Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита от повреждений связей между нервными клетками




Выше мы уже сказали, что мозг состоит из многих милли­ардов нервных клеток. Нервные клетки работают «не в оди­ночку», а в очень больших «сообществах», образующих слож­ные функциональные системы. Каждая нервная клетка имеет тысячи контактов с другими клетками — синапсов. По ней­ронным сетям к мозгу передается информация о внешнем мире, которая анализируется, превращается в психические явления — эмоции, мысли, образы, программы... а затем — в «команды» мышцам и внутренним органам.

В передаче информации от одной клетки к другой участ­вуют химические вещества, которые называются медиатора­ми. Медиаторов известно более 50 — серотонин, дофамин, норадреналин, гистамин, ацетилхолин и др. По содержанию и по механизму психическая деятельность является формой отражения объективного мира и субъективных переживаний. Качественные и количественные признаки предметов и явле­ний внешнего мира трансформируются в качественные и ко­личественные признаки наших ощущений, восприятий, эмо­ций, мыслей, воспоминаний и других психических феноме­нов. Точность отражательной деятельности и соответствия объективных и субъективных явлений обеспечивается нейро­химическими процессами в синапсах.

Нервные клетки, воспринимающие внешние раздражите­ли, трансформируют световую, цветовую, звуковую и иную информацию о них в электрические и химические процессы. Из нервной клетки, воспринявшей внешний раздражитель, в синапс - узкое пространство между клетками, в котором происходит химическая передача сигналов, выбрасывается определенное, соответствующее свойствам раздражителя ко­личество медиаторов. Из синапса медиаторы воспринима­ются специальными, специфически настроенными на них рецепторами другой (постсинаптической) нервной клетки. После вступления в контакт медиаторов с рецепторами в нервной клетке возникают электрические и химические процессы, которые создают нервные импульсы, несущие ин­формацию к мозгу. Мозг анализирует эту информацию и пре­вращает ее в наши чувства, мысли, воспоминания и т.д.

На процессах передачи информации через синапсы следу­ет остановиться и рассмотреть их полнее, так как все химиче­ские вещества, использующиеся для одурманивания людей, — алкоголь, наркотики, табак, лекарственные препараты и др., вызывают опьяняющее действие в результате нарушения точнос­ти синаптических процессов. Синапс является тем звеном в пе­редаче информации, которое доступно для внешних вмеша­тельств. Внутрь нервных клеток попасть трудно, потому что они имеют защитные оболочки, аналогичные изоляции элек­трических проводов. А синапс — щель между клетками, — как улица между домами, открыт для доступа всех веществ, содер­жащихся в крови и тканевой жидкости, омывающей синапс.

Синапс можно сравнить с обменным пунктом, в котором сигналы, отражающие признаки внешнего мира, конвертиру ются в элементы психических процессов — мысли, чувства, представления и пр. Смысл работы синапса — точный пере­вод информации из внешнего мира во внутримозговые и вну-трипсихические процессы. Психоактивные вещества эту точ­ность нарушают. Формат ощущений пьяного гораздо больше того, который соответствовал бы реальной ситуации. Для то­го и пьют, но при этом не ведают, что творят. Потребители психоактивных веществ тратят деньги и время на то, чтобы обмануть свой собственный мозг и свою душу.

Психическая деятельность предназначена для правильного и точного отражения внешнего и внутреннего мира человека. Чем выше точность, тем лучше. Когда ухудшается острота зре­ния или слуха, нарушается распознавание предметов, букв, звуков, то возникает много затруднений и опасностей для жиз­ни. Люди стремятся восстановить зрение и слух подбором оч­ков и слуховых аппаратов. В полном противоречии этому со­стоит прием психоактивных веществ. Если мы хотим сохра­нить психическое здоровье, то достижение этой цели требует отказа от употребления табака, алкоголя, наркотиков.

Самозащита психического здоровья на уровне связей между психическими функциями

Психические болезни структурируются на разные эле­менты по клиническим, психопатологическим проявлениям, по этиологическим (причинным) факторам и патогенетичес­ким механизмам. В формате этой книги мы опишем только наиболее актуальные и значимые воздействия, разрушающие психическое здоровье.

Нарушение нормальных взаимосвязей между психическими функциями и психоактивными веществами

Вышеописанные синаптические механизмы нарушения связей между нервными клетками под воздействием психоак­тивных веществ распространяются и на взаимодействия меж­ду психическими функциями.

