ответственности и др. Ранее в практике арбитражных судов встречались случаи прекращения производства по делам о признании недействительными актов государственных органов по тем основаниям, что эти органы не являются юридическими лицами и, следовательно, не могут быть ответчиками по делу. Сейчас этот пробел в законо­дательстве закрыт.

К специальной компетенции арбитражных судов отнесены также споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров (ст. 33 АПК РФ). Также споры могут касаться земельных участков, внесенных участниками в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества либо переданных юридическому лицу в аренду. Теперь эти споры рассматриваются в арбитражных судах.

Защита конституционных прав граждан и их объединений (в том числе права на землю) осуществляется также Конституционным Судом РФ.

Как следует из ст. 125 Конституции РФ, ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями)[48], граждане вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение их прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. И такие обращения граждан по делам (касаются прав на земельные участки) уже встречались в практике Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 64 ЗК РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г.[49] земельные споры могут рассматриваться в третейских судах. Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые им установлены. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.

Земельные споры могут рассматриваться мировым судьей. Согласно ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.[50]и ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в первой инстанции в числе других дел дела об определении порядка пользования земельными строениями и другим недвижимым имуществом. В компетенцию мирового судьи входит рассмотрение дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества и дел по имущественным спорам, в том числе земельных участков, по цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной на день подачи заявления.

Земельные споры классифицируются в зависимости от содержания разногласий по поводу реализации правоотношений.

1. Споры о признании права на земельный участок (ст. 12 ГК РФ и 59 ЗК). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации этого права. При наличии регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирующие органы обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[51].

Необходимость в признании права возникает тогда, когда два или несколько лиц считают себя собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) одного земельного участка. Спор о праве на земельный участок может возникнуть, например, в случаях, когда отец еще при жизни продал земельный участок постороннему лицу, а сын, не зная об этом, считает, что земельный участок перешел к нему после смерти отца по наследству. С заявлениями о признании права могут обращаться в суд и лица, у которых по каким-либо причинам отсутствуют документы на земельный участок либо эти документы вызывают сомнения, а у данного лица возникает необходимость в совершении сделки с земельным участком. В таких случаях сначала необходимо признать право лица (право собственности, право аренды), затем на основании судебного решения зарегистрировать это право, а затем уже совершать сделки.

О юридическом признании права на земельный участок может идти речь и тогда, когда право возникает в силу приобретательной давности либо перерегистрации одного вида прав в другой. В этих и других подобных случаях спор между хозяйствующими субъектами может разрешить только суд, равно как только он может установить факт, имеющий юридическое значение (факт приобретения права на землю за давностью владения и др.) в порядке ст. 264—268 ГПК РФ либо ст. 217—222 АПК РФ.

Приобретательная давность возникает в том случае, если конкретное лицо в соответствии с ГК РФ добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет владело земельным участком «как своим собственным».

2. Споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения. В этом случае суд должен установить, существует ли в действительности оспоренное право и каково его содержание.

3. Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений. Онирешаются путем судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основаниями изменения или прекращения земельных правоотношений (например, решение об изъятии у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, с которым собственник не согласен, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа; государственный орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка в течение двух лет с момента направленного собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка).

Земельные споры необходимо отграничивать от дел, возникающих из публичных правовых отношений:

· по жалобам на действия или решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий или их объединений, должностных лиц (например, судебное обжалование действий, ущемляющих права и законные интересы лиц, не присутствующих при проведении землеустроительных работ на местности, либо решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении ограничений прав на землю);

· по жалобам на действия органов и должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль, в связи с нарушением административных взысканий за допущенные нарушения земельного законодательства;

· об оспаривании законности нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения (ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ).

Процессуальная специфика перечисленных дел состоит в особом порядке их возбуждения, рассмотрения и исполнения вынесенных по ним судебных решений.

Контрольные вопросы

1. Совокупность каких мероприятий входит в понятие «правовая охрана земель»?

2. Каковы цели правовой охраны земель?

3. Что представляет собой структура программ по охране земель?

4. Как дифференцируются мероприятия по охране земель в зависимости от свойств и особенностей охраняемых земель?

5. В каких случаях применяется консервация земель?

