Разобщение психической деятельности «по вертикали»
В главе о биопсихосоциальной структуре человека мы определили нормальную иерархию масштабов потребностей — от материальных через социальные к духовным. До реформ советское общество 80 лет жило по идеологии, соответствовавшей этой модели. Масштаб потребительских потребностей у всех был скромным, позволял удовлетворять материальные запросы по принципу минимальной достаточности. Все были одинаково бедными. Богатых не любили. Масштаб социальных потребностей был гораздо шире - все могли бесплатно учиться и лечиться. Труд был в почете. На зарплату и пенсию можно было жить. На радио и телевидении было много образовательных программ. Звучала народная музыка, исполнялись лучшие классические произведения отечественных и зарубежных композиторов. Была передача «Театр у микрофона», которая развивала внимание, воображение и память. Не было рекламы. Всем были доступны отдых в домах отдыха и санаториях, туристические поездки. Была дружба народов. Масштаб духовных потребностей был самым большим и общим: мы строили коммунизм - светлое будущее всего человечества. Во время рыночно-демократических реформ резко увеличился масштаб материальных, потребительских запросов. Под их напором стали слабеть и разваливаться социальные, правовые, культурные нормы. Начался рост преступности, коррупции, развал здравоохранения, образования, науки и культуры. Упразднились понятия духовности и нравственности. Матрешку вывернуло наизнанку. И уже более 15 лет российское общество проживает в состоянии диссоциации общественного сознания, которая обусловлена противоречиями между целями, провозглашаемыми политическими лидерами нации, действиями, предпринимаемыми для их достижения, и получаемыми результатами.
Разобщение психических функций «по горизонтали» Механизмы и технологии разрушения психического здоровья по структурным компонентам и по их связям действуют на всех уровнях его организации: 1) внутрифункциональном; 2) межфункциональном; 3) психосоматическом; 4) психосоциальном; 5) этнокультуральном; 6) административно-хозяйственном. Перечень мишеней для диссоциации и дезинтеграции показывает, что они системны и последовательны. Это очень напоминает развитие шизофренического процесса. Патологический механизм расщепления психических функций, его непрерывность и прогредиентность, приводящие к деградации, эмоционально-волевому и интеллектуальному дефекту, очень хорошо знаком психиатрам. Это алгоритм развития шизофрении. Название болезни переводится как расщепление разума. Этот алгоритм используется как технология для разрушения психического здоровья нации. Мой профессиональный и патриотический долг перед обществом обязывает меня применить профессиональные знания психопатологического метода обследования не только для спасения больных, но и для спасения нации в целом. Примеры использования знаний психиатрии для обнаружения деструктивных воздействий различных факторов я приведу из всем известных песен, чтобы устранить у вас разрыв между знанием слов и их смысловым и стратегическим значением. 1. Примеры деструктивного воздействия на уровне отдельных функций: Внимание Мудрых преподавателей слушал я невнимательно. Все, что ни задавали мне, делал я кое-как... Восприятие Я маленький, ниже стремени... Кони в яблоках летели, не касаясь мостовой... Ощущения уменьшения размеров собственного тела (ми-кропсии) и полета лошадей (зоопсии) являются симптомами психосенсорных расстройств. Песня может быть иллюстрацией белой горячки или гашишной интоксикации.
У-у-е... Я не слышу тебя... Ты не слышишь меня... Между нами беда... Это — расстройство восприятия смысла и чувств, потеря способности к коммуникации и взаимопониманию. Оно встречается при депрессии. Но для депрессии у исполнителей слишком звонкие и радостные голоса. Это тоже диссоциация между чувствами и разумом. Мышление Мои мысли — мои скакуны, Эскадрон моих мыслей шальных... Названы симптомы расстройств мышления — ускорение по темпу и искажение по содержанию. Это иллюстрация действия психостимуляторов — экстази, эфедрона, кокаина — или маниакального состояния. Интеллект Клевый вечер, делать неча... Снежинки ртом ловила... как дура... Болею очень... температура... Это — симптомы интеллектуальной недостаточности. Слабоумие Баунти-ибаунти, йогурты-уйогурты, Сникерсы-уикерсы... Это пример симптома вербигерации — бессмысленного повторения одних и тех же слов, словосочетаний, оборотов, иногда созвучных, наблюдается при кататонической шизофрении в рамках шизофазии. 2. Примеры разобщения психических функций: В поступках не было логики, Но не умею жить по-другому... В этих словах указывается на разобщение интеллекта и поведения и пропагандируется выбор стиля жизни без логики. Не умею и не хочу уметь жить по разуму. Это иллюстрация расстройства личности диссоциального или эмоционально неустойчивого типа. Я научу тебя смеяться... Ты позабудешь про печаль и боль... Ты будешь в облаках купаться... В этом фрагменте песни обозначается разобщение эмоций и памяти, предлагается искусственный способ получения эйфории, которая сочетается с потерей болевой чувствительности, кинестетическими (моторными) и онейроидны-ми галлюцинациями. Эти психические расстройства являются иллюстрацией фармакологических эффектов героина. В настоящее время проводится масштабная кампания по обнаружению наркотиков в моче у школьников и студентов. Но гораздо важнее было бы обнаруживать их в головах, информационном пространстве и на эстраде. Дым сигарет с ментолом... А когда я ее обнимаю, Все равно о тебе вспоминаю... В этом эпизоде — то же разобщение между поведением, эмоциями и памятью. Герой песни — пользователь психоактивных веществ. Он накурился и напился, -вследствие чего у него произошла утрата единства психических функций и поведения. Обнимая одну женщину, он думает о другой.
