ТЕМА 3. Солнечная энергия. Её влияние на живые организмы.
Стр 1 из 20Следующая ⇒ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ЭКОЛОГИИ (2-е издание, переработанное и дополненное)
Орёл – 2008 УДК 502. (075.8)
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по экологии (2-е изд., дополненное и переработанное)- Орел: Издательство ОрелГАУ, 2008 г.-183 с.
Рецензенты: Ладнова Г. Г. – доктор биологических наук, профессор ОГУ.
Осина В. С.- кандидат с.-х. наук, доцент ОрелГАУ;
Авторы Гурин А.Г.- доктор сельскохозяйственных наук, профессор Игнатова Г.А.- доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Резвякова С.В.- доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Плешкова Н.К.-ст. преподаватель
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов состоит из двух частей «общая экология» и «агроэкология». В первой части представлено 16, а во второй 8 лабораторно-практических занятий, каждое из которых рассчитано на 2-4 учебных часа. Темы занятий и задания подобраны таким образом, что охватывают все разделы программы по экологии для высших сельскохозяйственных учебных заведений и в то же время не требуют специального и дорогостоящего оборудования.
Предлагаемое учебное пособие разработано для агрономических специальностей в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………..4
Часть 1 ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ ТЕМА 1. Влияние на растения температурных стресс-факторов....... 6 ТЕМА 2. Влияние на животных низких и высоких температур......... 12 ТЕМА 3.Солнечная энергия. Её влияние на живые организмы…….19 ТЕМА 4.Эдафические факторы и их роль в жизни растений и почвенной биоты…………………………………………..26
ТЕМА 5. Основные среды жизни……………………………………..32 ТЕМА 6. Основные понятия об ареалах................................................... 44 ТЕМА 7. Классификация фитоценозов и местообитаний.................... 51 ТЕМА 8. Влажные и засушливые местообитания................................. 56 ТЕМА 9. Жизненные формы растений...................................................... 62 ТЕМА 10.Фитопериодизм. «Биологические часы». Биоритмы.......... 72 ТЕМА 11. Биотические факторы................................................................ 82 ТЕМА 12. Биоиндикация – современный метод экологических исследовни……………………………………………………………...89 ТЕМА 13. Биоценоз. Видовая и пространственная структура.......... 98 ТЕМА 14. Экосистемы, их классификация и структура……………104 ТЕМА 15. Энергообмен в экосистемах………………………………114 ТЕМА 16. Динамика экосистем………………………………………123
Часть 2 АГРОЭКОЛОГИЯ ТЕМА 17. Агроэкосистемы........................................................................ 131 ТЕМА 18. Отличительные особенности функционирования природ ных экосистем и агроэкосистем 136 ТЕМА 19. Требования сельскохозяйственных растений к ТЕМА 20. Отношение растений к влагообеспеченности.................. 147 ТЕМА 21. Функционирование агроэкосистем в условиях техногенеза…………………………………………………. ……….153 ТЕМА 22. Загрязнение окружающей среды удобрениями..... ……..159 ТЕМА 23. Экологические последствия использования средств защиты растений 166 ТЕМА 24. Экологические проблемы механизации…………………173 Краткий словарь терминов........................................................................ 177 ПРЕДИСЛОВИЕ
Обострение ситуации во взаимодействии общества с окружающей природной средой вызвало ряд отрицательных последствий, что особенно заметно в последние годы. Природные системы в абсолютном своем большинстве находятся в аномальном состоянии. Поэтому весьма важно выработать природосообразное поведение, основанное на знании сущности проблемы взаимодействия общества и природы. Для разработки грамотных практических действий необходимо систематизированное обучение сущности взаимодействия человека и природы.