6. Из каких этапов состоит процесс консервации земель?

7. Что понимается под земельными спорами?

8. Как можно классифицировать земельные споры в зависимости от порядка их рассмотрения?

9. Как классифицируются земельные споры в зависимости от видов разногласий?

10. В каких судах могут рассматриваться земельные споры?

11. Каковы пределы полномочий Конституционного Суда РФ в разрешении земельных споров?

12. Как отграничить судебные дела по земельным спорам от судебных дел, возникающих из публичных правовых распоряжений?

13. Что понимается под земельным правонарушением?

14. Как классифицируются земельные правонарушения?

15. Как классифицируются наказания, применяемые за земельные правонарушения?

16. Что представляет собой имущественная ответственность за вред, причиненный земельному участку?

17. Как осуществляются имущественные расчеты за изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд?


Глава 12

Государственный мониторинг земель
Российской Федерации

Важной и необходимой предпосылкой рационального управления земельными ресурсами выступает мониторинг земель. Его объектами признаются все земли в Российской Федерации.

Государственный мониторинг земель — это часть государственного мониторинга окружающей сферы и представляет собой систему наблюдений за их состоянием.

В настоящее время на всей территории Российской Федерации действует Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 846[52].

Основными задачами государственного мониторинга земель признаются:

· своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

· информационное обеспечение деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению земельного контроля за использованием и охраной земель и иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами и проведению землеустройства;

· обеспечение граждан информацией о состоянии земель, поскольку государственный мониторинг земель включает в себя сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации (включая ее обработку и хранение);

· непрерывное наблюдение за неиспользованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, а также анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

 

В зависимости от целей и территорий наблюдения мониторинг земель подразделяется следующим образом:

· федеративный;

· региональный;

· локальный

Осуществляется мониторинг в соответствии с федеральными и региональными программами.

Получение информации при ведении мониторинга земель может производиться с использованием:

· дистанционного зонирования (съемки и наблюдение с космических аппаратов, самолетов, средств малой авиации и других летательных аппаратов);

· сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

· наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

· соответствующих данных фондов.

Съемки, наблюдение и обследование, осуществляемые в ходе проведения мониторинга земель, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся следующим образом:

· базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга;

· периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и далее);

· оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Данные, полученные в ходе мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Мониторинг земель осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-техни­ческих документов, утверждаемых федеральными агентствами кадастра объектов недвижимости во взаимодействии и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации.

 

 

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под государственным мониторингом земель?

2. Элементом какой государственной мониторинговой системы является государственный мониторинг земель?

3. Чем отличается государственный мониторинг земель от государственного земельного контроля?

4. В чем заключаются задачи государственного мониторинга земель?

5. Какие средства используются для осуществления государственного монимторинга земель?

 
6. Как используется информация, полученная в результате осуществления государственного мониторинга земель?


Глава 13

Землеустройство и его виды

Землеустройствонеобходимый элемент упорядоченного земельного правопорядка. Оно включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Вот такое (в шестьдесят с лишним слов) предложено российским гражданам понятие землеустройства в Земельном кодексе РФ (ст. 68). Есть в нем и другие многословия при формулировании правовых понятий, но данное — самое длинное и труднопроизносимое из имеющихся.

Порядок проведения землеустройства определяется Федеральным законом «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г (в ред. от 23.07.2008 г.)., другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Землеустройство проводится на основании решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, судебных решений и договоров о проведении землеустройства.

Проводя землеустроительные мероприятия, государство осуществляет управление землями независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки. При этом объектами землеустройства признаются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных и административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, землеустройство проводится в обязательном порядке. Такие случаи, например, названы в Федеральном законе «О землеустройстве» (ст. 3):

· изменения границ объектов землеустройства;

· предоставления и изъятия земельных участков;

· определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

· перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; для выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболочиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

· проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от негативных воздействий.

При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы в установленном порядке.

В случаях изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 6 ст. 69 ЗК РФ).

Цель землеустройства — обеспечение рационального использования земель, их охрана, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов. Его основными элементами являются:

· планирование и организация рационального использования земель и их охраны;

· изучение состояния земель;

· геодезические и картографические работы;

· почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

· оценка качества и инвентаризация земель;

· образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, их межевание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...