К. С. Станиславский о речи актера на сцене.
«Произношение на сцене — искусство не менее трудное, чем пение, требующее большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности». «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую его букву». «Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо звука Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласная С звучит у нас, как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, картавость, гнусавость... и всякое косноязычие. Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане. Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка — пляску святого Витта». «Плохая речь создает одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть, даже самую фактуру пьесы». «Как клапаны дешевого инструмента плохой фабрики, мои губы недостаточно плотно сжимаются. Они пропускают воздух; …у них плохая пришлифовка. Благодаря этому согласные не получают необходимой четкости и чистоты.
Моя артикуляция губ плохо развита и так далека от виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слоги и слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разливы гласных, в которых вязнет язык». «Развить артикуляцию губного аппарата, языка и всех тех частей, которые четко вытачивают и оформляют согласные. В этом процессе большую роль играют мускулы, которые требуют систематического развития и времени». «Надо... понять, при каком положении рта, губ, языка создаются правильные звуки согласных... Каждый по-своему должен так или иначе приспособиться к своим данным». «Мы должны следить за тем, чтоб всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво... Лишь при этом условии набьется привычка, которая превратится во вторую натуру, и нам не придется отвлекать внимание на дикцию в момент сценического выступления....Поэтому советую вам теперь же, на первых двух курсах, однажды и навсегда покончить с элементарными требованиями дикции и звука. Что же касается тонкостей искусства говорить, помогающих художественно, красиво и точно выявлять неуловимые оттенки чувств и мысли, то их вам предстоит разрабатывать в течение всей жизни». «Артист должен явиться на сцену во всеоружии... К тому же когда вы уже станете профессионалами, ложное самолюбие не позволит вам, наподобие школьников, отдаться изучению азов. Так пользуйтесь же своей молодостью и ученической порой. Если вы не покончите с этой работой теперь же, то не справитесь с ней и в будущем, и постоянно, во все моменты вашей творческой жизни на сцене, этот школьный изъян будет тормозить работу».
V. «ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ» [4]. З а д а н и е: Определите, какие из указанных К. С. Станиславским недостатков дикции имеются в вашей бытовой речи.
Упражнения для тренировки гласных звуков
У п р а ж н е н и е 1. Найдите правильное звучание гласных, произнося их в следующем порядке: ИЭАОУЫ. При упражнении внимательно следите за правильной установкой речевого аппарата на каждый гласный звук, не торопитесь.
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте правильное звучание каждой гласной в сочетании с другими гласными звуками: АИ ЭИ ОИ УИ ЫИ АЭ ЭА ОЭ УЭ ЫЭ АО ЭО ОА УА ЫА АУ ЭУ ОУ УО ЫО АЫ ЭЫ ОЫ УЫ ЫУ Каждое звукосочетание повторите три раза:
АИ –АИ – АИ ЭИ – ЭИ – ЭИ ОИ – ОИ - ОИ АЭ – АЭ – АЭ ЭА – ЭА – ЭА ОЭ – ОЭ - ОЭ АО – АО – АО ЭО – ЭО – ЭО ОА – ОА - ОА АУ – АУ – АУ ЭУ – ЭУ – ЭУ ОУ – ОУ - ОУ АЫ – АЫ – АЫ ЭЫ – ЭЫ – ЭЫ ОЫ – ОЫ - ОЫ
У п р а ж н е н и е 3. Тренируйте йотированные гласные: Е, Я, Ё, Ю по способу, указанному в упражнении 2.
ЕЯ ЯЕ ЕЁ ЮЕ ЕЁ ЯЁ ЁЯ ЮЯ ЕЮ ЯЮ ЁЮ ЮЁ
ЕЯ – ЕЯ – ЕЯ ЯЁ – ЯЁ – ЯЁ ЕЁ – ЕЁ – ЕЁ ЕЁ – ЕЁ – ЕЁ ЯЁ – ЯЁ – ЯЁ ЁЯ – ЁЯ – ЁЯ ЕЮ – ЕЮ – ЕЮ ЯЮ – ЯЮ – ЯЮ ЁЮ – ЁЮ – ЁЮ
ЮЯ – ЮЯ – ЮЯ ЮЕ – ЮЕ – ЮЕ ЮЁ – ЮЁ – ЮЁ
У п р а ж н е н и е 4. Тренируйте гласные в следующих сочетаниях:
ЭЕ АЯ ОЁ УЮ ЕЭ ЯА ЁО ЮУ
У п р а ж н е н и е 5. Тренируйте правильное звучание гласных в предлагаемых ниже словах, пословицах, прозаических фразах и стихотворных строфах. Подберите сами слова и фразы на гласные звуки, научитесь их правильно произносить. Следите не только за точностью дикции, но и за правильным произношением.
Звуки А, Я. БРАТСТВО АРФА ЯРУС РАВЕНСТВО ГЛАЗА ЯМА
СЧАСТЬЕ ЖАТВА БУРЬЯН МОСКВА ТРАКТОР БАЯН ОТВАГА ВЛАГА СЕМЬЯ
Без труда — нет добра. Широка страна моя родная. Пришла весна, весна красна. Где сосна взросла — там и красна. Хлеба ни куска, так и в тереме тоска. Пословица груба, да правда люба. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Лоб что лопата, а ума небогато. Ой ты, Волга-река, широка, глубока.
Наша река широка, как Ока. Как? Как Ока, широка наша река? Так, как Ока, широка наша река.
Наш Филат не бывает виноват, у Филата мама виновата. Играй, играй, да дело знай. Краткость — сестра таланта. Апрель с водою, а май с травою. Не болтай наугад, клади слова в лад.
Звуки О, Ё.
СВОБОДА ЁЖ ВОЛЯ ЁЛКА ДОН СЬЁМКА ДОМНА ПИТЬЁ ЗНОЙ БЕЛЬЁ ДОРОГА ЖНИВЬЁ СУГРОБ ПОДЪЁМ
Каково волокно — таково и полотно. Слово — олово. Уплыли годы, как вешние воды. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. В зимний холод всякий молод. Не знавши броду, не суйся в воду. На острую косу много сенокосу. Красно поле пшеном, а речь — умом. Недозрелый умок, что вешний ледок. Ложь на тараканьих ножках: того и гляди подломятся. За твоим языком не поспеешь бежком. Тощей лошади и хвост в тягость. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. При солнце светло, при родине добро. Поговорка — цветочек, пословица — ягодка. Пословица не даром молвится. Правда дороже золота, кто за правду горой, тот и герой.
Звуки У, Ю. ТРУД ЮГ ПУТЬ ВЬЮН ТУНДРА ЮНГА МУДРОСТЬ ВЬЮГА КРУГ ЮНОША СРУБ АДЪЮТАНТ ТРУБЫ ЮМОР Люди рады лету, а пчелы — цвету. Чем больше науки, тем умнее руки. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп. Дружба дружбой, а служба службой. Сбежались тучки в одну кучку — быть ненастью. Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому. Умный рассудит, глупый осудит. Умей шутить, умей и отшучиваться. *** Там русский дух, Там Русью пахнет. *** Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин
Звуки Э, Е. ЭРА СЪЕЗД ЭТИКА РЕЛЬЕФ ЭХО ЕЛЬ ЦЕЛЬ ЕГЕРЬ ШЕЛЕСТ КОНЦЕРТ ЭСТЕТ Я радуюсь маршу, которым идем в работу и в сраженья. ***
У нас еще не Эдем и рай,— мещанская тина с цвелью. Работая, мелочи соизмеряй с огромной поставленной целью. В. Маяковский.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|