Работа над йотированными гласными.
Вся семья вместе, так и душа на месте. Это ёж — его руками не возьмёшь. Илья собирал утильсырьё. Ел не ел — за столом посидел. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. *** Ну и дьявольский климат в этой стране! К. Паустовский Бухта не закрыта от зюйда, и остановиться в ней на якорь опасно. И. Гончаров Она с юркостью девочки схватила стул и подвинула его к кровати. Ф. Гладков В ярах под крутыми склонами еще жался к суглинку изъеденный ростепелью снег. М. Шолохов
Любимая, знакомая, Широкая, зеленая, Земля родная — Родина! Привольное житьё! С. Васильев
Мчатся тучи, вьются тучи... *** Еду, еду в чистом поле... *** И сосны лишь да ели Вершинами шумели... *** А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. *** Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. А. Пушкин
Я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженьи. Я радуюсь маршу, которым идём в работу и в сраженья. Я вижу — где сор сегодня гниёт, где только земля простая,— на сажень вижу, из-под неё коммуны дома прорастают. В. Маяковский
Звук И. МИР РИФМА ГИМН ПИКА ЛИРА ИЛ КНИГА ИВОЛГА АРТИСТ ВИЗИТ ИМЯ Береги землю родимую, как мать любимую. Правдивое слово — сила. Хорошая нива только у коллектива. Службу служить — душой не кривить. Красота приглядится, а ум вперед пригодится. Кто в кручине, тот, что корабль в пучине. Речами тих, да сердцем лих. Учить — ум точить. С умным разговориться, что мёду напиться. Почитай учителя, как родителя.
Звук Ы. БЫТ ЛЫЖИ МЫС ПУСТЫНЯ КОВЫЛЬ ЗВЕЗДЫ БРЫЗГИ ЖИЗНЬ ШИРЬ Жить — Родине служить. Не спеши карать, спеши выслушать.
К кому сердце лежит, туда оно и бежит. Гордым быть - глупым слыть.
Упражнения для тренировки согласных звуков. Звуки Б, П. У п р а ж н е н и е 1. Сделайте несколько упражнений для тренировки губ. Произносите поочередно звуки: Б—П Б—П Б—П и П—Б П—Б П—Б Четко различайте звонкий Б и глухой П.
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте Б и П в сочетании с гласными. Следите не только за четкостью произнесения согласных, но и за точным звучанием гласных звуков.
БИ – ПИ БИ – ПИ БИП БЭ – ПЭ БЭ – ПЭ БЭП БА – ПА БА – ПА БАП БО – ПО БЁ – ПЁ БОП БУ – ПУ БЮ – ПЮ БУП БЫ – ПЫ БИ – ПИ БЫП БИ – БИ – БИ – БИ - БИП БЭ – БЭ – БЭ – БЭ – БЭП БА – БА – БА – БА – БАП БО – БО – БО – БО – БОП БУ – БУ – БУ- БУ – БУП БЫ – БЫ – БЫ – БЫ – БЫП
У п р а ж н е н и е 3. Тренируйте звуки Б и П в словах: БИТВА БЫЛЬ БОЛЬ БАРАБАН БОЛЬШЕВИК БАШНЯ БАЙРОН БУНТ БРАТ ПОЛЕ КОПНА ПОКОС ПЛОЩАДЬ ПАПОРОТНИК ПОПОНА ПОТОК КОПЫТА ПЕСНЯ
У п р а ж н е н и е 4. Произнесите следующие пары слов. Обратите внимание, как изменяется смысл слова при оглушении звонкого согласного звука: БОРТ — ПОРТ БАЛКА — ПАЛКА БЫЛЬ —ПЫЛЬ БРАГА —ПРАГА БАР — ПАР
У п р а ж н е н и е 5. Тренируйте четкость произнесения Б и П в текстах. Произносите медленно. Был бы бык, а мясо будет. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. В поле полет Поля просо. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. *** Жил был поп, толоконный лоб. *** Попадья Балдой не нахвалится. *** Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывет. Звуки В, Ф. У п р а ж н е н и е 1. Вспомните положение речевого аппарата для этих звуков. Произнесите несколько раз поочередно звуки: В—Ф; В—Ф; В—Ф, четко различая звонкий В и глухой Ф.