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002) существенно возрастают требования к грамотности специалистов в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Специалист должен понимать смысл современных проблем взаимодействия общества и природы, разбираться в причинной обусловленности негативных воздействий производственных процессов на окружающую природную среду, квалифицированно оценивать характер, направленность и последствия влияния конкретной хозяйственной деятельности на природу, уметь планировать и организовывать природоохранные мероприятия. Требования рационального природопользования должны учитываться во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в агропромышленном комплексе. Экологизация сельскохозяйственного производства - это насущная необходимость, обусловленная кризисным состоянием отрасли. Действенность и эффективность охраны природы в сельском хозяйстве зависят от экологической грамотности специалистов, их умения увязывать вопросы развития производства с природоохранными задачами. В настоящее время экология стала интегральной наукой, объединяющей практически все биологические и сельскохозяйственные дисциплины, и преподается во всех сельскохозяйственных вузах России. В связи с этим нами разработано учебное пособие по основным разделам экологии. Каждая практическая работа рассчитана на 2-4 учебных часа. Предложенное нами учебное пособие состоит из двух частей "общая экология" и "агроэкология", содержит 24 практические работы. Содержание пособия отражает разделы программы по экологии для высших сельскохозяйственных учебных заведений по направлениям и специальностям агрономического образования (М. Изд-во МСХА, 2002). Предлагаемое учебное пособие апробировано в течение пяти лет при подготовке специалистов с высшим образованием по специальностям «агрономия» и «агроэкология» факультета агробизнеса и экологии Орловского государственного аграрного университета.
Пособие подготовлено преподавателями кафедры агроэкологии и охраны окружающей среды и может быть использовано в процессе изучения экологических дисциплин в том или ином варианте в зависимости от объема курса, наличия оборудования, направленности дисциплины в сельскохозяйственных учебных заведениях России. Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов агрономического профиля сельскохозяйственных ВУЗов, а также может служить справочным материалом. Некоторые работы могут быть использованы на уроках по экологии в общеобразовательных школах и других средних специальных учебных заведений. Часть 1 ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ ТЕМА 1. Влияние на растения температурных стресс-факторов. Цель - познакомить студентов с механизмами адаптации растений к экстремальным условиям среды. Задачи: 1. Познакомить с механизмами, способствующими перенесению крайних температур. 2. Изучить влияние высоких и низких температур на растения. Краткая теория вопроса.
Экстремальные температуры могут вызвать те или иные повреждения и даже гибель растения. Падение температуры ниже определенного минимума вызывает у растения (если оно не погибает) состояние покоя; в этом случае дыхание и некоторые другие функции заторможены, но продолжаются. Крайние температуры помимо ограничений физиологических функций могут вызвать смерть всех или части особей данной популяции, т.е. полностью элиминировать (исключить) их из данного местообитания. Адаптация растений к низким или высоким температурам без проявления необратимых повреждений происходит тремя путями: 1. Активный путь — усиление сопротивляемости, развитие регуляторных способностей, дающих возможность осуществлять жизненные функции организма, несмотря на отклонения температур от оптимума. Обеспечивается физико-химическими свойствами цитоплазмы. В зачаточной форме проявляется у некоторых высших растений; 2. Пассивный путь — это подчинение жизненных функций организма ходу внешних температур. Недостаток или избыток тепла вызывает угнетение жизнедеятельности, что способствует экономному использованию энергетических запасов. И как итог — повышение устойчивости клеток и тканей организма. Данный путь приспособления характерен для всех растений;
3. «Избегание», т.е. наличие у растений определенных механизмов, приспособлений, препятствующих повреждению критическими температурами. У растений выработались такие жизненные циклы, когда наиболее уязвимые стадии развития проходят в самые благоприятные по температурным условиям периоды года. Наиболее эффективным «избеганием» будет защищенность почек возобновления (снегом, подстилкой, почвой, т.д.), что использовано Раунклером при построении системы жизненных форм. К «избеганию» относятся охлаждение листьев при отражении падающей инсоляции, расположение их под углом к солнечным лучам. Весьма эффективными формами «избегания» воздействию высоких температур обладают эфемеры и эфемероиды жарких пустынь.
