Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защищайте сами духовное здоровье




В телесно-душевно-духовной конструкции человека не­обходимо защищать и духовные основы здоровья.

В настоящее время это особенно важно, так как усилиями государственных деятелей, ответственных за формирование общественного сознания, смысловое содержание жизни и деятельности выхолащивается, опустошается и упрощается. С переходом от социализма к капитализму и демократии те­лесно-душевно-духовная конструкция выворачивается наиз­нанку. Преувеличивается значение денег и собственности.

Основные духовные потребности направлены на сохране­ние информационного и социально-экономического обеспе­чения своей жизни и последующих поколений людей. Для этого нужны свобода, независимость, своя культура, на­циональные традиции, уклад жизни, справедливая правовая, хозяйственная, финансовая, социальная, информационная организация общества; территория, природа и ее богатства, т.е. условия для продолжения жизни в структуре биопсихосо­циальной природы человека и общества.

Все, что для нас сделали, сохранили и защитили от захват­чиков наши предки, мы должны передать нашим потомкам. Мы хотим, чтобы после нас наши потомки и наш народ процве­тали, хотим сделать свой вклад в осуществление этого желания.

Удовлетворение духовных потребностей достигается в це­ленаправленном труде с участием всех ресурсов организма, личности и общества. Оно возможно только в триединой те­лесно-душевно-духовной структуре человека. Духовные по­требности наиболее масштабны и далеко выходят за времен­ные, пространственные, информационные и другие «рамки» личности и не имеют денежного выражения.

В настоящее время патриотизм, честное, бескорыстное служение Родине и своему народу, а также верность своим любимым, моральная чистота, уважение к старшим и забота о слабых, любовь, дружба, альтруизм, коллективизм, трудо­любие, увлеченность творчеством и другие проявления духов­ности исчезают из произведений современных авторов, фор­мирующих общественное сознание.

По многим телеканалам идут конкурсы и викторины. Фор­мируется представление о том, что все удовольствия можно по­лучить без затрат труда — угадать букву или мелодию, выиграть; стать богатым, знаменитым, счастливым сразу, как от инъек­ции наркотика. В одном из рекламных роликов деньги сыпят-ся сверху, как снег. Весь опыт человечества доказывает, что в основе всех успехов систематический и упорный труд. Про­цесс труда сейчас не моден и не престижен. Его не рекламиру­ют. Модно получать удовольствия самым легким способом.

Деструктивное воздействие на духовное здоровье современных песен

Песня является самой распространенной и популярной формой выражения состояния души и духа. В песнях отража­ются все телесно-душевно-духовные характеристики челове­ка и общества — национальность, возраст, пол, профессия, социальное и семейное положение, прошлое, мечты о буду­щем, география, климат, история и т.д. Поэтому песня имеет сложную «матрешечную» конструкцию. В ней присутствует много составляющих — словесно-смысловая, поэтическая, образная, информационная, содержательная, музыкальная (мелодия, аранжировка, тональность, ритм и др.), исполни­тельская, голосовая, мимическая, пластическая, возрастная, костюмная, косметическая, цветовая, световая, сценичес­кая, коммерческая и др. Их нужно уметь видеть и научиться давать оценку их воздействия на биопсихосоциальную струк­туру человека и общества.

Приведем пример конструктивного анализа песен и их исполнителей на сравнении творчества народных артисток, наших современниц — Людмилы Георгиевны Зыкиной и эст­радных певиц.

Л.Г.Зыкина отражает все русские национальные характе­ристики в биопсихосоциальной структуре человека, нации и природы. Ее женственный, материнский голос бесконечно богат интонациями и звуковыми красками. Он всегда легко и естественно входит в душу и заполняет светом, добротой и силой все душевное пространство русского человека. Ее го­лос резонирует со всеми человеческими чувствами, активи­рует их, объединяет, организует, направляет к добрым и нрав­ственным действиям, к любви, заботе о близких, служению Родине. Все конструктивные элементы пения Л.Зыкиной — вокальный, музыкальный, словесный, костюмный, сцениче­ский — отражают величавость, державность и гармонию. В нем воплощаются величие русской природы, душевность, доброта, простота, спокойная и неиссякаемая сила русского народа. Она сама величава и самодостаточна, как Россия. Ей не нужны спецэффекты: подсветки, подтанцовки, ей не надо играть на сцене. Своим выразительным голосом, высочай­шим мастерством, достойным и абсолютно естественным поведением она создает масштабные, яркие, убедительные образы. Они способствуют укреплению связей между людь­ми, национальностью, культурой, прошлым, настоящим и будущим. Людмила Георгиевна Зыкина сохранила и приум­ножила национальные традиции пения и его конструктив­ные элементы. Она развивала, укрепляла и ничего не ломала. Она служила и служит укреплению и прославлению нашей Родины. Мне очень досадно, что современные «прихватиза-торы» эфирного пространства России выполняют такой по­литический заказ, который исключает возможность появле­ния русской народной артистки в эфире даже в народные и православные праздники. Эстрадные певицы в своем творчестве не придерживаются национальных традиций отражать и передавать контуры русс­кой природы, истории и души, предпочитают новаторство, смелость, вызов, протест и деструктивность. Они не присоеди­няются к слушателям, а атакуют их. В голосе, жестах, нарядах — заряд спрессованных эмоций, борьба со всем традиционным, советским, национальным. Оно направлено на решение задач социально-политического и коммерческого характера.

