Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы жизни и творчества А.С. Грибоедова.




Использованные обозначения.

 

µ- произведение Á - герой, персонаж Ş – сюжет ƒ - функция φ - философия π – политика ¡ - идея m - мотив η - право ŋ – причина β – война Ĉ- союз Ќ – комедия Ď – драма Ť – трагедия Ŕ - роман W - революция     Â -реформа $-деньги, торговля סּ - точка зрения k -стихотворение Θ – образование   ~ - конфликт O - жанр J - новаторство ¹ - время > - умер, смерть Ú - цель Ê - перевод i -мировоззрение [ - женился ☺ - образ + - печатать Z - символ 9 - любовь @ - армия, войско 7-тема !-традиции r-сражение - автор …-проблема Ñ - композиция џ – критика ⌂ - власть Í - внешний Ë - внутренний Î - принадлежать ? - стиль † - религия ‡ - церковь ¶ - писать ± - противоречивость ðобъявлять ♂ - побеждать √ - объем ô - поражение ü- основывать  

Основные этапы жизни и творчества Н.М. Карамзина.

· родился: 1 дек 1766 в небольшом имении близ смимбирска, детские годы – в деревне

· Θ: симбирский пансион → частный пансион (≈ универ) → гуманитарное

· с 1783 – служба в армии (записан в полк с детства), но интерес к литре → 1е µ – перевод Геснера «Деревянная нога» (1783)

· смерть отца → повод в отставку → в Симбирск → познакомился с И.П. Тургеневым → уехал в Москву к издателю Новикову, переводил и редактировал (ж-л «Детское чтение»)

масонство

· вместе с Петровым и Кутузовым поселились в доме Новикова

· философские и эстетические концепции человека

· реформы слога и (после) стиля

· перевод поэмы Галлера «Происхождение зла» (¡ - зло – в самом человеке)

· участвовал в изданиях Новикова, но далек от масонства →1789-путешествие за границу

· увлечение Шекспиром – перевод «Юлия Цезаря», (→ ¶ стихотворение «Поэзия» - мысль о высокой общественной роли поэта)

Просвещение

· увлечение Просвещением – Руссо и Лессингом

главная ¡ - нравственной неповторимости личности, но социального неравенства

· ↕ סּ на его отношение к франц. W, но она его волновала → во Франц. пишет рецензии на π µ-я в Р и Фр,

«Моск-ий ж-л» (91-92) → в основном критика

· становится выразителем сентиментализма (в Е – с 1790-х, в Р – с 1770, но с приходом К. становится главным)

· ¡ - признает, что человека определяет не соц положение, а Ë мир

· историч. обстановка – гл. – Ë мир → новые темы, жанры, слог, язык

· 1793 – статьи «Что нужно у» - определил требования к литре сентиментализма (гл.- воздействие на чувства), а гл. в человеке – стремление к добру.

· «Нечто о науках, искусствах и просвещении» - гимн человечеству, просвещению

· 1801-1803 – возобновление «Моск-го ж-ла» - печатались поэты, К. – «Письма русского путешественника» (худож. µ) → успех у читателей

· ¹= повести, стихотворения

· повести – о современности (а не античн., вост., древн.) «БЛ»

· автор – рассказчик / действующее лицо (J)

· биография – принцип и условие построения Á

· проблема супружеской неверности

· проблема отношения личности и гос-ва

Поэтическая деятельность

· ¡ о роли поэзии

· π-я лирика

· 1793 – разочарование в ¡ Просвещения

· автобиографизм

· искусство выше жизни

· J - новые O - баллада, дружеское послание, мадригалы

Идейный кризис

· 1794-95 – альманах «Аглай» - 2 тома

· проблема – отношения добродетели с требованиями природы

· «Сиерра-Морена»

Революционный

· вновь возвращается к истории, к Франции

· 1797 – статья «Несколько слов о русской литературе» - рассуждения о W

· гражданская активность писателя → 1801-1803 – ряд π µ

Новый расцвет

· с 1802 – издает «Вестник Европы». правительственный либерализм → высказывается свободнее

· неологизмы

· простота, живость лит. языка

· 1818 – принят в Р -ю академию → речь, последнее выступление

· с 1804 – работа над «Историей гос-ва Р -го», но не отходил от соврем. проблем → 1811 – «Записка о древней и новой Р» - критика π Александра, преобразований

· 1818 – выход «Истории», работал над ней до 1826

· 21 мая 1826 >

 

Основные этапы жизни и творчества В.А. Жуковского.

