Основные этапы жизни и творчества А.С. Грибоедова.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Использованные обозначения.
Основные этапы жизни и творчества Н.М. Карамзина. · родился: 1 дек 1766 в небольшом имении близ смимбирска, детские годы – в деревне · Θ: симбирский пансион → частный пансион (≈ универ) → гуманитарное · с 1783 – служба в армии (записан в полк с детства), но интерес к литре → 1е µ – перевод Геснера «Деревянная нога» (1783) · смерть отца → повод в отставку → в Симбирск → познакомился с И.П. Тургеневым → уехал в Москву к издателю Новикову, переводил и редактировал (ж-л «Детское чтение») масонство · вместе с Петровым и Кутузовым поселились в доме Новикова · философские и эстетические концепции человека · реформы слога и (после) стиля · перевод поэмы Галлера «Происхождение зла» (¡ - зло – в самом человеке) · участвовал в изданиях Новикова, но далек от масонства →1789-путешествие за границу
· увлечение Шекспиром – перевод «Юлия Цезаря», (→ ¶ стихотворение «Поэзия» - мысль о высокой общественной роли поэта) Просвещение · увлечение Просвещением – Руссо и Лессингом главная ¡ - нравственной неповторимости личности, но социального неравенства · ↕ סּ на его отношение к франц. W, но она его волновала → во Франц. пишет рецензии на π µ-я в Р и Фр, «Моск-ий ж-л» (91-92) → в основном критика · становится выразителем сентиментализма (в Е – с 1790-х, в Р – с 1770, но с приходом К. становится главным) · ¡ - признает, что человека определяет не соц положение, а Ë мир · историч. обстановка – гл. – Ë мир → новые темы, жанры, слог, язык · 1793 – статьи «Что нужно у» - определил требования к литре сентиментализма (гл.- воздействие на чувства), а гл. в человеке – стремление к добру. · «Нечто о науках, искусствах и просвещении» - гимн человечеству, просвещению · 1801-1803 – возобновление «Моск-го ж-ла» - печатались поэты, К. – «Письма русского путешественника» (худож. µ) → успех у читателей · ¹= повести, стихотворения · повести – о современности (а не античн., вост., древн.) «БЛ» · автор – рассказчик / действующее лицо (J) · биография – принцип и условие построения Á · проблема супружеской неверности · проблема отношения личности и гос-ва Поэтическая деятельность · ¡ о роли поэзии · π-я лирика · 1793 – разочарование в ¡ Просвещения · автобиографизм · искусство выше жизни · J - новые O - баллада, дружеское послание, мадригалы Идейный кризис · 1794-95 – альманах «Аглай» - 2 тома · проблема – отношения добродетели с требованиями природы · «Сиерра-Морена» Революционный · вновь возвращается к истории, к Франции · 1797 – статья «Несколько слов о русской литературе» - рассуждения о W · гражданская активность писателя → 1801-1803 – ряд π µ
Новый расцвет · с 1802 – издает «Вестник Европы». правительственный либерализм → высказывается свободнее · неологизмы · простота, живость лит. языка · 1818 – принят в Р -ю академию → речь, последнее выступление · с 1804 – работа над «Историей гос-ва Р -го», но не отходил от соврем. проблем → 1811 – «Записка о древней и новой Р» - критика π Александра, преобразований · 1818 – выход «Истории», работал над ней до 1826 · 21 мая 1826 >
Основные этапы жизни и творчества В.А. Жуковского. · 29 янв 1783 в селе Мишенском Тульской губернии · незаконный сын богатого помещика Афанасия Ив Бунина и пленной турчанки → фамилия и отчество от крестного отца бедного дв-на → положение незаконного в семье → одинок в своей семье → нашел родственную среду в семье Протасовой, воспитательницы · Θ – в М -м университетском благородном пансионе(1797-1800) → лит. воспитание на классицизме + новой, сентиментальной поэзии · пишет φ и моралистические µ · сближение с семьей Тургеневых, Иван Петрович Тургенев – директор М-го универа и пансиона. Сын И.