Основные этапы жизни и творчества Н.В. Гоголя (до 1836 г.).
· Ник. Вас 1809 род-ся в семье небогатого пом-ка, детство и югость прошли на Украине. В восп-и роль сыграл отец Вас. Афан-ч, поклонник иск-ва. · Θ домашнее→ 2 г в Полтавском уездном училище → Нежинская г-зия высших наук, типа Царск-го лицея для детей провинц-го дв-ва. После дек 25- группа преподов обвинена в «вольнодумстве». Белоусов- по естеств-му η, Ландражин- давал читать просветителей: Вольтера, Гельвеция, Монтескье. Скрипка, живопись, игра- Ќ-е роли, мечтал стать юристом- гражд-й службе. · →кончил 28 →в СПб, хотел широкой деят-ти. Службу получить не удалось, 1е лит пробы- k «Италия»,29 «Идиллия в картинах» «Ганс Кюхельгартен», псевдоним – Алов→ критика (незрелость ром Á)→ сжег · 29 за границу, скоро возвратился · 29 → мелк. чин-ка→разочаровался (бюрократия, бездействие, нет возм-ти на благо гос-ва) Влекла к себе литра, но в театр не взяли. · 30 ж-л "Отеч-е записки" - 1я повесть Г. "Басаврюк", потом перераб-я в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". · альманах Дельвига " С -е цветы" + гл из ист-го Ŕ "Гетьман". · Г. близок с Дельв, Жуком, АСП, кот ввел его в свой круг, где бывали Крыл, Вяз, Од-й, х-к Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". · Лит изв-ть Г. принесли "Вечера на х.близ Д." 31-32 · 33 решил посвятить себя научной и педаг-й работе, 34 назначен адъюнкт-проф-м по кафедре всеобщей ист-и при СПб универе. Изучал ист-ю Украины → "Тараса Бульбы" · 35 оставил универ (неудачно) →лит тв-во · 35- сб-к повестей "Миргород": "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сб-к "Арабески" (темы СПб-й жизни). Повесть "Шинель". 35 "Ревизор", 36 поставлен в М.
Основные этапы жизни и творчества Н.В. Гоголя (после 1836 г.). · 35 "Ревизор", 36 поставлен в М. · хотел устранения обличаемого им зла, но против W · вскоре→ за границу, Швейцарии, Париже, продолжал "МД", начатую в Р. · 37 →в Риме · 39-40- 1й приезд в Р читал гл-ы 1-го т. "МД", кот был завершен в Риме в 40-41. МД- пик реал-ма · способствовал процессу сближения яз. худ литры с народно-разгов-й речью · вернувшись в Р 41, с Бел добился + 1го т. 42 · работа над 2м т. "МД" совпала с глубок. дух-м кризисом и отразила его сомнения в действ-ти худ-й литры, что поставило Г. на грань отречения от его прежних созданий. · 47 + "Выбранные места из переписки с друзьями", кот-ю Бел подверг уничт-щей критике в письме к Г., осудив его †но-мист-е ¡ как реакционные. · 48 после пут-вия в Иерусалим оконч-но поселился в Р. Жил в СПб, Одессе, М, он продолжал работу над 2м т. "МД". Им > овладевали †но-мист-е настроения, сост-е здоровья ↓. 52 нач-сь встречи Г. с Константиновским, фанатиком и мистиком. 52, находясь в тяж душевном сост-и, сжег рукопись 2го т. поэмы. Скоро Г. >
Основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. · в М 1814 в семье небог. арм-го офицера. 2 года мать>→ воспит. баб-й Елиз-й Алекс. Арсеньевой (Столып-й) → в село Тарханы Пензенской губ. · немка, гувернер, тет-ки, кузины → баловали→фантазер, страстн. чел. Больной→10 лет - на Кавказ на мин. воды. Горные пейзажи. Юношеский · 26 пансион Женро, франц, англ яз., →28 универ-й благ-й пансион +частн. у Мерзл-ва, 1го знатока слов-ти. · пересказ поэм АСП «Корсар», «Преступник» 28. П-ма «Черкесы»28- пленник- горец у русских-!Байрона. · 30 окончил, экз-н→1я награда за соч-е и успехи в ист-и→ М универ (среда передовой молодежи) →искл→СПб-ю школу гвард-х подпрап-в, крут, стукнут лошадью · 1-я + - k «Весна» · «Последний сын вольности»31-!поэм дек-в. Тема защиты нац. свободы славян- тема обществ-й свободы, Вадим- Á-гражданин.