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте В и Ф в сочетании с гласными: ВИ — ФИ ВИ — ФИ ВИФ
ВЭ — ФЭ ВЕ — ФЕ ВЭФ ВА —ФА ВЯ — ФЯ ВАФ ВО — ФО ВЁ — ФЁ ВОФ ВУ — ФУ ВЮ-ФЮ ВУФ ВЫ — ФЫ ВИ — ФИ ВЫФ ВИ — ВИ — ВИ — ВИ — ВИФ ВЭ — ВЭ — ВЭ — ВЭ —ВЭФ ВА - ВА — ВА — ВА — ВАФ ВО — ВО — ВО — ВО — ВОФ ВУ —ВУ — ВУ — ВУ —ВУФ ВЫ — ВЫ — ВЫ — ВЫ — ВЫФ
У п р а ж н е н и е 3. Тренируйте звуки В и Ф в словах: ВОЛГА ФЛАГ ВЫСТАВКА ФРОНТ ВЕСТЬ ФАКЕЛ ВЗРЫВ ФИЛОСОФ КВАС ФАНТАЗИЯ ВИНТ КОФТА ВОРОБЕЙ ФУФАЙКА ИВА КАФТАН ФИЛИН
У п р а ж н е н и е 4. Произнесите следующие пары слов. Обратите внимание, как изменяется смысл слова при оглушении звонкого согласного звука. ВАЗА — ФАЗА ВРАГ — ФРАК ВОРС — ФОРС ВЛАГА — ФЛАГА
У п р а ж н е н и е 5. Тренируйте звуки В и Ф в следующих текстах: Была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — Лавру на Фрола наврет.
Расфуфырился Фома — Всё с фасоном сшит кафтан — Франт Фома, а Епифан Дедов носит всё кафтан. Только что ж за фокус в том? К Епифану други в дом! Не в фасоне вовсе дело: Не всё клад, что заблестело. Из творчества учащихся Звуки Д — Т; ДЬ — ТЬ У п р а ж н е н и е 1. Вспомните установку речевого аппарата для этих звуков. Сделайте тренировочные упражнения для языка. Поочередно, следя за чистотой и верностью звучания, произносите: Д —Т Д-Т Д-Т ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте Д, Т и ДЬ, ТЬ в слогах: ДЫ – ТЫ ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ ДЭ – ТЭ ДЕ – ТЕ ДЭТ – ДЕТЬ ДА – ТА ДЯ – ТЯ ДАТ – ДЯТЬ ДО – ТО ДЁ – ТЁ ДОТ – ДЁТЬ ДУ – ТУ ДЮ – ТЮ ДУТ – ДЮТЬ ДЫ – ТЫ ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТ ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭТ ДА – ДА – ДА – ДА – ДАТ ДО – ДО – ДО – ДО – ДОТ ДУ – ДУ – ДУ – ДУ – ДУТ ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫТ ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТЬ ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕТЬ ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯТЬ ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁТЬ ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮТЬ У п р а ж н е н и е 3. Тренируйте различие звонкого Д и глухого Т в словах: ДАЧКА— ТАЧКА ДОН — ТОН] ДОЧКА— ТОЧКА ДУШ – ТУШЬ КАДУШКА — КАТУШКА ДЕЛО—ТЕЛО ДЕНЬ—ТЕНЬ ДРАП— ТРАП
У п р а ж н е н и е 4. Тренируйте звуки ДЬ и ТЬ в словах, внимательно следите, чтобы не было «цоконья» и «дзяканья». ТИНА ТЕРЕМ ПУСТЯК ТЮЛЬПАН КАРТИНА УТЕХА ТЯГА ТЮЛЕНЬ ТИШИНА КАНИТЕЛЬ КОТЯТА ТЮЛЬ НЕВИДИМКА ТЕСТО ОКТЯБРЬ ДЮНЫ СЕДИНА ДВЕРИ ДЯТЕЛ ДЮЖИНА
ДИВО КАДЕТ ДЯДЯ ДЮШЕС
Упражнение 5. Тренировка Д и Т, ДЬ и ТЬ в текстах. Терпенье и труд всё перетрут. Безделье — мать всех пороков. Береги платье снову, а честь смолоду. Огонь — беда и вода — беда, а пуще беды — и без огня и без воды. Тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева. На улице деготник — мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей. В редьке пять блюд: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом да редечка так. *** Каждый день идет там диво. *** И, блистая сединами, Дядька впереди идёт И ко граду их ведёт. А. Пушкин
Северный ветер дышал стужей в темные окна домов. А. Толстой Говорила она на южном диалекте — часто делала неправильные ударения (поняла, заняла) и произносила звук «г» придыхательно. Ф. Гладков Жить,— даже и не будучи влюбленным,— славное занятие. М. Горький На другой день народу в театре было видимо-невидимо. А. Макаренко Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё. М. Лермонтов Звуки 3, С У п р а ж н е н и е 1. Вспомните установку речевого аппарата для правильного звучания 3 и С. Проверьте звучание З и С, повторяя поочерёдно З – С; З – С; З – С.