П. Тург. – Андрей – организатор Дружеского лит. общества → туда же Жук. → формирование взглядов в ром направлении · 1802 уезжает из М в Мишенскоет в семью I период · подражательность – влияние Кар. и Держ. сентиментализм · k «Майское утро» ¡ -жизнь – «бездна слез и страданий» · «Сел. кладбище» - перевод «Элегии, написанной на с. кл.» Грея → начинается хар-ным для эпохи чувствительным пейзажем · меланхолия – реальное психическое состояние II период, ром баллады (08-20) вершина творчества, он – центральная фигура группы молодого поколения писателей · отличие его баллад от предшествующих – наличие ром-ма (до него были, в т.ч. Карамзина) · 1808 – «Людмила» в ж-ле «Вестник Европы» («подражание Бюргеровой Леноре») – «обрусение баллады» · младшие карамзинисты – лит. противники (Катенин) Романтическая лирика (08-12) ¹ рождения русского ром-ма, ¹= АСП «КП» · в это ¹ создает лир. цикл, в кот. раскрываются «мечты поэта» · > друга, Андрея Тургенева + «неразрешенная» 9 к племяннице, Марии Протасовой · 1808 – послание «К Филарету» - тема > из «кладбища» теперь связаны с конкр. событиями
· → тема 9, понимается ром-ки: «Песня», «Певец» - из личной жизни период β 1812 · офицер в М-м ополчении, на Бородино → «Певец во стане…» · напечатан 1812 в «Вестнике Европы» + 1813 2 отдельных издания · вспоминает предков в назидание потомкам → за Родину → портреты полководцев · отмечает оборонительный характер β · это гражданская поэзия Расцвет романтики · 1814 – «Эолова арфа» -? о духовной близости людей при соц ≠ – возможно только в мире ром. мечты, кот должна столкнуться с миром реальности · это превосходство морального = над соц ≠ · 1815 k «Славянка» - ром осенний пейзаж Павловска → переживания о минувшем и грядущем III период · сближение со двором · 1823 > М. Протасова · 2/2 10-х гг - освободительное движение дворянских W-в-романтиков → Жук от них отстал · Ê «Рыцаря Тогенбурга» Шиллера – герой безнадежно пытается воскресить средневек-е i 123период мистического ром-ма Последний · лето 1831 – поселился в Царском селе, встречался с АСП и Гог. · «Сказка о царе Берендее» · 40-е гг – Ê «Одиссеи», цель – пробудить любовь к древним · 1841 – [ на дочери друга, художника Рейтерна, с этого ¹ живет в Германии · 12 апр 1852 > · 123 внес ром-м, но описал не чувство вообще, а свое конкретно.
Основные этапы жизни и творчества К.Н. Батюшкова. Константин Николаевич Батюшков · 1787 в Вологде, старинн. род, но бедн. → вынужден служить · Θ Спб пансион →языки · чиновник в мин-ве нар. просвещения. Эпикурейская лирика · 1805 принят ВОЛС, «Мечта», дебют в + сатира "Послание к стихам моим"; «К Хлое» » мечтой уносится в идеальный мир, к любимой женщине→забывает действ-ть » счастье мечты противопоставлено славе и суете · 07 записывается в народное ополчение → в Прусский поход, тяж. ранение → в отставку. Поэтическое самоопределение, пишет литературную сатиру "Видение на берегах Леты" → известен в лит кругах 2х столиц. · → в М, в круг М-х лит-в, особ. сближаясь с Жуком, Вяземским, знакомится с Кар. В.Г. Белинский: Жук и Бат – «тезис и антитезис» - не учитывал многообразие тв-ва Жука и специфику тв-ва Бата:
Жук – сюрреалист, психологизм, англо-герм-е мотивы, традиции, концепции Бат – эпикуреец, романская, античная лит традиции · Воспевание радостей земной жизни, дружбы, любви сочетается в его дружеских посланиях с утверждением Ë свободы поэта, его независимости. Послание «Мои Пенаты» 1811 » построено на противопоставлении скромной жизни поэта «богатству с суетой» » поэт дал бы уют убогому старику, но не «развратному счастливцу» · 12 → в Петербург, служит в Публичке, сослуживцы Крылов, Гнедич. период β 1812 · β 12 года → в М · β, захват и разрушение М + личные потрясения → духовного кризис → разочаровывается в ¡ просветительской φ→печальные тона поэзии («Разлука», «Тень друга», " К Дашкову " 1813) » образец гражданской поэзии – взволновано описывает бегство из М. » проникнуто патриотическим чувством · 13-14 в походе русской армии против Нап→k "Пленный", "На-развалинах замка в Швеции", "Переход через Рейн" и в очерках в прозе " Переход русских войск через Неман ", "Путешествие в замок