Например, первым выдающимся достижением А.Б.Пуга-чевой был «Арлекино». Она ошеломила публику эмоциональ­ной выразительностью, смелостью сломать все стереотипы пения советских певиц. Образ Арлекино был антиподом со ветского человека — «Шут, арлекин, скоморох. Без имени и без судьбы. Какое дело вам до тех... Одна наградасмех...»

Эта популярная песня стала знаковой. Началась массиро­ванная атака на биопсихосоциальную структуру советских песен и советского народа. Элементов деструктивного воз­действия в приведенных словах очень много.

Во-первых, имеется социально-половая диссоциация. Ге­рой песни мужского рода, а исполняет ее женщина от лица мужчины с пафосом вызова и противостояния всему обще­ству в голосе, в сценическом костюме, в мимике, жестах и т.д.

Во-вторых, обозначена социально-психологическая дис­социация. Персонаж песни позиционирует себя как субъекта, не интегрировавшегося с обществом и даже противостоящего ему. Создается противопоставление его более низкого соци­ального статуса и притязаний на моральное превосходство.

В-третьих, катастрофическая психосоциальная дезинтег­рация героя. Он — «без имени» и «без судьбы». Отношение к этому социальному обнулению диссоциированное. Это ге­роя огорчает, но в то же время он этим бравирует.

В-четвертых, его трудовая деятельность не соответствует его психосоциальным потребностям. Его личностные потребности противопоставляются потребностям зрительской аудитории.

Песня в исполнении А.Б.Пугачевой начала эпоху разруше­ния советских, социалистических и национальных конструкций в музыке, в образе жизни. Вы помните, как исполняла песню «На тот большак, на перекресток...» Валентина Левко? Послед­ний раз я слышал ее лет 20 назад, при советской власти, но до сих пор помню как уникальный вокальный шедевр. Красивый, чистый голос, отражавший глубину и гармонию русской души. Слову «печаль» соответствовали окраска голоса и темп пения, выражение лица и поведение на сцене. Женщина сохраняла свойственные ей национальные достоинства — величавость, статность, достоинство, мудрость. В ее исполнении звучали адаптивные стратегии: установка собственной ценности, само­обладание, проблемный анализ, протест, обращение. Все конту­ры и векторы исполнения ВЛевко в полной мере соответствова­ли контурам и векторам поэтического и музыкального образа.

А.Б.Пугачева заменила национальные конструктивные элементы исполнения «общечеловеческими» — слагаемыми из эгоизма, индивидуализма, прагматизма, добавила речь, во­кализы, демонстративность, самолюбование, и образ героини песни снизился от национального до персонального.

Основной темой творчества стали борьба за собственные интересы, за свободу женщины от традиционных норм пове­дения, конфликт интересов.

Хорошо-mo, хорошо... Да ничего хорошего...

Нас с тобой соединить паром не в силах,

Нам никогда не позабыть, того, что было...

Жениться по любви не могут короли...

А я, как видишь, не пропала. С кем жила?

Где была? Тебя, как видишь, не ждала.

Мы с тобою оба правы. Браво!..

В этом новом стиле отношений между женщиной и муж­чиной связи между ними ослабели, личные эгоистические ин­тересы стали предпочтительнее. Разобщение мужчин и жен­щин — преобладающая тема песен у многих исполнителей.

Мы с тобою не пара, не пара... Вот такая запора...

Ты меня не понял... на перроне...

Я уходила, чтобы возвратиться...

На теплоходе музыка играет, а я одна стою на берегу...

Бежит ручей, течет ручей. И я ничья, и ты ничей... Есть одна награда — смех. Это пророчество сбылось. Смеха в России производится очень много Е.Петросяном, Е.Степанен-ко, М.Задорновым, К.Новиковой, Я.Арлазоровым, М.Жванецким и многими другими. Он предоставляется гражданам бесплатно, как награда. Смех привязан к опошлению и разрушению высо­ких человеческих психосоциальных конструкций, к тиражиро­ванию деструктивных, примитивных, проблемных личностей. Даже персонажи детских песен тоже стали «антикомму­нистическими», антиподами октябрятам и пионерам — «Да­ром преподаватели время со мною тратили... Мудрых препода­вателей слушал я невнимательно. Все, что ни задавали мне, де­лал я кое-как». Героиня песни присоединялась к детям «сни­зу», на уровне примитивных потребностей, защищала их пра­во на беззаботное, деидеологизированное существование.

«Нам песня строить и жить помогает...», «Тот, кто песен петь и слушать не умеет, тот не будет счастлив никогда...» Это так, потому что конструкция песен конгруэнтна кон струкции души и духа человека и общества. Но конструктив­ный потенциал песен можно использовать с противополож­ной целью. Современные авторы создают, а средства массо­вой информации распространяют такие песни, которые по­могают разрушать и умирать.

Приведем примеры, подтверждающие это суждение, в таб­лице 4.

Таблица 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...