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте чистоту звучания в слогах, произнося их по горизонтали: ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЭ – ЗИ – ЗЫ ЗЯ – ЗЁ – ЗЮ – ЗЕ СА – СО СУ – СЭ – СИ – СЫ СЯ – СЁ – СЮ – СЕ ЗВИ —ЗВЕ —ЗВЯ —ЗВЁ —ЗВЮ —ЗВИ СВИ — СВЕ — СВЯ — СВЁ — СВЮ — СВИ ЗДИ — ЗДЕ — ЗДЯ — ЗДЁ — ЗДЮ — ЗДИ СТИ — СТЕ — СТЯ — СТЁ — СТЮ — СТИ Звуки 3 и С в этих сочетаниях произносятся, как ЗЬ и СЬ (ЗЬВИ). Образуйте слова с отдельными из этих сочетаний и помните о мягкости произнесения, например: СЬВЕТ, ЗЬДЕСЬ, СЬТЕЛЬКА, ЕСЬЛИ, ПОСЬЛЕ, ВОЗЬЛЕ и т. д. Подберите сами ряд слов с этими звуковыми сочетаниями, научитесь их чисто и верно произносить. Тренируйте звучания 3 и С в словах: ЗАЛА — САЛО ЗВАТЬ — СВАТЬЯ КОЗА — КОСА ЗОЛОТО — СОЛОД ЗМЕЙ — СМЕЙ
У п р а ж н е н и е 3. Произносите верно тексты со звуком 3 и С.
Назвался груздем — полезай в кузов. Видит волк козу, забыл и грозу. *** Завтра только зазорится, Мы отправимся в поход. *** Запад тихо догорал, Вдруг конек над ним заржал. П. Ершов Звенит промёрзлый дол... *** У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том. *** Уж побледнел закат румяный Над усыпленною землей. *** Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. А. Пушкин Поля грабастая, летят гнедые, летят гривастые,— седым-седые. А. Недогонов К посвистыванию ветра присоединился тупой звук ударов о волнорез. В. Кетлинская
С приплёска несло песок, больно стегало в лицо, ослепляя воспаленные глаза. В. Шишков Мы плыли на ледке, и лучистая речка то открывала, то закрывала зеленые ворота. М. Пришвин Александр Михайлович Опекушин был выходец из простого народа, из крепостной крестьянской семьи, сперва самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик. Н. Телешов Звук Ц У п р а ж н е н и е 1. Вспомните, пользуясь рисунком, правильное положение речевого аппарата при образовании Ц. Тренируйте Ц в слогах и словах. Подберите сами слова. ЦЫП — ЦЫП ЦЫ —ЫЦ ЦЭП — ЦЭП ЦЭ — ЭЦ ЦАП — ЦАП ЦА — АЦ ЦОП — ЦОП ЦО — ОЦ ЦУП — ЦУП ЦУ — УЦ
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте звук Ц в следующих текстах: Караульщик наш привстал, Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу. Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела, Грива в землю, золотая, В мелки кольцы завитая. П. Ершов
Мается, мается, Придет домой — растянется.