· 29 янв 1783 в селе Мишенском Тульской губернии

· незаконный сын богатого помещика Афанасия Ив Бунина и пленной турчанки → фамилия и отчество от крестного отца бедного дв-на → положение незаконного в семье → одинок в своей семье → нашел родственную среду в семье Протасовой, воспитательницы

· Θ – в М -м университетском благородном пансионе(1797-1800) → лит. воспитание на классицизме + новой, сентиментальной поэзии

· пишет φ и моралистические µ

· сближение с семьей Тургеневых, Иван Петрович Тургенев – директор М-го универа и пансиона. Сын И.П. Тург. – Андрей – организатор Дружеского лит. общества → туда же Жук. → формирование взглядов в ром направлении

· 1802 уезжает из М в Мишенскоет в семью

I период

· подражательность – влияние Кар. и Держ. сентиментализм

· k «Майское утро» ¡ -жизнь – «бездна слез и страданий»

· «Сел. кладбище» - перевод «Элегии, написанной на с. кл.» Грея → начинается хар-ным для эпохи чувствительным пейзажем

· меланхолия – реальное психическое состояние

II период, ром баллады (08-20)

вершина творчества, он – центральная фигура группы молодого поколения писателей

· отличие его баллад от предшествующих – наличие ром-ма (до него были, в т.ч. Карамзина)

· 1808 – «Людмила» в ж-ле «Вестник Европы» («подражание Бюргеровой Леноре») – «обрусение баллады»

· младшие карамзинисты – лит. противники (Катенин)

Романтическая лирика (08-12)

¹ рождения русского ром-ма, ¹= АСП «КП»

· в это ¹ создает лир. цикл, в кот. раскрываются «мечты поэта»

· > друга, Андрея Тургенева + «неразрешенная» 9 к племяннице, Марии Протасовой

· 1808 – послание «К Филарету» - тема > из «кладбища» теперь связаны с конкр. событиями

· → тема 9, понимается ром-ки: «Песня», «Певец» - из личной жизни

период β 1812

· офицер в М-м ополчении, на Бородино → «Певец во стане…»

· напечатан 1812 в «Вестнике Европы» + 1813 2 отдельных издания

· вспоминает предков в назидание потомкам → за Родину → портреты полководцев

· отмечает оборонительный характер β

· это гражданская поэзия

Расцвет романтики

· 1814 – «Эолова арфа» -? о духовной близости людей при соц ≠ – возможно только в мире ром. мечты, кот должна столкнуться с миром реальности

· это превосходство морального = над соц ≠

· 1815 k «Славянка» - ром осенний пейзаж Павловска → переживания о минувшем и грядущем

III период

· сближение со двором

· 1823 > М. Протасова

· 2/2 10-х гг - освободительное движение дворянских W-в-романтиков → Жук от них отстал

· Ê «Рыцаря Тогенбурга» Шиллера – герой безнадежно пытается воскресить средневек-е i

123период мистического ром-ма

Последний

· лето 1831 – поселился в Царском селе, встречался с АСП и Гог.

· «Сказка о царе Берендее»

· 40-е гг – Ê «Одиссеи», цель – пробудить любовь к древним

· 1841 – [ на дочери друга, художника Рейтерна, с этого ¹ живет в Германии

· 12 апр 1852 >

· 123 внес ром-м, но описал не чувство вообще, а свое конкретно.

 

Основные этапы жизни и творчества К.Н. Батюшкова.

Константин Николаевич Батюшков

· 1787 в Вологде, старинн. род, но бедн. → вынужден служить

· Θ Спб пансион →языки

· чиновник в мин-ве нар. просвещения.

Эпикурейская лирика

· 1805 принят ВОЛС, «Мечта», дебют в + сатира "Послание к стихам моим"; «К Хлое»

» мечтой уносится в идеальный мир, к любимой женщине→забывает действ-ть

» счастье мечты противопоставлено славе и суете

· 07 записывается в народное ополчение → в Прусский поход, тяж. ранение → в отставку. Поэтическое самоопределение, пишет литературную сатиру "Видение на берегах Леты" → известен в лит кругах 2х столиц.

· → в М, в круг М-х лит-в, особ. сближаясь с Жуком, Вяземским, знакомится с Кар.

В.Г. Белинский: Жук и Бат – «тезис и антитезис» - не учитывал многообразие тв-ва Жука и специфику тв-ва Бата:

Жук – сюрреалист, психологизм, англо-герм-е мотивы, традиции, концепции

Бат – эпикуреец, романская, античная лит традиции

· Воспевание радостей земной жизни, дружбы, любви сочетается в его дружеских посланиях с утверждением Ë свободы поэта, его независимости. Послание «Мои Пенаты» 1811

» построено на противопоставлении скромной жизни поэта «богатству с суетой»

» поэт дал бы уют убогому старику, но не «развратному счастливцу»

· 12 → в Петербург, служит в Публичке, сослуживцы Крылов, Гнедич.