В результате фармакологического действия психоактивных веществ нарушается основной принцип и механизм отражатель ной деятельности мозга. Причина та же — медиаторы попадают в синапсы не в результате воздействия на нервные клетки внеш­них раздражителей, отражающих свойства предметов, а вслед­ствие «принудительного» выброса медиаторов в синапсы. В ре­зультате вместо реальных восприятий в психике возникают уси­ленные, искаженные и разобщенные восприятия, эмоции, же­лания, мысли, воспоминания, которые наслаиваются на нор­мальные психофизиологические процессы и искажают их.

Точность отражательной деятельности мозга ухудшается. Взаимосвязь между психическими функциями нарушается. Происходит диссоциация (дезинтеграция, разобщение) психичес­ких функций. У человека при опьянении не возникает новых, до­полнительных возможностей, повышающих его интеллектуаль­ные, волевые, физические и иные ресурсы. По биологическому содержанию и смыслу это всегда утрата, а не приобретение.

Психофизиологическая сущность опьянения

При всех вариантах опьянения — алкогольного, наркотичес­кого, никотинового — нарушается единство и связь между пси­хическими функциями.

Эмоции стимулируются. Их масштаб увеличивается. Рамки мышления и интеллекта, контролирующие эмоции (как более наружные матрешки), не выдерживая напора эмоций, разруша­ются. Благодушие, легкость, веселость, кайф нарастают, но уже без связи с другими психическими функциями и с реальной об­становкой. Эйфория сохраняется, даже если пьяного обманули, обокрали, арестовали. Эмоции существуют отдельно.

В известной поэме Н.А. Некрасова есть слова: «Пошла по жилам чарочка, и рассмеялась добрая крестьянская душа». Они отражают избирательное влияние алкоголя на эмоциональ­ное состояние человека. «Душа рассмеялась», несмотря на то, что ситуация вызывала противоположные эмоции.

Мышление при опьянении не отражает реальных связей между явлениями. Мысли о реальном исчезают. Появляются только приятные мысли об успехах, победах, достижениях, до­стоинствах, которых нет, о разрешении всех проблем и испол­нении всех желаний. Все уважают и любят. Мышление либо за­медляется, либо ускоряется, утрачиваются последовательность, стройность и единство с другими функциями. Мы уже привели пример из популярной песни О.Газманова: «Мои мысли — мои скакуны, Эскадрон моих мыслей шальных...» Такое расстройство мышления характерно для опьянения, вызванного психостиму­ляторами — кокаином, экстази, эфедроном и др.

Восприятие при опьянении искажается. Возникают обма­ны восприятия или слуховые и зрительные галлюцинации. Нарушаются пространственные соотношения между предме­тами. В глазах «двоится».

Память при опьянении также расстроена. Пьяный не по­мнит, что говорил и делал, как домой пришел, где был, с кем пил. Забывает свои обещания и клятвы.

Сознание тоже расстраивается. Человек перестает ориен­тироваться в месте, времени и собственной личности. «Пья­ному — море по колено».

В состоянии опьянения искажается понимание смысло­вого содержания ситуации. Враги кажутся благодетелями и друзьями. 57—60% всех убитых в Российской Федерации были в состоянии алкогольного опьянения, пьяными оказа­лись 77% убийц (Немцов А.В., 2001). 58% девочек теряют свою девственность в состоянии алкогольного опьянения. Чаще всего курить и пробовать наркотики также начинают, притупив разум алкоголем.

Подчеркну еще раз, что распад целого на части и потеря единства между частями — механизм и содержание любого опьянения. Результатом этого процесса являются ослабление и гибель как отдельного человека, так и народа, и страны.

Сути опьянения многие люди не понимают. Этот пробел надо устранить. Напомним еще раз о том, что психическая де­ятельность структурирована на 7 функций — восприятие, мышление, эмоции, волю, память, интеллект, сознание. Они самостоятельны, четко отделены друг от друга по целевому предназначению и физиологическим механизмам, но работа­ют они в содружестве.