Сирей". » по? близок к батальной поэзии класс-ма · подружился с будущими дек-ми, но побеждают m, роднящие с Жуком III период, консервативно-ром-й · 14-17 -приходит лит. успех и слава → отказ-ся от сатир и эпиграмм, появл-ся: 1. φ-е и †-е размышления (" К другу ", "Надежда", 15) » -по форме ≈ послание, по существу – медитативная элегия » конкр. адресат – Вяз, но обращается к любому носителю сис-мы взглядов, к кот. сам недавно относился » φ наслажд-я, хар-я для раннего Бата → обманчива, надежды на др. реал-ть → ждет > с » концепция двоемирия ≈ Жука поэтика Бата: » перифрастическая (переименования) » метонимичная » эмблематическая (избегает прямого значения, создает 2-ю реальность) ех –«мудрец молодой» - подмена » «где твои фалеры и розы» - атрибуты и эмблемы пира → все то, что сопровождало былые наслаждения » «дом счастья» - дом Вяза в М, где собирались поэты, во ¹ β сгорел. Это эпоха жизни и место наслаждения » крапива – не просто трава, а трава забвения 2. m Ť-й 9 ("Пробуждение", "Элегия", 1815) 3. m вечн. разлада творца с действ-ю ("Гезиод и Омир, соперники", " Умирающий Тасс ", 1817) » -о Таркватто Тассо, создателе нац-эпической поэзии в эпоху класс-ма » поэт, которого ждет триумф, умирает » тема античности · 1815 – основывается литературный кружок "Арзамас", участники Жук, Вяз, АСП Бат др. IV период · 1817 – выходит сборник Батюшкова " Опыты в стихах и прозе ":
1 том - очерки, переводы, морально-философские статьи, литературно-теоретические рассуждения, исследования о писателях прошлого, первый в русской литературе искусствоведческий очерк 2 том - стихи, сгруппированные по Oму признаку. · с франц. k древнегреч. поэтов – «О греч-й антологии» - воссоздал? и дух + «Подражание древним», · 1819 → в Ит, где участвует в дипломатической миссии. «Ты пробуждаешься, о Байя из гробницы» » ¡ - прекрасное уходит и невосстановимо · 1822 – Батюшков начинает ощущать признаки мании преследования, ставшей неизлечимой болезнью. Несмотря на заботу друзей, на лечение в лучших клиниках, вернуться к нормальной жизни Батюшкову не удается. Эта болезнь длилась 33 года. Последние годы он прожил у родственников в Вологде. · 1855 > от тифозной горячки.
Основные этапы жизни и творчества А.С. Грибоедова. · дата рождения – 1790? Брат и сестра – 1792(с), 1795 (б). И в целом биография Грибоедова загадочна. Эта загадочность ощущалась и современниками. Пушкин из «Путешествия в Арзрум»: в Россию везут тело Грибоедова. Далее так и не поняли, кто он и каков. · причастность к декабристам -1826 арестован, привезен в СПб, помещен на гауптвахту Генерального Штаба, доказал свою непричастность. «Общество» - Вольное общество любителей русской словесности. Но: 1. Гриб был предупрежден об аресте (ген. Юрмолов) 2. опытный чиновник 3. среди фаворитов Николая I родственник Паскевич · близок с многими дек-ми. Его ¡ в чем-то близки декабристским, и «Гоу» выявляет не только близость, но и удаленность. · смерть 1829 (посол в Персии). В Тегеране совершается нападение на русскую дипломатическую миссию, все убиты. Грибоедов опознан по простреленному на дуэли с Якубовичем мизинцу. Все пропало. · автор 1 µ. к XIX проф. Шляпкин: не писал · начал писать в студенческие годы, учась в М-м универе. Стихи, не дошли. Парод-я Ť «Дм. Дрянской». Не дошла, – об универ-х склоках, вражде м/д профессорами · 1814, служит в армии, находился в резервной части на западе России – дебют в печати – в «В.Е.» + «О кавалерийских резервах», «Письмо к редактору «В.