период β 1812

· β 12 года → в М

· β, захват и разрушение М + личные потрясения → духовного кризис → разочаровывается в ¡ просветительской φ→печальные тона поэзии («Разлука», «Тень друга», " К Дашкову " 1813)

» образец гражданской поэзии – взволновано описывает бегство из М.

» проникнуто патриотическим чувством

· 13-14 в походе русской армии против Нап→k "Пленный", "На-развалинах замка в Швеции", "Переход через Рейн" и в очерках в прозе " Переход русских войск через Неман ", "Путешествие в замок Сирей".

» по? близок к батальной поэзии класс-ма

· подружился с будущими дек-ми, но побеждают m, роднящие с Жуком

III период, консервативно-ром-й

· 14-17 -приходит лит. успех и слава → отказ-ся от сатир и эпиграмм, появл-ся:

1. φ-е и †-е размышления (" К другу ", "Надежда", 15)

» -по форме ≈ послание, по существу – медитативная элегия

» конкр. адресат – Вяз, но обращается к любому носителю сис-мы взглядов, к кот. сам недавно относился

» φ наслажд-я, хар-я для раннего Бата → обманчива, надежды на др. реал-ть → ждет > с

» концепция двоемирия ≈ Жука

поэтика Бата:

» перифрастическая (переименования)

» метонимичная

» эмблематическая (избегает прямого значения, создает 2-ю реальность)

ех –«мудрец молодой» - подмена

» «где твои фалеры и розы» - атрибуты и эмблемы пира → все то, что сопровождало былые наслаждения

» «дом счастья» - дом Вяза в М, где собирались поэты, во ¹ β сгорел. Это эпоха жизни и место наслаждения

» крапива – не просто трава, а трава забвения

2. m Ť-й 9 ("Пробуждение", "Элегия", 1815)

3. m вечн. разлада творца с действ-ю ("Гезиод и Омир, соперники", " Умирающий Тасс ", 1817)

» -о Таркватто Тассо, создателе нац-эпической поэзии в эпоху класс-ма

» поэт, которого ждет триумф, умирает

» тема античности

· 1815 – основывается литературный кружок "Арзамас", участники Жук, Вяз, АСП Бат др.

IV период

· 1817 – выходит сборник Батюшкова " Опыты в стихах и прозе ":

1 том - очерки, переводы, морально-философские статьи, литературно-теоретические рассуждения, исследования о писателях прошлого, первый в русской литературе искусствоведческий очерк

2 том - стихи, сгруппированные по Oму признаку.

· с франц. k древнегреч. поэтов – «О греч-й антологии» - воссоздал? и дух + «Подражание древним»,

· 1819 → в Ит, где участвует в дипломатической миссии. «Ты пробуждаешься, о Байя из гробницы»

» ¡ - прекрасное уходит и невосстановимо

· 1822 – Батюшков начинает ощущать признаки мании преследования, ставшей неизлечимой болезнью. Несмотря на заботу друзей, на лечение в лучших клиниках, вернуться к нормальной жизни Батюшкову не удается. Эта болезнь длилась 33 года. Последние годы он прожил у родственников в Вологде.

· 1855 > от тифозной горячки.

 

Основные этапы жизни и творчества А.С. Грибоедова.

· дата рождения – 1790?

Брат и сестра – 1792(с), 1795 (б).

И в целом биография Грибоедова загадочна. Эта загадочность ощущалась и современниками. Пушкин из «Путешествия в Арзрум»: в Россию везут тело Грибоедова. Далее так и не поняли, кто он и каков.

· причастность к декабристам -1826 арестован, привезен в СПб, помещен на гауптвахту Генерального Штаба, доказал свою непричастность. «Общество» - Вольное общество любителей русской словесности.

Но:

1. Гриб был предупрежден об аресте (ген. Юрмолов)

2. опытный чиновник

3. среди фаворитов Николая I родственник Паскевич

· близок с многими дек-ми. Его ¡ в чем-то близки декабристским, и «Гоу» выявляет не только близость, но и удаленность.

· смерть 1829 (посол в Персии). В Тегеране совершается нападение на русскую дипломатическую миссию, все убиты. Грибоедов опознан по простреленному на дуэли с Якубовичем мизинцу. Все пропало.

· автор 1 µ. к XIX проф. Шляпкин: не писал

· начал писать в студенческие годы, учась в М-м универе. Стихи, не дошли. Парод-я Ť «Дм. Дрянской». Не дошла, – об универ-х склоках, вражде м/д профессорами

· 1814, служит в армии, находился в резервной части на западе России – дебют в печати – в «В.Е.» + «О кавалерийских резервах», «Письмо к редактору «В.Е. из Брестлиовска».