Воспользуемся метафорой и вспомним известное сравне­ние психики с оркестром. В оркестре разные музыканты с разными инструментами, но продукция оркестра — музыка — результат совместной работы всех участников оркестра и ди­рижера. Качественные и количественные характеристики му­зыки зависят от работы каждого музыканта и от их взаимо действия. Аналогичным образом качественные и количест­венные характеристики психической деятельности зависят от сохранности каждой психической функции и ее взаимодей­ствия с другими. При опьянении эмоции сначала повышают­ся, а потом снижаются; восприятие теряет четкость; мышле­ние утрачивает связность и стройность, затормаживается; во­ля слабеет; память снижается; интеллект слабеет; сознание расстраивается. Психическая деятельность утрачивает струк­турированность и нормальное соотношение ее компонентов. Психика становится уродливой. В этом нет ничего положи­тельного и привлекательного.

Продолжим аналогию на физическое тело. Тело человека тоже структурировано на органы — голову, руки, ноги, сердце, легкие и др. Лицо структурировано на глаза, нос, рот, подбо­родок и т.д. Все части самостоятельны, но все нужны и рабо­тают совместно. Красивые тела и красивые лица гармоничны, т.е. соразмерны. Перенесем образ процесса опьянения — ра­зобщения и рассогласования психических функций - на ли­цо и тело. Если руки, ноги, голова, глаза, уши и другие части станут разных размеров и потеряют нормальные соотноше­ния между собой, это будет безобразное уродство, не совмес­тимое с жизнью. Свое лицо и тело приводить в деструктивное состояние, аналогичное опьянению, никто не хочет. Так же нужно беречь от уродования свою психику. Надо уметь видеть и оценивать красоту (структуру и гармонию) не только лица и тела, но и души. Это важнее для человека.

Разобщение психических функций и потеря контроля за своим поведением — универсальный алгоритм опьянения, ха­рактерный для пьяного человека любой, национальности и любого социального положения. Он распространяется на всю пьяную компанию, на целые деревни и на более мас­штабные общности людей. На грани исчезновения некоторые народности, не адаптированные к алкогольным традициям.

Огромный вклад в реализацию национального проекта «Здоровье» мы сможем сделать сами, если добровольно, руко­водствуясь разумным эгоизмом и патриотизмом, откажемся от употребления алкогольных изделий.

 

Глава 6

ЗАЩИЩАЙТЕСЬ, КАК ХОТИТЕ

Человеку свойственно сохранять целостность и идентич­ность своего тела. Мы знаем свои формы и размеры, свое лицо и фигуру, всегда узнаем себя в зеркале и, не задумываясь, с воз­мущением откажемся от предложений стать кривыми, горбаты­ми, однорукими и другими типами, которые нам неприятны.

Свое психологическое и социальное «лицо» людям также свойственно защищать от всех порочащих, эмоционально не­приятных «предложений». Эти психологические действия людей, направленные на сохранение привычной для личнос­ти психосоциальной составляющей в биопсихосоциальной структуре, обозначаются как психологическая защита.

Представления о психологической защите формирова­лись в рамках психоанализа. Концепция психологической за­щиты в виде классического аналитического подхода была предложена Анной Фрейд в книге «Эго и механизмы защиты» (1936). Согласно разработанной ее отцом З.Фрейдом также трехуровневой структуре личности (бессознательное, подсо­знание, сознание) психологические защиты рассматриваются как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения компромисса между противо­борствующими осознаваемыми и неосознаваемыми потреб­ностями. Они направлены на уменьшение тревоги, вызван­ной внутриличностным конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью кото­рых «Я» пытается сохранить единство и адаптивность лично­сти, соответствие между имеющимися у человека представле­ниями об окружающем, о себе и поступающей информацией.

В отечественной личностно ориентированной (рекон­структивной) психотерапии Б.Д.Карвасарекого, Г.Л.Исури-ной, В.А.Ташлыкова психологическая защита понимается как система приспособительных реакций личности, направлен­ная на защитное изменение значимости дезадаптирующих компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих — с целью ослабления их психотравмирующе-го воздействия на Я-концепцию.

Сутью психологических защит является минимизация или даже полное вытеснение не приятных для нормативной сознательной личности чувств, мыслей и представлений.

Единой классификации механизмов психологической за­щиты нет. Разные авторы выделяют от 10 до 23 вариантов пси­хологических защит.

Б.Д.Карвасарский (1998) классифицирует психологичес­кие защиты на 4 группы.