Зимостойкость
Зимостойкость — это способность переносить комплекс неблагоприятных абиотических факторов зимнего периода, таких как, повреждения морозом, выпревание, зимнее иссушение, вымокание, выпирание и повреждения в результате образования ледяной корки. Этот признак во многом определяет долговечность и продуктивность растений. Различают такие понятия как холодо- и морозоустойчивость. Холодоустойчивость — это способность растений длительное время переносить низкие, но положительные (от +1 до +10°С) температуры. Морозостойкость — устойчивость к действию отрицательных критических температур, характерных для зоны распространения вида. Устойчивость к морозам начинает развиваться в конце лета при сокращении долготы дня и снижении ночных температур. В это время заканчивается интенсивный терминальный рост, затухает активность камбия, растение вступает в период покоя. Начинается явление закаливания, то есть происходит комплекс многих физиологических и биохимических процессов, которые обеспечивают растению морозоустойчивость. Первая фаза закаливания проходит в природных условиях при низких положительных температурах (от +10°C до 0°C) и небольших ночных заморозках. Вторая фаза закаливания, то есть резкое повышение морозоустойчивости, происходит уже в замерзающих растениях при таких отрицательных температурах, которые еще не повреждают клетки (–5°C…–10°C). Закаливание может происходить и у начавших прорастать семян, если подвергать их воздействию переменных температур. При кратковременном воздействии холода молодые проростки не повреждаются. Закаливание вызывает ускорение скороспелости (у томатов созревание плодов происходит на две недели раньше) и повышается урожайность. Большую роль в данном процессе играют внешние условия, например, у озимых процесс закаливания происходит только на свету при температуре больше 0°; в темноте эти растения с понижением температуры снижают свою устойчивость.
В период закаливания у древесных пород происходит обезвоживание протоплазмы; изменение состояния воды в клетках, гидролиз крахмала, накопление защитных веществ фенольной природы; неорганический фосфор включается в фосфорорганические соединения, увеличивается содержание фосфора эфиросахаров в коре побегов и ветвей. Чем ниже температуры закаливания, тем выше морозостойкость растения. Интересно, что большинство факторов, повышающих устойчивость к холоду, одновременно делают растение и более засухоустойчивым. В зависимости от условий замерзания и свойств клеток, определяемых как наследственностью, так и влиянием внешних условий, механизмы морозоустойчивости различны. Для многих растений основным механизмом их морозоустойчивости в закаленном состоянии является обезвоживание клеток до определенных пределов. Например, N. Tyler и C. Stushnoff (1988) отмечают, что почки яблони в середине зимы выдерживали потерю воды на 70-80%, но в августе-сентябре они повреждались уже при слабом обезвоживании. Способность избегать кристаллизации воды внутри клеток с образованием льда в межклетниках — это второй механизм морозоустойчивости. И третий — глубокое переохлаждение воды в клетках. Устойчивость растений к холоду неодинакова на разных стадиях онтогенеза. Наиболее чувствителен к холоду гинецей, цветки чувствительнее плодов и листьев, листья и корни — стеблей. Очень чувствительна меристема конуса нарастания, поэтому огромное значение имеют органы защиты почек. Древесина может отмереть и образовать так называемые «морозные кольца». Особенно опасны зимние холода при внезапных понижениях температур. Гибель клетки и растения при температуре ниже нуля может быть вызвана свертыванием белков, особенно у южных растений. Сезонная приспособленность типична почти для всех внетропических видов. Весеннее снижение морозостойкости (потеря закалки) обусловлено — «изнеживанием», вызываемым теплыми днями (даже среди