· 30-31- 3пьесы «Испанцы, Люди и страсти, Странный чел» · k +цикл кавказских поэм "Измаил-Бей", "Хаджи-Абрек", тайно + 35 в "Библ-ке д/чт-я".- в кавк-х поэмах Л. противопост-т безвольных со¹в свободолюбивым кавказцам. Типичн. ром. поэмы. · 34 –зак-л школу →в ЦСело→жизнь $фицера: Ď " Маскарад ",«2 брата» поэма "Боярин Орша" · незрелое, недораб-е (обрывает, переносит ☺, цитаты), наброски · по составу µ- пестрота (лир, эпич, Ď Зрелый · АСП > 37→ " На > поэта " шум → + 16 строк → опальным →в Нижег-й полк на Кавказ→баб-ка вернула. " Песню про к. Кал-ва ", 34 · 37-41 лирика · принят в кружок пис-лей СПб- Жук, Од-й, Мурав -"Бородино", "Казначейша",, "Дума", "Поэт" "Мцыри"39 · 40 + проз-е отрывки "Бэла", "Тамань", к 41 –«Гн¹» · дуэль из-за кн. Щербатовой →ссылка на Кавказ –уч-вал в β против чеч-цев · 41 на < ¹ разрешено в СПб →верн-ся на К., посел-ся в Пятигорске " Демон "41 · дуэль с Мартыновым→убит · переживал обществ-е ±-ия Р как всемирные · центр-я тема k -~ м/д сильн. личн-ю и действ-ю · ¡но и худ-но эволюция тв-ва отраж-ет развитие русск. обществ-й мысли и худ. литры ¡но- πе развитие Л. тесно связано с процессом общ-но-идеологич. Борьбы
Крылов – баснописец. (1768/9 – 1844) · Сложное детство, рано начинает лит деят-ть – 12 лет перевел басню Лафонтена · 14 л – «Кофейница», O – Ќ-я опера→ х-р раннего тв-ва → сатир-й, антидв-й, демокр-й. В ранних µ и поступках – дерзость, смелость, радикализм. · → в СПб, сближается с писат-ми кругами, работает Ď-гом, в первую очередь – Ќ. «Бешеная семья» «Сочинитель в прихожей» «Проказники»→резк. џ последн. лет ⌂ ЕКII · памфлетный х-р–подразумевает конкр. людей. «Пр-ки» - против друга Княжнина →лит скандал → рушатся лит связи. · В к80х меняет род лит деятельности – проза, издание ж-лов. «Почта духов» (с со¹й סּ - сатир-эпистолярный роман в выпусках, напис-й 1м челом, отчасти Êй+ ориг-й) » прием отстранения (на привычные вещи смотрим со стороны). Муликульмульк – волшебник, духи ему сообщают впечатления о русской жизни. → дерзкие суждения → скоро закрыт
· с н90х Крылов уходит их поля зрения, покидает СПб · с к90х возникает вновь, традиц-м и консерватором · «Пирог», «Триумф» (=«Подщипа») – две Ќ на рубеже веков. џ порядков, пародия на O высокой Ќ · в ⌂ Алекс – полное возвращение · Пишет несколько Ќ, но уже в другом O– басня (XVIII несколько) · 1809 – 1 сборник басен К., выходит с дополнениями → собрание «Басни в 9ти книгах» - 50-60 тыс. экземпляров (оч. много для ½ XIX) · → 1й русский общенац-й писатель для всех сословий · → приобрел нов взгляды «Дуб и трость»: » столкновение двух разных персонажей, 2 разные позиции » ¡ уклончивости приспособления важна для нового К. · Фигура К. популярна: «хороший писатель, но лентяй обжора и неряха». К. умер от воспаления легких, слух – что объелся рябчиков. → К. никогда никому не говорил правды, скрывался за «апологическою маской» (выдуманные черты). Новые черты – боязнь перемен, взгляд на жизнь как на естественный процесс, в который не надо вмешиваться, недоверие к западному просвещению. → «Огородник и φ ф» (сажали огурцы). Художественное своеобразие басен К. - басня – дидактический, сатирический, иносказательный рассказ (древний O, но тогда худож-м µ не являлся). Утрата или ослабление O-образующих