Опыт действия лизоцима на различные виды микробов
В 5 пробирок наливают по 0,9 мл 0,5% раствора поваренной соли, после чего в первую пробирку добавляют 0,1 мл лизоцима и готовят десятикратные разведения путем переноса из предыдущей пробирки в последующую по 0,1 мл до разведения 1: 10000 (четвертая пробирка). Пятая пробирка, контрольная, она не содержит лизоцима. Во все пробирки вносят по 0,5 мл стандартизованной одномиллиардной взвеси Е. coli, содержимое пробирок перемешивают и помещают в термостат при 37° на 3 часа, после чего учитывают результаты и отмечают наибольшее разведение лизоцима, вызвавшее лизис микроорганизмов. Для приготовления одномиллиардной взвеси бактерий необходимо взять односуточную культуру бактерий на скошенном МПА и смыть 0,5% раствором поваренной соли. Для смыва в пробирку с культурой микробов стерильно добавляют пипеткой 1—1,5 мл 0,5% раствора поваренной соли, вращая пробирку между ладонями. Полученную суспензию стерильной пипеткой перемещают в пустую пробирку и стандартизуют по оптическому стандарту, разводя имеющуюся суспензию микробов до 1 млрд. микробных тел в 1 мл 0,5% раствором хлористого натрия. Морфология бактерий – размер, форма и взаимное расположение бактериальных клеток Схема описания морфологии бактерий в мазке : 1. Форма 2. Размеры 3. Характер концов (для палочек) 4. Взаиморасположение Контрольные вопросы: 1. Какие виды и формы иммунитета Вы знаете? 2. Перечислите факторы неспецифической резистентности. 3. Охарактеризуйте пути активации комплемента. 4. Механизмы действия интерферонов. 5. Назовите стадии фагоцитоза 6. Какова биологическая роль незавершенного фагоцитоза?
Обязательная: 1.Хаитов P.M., Игнатьева Г.А.,Сидорович И.Г. Иммунология:Учебник.—М.:Медицина,2000.— 432 с: ил.(Учеб. лит. для студ. медвузов).
2.Ковальчук Л.В и др. Иммунология: практикум: учеб. пособие – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 176 с. 3.Поздеев О.К. Медицинская микробиология / под ред. акад. РАМН В.И. Покровского - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2001. – 768 с. 4.Борисов Л.Б. Руководство к практическим занятиям по микробиологии. М. 1997 г.
Дополнительная: 1.Генкель П.А., Микробиология с основами вирусологии. М.,1974 г. 2.Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: учебник для мед. вузов.- 3-е издание, испр. и доп. – СПб, СпецЛит. 2002. – 591 с. 3.Борисов Л.Б., Смирнова А.М., Медицинская микробиология, вирусология, иммунология, М., Медицина. 1994 г. 4.Тимаков В.Д., Левашов В.С., Борисов Л.Б. Микробиология. М. 1983 г. Тема № 3: ИММУНИТЕТ: АНТИГЕНЫ И АНТИТЕЛООБРАЗОВАНИЕ, ИММУННЫЕ РЕАКЦИИ.
Цель: Познакомиться со строением и свойствами антигенов и антител, познакомиться с основными формами иммунного реагирования. Познакомиться с особенностями протекания реакций Аг+Ат. Научиться осуществлять постановку ориентировочной и развернутой реакции агглютинации
Вопросы для самоподготовки: 1. Антигены. Химическая природа, антигенность, иммуногенность, специфичность, детерминантные группы. Гаптены. Т-зависимые и Т-независимые антигены. Микробные антигены, 2. Антитела. Классификация, строение. Биологическая роль. 3. Схема иммунного ответа. Первичный и вторичный иммунный ответ. 4. Динамика накопления антител, фазы антителообразования. Иммунизация и гипериммунизация, ревакцинация. 5. Механизм реакций АГ+АТ. Стадии и компоненты 6. Реакция агглютинации. 7. Получение диагностических препаратов (агглютинирующая сыворотка, диагностикум. План: Программа: 1.Строение и свойства антигенов. 2.Строение и свойства антител. 3.Основные формы иммунного реагирования. 4.Методы выявления и идентификации специфических антигенов, основанные на реакциях связывания антигена с антителами, проявляющихся изменением свойств антигена: реакция агглютинации.