зимы). Морозостойкостьимеет довольно большое значение в распределении видов. В лиственных лесах умеренной зоны морозостойкость надземных, малозащищенных частей гораздо выше, чем подземных. Особенно опасны поздно начинающиеся зимы, когда длительная тёплая погода «изнеживает» растения. Опасны и весенние заморозки. Мороз может оказывать и иссушающее действие (например, ветер). Приспособлением, предупреждающим зимнее иссушение, служит листопад. Деревья фактически не защищены от усиленной транспирации, а кустарники — защищены снегом. Мороз может вызвать и механические повреждения,особенно стволов деревьев. Эти повреждения могут стать «воротами» проникновения паразитических грибов и других инфекций. Однако холод оказывает и некоторое стимулирующее влияние на растения; не испытав воздействия низких температур в течение определённого времени, многие растения не переходят к репродукции. Низкие температуры часто необходимы для стимуляции образования цветочных почек, т.е. их стратификации, а воздействие низких температур на влажные, наклюнувшиеся семена называется яровизацией. Отрицательная роль подобного воздействия в том, что двулетники могут завершить свой жизненный цикл в первый год. Жароустойчивость Растения светлых, сухих и прогреваемых местообитаний более стойки к жаре, чем растения, выросшие в тени. При выраженности жаростойкости иногда различают три группы растений: 1. Нежаростойкие — способные эффективно снижать свою температуру за счет транспирации (мягколистные растения); 2. Жаровыносливые — растения сухих, солнечных местообитаний. Могут выдерживать кратковременный перегрев до 60° С; 3. Жаростойкие — главным образом низшие растения (термофильные бактерии и сине-зеленые водоросли). Приспособлениями растений, защищающими их от тепловых повреждений, служат: 1. Толстая листовая пластинка, снижающей перегрев; 2. Вертикальная ориентация листьев, когда лучи не могут падать на них перпендикулярно; 3. Беловатая окраска поверхности, экранирующая инсоляцию; 4. Опушение или чешуйки, защищающие от перегрева глубже лежащие ткани; 5. Толстые слои пробковой ткани; 6. Высокое содержание углеводов и малое содержание воды в цитоплазме, высокая интенсивность транспирационного охлаждения.
ЗАДАНИЕ 1: Заполните таблицу, используя вышеизложенный материал:
ЗАДАНИЕ 2. Способность к закаливанию (морозостойкость) у плодовых деревьев располагается в следующем порядке по отношению к низким температурам: листовые почки — не одревесневшие побеги — корни — надземная часть — листья листопадных деревьев — цветочные почки. Есть ли в данной схеме ошибка? Если есть, то найдите её и исправьте, записав правильную схему морозостойкости у плодовых растений (используйте материал методического пособия). ЗАДАНИЕ 3. Заполните таблицу:
Контрольные вопросы (ответить письменно в тетради):
1. Возможна ли стойкость растений к экстремальным температурам без проявления необратимых проявлений? Как это проявляется? 2. Назовите основные формы льдообразования. 3. Какие внешние условия усиливают холодостойкость растений? 4. Как влияет устойчивость к холоду на засухоустойчивость растений? 5. В чём проявляется «изнеженность» растений? 6. Перечислите стимулирующие действия низких температур на растения?
Литература: 1. А.С. Степановских. Общая экология. — Курган.: ИПП «Зауралье». — 1996. 2. И.М. Культиасов. Экология растений. — Изд-во МГУ. — 1982. 3. Экологическая физиология животных. — Ч.1. Общая экологическая физиология и физиологическая адаптация. — М: Изд-во «Наука», 1979.
ТЕМА 2. Влияние на животных низких и высоких температур.
Цель: познакомить студентов со способами адаптаций разных групп животных к перенесению крайних температур. Задачи: 1. Изучить основные механизмы перенесения неблагоприятных условий животными. 2. Научить отличать способы адаптаций к экстремальным условиям у разных экологических групп животных.
Краткая теория вопроса.