признаков → O теряет свою природу. Прежде всего – дидактический характер, нет выразительных задач, цель – объяснить мораль, истину. «Старик и смерть» - Эзоп (старик устал и стал звать смерть, чтобы она помогла ему нести дрова → жизнь лучше смерти). Здесь старик – аллегория старости. Басня идет двумя путями: 1. дидактическая задача на первом месте → упрощение → со¹ки К. 2. превращение басни в µ литературы → К. «Крестьянин и смерть» > подробностей, ☺ > понятен, детализированность изображения → жизнеподобие. Сухие веточки → старик. Указано ¹ года ≈ портретная хар-ка. → очень вырос. Мораль – «как жить не тошно, но умирать еще тошней» → эмоциональная окраска морали. Факультативные признаки басни: 1. Ñ - 2 части–рассказ + мораль. М. нач→>жестк. дидактическая конструкция, в конце→вывод
«Стрекоза и муравей» Вольный ямб –строки разной длины, цель – нарушить построение текста → имитировать разгов-ую речь. Здесь отступил, использовав четырехстопный хорей, который в то время исп-ся для стилизации нар-х песен – эмоц. ореол. Не автор, а сама Áня объясняет свое поведение. Итог развития сюжета – ответ муравья. ¡ – кто не работает, тот не ест. «Муха и пчела». Все просто – одна работает, другие – нет, здесь легкомыслие, которое наказывается смертью. Дидактические составляющие резко ослаблены (урок выделяется с трудом). · → возможности O беспредельны · → К. не ограничивал себя Oм «Кукушка и петух» - эпиграмматический хар-р – высмеивает конкретных людей в конкретных ситуациях. Это Булгарин и Греча – литераторы. Хвалят «взаимно». Иллюстрация – карикатура. «Волк на псарне» -1812, +н в окт. в ж-ле «Сын отечества». Волк – Нап, мудрый псарь –Кут. Детали – сер. сюртук Нап., седина Кут. Басни не замыкаются на конкр-х лицах, событиях. · темы басен разнообразны, обо всем. · ~ – вопросы, волновавшие современников · Гоголь: «К. – писатель не для детей». · центральная ~– ~ чела, человеч-е типы, отношения, хар-е ситуации из человек-й жизни · К. предлагает особую φ чела, кот не совпадает со взглядами эпохи (чел добр и разумен) – чел неумен, необразован и (!) неспособен учиться и совершенствоваться. Для аллегорического персонажа измениться – значит стать другим персонажем, К. им придает индивидуализированные черты. «Волк и ягненок» - соц тема, φ устройства общ-ва. Волк хищная сила хочет съесть ягненка справедливо → характер юр. диспута, волк – обвинитель, ягненок – и обв-й, и адвокат. У сильного всегда бессильный виноват – никаких иллюзий. Ягненок – слабость, невинность, кротость, Í чистота. Ни ум, ни закон, ни справедливость ничего не значат. «Лягушки просящие царя»-ист. тема. Осиновый чурбан→просят→цапля→3 просьба рассердила · варяги · Нап · басня приложима ко многим ситуациям (даже о которых не знал) – запечатлел еще один жизненный Z · все по воле чела – он не только не умен, но и крайне самонадеян → не нужно трогать жизнь +«Госпожа и 2 служанки» К. – реалист: · жизнеподобие, поиск Ëх Z мира Народность: · =демократизм – не только симпатия к народу, но и особенность писательской позиции, изображает людей простых сословий, особая симпатия к ним. · эпоха рац-ма↓, сентиментализма ↑→К. на изображаемый мир смотрит изнутри этого мира, говорит его языком
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|