Нормы литературного произношения
Правильное литературное произношение — одно из основных требований речевой культуры. Отсюда все устные выступления и особенно все виды искусства, связанные с звучащей речью: театр, кино, радио, телевидение, эстрада и цирк,— должны утверждать и распространять единые нормы литературного произношения. Усвоение правил литературного произношения во время занятий по сценической речи является обязательным. Недопустимо, чтобы в спектакле играли актеры, в произношении которых имеются различные диалектные особенности; это нарушит речевую цельность спектакля, снизит его профессиональное звучание. Отклонение от произносительных литературных норм на сцене возможно лишь как речевая краска образа. Актер обязан своей речью воспитывать у зрителей любовь к верному звучанию родного языка. На нем лежит ответственность за сохранение чистоты русской речи. Особенно это относится к молодым актерам, которые принимают эстафету от старшего поколения русских актеров. Но язык и его произносительные нормы находятся в постоянном движении, развитии и изменении. Одни слова уходят, появляются новые, меняется их произношение. Остановить изменения в произносительных нормах невозможно. В настоящее время также имеется ряд произносительных норм, которые претерпевают изменения. Особенно это относится к прилагательным типа «долгий, горький, тихий» и окончаниям возвратных форм глаголов — «учусь, учился». По традиционным правилам сценической речи произносилось: долгый, горькый, тихый, а глаголы произносились с твердыми окончаниями — учус, училса. По специально проведенному исследованию нашей кафедры среднее и младшее поколения в своем большинстве произносят эти окончания мягко. В нашей школе в учебной практике мы придерживаемся традиционных произносительных норм.
I. ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ Произношение гласных звуков
1. По характеру произнесения гласных в слове мы можем говорить об ударном слоге, предударном и слабых слогах. В произношении гласная под ударением звучит более энергично и с большей длительностью. Все другие гласные в слове называются безударными. В произношении они отличаются от ударной большей краткостью и звучат по-разному в зависимости от того, в каком безударном слоге они стоят — предударном или слабом. Для обозначения произношения ударных и безударных гласных существуют определенные знаки, которые называются транскрипцией. Транскрипция ударных гласных соответствует их буквенному написанию, так как ударная гласная не изменяется в своем произношении: и скра, студ е нт, те а тр, раб о та, ст у дия, м ы сль, я блоко, акт ё р, ю ность, э хо[6]. Звуки А и О — а) в предударном слоге произносятся как а короткое и обозначаются знаком а: раб о та — раб о та сов е т — сав е т; б) в слабых слогах произносятся как средний звук между ы и а, в закрытом слоге ближе к ы и обозначаются знаком ъ, в открытом — ближе к а: мастерство — м ъ стерство молоко — м ъ лако правда — правд ъ; в) в начале слова произносятся как а: атам а н — атаман объективность — а бъективность.
Звук Е — а) в предударном слоге произносится ближе к е, обозначается условно еи: сестра — сеистра весна — веисна; б) в слабых слогах произносится как средний между е и и, обозначается знаком ь: трепет — тр е пьт; в) после согласных ж, ш, ц в предударных и слабых слогах жена — жэына шептать — шэыптать. Звук Я — а) в предударном слоге произносится как среднее между е и и, обозначается знаком еи:
пятак — пеитак; б) в слабых слогах произносится как короткое и, обозначается знаком ь: пятачок — пьтач о к. Звуки И, У, Ю, Ы — а) в безударных слогах звучат менее энергично; б) звук И во фразе, если он стоит в начале слова и ему предшествует слово, оканчивающееся на твердый согласный звук, или предлог, выраженный согласным звуком, при слитном произнесении звучит как ы: Кот и повар — кот ы повър В Индии — в ындии С Ириной — с ыриной.
2. Предлоги произносятся слитно со словом и произношение гласной предлога подчиняется правилу ее звучания в безударных слогах. На пароме — нъ паромь.
3. Старорусские союзы — коль, коли, хоть, кабы — и вводные слова в старорусской речи — мол, дескать — произносятся следующим образом: коль — къль коли — къли хоть — хъть кабы — къбы мол — мъл дескать — дескъть.
4. Окончания прилагательных гий, кий, хий произносятся как гъй, къй, хъй: долгий — долгъй широкий — широкъй тихий — тихъй.
5. Окончания прилагательных множественного числа именительного падежа ие, ые произносятся как ии, ыи[7]: синие — синий крупные — крупный.