Кроме популярных песен примерами технологий разрушения восприятия являются радио- и телепередачи. Хозяева эфира не спрашивают слушателей о том, что они хотят слушать, и не несут никакой ответственности перед ними. Поэтому в реальных условиях обеспечивать личную информационную безопасность граждане должны себе сами. Для этого нужно научиться распознавать деструктивные информационные воздействия, защищаться от них, восстанавливаться от полученных «информационных» ударов. Наша задача научить этому людей, адресуясь к их собственно му разумному эгоизму и иерархии телесно-душевно-духовных потребностей. Методика распознавания деструктивных звуковых воздействий проста и доступна и уже вам знакома. Это анализ — выделение элементов или контуров и векторов звукового воздействия и синтез — совмещение этих контуров и векторов, определение их соразмерности по матрешечному (голографи-ческому) принципу. Попробуйте хотя бы в течение получаса проанализировать биопсихосоциальную структуру звуковых воздействий, идущих от средств массовой информации — телевизора или радиоприемника, особенно во время рекламных «психических атак». Убедитесь сами, что монтаж звуковой информации осуществляется по определенной технологии. Ее главная характеристика — избыток примитивных выразительных (биологических) элементов, облегченность смысловых (социальных) элементов, отсутствие духовных элементов. Это повторяет современную рыночную биопсихосоциальную структуру человека и общества, описанную выше. Сравните характеристики последовательных во времени фрагментов звуковой информации. Убедитесь сами, что ее порции очень мелкие, отрывочные и бессвязные. Смежные части резко отделяются друг от друга по всем качественным и количественным характеристикам — громкости, тональности, скорости произнесения слов, эмоциональному тону, информационному содержанию, целевому предназначению. Единого сюжета нет. Есть нагромождение разнородных обрывков. Такие расстройства бывают при шизофрении. Под воздействием этой информационно-звуковой технологии «в мозгах» возбуждаются правополушарные функции и угнетаются левополушарные. Слушатели становятся эмоционально взбудораженными, внушаемыми, управляемыми, но у них снижается способность к мышлению, анализу и синтезу поступившей в мозг информации. Ими можно управлять, давать установки, что купить, что выпить, кого выбрать и т.д.
Анализ воздействия информации, получаемой зрением с экранов телевизоров и компьютеров, проводится по такому же биопсихосоциальному алгоритму. Посмотрите полчаса телевизор и убедитесь сами, что выразительных средств, воздействующих через зрение на биологи ческом уровне, чрезмерно много. Краски очень яркие, контрастные. Единиц информации (предметов, фигур, контуров) — изобилие. Много бессмысленных изображений — сеток, дут, полосок, цветовых пятен и т.д. Изображение экрана делится на много частей по вертикали, диагонали, горизонтали, которые перемещаются во всех направлениях, расходятся и сближаются, перекручиваются, кувыркаются и т.д. Между последовательными по времени изображениями и сюжетами нет никакой смысловой связи, как в калейдоскопе. Последний месяц на одном из каналов часто появляется изображение тигра. Левая половина морды тигра соединяется с правой половиной лица мужчины. Это иллюстрация расстройств восприятия и сознания в форме делирия, который бывает у хронических алкоголиков (белая горячка) или при гашишной интоксикации. В избыточно красочной и динамичной информации, идущей с экрана через глаза в мозг телезрителей, отсутствуют стройность, связность, последовательность, целенаправленность. Это тоже иллюстрация психических расстройств, характерных для интоксикации психостимуляторами (кокаином, экстази, эфедроном) и для маниакального синдрома. Звуковой контур не совпадает со словесным, смысловым и зрительным контурами. Все единицы информации оторваны друг от друга, контрастны по качественным и количественным характеристикам, каждое последующее воздействие противопоставляется предыдущему и уничтожает его. Все агрессивно, претенциозно, отрывочно, кратковременно, торопливо, разорвано и не нужно зрителям. Их не спрашивают о том, хотят ли они находиться в такой деструктивной информационной среде. Внимать такому «угощению» и вкушать его физически и психически невозможно. Оно ломает естественную организацию психических функций — восприятия, внимания, мышления, памяти, интеллекта.