Демонстрация: 1. Наборы ингредиентов для реакции агглютинации. 2. Постановка ориентировочной реакции агглютинации 3.Результаты постановки развернутой реакции агглютинации
Задание студентам: 1.Зарисовать схемы первичного и вторичного иммунного ответа, отметить сходства и различия. 2.Поставить ориентировочную реакцию агглютинации на стекле с целью идентификации выделенной чистой культуры бактерий. Сделать заключение по результатам реакции. 3. Поставить развернутую реакцию агглютинации для определения серотипа бактерий. 4.Протоколировать и оценить результаты развернутой реакции агглютинации.
Информационный материал ОСНОВНАЯ СХЕМА ИММУННОГО ОТВЕТА
1. Антиген, попадая в организм, в первую очередь сталкивается с естественными барьерами – кожей, слизистыми оболочками и т.д. Многим микроорганизмам не удается преодолеть их. 2. Если вторжение все же произошло, антиген встречается с фагоцитирующими клетками. 3. Макрофаг (фагоцит) пожирает и переваривает антиген. 4. Если он не справляется с ним самостоятельно, то представляет на поверхности своей мембраны информацию о проникшем враге. Это сигнал Т- или В- лимфоцитов. 5. В ответ на полученный сигнал о вторжении в периферических органах иммунной системы начинается отбор клеток, необходимых для борьбы именно с этим антигеном. Образуется клон соответствующих клеток. Одновременно формируется небольшое количество клеток памяти. 6. «Солдаты» вступают в бой.
ИММУНОЛОГИЧЕСКИЙ ОТВЕТ ПО КЛЕТОЧНОМУ ТИПУ Иммунный ответ на различные антигены может происходить по-разному. Если в борьбу вступают Т-клетки, это называется иммунный ответ по клеточному типу. 1. Антиген встречает первые препятствия – кожу и т.д. 2. Макрофаг поглощает антиген и представляет его на мембране. 3. Информация о противнике передается Т-хелперу. 4. Т-хелпер способствует формированию клона Т-киллеров. Образуются клетки памяти. 5. Т- киллеры способны разрушать вторгшиеся «чужие» клетки и клетки, зараженные вирусом. 6. Реакция завершается при участии Т- подавляющих клеток.
ИММУНОЛОГИЧЕСКИЙ ОТВЕТ ПО ГУМОРАЛЬНОМУ ТИПУ С ПОМОЩЬЮ Т- ХЕЛПЕРОВ
При проникновении бактерий и некоторых вирусов может понадобиться гуморальный ответ. Возможны два его варианта: с участием Т- хелперов и без их вмешательства. 1. Проникновение антигена. 2. Поглощение антигена и появление информации о нем на макрофаге. 3. Передача информации Т- хелперу. 4. Т – хелпер способствует активации В-клеток. Образуются клетки памяти. 5. В - клетки превращаются в плазматические клетки, способные к синтезу антител. 6. Плазматическая клетка вырабатывает именно те антитела, которые нужны для борьбы с поступившим антигеном. Они связывают его, образуя иммунный комплекс. 7. Комплекс антиген – антитело захватывается макрофагом и разрушается. 8. Завершение иммунологической реакции происходит при участии Т- подавляющих клеток.
ИММУНОЛОГИЧЕСКИЙ ОТВЕТ ПО ГУМОРАЛЬНОМУ ТИПУ БЕЗ ПОМОЩИ Т- КЛЕТОК 1. Проникновение антигена. 2. Поглощение антигена и представление его на макрофаге. 3. Информация с макрофага передается на В – клетку. 4. В – клетки превращаются в плазматические клетки, вырабатывающие антитела. 5. Антитела связывают антигены. 6. Комплекс антиген – антитело удаляется макрофагом.
Для развития эффективного иммунного ответа необходимо участие целого ряда эффекторных и регуляторных клеток иммунной системы, клеток, участвующих в реакциях воспаления, гемопоэтических и других типов клеток. Взаимодействие между этими клетками осуществляется с помощью цитокинов. Цитокины – эндогенные низкомолекулярные белковые регуляторы, принимающие участие в наиболее эффективном проявлении иммунного ответа. Цитокины в основном играют регулирующую роль в межклеточных взаимодействиях, активируя или, ингибируя активность определенных клеток. Некоторым цитокинам свойственна прямая эффекторная функция. Цитокины секретируются разными типами клеток, в основном разными популяциями лейкоцитов, и действуют локально от клетки к клетки, соединяясь со специфическими высокоаффинными рецепторами.