Пойкилотермные живые организмы (не способны поддерживать постоянную температуру тела), холоднокровные распространены во всех средах, занимая различные по температурным условиям местообитания, вплоть до самых экстремальных. Фактически они обитают во всём диапазоне температур, регистрируемом в биосфере. Например, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие. Общая адаптация к различным температурным условиям обитания основывается на изменении тканевой устойчивости, которая во многом связана с термостабильностью белков и различной термической настройкой ферментных систем. Адаптация к действию низких температур связана с комплексом механизмов, блокирующих повреждающее влияние отрицательных температур на клетки и ткани. Например, ряд видов арктических и антарктических рыб характеризуется пониженной точкой замерзания жидкостей тела. Многие виды (особенно глубоководные) всю жизнь проводят при температуре воды порядка — 1,8°С в состоянии переохлаждения. У обитателей более поверхностных вод обнаруживаются сезонные колебания: летом точка замерзания соков тела находится в преде- Переохлажденное состояние холодноводных рыб поддерживается накоплением в жидкостях тела биологических антифризов — гликопротеидов, понижающих точку замерзания и препятствующих образованию кристаллов льда в клетках и тканях. У насекомых важную роль в переживании низких температур играет глицерин; у зимующих стадий ряда видов накопление этого вещества снижает точку переохлаждения до – 26°… – 37° С и даже ниже (у зимующих под корой ели личинок Polygraphus polygraphus – 39° С.) У насекомых и некоторых других беспозвоночных функционируют и другие биологические антифризы — как низкомолекулярные (сахара), так и высокомолекулярные (белки, гликоген), благодаря которым при акклиматизации к низким температурам повышается процент связанной воды. Способность растений, животных и микроорганизмов переносить как низкие, так и высокие температуры повышается при обезвоживании тканей. Например, обезвоженные коловратки переносили замораживание при температуре –190° С. В качестве важнейшего условия для перегревания следует учитывать величину влажности, от которой зависит теплоотдача, сохранение водного равновесия в организме. Причиной смерти беспозвоночных и рыб при повышении внешних температур принято считать коагуляцию белков, связанную с этим деструкцию ферментов, накопление в организме продуктов обмена веществ (нередко токсического характера), освобождение из тканей некоторых липидных фракций. Продолжительность переносимого перегревания зависит от предварительной акклиматизации к теплу, уровня обмена веществ, возраста, пола, размеров живых организмов, характера питания и состояния водного баланса, эффективности и скорости перестройки физиологических систем тела, наличия или отсутствия ограничения движений. При адаптации к действию высокой температуры у пойкилотермных организмов широко распространено использование охлаждающего действия испарения влаги. У животных испарительная функция связана с органами дыхания. Например, насекомые достаточно эффективно регулируют температуру тела открыванием и закрыванием дыхалец. У ряда видов рептилий регистрируется возрастание частоты дыхательных движений при повышении температуры среды и (или) тела сверх определенного порога. Многие виды черепах используют для охлаждения испарения слюны, которой они смачивают поверхность кожи головы и передних конечностей. Некоторые черепахи используют мочу, обрызгивая ею кожу задних конечностей (эта реакция проявляется лишь при определенной степени перегрева и заметно затормаживает дальнейшее нарастание температуры тела). У животных помимо испарительной теплоотдачи адаптации такой направленности могут быть связаны с сосудистой регуляцией. У многих ящериц расширение поверхностно расположенных сосудов эффективно увеличивает скорость кровотока в них, а, следовательно, и уровень отдачи тепла в окружающую среду. Для животных характерен ещё один способ приспособления к температурным условиям среды — адаптивное поведение. У низших форм оно выражено в виде простых актов положительного или отрицательного термотропизма, а у более высокоорганизованных групп – набором достаточно сложных поведенческих реакций. Существуют два