· 1815 → в СПб и сближается с театральными кругами, примыкает к младоархаистам

1-й период 1815 – 1818

· 1815 – Ќ «Молодые супруги», в O светской Ќ. Популярный жанр. (µ с небольшим кол-м героев, с любопытной интригой, действие разворачивается в свете и присутствует установка на остроумие). На деле - переработка Ќ франц. Крезе де Лессера.

· 1816 – участник - полемики о русской балладе и пишет статью «О разборе вольного перевода бюргеровой баллады «Ленора»

· одним из авторов бытовой Ќ характеров «Своя семья» (=«Замужняя невеста»). (+Шаховской и Хмельницкий). Известно, какую часть писал Гриб. + и поставлено в СПб. Написана к бенефису актрисы Волберховой. Частые перевоплощения. Здесь показано искусство создания комических образов→ навыки, использованные в «Гоу».

· 1818 «Притворная неверность» - вместе с драматургом Жандром. Это переработка х2 франц. писателя-барда, англ. писателя. Появляется герой, предвосхищающий Чацкого – Рославлев. Это странный человек, чуждый свету и обличающий свет в своих монологах. Частые обращения к Ê/ соавторство – от связи с театром.

1817 – прозаическая Ќ «Студент» - самая важная. Она ни поставлена, ни + не была, т.к. лит.-полемический х-р. Она была направлена против младших карамзинистов (Жук, Бат, АСП др.), особенно достается Батюшкову (нет простоты и ясности). Особенности творчества младших карамзинистов оказываются высмеяны и пародированы путем неуместного цитирования их сочинения, прямого столкновения их kй с быт. реальностью. → интересна для со¹в.

· есть темы, интересные для людей любой эпохи - тема новаторов и консерваторов, W- в и конформистов, личности и общества, 9 тема.

 

2-й период -«Горе от ума»

1. Тема ума, галерею глупцов → ум – понятие неоднозначное → есть и связь и отличия от предшествующей ему традиции в разработке этой темы.

2. присутству правило трех единств → Гриб верен традиции.

3. нарушает принцип изображения героев (одна основная черта героя)

123 есть и связь и отличия от предшествующей ему традиции.

Новизна:

1. развитие интриги - жизнь не попадает под литературные схемы

2. нарушение чистоты жанра

3. Связь «Гоу» с реализмом, романтизмом

3-й период -«Горе от ума»

Мало сохранилось.

Тема в

«Хищники на Чегеме» (k)

В тексте проявляется влияние «КП» АСП. Это попытка воссоздания иной психологии, иного хар-ра. Этот х-р предстает в своей двузначности, как мир горцев в «КП». Это свободные люди и вместе с тем это хищники. Носители и свободы и зла ¹=.

«Там, где вьется Алазань» (k)

Экзотика южной природы.

«Грузинская ночь» (Ť)

До нас дошел отрывок и пересказ оставшегося текста, принадлежащий Булгарину.

Интерес к в, к ю, т.е. к экзотике. Пытался написать µ в O предромантической и романтической литры. Это O Ť рока. µ насыщено Ď-ми сценами, эффектными эпизодами. Речь идет о невинных героях, ставших жертвой преступлений своих предков.

Есть грузинский князь, у князя есть дочь, у дочери есть кормилица, у кормилицы есть сын. Князь меняет сына кормилицы на коня, кормилица задумала месть – обращается к духам Али и в доме князя появляется демонический русский офицер, дочь князя в него влюбляется и с ним бежит. Князь их преследует, хочет убить офицера, убивает дочь. Кормилице мало, хочет убить князя, убивает сына.

O Ť рока не получил развития.

Тема истории

Известно, что Гриб задумывал Ď из истории русско-половецких воин. Задумывал трагедию о Федоре Рязанском, есть свидетельства, что даже написал. Работал над драматическим прологом «Юность вещего», который посвящен Ломоносову. Кусок сохранился, Ломоносов трактуется в романтическом духе как избранник небес.

«Драма о 1812 годе»

Гриб под влиянием «БГ» АСП. Задумывает µ в O ист. хроники. Нарушено правило 3х ед-в. Это произведение с концепцией β 1812, кот. выдвинули дек-ты. Это народная β, победитель – народ. µ многогеройное, но среди персонажей выделяется некий крестьянин М. Ď простого чела, кр.кр.

Грибоедов пишет о своеобразии русского народа, т.е. чисто романтическая проблематика верований, костюмов и т.д., и определяет русский народ как народ юный, не достигший зрелости, но выдвигающийся на какие-то рубежи и позиции.

123 эти пять лет Гриб движется к романтизму. А сами эти пять лет трактуются как кризис в творчестве Грибоедова. Это неверно, т.к. мы не имеем полной картины его сочинений. Есть только множество замыслов, но не знаем, что из этих активных поисков получается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...