Произношение согласных. 1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие: морковь — моркофь, морковка — моркофка, воз — вос, глазки — гласки, ход — хот, кадка — катка, друг — друк. 2. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко: сбор — збор, сделка — зделка, отдых — оддых. Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким: с молодой, с ролью, с лимоном, с вами, с Ниной. 3. Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ: расшумелся — рашшумелся, из шубы — ишшубы. 4. Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ: позже — пожьже, приезжий — приежьжий, дрожжи — дрожьжи, визжать — вижьжать, брюзжать — брюжьжать, возжи — вожьжи, дождик — дожьжик. Если сочетание ЗЖ происходит от соединения приставки и корня, а также от соединения предлога и слова, то сочетание ЗЖ. произносится как два твердых ЖЖ: разжечь — ражжечь, без жалости — бежжалости. 5. В сочетании с гласными звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: жир — жыр, ширь — шырь, цинк — цынк.
6. Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ: счет — щщет, счастье — щщастье, возчик — вощщик, без чая — бищщаю. 7. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное ЧЧ: наладчик — налаччик, отчаянье — оччаянье. 8. Сочетания ДЦ и ТЦ произносятся как удвоенное Ц: тридцать — триццать, отца — ацца. 9. Звуки Щ и Ч всегда произносятся мягко: щука — щюка, чай —чяй, чашка — чяшка. 10. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц: городской — гороцкой, советский — совецкий. 11. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: как ШН и как ЧН. ШН остается в словах живого разговорного языка: скучно — скушно, нарочно — нарошно, булочная — булошная, пустячный — пустяшный, яичница — яишница, скворечник — скворешник. В женских отчествах сочетание ЧН произносится как ШН: Лукинична — Лукинишна, Кузьминична — Кузьминишна, Саввична — Саввишна и т. д. ЧН остается в словах, имеющих звук Ч в корне слова: дачный, млечный, печной. В производственной терминологии (станочный, поточный, съемочный, войлочный) – в произношении также остается Ч. Часто в зависимости от контекста, в котором встречаются слова с сочетаниями ЧН, они произносятся либо как сочетание ЧН, либо как сочетание ШН, например: сердешный друг, но сердечные капли, водошный запах, но водочный завод. Чем ближе текст к бытовой простой речи, тем более оснований произносить сочетание ЧН как ШН. 12. Звук Ч в местоимениях и союзах произносится как Ш: что — што, чтобы — штобы и т. д. 13. Звук Г в следующих местоимениях и прилагательных произносится как звук В: кого — каво, его — ево, того — таво, светлого — светлова, также в наречии сегодня — севодня. В наречиях «тогда», «когда» произносится Г. 14. Звук Г в сочетаниях ГЧ, ГК произносится как X: Легкий — лехкий, легче — лехче, мягкий — мяхкий. 15. В словах с сочетаниями: СТН —ПРЕЛЕСТНЫЙ ЗДН — ПОЗДНО СТЛ —ПОСТЛАТЬ НДС —ГОЛЛАНДСКИЙ РДЦ - СЕРДЦЕ ЛНЦ —СОЛНЦЕ выпадают средние согласные, и эти слова звучат так: прелесный, позно, послать, серце, сонце, голланский. 16. Согласные Д, Т, С, 3, Н перед мягкими согласными смягчаются:
слезы — сьлезы, если — есьли, после — посьле, возле — возьле, торжественный — торжесьтвенный, стена — сьтена, бантик — баньтик, пенсия — пеньсия, усни — усьни, дверь — дьверь, двести — дьвести, следствие — сьледствие. 17. Непременно должны звучать двойные согласные в следующих словах: а) в прилагательных: длинный, обнаженный, разорванный и т. д.; б) в словах, где двойная согласная стоит в начале слова: ссора, ссорятся, вводная лекция и т. д.; в) в середине слова, если ударение падает на предшествующий двойному согласному слог: ванна, гамма, касса и т. д. 18. Особенно внимательно актеру нужно отнестись к произнесению гласных, когда они стоят на стыке двух слов во фразе, как бы «сливаются». Пропуск одной из сливаемых гласных делает фразу иногда совершенно непонятной и уж совсем не При нечетком произнесении и слиянии других звуков в стоящих рядом словах может произойти искажение смысла, например: «Однако пусто здесь» может прозвучать как «Одна капуста здесь»; или «Любовь Ани Березко» звучит в небрежном произнесении: «Любовь а не березка».
II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|