главных принципа поведенческой терморегуляции: 1. Активный выбор мест с наиболее благоприятным климатом; 2. Смена поз. Многие животные не только перемещаются на солнечные участки (пресмыкающиеся, некоторые насекомые), но и принимают специфические позы, при которых увеличивается или уменьшается поверхность, прогреваемая прямыми солнечными лучами (морские игуаны при перегреве ориентируют тело головой к солнцу, «прячась» в собственной тени). Многие черви, моллюски, ракообразные, многоножки используют естественные укрытия с оптимальным микроклиматом или делают собственные. Эндотермия — важное свойство, благодаря которому снижается зависимость жизнедеятельности организма от внешней среды (птицы, млекопитающие). Теплообмен со средой сбалансирован. Этот температурный интервал называют термонейтральной зоной. Уровень обмена веществ в этой зоне минимален. Понижение температуры среды за пределы термонейтральной зоны вызывает рефлекторное повышение уровня обмена веществ и теплопродукции до уравновешивания теплового баланса организма в новых условиях. В силу этого температура тела остаётся неизменной. В исследованиях, проведённых на Крайнем Севере Ю.Ф. Пастуховым (1974), было показано, что у полярных полёвок и леммингов степень адаптации к холоду резко отличалась у животных различного веса. Животные, имеющие меньшие размеры тела, являются более адаптированными к холоду. Повышение температуры среды за пределы термонейтральной зоны также вызывает повышение уровня обмена веществ, вызываемого включением механизмов активизации отдачи тепла. По достижении определённого порога механизмы усиления теплоотдачи оказываются неэффективными, начинается перегрев и гибель организма. Главное приспособление гомойотермных (теплокровных) организмов, определяющих уровень теплоотдачи — строение теплоизолирующих покровов (перья, волосы). Значение теплоизоляции — уменьшение теплопотери, поддержание гомойотермии с меньшими энергетическими затратами. Это важно при обитании в условиях устойчиво низких температур. Адаптивные изменения теплоизолирующей функции покровов сводятся к перестройке их структуры, включающей соотношение различных типов волос или перьев, их длину и густоту расположения. Степень распушенности волос или перьев может быстро меняться в зависимости от температуры воздуха и от активности самого животного. Эта форма регуляции теплоотдачи действует при низкой температуре среды и обеспечивает быстрый и эффективный ответ на нарушение теплового баланса, требуя меньших затрат энергии. У млекопитающих, имеющих потовые железы, при перегреве организма усиливается потоотделение. Во многих случаях эта реакция – главный путь поддержания теплового баланса. При высокой температуре эффективен также охлаждающий механизм испарения влаги с поверхности слизистых оболочек ротовой полости и верхних дыхательных путей (например, у верблюда при жаре частота дыхания возрастает до 8 – 18 дв./ мин, норма – 6-11, у собак – 300 –400 дв./ мин., при норме 20 – 40). Специфическая функция регуляции теплоотдачи присуща и лишенным оперения лапам птиц. Изменение просвета артериальных и венозных сосудов, тесно соприкасающихся друг с другом, эффективно увеличивает теплоотдачу при перегреве и менее эффективно компенсирует тепло в организме при холодах. Например, у уток в лапах теплопотеря уменьшается на 14 – 30%. Аналогичные теплообменные структуры имеются у арктических чистиковых, у пингвинов; подобные приспособления характерны для ластоногих. Во многих экологических ситуациях, когда неблагоприятная температура сочетается с малой доступностью кормов (суровая снежная зима, жаркие засушливые сезоны) эффективным дополнением к вышеперечисленным адаптациям служат сложные формы приспособительного поведения. Одна из распространенных форм терморегуляторного поведения — использование особенностей микроклимата: 1. Выбор мест, укрытых от ветра (например, в тростнике температура выше на 5-8°С, чем на открытом пространстве); 2. Образование тесных скоплений на ночёвках (пищухи собираются группами по 20 особей; характерно и для грызунов); 3. Использование теплоизолирующих свойств снежного покрова (под снегом температура выше внешней на 15–18 градусов); 4. Сооружение гнёзд, нор и других убежищ с благоприятным микроклиматом; 5. Использование поз, экономящих расход энергии; 6. Сезонные перемещения; 7. Адаптивный характер суточной активности. В экологически напряжённых условиях, при которых затруднено эффективное функционирование терморегуляторных систем, некоторые виды млекопитающих и птиц обладают способностью к впадению в состояние оцепенения, т.