В первую группу психологических защит отнесены те, в которых основным элементом является отсутствие перера­ботки неприятной информации с использованием механизмов вытеснения, подавления, блокирования или отрицания. В сферу сознания активно не допускаются или из нее устраняют­ся болезненные, противоречивые чувства, воспоминания, желания и мысли. Это наименее дифференцированный и обычно малоэффективный способ защиты, но в какой-то степени он присоединяется к другим защитным механизмам. 1. Вытеснение проявляется как избирательная забывчивость тех фактов и поступков, которые снижают чувство ценно­сти и достоинства личности. Чаще этот механизм выявля­ется у инфантильных, истерических личностей и у детей. Характерен он для пациентов, имеющих зависимость от алкоголя. Они возмущаются и протестуют, когда им ука­зывают на алкоголизм и предлагают лечиться. Близкими к вытеснению являются автоматические реакции невос­приятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией:

подавление — более сознательное, чем при вытеснении,
избегание тревожащей информации;

отвлечение внимания от осознаваемых тревожащих им­
пульсов и конфликтов;

блокирование — задержка, торможение (обычно времен­
ное) вызывающих тревогу эмоций, мыслей или действий;

отрицание — непризнание, отвергание ситуаций, фак­
тов, конфликтов, игнорирование болезненной реально­
сти и фактов.

Вторая группа механизмов психологических защит реали­зуется при прохождении в сферу сознания неприятных мыслей, чувств, воспоминаний и состоит в искажении их смыслового со­держания с целью смягчения их травматичности для личности.

В эту группу включаются:

рационализация — псевдообъяснение, оправдание чело­
веком собственных неприемлемых желаний, суждений
и действий или же отказа от правильных действий;

интеллектуализация — усиление интеллектуального ана­
лиза переживаний, позволяющего «заменить» непо­
средственные переживания эмоций рассуждениями об
их нейрофизиологических и биохимических механиз­
мах, «объективным», абстрактным анализом ситуации,
уменьшающим эмоциональное субъективное реагиро­
вание на нее;

изоляция — интеллектуально-эмоциональная диссоциа­
ция, отделение эмоций от реагирования на травмирую­
щую ситуацию с вытеснением эмоций или связывание
их с менее значимыми представлениями;

формирование реакции с заменой неприемлемых эмо­
ций и побуждений на противоположные, например,
враждебности на демонстративную уступчивость, без­
различия — на формальную заботливость;

смещение — замена реального высокостатусного, недо­
сягаемого субъекта, вызывающего раздражение, на низ­
костатусного, зависимого субъекта, на котором можно,
безопасно для себя, разрядить агрессию;

идентификация — отождествление себя с высокостатус­
ной личностью, достоинства которой ощущаются как
собственные ресурсы, в поведении появляется подра­
жание кумирам;

проекция — «приписывание» непризнаваемых собствен­
ных чувств, мыслей и побуждений другим людям,
на примере которых свои собственные негативные ха­
рактеристики можно обсудить и осудить.

Третью группу психологических защит составляют меха­низмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения:

— реализация в действии — посредством ее эмоциональная
разрядка осуществляется через активацию экспрессив-

ного поведения. Например, протестные реакции под­ростков против опеки родителей реализуются алкого­лизацией, рискованным поведением, агрессивными поступками;

сублимация — преобразование потребностей, удовлетво­
рение которых недопустимо нравственными и социаль­
ными нормами, в социально приемлемые и престижные.
Например, сексуальных потребностей в спортивные
и творческие увлечения. Успехи в этих сферах дают кос­
венное удовлетворение «запрещенных» потребностей;

конверсия — соматизация тревоги, трансформация нега­
тивных эмоций в психосоматические и сенсомоторные
расстройства.

Четвертую группу психологических защит образуют меха­низмы манипулятивного типа:

регрессия — демонстрация признаков обратного разви­
тия личности, в том числе несостоятельности, беспо­
мощности, зависимости, с целью освобождения от тре­
бований реальной ситуации, от ответственности за свои
асоциальные поступки;

фантазирование — приписывание себе отсутствующих
социальных, административных, финансовых и других
ресурсов с целью повышения самооценки и социально­
го статуса для контроля над другими людьми;

уход в болезнь, который освобождает от нравственной
и социальной ответственности, оправдывает асоциаль­
ные поступки, обеспечивает «психологическое алиби»
больному.

А.Т. Филатов подразделяет защиты по уровню зрелости.