Е. из Брестлиовска». · 1815 → в СПб и сближается с театральными кругами, примыкает к младоархаистам 1-й период 1815 – 1818 · 1815 – Ќ «Молодые супруги», в O светской Ќ. Популярный жанр. (µ с небольшим кол-м героев, с любопытной интригой, действие разворачивается в свете и присутствует установка на остроумие). На деле - переработка Ќ франц. Крезе де Лессера. · 1816 – участник - полемики о русской балладе и пишет статью «О разборе вольного перевода бюргеровой баллады «Ленора» · одним из авторов бытовой Ќ характеров «Своя семья» (=«Замужняя невеста»). (+Шаховской и Хмельницкий). Известно, какую часть писал Гриб. + и поставлено в СПб. Написана к бенефису актрисы Волберховой. Частые перевоплощения. Здесь показано искусство создания комических образов→ навыки, использованные в «Гоу». · 1818 «Притворная неверность» - вместе с драматургом Жандром. Это переработка х2 франц. писателя-барда, англ. писателя. Появляется герой, предвосхищающий Чацкого – Рославлев. Это странный человек, чуждый свету и обличающий свет в своих монологах. Частые обращения к Ê/ соавторство – от связи с театром. 1817 – прозаическая Ќ «Студент» - самая важная. Она ни поставлена, ни + не была, т.к. лит.-полемический х-р. Она была направлена против младших карамзинистов (Жук, Бат, АСП др.), особенно достается Батюшкову (нет простоты и ясности). Особенности творчества младших карамзинистов оказываются высмеяны и пародированы путем неуместного цитирования их сочинения, прямого столкновения их kй с быт. реальностью. → интересна для со¹в. · есть темы, интересные для людей любой эпохи - тема новаторов и консерваторов, W- в и конформистов, личности и общества, 9 тема.
2-й период -«Горе от ума» 1. Тема ума, галерею глупцов → ум – понятие неоднозначное → есть и связь и отличия от предшествующей ему традиции в разработке этой темы. 2. присутству правило трех единств → Гриб верен традиции. 3. нарушает принцип изображения героев (одна основная черта героя) 123 есть и связь и отличия от предшествующей ему традиции. Новизна: 1. развитие интриги - жизнь не попадает под литературные схемы 2. нарушение чистоты жанра 3. Связь «Гоу» с реализмом, романтизмом 3-й период -«Горе от ума» Мало сохранилось. Тема в «Хищники на Чегеме» (k) В тексте проявляется влияние «КП» АСП. Это попытка воссоздания иной психологии, иного хар-ра. Этот х-р предстает в своей двузначности, как мир горцев в «КП». Это свободные люди и вместе с тем это хищники. Носители и свободы и зла ¹=. «Там, где вьется Алазань» (k) Экзотика южной природы. «Грузинская ночь» (Ť) До нас дошел отрывок и пересказ оставшегося текста, принадлежащий Булгарину. Интерес к в, к ю, т.е. к экзотике. Пытался написать µ в O предромантической и романтической литры. Это O Ť рока. µ насыщено Ď-ми сценами, эффектными эпизодами. Речь идет о невинных героях, ставших жертвой преступлений своих предков. Есть грузинский князь, у князя есть дочь, у дочери есть кормилица, у кормилицы есть сын. Князь меняет сына кормилицы на коня, кормилица задумала месть – обращается к духам Али и в доме князя появляется демонический русский офицер, дочь князя в него влюбляется и с ним бежит. Князь их преследует, хочет убить офицера, убивает дочь. Кормилице мало, хочет убить князя, убивает сына. O Ť рока не получил развития. Тема истории Известно, что Гриб задумывал Ď из истории русско-половецких воин. Задумывал трагедию о Федоре Рязанском, есть свидетельства, что даже написал. Работал над драматическим прологом «Юность вещего», который посвящен Ломоносову. Кусок сохранился, Ломоносов трактуется в романтическом духе как избранник небес. «Драма о 1812 годе» Гриб под влиянием «БГ» АСП. Задумывает µ в O ист. хроники. Нарушено правило 3х ед-в. Это произведение с концепцией β 1812, кот. выдвинули дек-ты. Это народная β, победитель – народ. µ многогеройное, но среди персонажей выделяется некий крестьянин М. Ď простого чела, кр.кр. Грибоедов пишет о своеобразии русского народа, т.е. чисто романтическая проблематика верований, костюмов и т.д., и определяет русский народ как народ юный, не достигший зрелости, но выдвигающийся на какие-то рубежи и позиции. 123 эти пять лет Гриб движется к романтизму. А сами эти пять лет трактуются как кризис в творчестве Грибоедова. Это неверно, т.к. мы не имеем полной картины его сочинений. Есть только множество замыслов, но не знаем, что из этих активных поисков получается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|