Термином «цитокины» объединяют разнообразные факторы роста, интерфероны, хемокины и интерлейкины. В настоящее время идентифицировано около 80 цитокинов. Однако предполагают, что их количество приближается к 1000.
Реакция агглютинации Агглютинацией называется склеивание микробов или других клеток при воздействии на них иммунной сыворотки, содержащей антитела-агглютинины. Реакция агглютинации проявляется в том, что в равномерной взвеси клеток, например, бактерий, при добавлении иммунной сыворотки происходит скучивание клеток, образование зернышек или хлопьев, которые постепенно оседают на дно, жидкость же над осадком совершенно просветляется. Однако зернышки или хлопья образуются только в том случае, если реакция происходит в присутствии электролитов. Таким образом, для проявления реакции агглютинации нужно иметь: 1) антиген (агглютиноген) в виде взвеси клеток, 2) антитела (агглютинины в виде иммунной сыворотки) и 3) электролиты — обычно физиологический раствор. Внешнее проявление положительной реакции агглютинации бактерий имеет двоякий характер в зависимости от свойств антигена: у безжгутиковых бактерий, имеющих только один соматический или 0-антиген, происходит склеивание непосредственно самих микробных клеток, и образующиеся кучки имеют вид мелких компактных зернышек. Такая агглютинация называется тонкозернистой; она происходит медленно — в течение 18—22 часов. У бактерий со жгутиками имеется два антигена — соматический, О-антиген, в самой клетке и жгутиковый, Н-антиген, находящийся в жгутиках. Клетки склеиваются друг с другом жгутиками и образуют рыхлые крупные хлопья. Такая агглютинация называется крупнохлопчатой; она наступает быстро — в течение 2—4 часов.
Реакция агглютинации, благодаря своей специфичности, простоте постановки и демонстративности, получила широкое распространение в микробиологической практике для диагноза многих инфекционных заболеваний: брюшного тифа, паратифов, дизентерии, холеры, сыпного тифа, бруцеллеза и т. д. Ею пользуются с диагностической целью в двух направлениях. 1. Для определения выделенного из какого-либо субстрата неизвестного микроба. В этом случае агглютинацию ставят с определенной, заранее приготовленной агглютинирующей сывороткой, полученной путем иммунизации кроликов определенным видом бактерий и, следовательно, содержащей агглютицины в отношении этих бактерий. В качестве антигана берут культуру неизвестного исследуемого микроба; положительный (результат (реакции указывает, что неизвестный микроб идентичен тому, который был взят в качестве антигена для приготовления агглютинирующей сыворотки.
2. Для обнаружения агглютининов к тому или другому определенному виду бактерий в сыворотке больного. В этом случае для агглютинации берут определенную лабораторную культуру бактерий (или несколько культур разных видов) в качестве антигена и сыворотку больного; положительный результат агглютинации указывает на то, что в сыворотке больного имеются агглютинины к определенному, известному виду микроба, т. е. что данный микроб является возбудителем заболевания, в процессе которого в сыворотке больного накопились защитные антитела. В качестве примера можно привести использование реакции агглютинации для диагноза брюшного тифа. На первой неделе болезни в посеве из крови больного обнаруживают бактерий и для того, чтобы установить, что эти бактерии являются брюшнотифозными палочками, ставят реакцию с лабораторной брюшнотифозной агглютинирующей сывороткой: если наступит агглютинация выделенных из крови больного неизвестных бактерий, это значит, что они являются брюшнотифозными бактериями. Начиная со второй недели болезни, диагноз брюшного тифа устанавливают путем обнаружения в сыворотке больного антител-агглютининов. Для этого ставят реакцию агглютинации с сывороткой больного и с лабораторной культурой брюшнотифозных бактерий (обычно в опыт вводят еще культуры паратифа А и паратифа В): наступившая агглютинация покажет наличие агглютининов к брюшнотифозной палочке (или одной из паратифозных) в сыворотке больного, которые появились у него в процессе заболевания брюшным тифом. Эта реакция носит наименование реакции Видаля и широко применяется для диагноза брюшного тифа. Аналогичная реакция агглютинации для постановки диагноза сыпного тифа называется реакцией Вейль-Феликса, для диагноза бруцеллеза — реакцией Райта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|