Примитивные психологические защиты не допускают по­ступление в сознание травмирующей информации — вытес­нение, отрицание, регрессия.

Зрелые — допускают в сознание неприятную информа­цию, но искажают ее, «переструктурируют», делают безболез­ненной, приемлемой для личности — рационализация, изоля­ция, интеллектуализация, идентификация, проекция, субли­мация и др.

Психологические защиты бессознательны, но их нужно научиться осознавать, чтобы понимать причины своих и чу жих слов и поступков, скрытые механизмы поведения и по­могать людям расти и развиваться.

Положительное влияние психологических защит состоит в том, что они ограждают сознание от информации, которая может нарушить цельность представлений о себе, разрушить целенаправленность мышления, оказать деструктивное и де­стабилизирующее влияние на личность. В этом их защитный, адаптивный смысл в дезадаптирующих ситуациях.

Отрицательным аспектом психологических защит являет­ся то, что они не способствуют разрешению конфликтов и личностному росту. Конфликт искусственно упрощается или устраняется. Человек отказывается от деятельности, не­обходимой для продуктивного разрешения ситуации или проблемы, вызвавшей неприятные переживания, остается инфантильным, повторяет прежний опыт в ущерб саморазви­тию и самореализации.

Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, пережива­ний и поведения, включение в систему противодействия ле­чению часто делают такие защитные механизмы патологиче­скими, препятствующими лечению больных алкоголизмом, наркоманиями, игровыми и другими зависимостями.

Как относиться к психологическим защитам? Б.Д.Карва-сарский (1998), И.С.Павлов (1980, 2002) и другие крупнейшие отечественные и зарубежные психотерапевты считают важ­нейшим правилом психотерапевтической тактики при работе с защитными механизмами признание их положительного зна­чения. Они играют центральную роль в системе психологиче­ской адаптации людей, и люди на них и за них «держатся». Их неожиданное разрушение способствует появлению деструк­тивного, близкого к стрессовому состояния. Адекватной счи­тается постепенная, пошаговая работа с выявлением, осозна­нием и истолкованием способа защиты, признанием факта его наличия и влияния на поведение человека.

Психотерапевтическое воздействие на «защищающегося» может осуществляться на разных уровнях: конструктивное изменение психотравмирующей ситуации, симптоматичес­кое уменьшение тревоги, укрепление «Я», осознание и рас­крытие собственных ресурсов организма и личности, повышение самооценки, коррекция жизненных целей, задач и способов их достижения. Эмпатическое общение, сопере­живание и эмоциональная поддержка человека способствуют уменьшению защитного сопротивления. При целенаправлен­ной работе с механизмами психологической защиты происхо­дит изменение нарушенных отношений личности, осознание и разрешение конфликта.

В ходе психотерапии рекомендуется стремиться к замене при­митивных, незрелых защитных реакций вытеснения более созна­тельными, конструктивными, адаптивными способами совлада-ния, меняется тактика психотерапии для коррекции этих защит.

Уважаемые читатели, воспользуйтесь этой рекомендаци­ей для самих себя. Мы долго и упорно используем примитив­ные психологические защиты — не пропускаем в свое созна­ние не приятную нам информацию об угрозах нашим жиз­ненным интересам со стороны чиновников, мы бессознатель­но искажаем поступившую в сознание информацию, желая уменьшить ее травматичность. Это тормозит наш личност­ный рост, фиксирует нашу пассивную выжидательную пози­цию, стабилизирует и затягивает болезненное, невротическое состояние нации. Нужно изменить стратегию поведения.

Выбирайте сами стратегии поведения и учитесь распознавать стратегии, которые вам навязывают

На Земле живет более 5,8 млрд. людей. Они все разные и живут по-разному, но биопсихосоциальная структура у них едина. Потребности похожи по модальностям, по иерархии их приоритетов и масштабов. Механизмы саногенеза и био­логической адаптации у них сходны. Люди похожи и по меха­низмам социально-психологической адаптации. Анализ структуры социального поведения людей в проблемных, стрессовых ситуациях позволил установить, что все разнооб­разие вариантов поведения людей можно уложить в 26 вари­антов стратегий совладания, или копингов.

Это сознательные варианты и элементы поведения, кото­рые люди используют в проблемных ситуациях. Известна классификация стратегий совладания Хайма (Heim), которая представлена в таблице 3.

Таблица 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...