Кроме разобщения психических функций у нас широко практикуется разобщение соматических функций, например в системе пищеварения. Бульонные кубики разобщают запах пищи от ее состава. Запах — информация для организма о химическом составе пищи. В норме в ответ на запах выделяются ферменты, соответствующие пище с таким запахом. При несовпадении хи мического состава пищи ее запаху и вкусу происходит обман организма. Выделяются не «те» ферменты, ухудшаются переваривание и усвоение пищи, возникают дискинезии. Жвачки разобщают жевание, еду и питание. В норме жевание является структурным элементом еды и вне еды не практикуется. Жевание резинок с приятным вкусом и ароматом рефлекторно активизирует выделение слюны и пищеварительных ферментов, моторную деятельность желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). При отсутствии пищи создаются условия для расстройств нормальной регуляции ЖКТ — диспепсии, дискинезии и др. 3. Примеры психосоматической диссоциации, разобщения Напиласяя пьяна... не дойду я до дома... Душа героини песни довольна - она напилась досыта. Но потеряла способность к произвольным движениям и их координации. Гложет сердце кручина, давит грудь подоконник... Классический пример конверсии душевной травмы в соматическое страдание. К разобщению лица и личности приводят пластические омолаживающие операции. Лицо становится молодым, а тело и душа, социальное окружение, профессиональная деятельность, стереотипы поведения остаются «старыми». Возникают потеря психосоматического и психосоциального единства, тревога, навязчивые мысли и представления, деперсонализация. Помолодевшим кажется, что на них смотрят, дают им какие-то оценки, завидуют, посмеиваются, издеваются, провоцируют и т.д. Современные дискотечные танцы также вносят вклад в разобщение души и тела. Проанализируем их в соответствующем разделе. 4. Примеры психосоциальной диссоциации — между чело Влюбленный, но безумно одинокий... В этих словах из песни дается характеристика трех параметров состояния героя нашего времени: эмоциональное — влюбленный, интеллектуальное — безумный, социальное — одинокий. Зайка моя, я твой тазик... глазик... веник... пряник... Это - иллюстрация расстройства личности по типу множественной личности. Обозначена потеря аутоидентифика-ции, структуры личности и социального статуса. Я по жизни загулял, словно в темный лес попал... Иллюстрация запоя — симптома хронического алкоголизма с моральной и социальной деградацией. Я, как бабочка, порхаю над всем, и все без проблем... Это — иллюстрация расстройства личности неустойчивого типа. Коротали мы ночи длинные нелюбимые с нелюбимыми... Персонажи песни эмоционально врозь, а социально и территориально рядом. Популярна диссоциация полоролевых характеристик. Самая яркая телезвезда — Верка-сердючка. Много эстрадных исполнителей-мужчин имеют женские прически, женские манеры, женскую одежду, немужской голос и немужской репертуар. В телепродукции много примеров сексуально-возрастной диссоциации. Женщины омолаживаются и находят себе партнеров среди внуков, как К.Иванова или И.Отиева. Или пожилые мужчины женятся на девушках. Социально-семейная диссоциация также стала частым явлением. В настоящее время отмечается разрыв между рождением детей и ответственностью за их воспитание. Женщины рожают детей и оставляют их в домах ребенка. Рвут связь между человеком и обществом нарушения социальной справедливости, законов, двойные стандарты. Особо важное значение имеет поведение руководителей страны. Законы принимаются, но не всегда согласовываются и не всегда выполняются. Жизнь идет по двойному стандарту. Есть «теневая» экономика, «теневой» бюджет... Впечатляет и по трясает информация о масштабах коррупции. Противоречия между целями, средствами и результатами деятельности госслужащих «не укладываются в голове», вызывают когнитивный диссонанс и стресс — психическое расстройство в сфере мышления, интеллекта, эмоций, воли и поведения. 5. Примеры этнокультуралыюй диссоциации — разобщения между национальностью и национальной культурой: Тропикана-женщина — горяча и бешена, А внутри соленая, как кровь... Текила —любовь... «Тропикана» ассоциируется по созвучию с тропической обезьяной. «Горяча и бешена» — это указание на расстройство личности возбудимого типа. «Внутри соленая, как кровь» — это расстройство пищевого или полового поведения. «Текила -любовь». Текила - водка. Любовь к водке? Убей мою подругу... Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой... Я ночью тебя съем... Эти примеры агрессивного сексуального поведения не характерны для русской культуры. В наших песнях все наоборот: Его я видеть не должна. Боюсь ему понравиться. С любовью справлюсь я одна, А вместе нам не справиться... Я хожу, не смею волю дать словам, Милый мой, хороший, догадайся сам... А если случится, что он влюблен, А я на его пути. Уйду с дороги, таков закон: Третий должен уйти... Из этих примеров видно, что психическое здоровье нашего народа разрушается информационно-психологическими воздействиями с участием средств массовой информации и народных артистов России. Эти деструктивные процессы вышли за границы психики и поведения - продолжились на социально-экономическом и политическом уровнях: распались СССР, социалиста ческое содружество и т.д. Одна технология — разобщения как реализация принципа «разделяй и властвуй» используется нашими «друзьями» и «советниками» для нашего уничтожения более 50 лет. Эфирное пространство над нашей страной предоставлено нашим стратегическим соперникам. Они в полной мере используют информационно-психологические технологии разрушения духовного и психического здоровья населения России, за которыми следуют саморазрушительное поведение, физические болезни, травмы, аварии и т.п. На это указывают даже названия вокально-инструментальных ансамблей «Авария», «Адреналин», «Ногу свело», «Виагра», псевдоним «Глюкоза» и др. В таком агрессивно-деструктивном информационном пространстве нельзя жить. По алгоритмам саногенеза описанные психические нагрузки реализуются по всей цепочке: гормоны — гены — ферменты — процессы — вещества. Информационное пространство у нас одно. В нем живут и избиратели, и избранные, бедные и богатые, молодые и старые, мужчины и женщины, родители и дети, врачи и пациенты. Пишу это с целью побудить к интеллектуальным и волевым усилиям всех соотечественников, имеющих эти ресурсы. Президент России В.В.Путин и бывший министр обороны С.Б.Иванов в своих выступлениях признавали, что с Россией ведется информационно-психологическая война. Но адекватных ответных мер с нашей стороны нет. Поэтому, уважаемые соотечественники, давайте для выполнения национального проекта «Здоровье» сами защищать свое психическое, социальное, культурное, идеологическое, политическое единство.
Глава 5 СИСТЕМА САМОЗАЩИТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Система самозащиты психического здоровья проста и логична. Она соответствует телесно-душевно-духовной организации человека и общества. Для упрощения изложения опишем приемы самозащиты на каждом из выделенных уровней — тела, души и духа. Психическая деятельность по содержанию и механизмам является отражением окружающего мира. Отражение реализуется с участием материальных химических и физических процессов, происходящих в головном мозгу. О них мы знаем не все, но и того, что уже известно, достаточно для того, чтобы защищать мозг как материальный субстрат психической деятельности. Головной мозг состоит из 15-20 млрд. нервных клеток, между которыми в процессе психической деятельности образуются миллиарды контактов, множество функциональных подсистем и систем. Психическая деятельность является сложно организованной и структурированной. Отметим, что в устройстве компьютеров использованы принципы организации и функционирования мозга. Психиатры выделяют в психической деятельности отдельные функции — восприятие, мышление, эмоции, волю, память, интеллект, сознание, которые при сохранении дифференциации интегрированы в единое целое. Для сохранения психического здоровья необходимо несколько условий: 1. Целостность нервных клеток. 2. Физиологичные, нормальные (неискаженные) взаимо 3. Сохранность всех функций — восприятия, мышления, 4. Сохранность физиологичного (неискаженного) взаимодействия между психическими функциями — их гармоничность, сбалансированность и интегрированность. Самозащита психического здоровья на уровне тела Самозащита психического здоровья на уровне тела состоит в желании и умении распознавать воздействия, повреждающие нервные клетки и мозг, и не допускать их.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|