е. способны снижать регулируемую температуру тела и вновь её восстанавливать. При этом животное обычно находится в каком-то укрытии и лежит неподвижно, не проявляя внешних признаков жизни. Уровень метаболизма значительно снижен, дыхание редкое, часто незаметное при визуальном наблюдении. После выхода из оцепенения животные полностью восстанавливают свои функции. Обратимая гипотермия (состояние организма, характеризующееся пониженной температурой тела) выражена в трех основных формах: 1. Нерегулярное оцепенение, прямо связанное с неблагоприятными условиями (стрижи, ласточки, некоторые сумчатые, многие грызуны); 2. Суточные циклы смены активного состояния и оцепенения (многие виды колибри и летучие мыши); 3. Сезонные циклы: зимняя спячка (грызуны, рукокрылые, сумчатые, насекомоядные, медведи). У птиц и млекопитающих нет прямой зависимости перехода в гипотермическое состояние от температуры среды. Непосредственным стимулом служит определенная степень истощения организма, вызванная ухудшением кормовых угодий. Сезонная гипотермия сопряжена с определенной физиологической подготовкой организма: накоплением жировых запасов, перестройкой эндокринной системы. Для большинства зимоспящих видов характерны спонтанные пробуждения в течение периода спячки. Выход из спячки регулируется на основе эндогенных сезонных ритмов. Лишь у некоторых млекопитающих с недостаточно эффективной системой терморегуляции изменения внешней температуры имеют более прямое влияние. Биологическое значение обратимой гипотермии во всех её формах сходно — это приспособление к переживанию резко неблагополучных условий. Эффект адаптации — экономия затрат энергии в условиях экологической невозможности восполнения энергоресурсов организма.
ЗАДАНИЕ 1. Дайте определение «пойкилотермных» и «гомойотермных» животных. Приведите примеры.
ЗАДАНИЕ 2. Заполните таблицу:
ЗАДАНИЕ 3. Из ниже приведённого списка выберите животных, для которых характерна обратимая гипотермия: заяц, лось, лягушка, ласточка, полёвка, летучая мышь, ёж, лиса, волк, бабочка-капустница, белка, колибри, медведь, воробей, грач, соловей.
ЗАДАНИЕ 4. Подобрав правильный ответ, продолжите фразы (ответов может быть несколько): 1. К биологическим антифризам относятся а) глицерин; б) аминокислоты; в) вода. 2. Обезвоживание тканей помогает переносить: а) повышенную кислотность почвы; б) повышенную температуру; в) низкие и высокие температуры. 3. Основными принципами поведенческой терморегуляции служат: а) смена поз; б) смена хозяина; в) смена места обитания. 4. В термонейтральной зоне уровень обмена веществ а) оптимален; б) минимален; в) максимален. 5. В экологически напряжённых условиях, при которых затруднено эффективное функционирование терморегуляторных систем, некоторые млекопитающие и птицы способны а) впадать в оцепенение; б) сооружать норы; в) мигрировать; г) правильного ответа нет
ЗАДАНИЕ 5.
Ответьте на следующие вопросы (письменно в тетрадях):
1. На чём основана общая адаптация к температурным условиям обитания? 2. Назовите два главных принципа поведенческой терморегуляции у пойкилотермных животных. Приведите примеры. 3. Что такое «эндотермия»? 4. Как проявляются формы приспособительного поведения у гомойотермных организмов? Приведите примеры.
Литература:
1. Одум Ю. Экология. Т.1 – 2. – М.:Мир, 1986. 2. Раменский Л.Г. Избранные работы. Л.:Наука, 1971. 3. Степановских А.С. Общая экология. – Курган: ИПП «Зауралье», 1996. – 464 с. 4. Экологическая физиология животных. Ч.1. Общая экологическая физиология и физиологическая адаптация. — М: Изд-во «Наука», 1979.
ТЕМА 3. Солнечная энергия. Её влияние на живые организмы. Цель – познакомить студентов с количественными (температура) и качественными (свет) характеристиками солнечной энергии. Задачи: 1. Познакомить с составом солнечного спектра и его влиянием на организмы. 2. Изучить адаптации растений и животных к температуре и свету.
Краткая теория вопроса.
