Управление конфликтами в системе менеджмента
Конфликт – процесс развития взаимодействия субъектов по поводу их различия интересов и ценностных ориентаций ограничивающих достижения цели. Объекты конфликта: ресурсы, решения высшего руководства, результаты труда, рабочее место. Типология конфликта: 1)по стадии развития (зарождающиеся, зрелые, угасающие); 2)по продолжительности (кратковременные, затяжные); 3)по отношению к отдельному субъекту (внешние, внутренние); 4)с точки зрения организационных уровней (горизонтальные, вертикальные); 5)по своим последствиям (конструктивный, деструктивный), 6) по сфере () деловые, личност, по степени внеш проявления (скрытые (латентные), явные) Функции конфликтов могут быть позитивными и негативными: «+»: 1. разрядка напряженности в коллективе. 2. сплочение коллектива. 3. стимулирование и развитие людей. 4. выявление сильных сторон личности. 5. нахождение более эфф способа решения проблемы 6. обеспечение причастности раб-в к принятию реш «-»: 1. Материальные и моральные затраты. 2. Потеря хороших кадров. 3. Ущерб в работе. 4. Потеря раб. времени. 5. Сложности в восстановлении отношений. 6. неудовлетворенность работой 7. приоритет «победе» в конфликте, а не достижение целей орг 8. поляризации яцелей: оценка своих целей, как позитивных, а целей др стороны – кА негативных. Составляющими элементами конфликта являются: 1. Оппоненты – субъекты и участники конфликта; 2. Конфликтная ситуация – база для конфликта; 3. Объект конфликта – конкретная причина конфликта, его движущая сила. Объекты могут быть трех видов: 1) Объекты, которые не могут быть разделены на части; 2) Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками;
3) Объекты, которыми участники могут владеть совместно. 4. Причина конфликта – могут быть внутренними и внешними, объективными и субъективными. Объективные: · Ограниченность ресурсов; · Структурная зависимость участников производственного процесса друг от друга и другие моменты. Субъективные: · Различия в ценностях, в ценностных ориентациях, нормах поведения работников; · Личностные особенности характера. Причины конфликта: ограниченность ресурсов; различия в целях, поведении, интересах, уровнях образования; неудовлетворительные коммуникации в коллективе; отсутствие баланса между правами, обязанностями и ответственностью. 5. Инцидент – формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Может произойти случайно или может быть спровоцирован субъектами конфликта. Инцидент знаменует переход конфликта в новое качество, при этом возможно 3 варианта поведения сторон конфликта: · Стороны стремятся уладить возникшие разногласия и найти компромиссное решение; · Одна из сторон делает вид, что ничего не произошло (уход от конфликта); · Инцидент становится сигналом к началу открытых столкновений. Причины · Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и личностей; · Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей работников; · Ограниченность ресурсов; · Неодинаковое отношение к членам трудового коллектива; · Противоречия между функциями и видами трудовой деятельности. · Различия в манере поведения и жизненном опыте;
Фазы конфликта: 1. Фаза конфронтации: стороны стремятся обеспечивать свой интерес за счет ликвидации интересов другого.
2. Политическая, или компромиссная: стороны стремятся достичь своего интереса через компромисс (согласование), принимая к сведению интересы другого. Коммуникативная, или управленческая: стороны достигают согласованности за дополнения и изменения своих интересов с учетом понимания глубины личности другого. Производственный конфликт – конфликт протекающий в организации и обусловленный существующими в ней проблемами. Лица, втянутые в конфликт: члены организации (учредители, руководители, персонал); сторонние лица (партнёры, конкуренты); заинтересованные лица (арбитры, представители власти, посредники); нейтралы (случайные жертвы). Многие конфликты не только допустимы в организации, но и желательны. Руководитель должен не подавлять конфликты, а их регулировать. Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на сотрудника с целью устранения причин вызвавших конфликт, а также приведение поведения участников конфликта в соответствиях со сложившимися нормами взаимоотношений. Методы управления конфликтами: 1) внутриличностные - воздействуют на отдельную личность, состоят в умении выстоять свою точку зрения не вызывая реакцию со стороны оппонента; 2)структурные – воздействуют на участников организационного конфликта, возникающего из неправильного распределения функций, прав, обязанностей, ответственности и плохой организации труда, разъяснения требований к работе, механизм интеграции и координации, постановка общеорганизационных целей, создание обоснованных систем мотивации и вознаграждения; 3)межличностные или стили разрешения конфликтов – представляют выбор стиля поведения участниками конфликта с целью сведения к минимуму ущерба заинтересованных сторон (компромисс, уклонение, сглаживание, принуждение, решение проблемы); 4)переговоры – набор приёмов направленный на поиск взаимоприемлемых противоборствующих сторон решений; 5)агрессивные – ответные действия. Методы управления конфликтами: Все методы можно разделить на две группы: Продуктивные методы: · Предотвращение конфликта (разъяснение, определение целей, задач, справедливое вознаграждение, уточнение). · Профилактика конфликта.
· Прогнозирование конфликта. Непродуктивные методы: · Подавляющие. Методы применения силы. Основные направления разрешения конфликтов: 1)уход от конфликта применяется когда конфликт не подходит к сложившейся ситуации, когда существует необходимость выиграть время для сбора дополнительной информации или когда высоки издержки разрешения конфликта; 2)подавление конфликта - применяется в тех случаях когда стечение разного рода обстоятельств делает невозможным открытый конфликт, когда наблюдается дисбаланс между противоборствующими сторонами, а также отсутствует паритет между участниками конфликта; 3)собственно управление конфликтом использование всего комплекса методов и средств разрешения конфликтных ситуаций. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Стратегии: Напористость (настойчивость). Стратегия направлена на реализацию собственных интересов, достижение собственных, часто меркантильных, целей. Партнерство (кооперативность). Характеризуется поведением личности, направлением на учет интересов других лиц. Это стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов.
Типичные ошибки руководителей: 1. Уход от конфликта. 2. Запаздывание в принятии мер. 3. Разрешение конфликта без учета структуры, этапа развития и т.д. 4. Извлечение выгоды из сложившейся ситуации. 5. Нарушение этических мер (норм). 6. Несправедливая оценка ситуации. Советы и рекомендации: 1) Определите объект спора. 2) Разделите причину конфликта и людей в нем участвующих. 3) Определите отношение конфликтующих сторон. 4) Стремитесь вмешаться в конфликт на более ранней стадии. 5) Стремитесь быть справедливыми по отношению к конфл-им субъектам. 6) Будьте жесткими в решении проблемы, но мягкими в отношении с людьми. 7) НЕ расширяйте объект конфликта. 8) Будьте эмоционально выдержаны в решении конфликта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|