Солнечная энергия распространяется в пространстве в виде электромагнитных волн (световая и тепловая энергии). Для организмов важными являются длина волны, его интенсивность и продолжительность воздействия. Свет – первичный источник энергии, без которого невозможна жизнь на Земле. Около 99 % всё энергии солнечной радиации составляют лучи с длиной волны (170-4000 нм), в том числе 48 % приходится на видимую часть спектра (390….760 нм), 45 % - на близкую инфракрасную (760…. 4000 нм) и около 7 % - на ультрафиолетовую (< 400 нм). Преимущественное значение для фотосинтеза имеют лучи с = 380 … 710 нм. Длинноволновая (дальняя инфракрасная) солнечная радиация (> 4000 нм) незначительно влияет на процессы жизнедеятельности организмов. Ультрафиолетовые лучи с длиной 320 нм в малых дозах необходимы животным и человеку, так как под их действием в организме образуется витамин Д. При прохождении через атмосферный воздух солнечный свет отражается, рассеивается и поглощается. Чистый снег отражает примерно 80 – 95 % солнечного света, загрязнённый – 40 – 50 %, черноземная почва – до 5 %, сухая светлая почва – 35 – 45 %, хвойные леса – 10 – 15 %. Важное значение для растений имеет интенсивность освещения. По отношению к освещенности они подразделяются на светолюбивые (гелиофиты), тенелюбивые (сциофиты) и теневыносливые (факультативные гелиофиты). Первые не выносят тени, вторые – яркого солнечного света, теневыносливые имеют широкий диапазон толерантности к свету. К гелиофитам относятся мать-и-мачеха, одуванчик, верблюжья колючка, нивяник обыкновенный, берёза бородавчатая, сосна обыкновенная и др. Факультативные гелиофиты – культурные растения (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза и т. д.) и большинство видов лесной зоны (спирея обыкновенная, герань обыкновенная и др.), многие комнатные растения тропического происхождения (седум, сальвиния и др.). Сциофитами являются ландыш майский, недотрога, папоротник-орляк, герань лесная и др. Свет играет большую и разнообразную роль в различных жизненных процессах у животных, что определяется его физическими свойствами. Биологическое действие радиации (ионизирующее излучение) осуществляется на субклеточном уровне (ядра, митохондрии, микросомы). При небольших дозах повреждающий эффект может сменяться стимулирующим. Ионизирующая радиация при действии н7а генетический аппарат вызывает мутационные изменения. Ультрафиолетовая радиация обладает канцерогенным (вызывает опухоли) действием, а также инактивируют в коже клетки Лангерганса, отвечающие за её иммунитет, активируют некоторые микробы. Однако, лучи от 300 нм стимулируют процессы клеточного синтеза (например, повышается продуктивность молодняка сельскохозяйственных животных при их облучении). Под действием этих лучей в организме синтезируется витамин Д, регулирующий обмен Са и Р, а соответственно нормальный рост и развитие скелета (например, «солнечное купание» свойственно многим птицам, лисам и барсукам). Видимая часть спектра важна для животных, так как это связано с ориентированием в окружающей среде.. Многие ночные виды ориентируются с участием органов зрения, так как абсолютная темнота в сфере обитания животных встречается редко. Ослабление интенсивности света вызывает адаптивные перестройки органов зрения (совы, козодои, некоторые ночные млекопитающие). Обитание в условиях полной темноты, как правило, связано с редукцией органов зрения (виды, обитающие в пещерах и многие почвенные организмы). В океане интенсивность освещения падает с глубиной. У рыб, обитающих на мелководье, где спектральный состав света мало отличается от суши, имеется в сетчатке большой процент колбочек, чувствительных к красному цвету. Среди глубоководных рыб большинство имеют в сетчатке лишь один тип палочек, чувствительных к синему свету. Дальнейшее увеличение глубины связано у одних видов с редукцией органов зрения, а у других – с развитием гипертрофированных глаз, воспринимающих очень слабый свет. Последнее в значительной степени определяется наличием на больших глубинах светящихся организмов, способных иногда создавать освещение порядка 10 -2 мкВт/см2, что выше порога световой чувствительности животных. Биологическое свечение используют многие рыбы, образуя симбиотическ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|