Красна девица Сидит в темнице, Коса на улице. Звуки Ж, Ш Работая над четкостью и правильностью произнесения этих звуков, надо помнить, что они не могут смягчиться и всегда, за редким исключением, указанным в главе «Нормы литературного произношения», произносятся твердо. У п р а ж н е н и е 1. Вспомните положение речевого аппарата для верного образования Ж и Ш. Произнесите слоги, четко различая звонкий Ж и глухой Ш. Тренируйте Ж и Ш в следующих сочетаниях:
ШЫ – ЖЫ ЖЫШ СЫ – ШЫ ЗЫ – ЖЫ ШЭ – ЖЭ ЖЭШ СЭ – ШЭ ЗЭ – ЖЭ ША – ЖА ЖАШ СА – ША ЗА – ЖА ШО – ЖО ЖОШ С0 – ШО ЗО – ЖО ШУ – ЖУ ЖУШ СУ – ШУ ЗУ – ЖУ
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте Ж и Ш в словах и текстах: ЖАЛОСТЬ — ШАЛОСТЬ ЖИЛА — ШИЛО ЖАР — ШАР Хороши в дорожку пирожки с горошком. Шубка — зимой не шутка. Шумит дубравушка к непогодушке. Век изжил, а ума не нажил. Шишки на сосне; шашки — на столе. Сто одежек и все без застежек. По ступенькам не всхожу, На диванчике сижу, Но к седьмому этажу Я и сидя угожу. *** Шапку бережно скидает, На окно ее кладет И из шапки той берет
В три завернутый тряпицы Царский клад — перо Жар-птицы. *** Но сказать тебе по дружбе, Это — службишка, не служба; Служба все, брат, впереди. *** Вот въезжают на поляну Прямо к морю-океану; Поперек его лежит Чудо-юдо рыба-кит. (П. Ершов) На небесном синем блюде Желтых туч медовый дым. *** Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись, Слушай — под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь. С. Есенин Звуки К, Г, X У п р а ж н е н и е 1. Вспомните нужное для верного произнесения этих звуков положение речевого аппарата. Тренируйте звуки, произнося их в следующем порядке: К —Г К —Г —X Г — К—X Х — К — Г
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте в слогах звуки К, Г, X: КИ — ГИ — ХИ КИ — ГИ — ХИ КЭ — ГЭ — ХЭ КЕ — ГЕ — ХЕ КА —ГА — ХА КЯ — ГЯ — ХЯ КО—ГО—ХО КЁ — ГЁ — ХЁ КУ — ГУ— ХУ КЮ—ГЮ —ХЮ КЫ – ГЫ – ХЫ КИ – ГИ – ХИ
КТИ – ГДИ – ХТИ КТЭ – ГДЭ – ХТЭ КТА – ГДА – ХТА КТО – ГДО – ХТО КТУ – ГДУ – ХТУ КТЫ – ГДЫ – ХТЫ
У п р а ж н е н и е 3. Произносите, четко различая, звонкий Г и глухой К.
ГИД — КИТ ХОЛСТ ГЛАДЬ — КЛАДЬ ХОЛОД ГАСИТЬ — КОСИТЬ ВАХТА ГЛАЗ — КЛАСС ОХОТА ГУБКА — КУБОК ДЫХАНИЕ У п р а ж н е н и е 4. Тренируйте звуки К, Г, X в текстах: Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут. Ни себе не гож, ни людям не пригож. Не грози на грязи — грози грязь переехавши. Хиханьки да хаханьки — доходишки махоньки. Иная хвала хуже поношения. Хвастать не косить: спина не заболит. *** Кругом тайга, Глухи берега, Угрюмы воды. А эта Ока Далека-далека, Как детские годы. А. Твардовский
Земля не хочет более терпеть плохой уход,— готовься, комсомолия, в передовой поход. *** После дел всех шаг прогулкой грохайте. Так заливай смех, чтоб камень лопался в хохоте. В. Маяковский. Звуки М, Н. Так как при образовании этих звуков выдыхаемый воздух проходит через нос, при тренировке следует обратить внимание на то, чтобы при произнесении слогов и слов к этим звукам не примешивался бы носовой призвук (гнусавость). Для устранения этого недостатка следует слегка расширять ноздри в момент произнесения М и Н.
У п р а ж н е н и е 1. Произнесите М и Н в слогах: МИ — МЭ — МА — МО — МУ — МЫ НИ — НЭ — НА — НО — НУ — НЫ
МИМ — МЭМ — МАМ — МОМ - МУМ — МЫМ НИН — НЭН — НАН — НОН - НУН — НЫН МНИ — МНЭ — МНА — МНО — МНУ — МНЫ
МНИМ – МНЭМ – МНАМ – МНОМ – МНУМ – МНЫМ
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте М и Н в словах и фразах: МОСКВИЧ УРАГАН МЕДАЛЬ ГНЕВ МАГНИТ МИНА МОСТ ИНЕЙ ТЕМНОТА ЗВОН Звуки Л, ЛЬ. У п р а ж н е н и е 1. Произносите поочередно звуки: Л — ЛЬ Л — ЛЬ
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте Л и ЛЬ в слогах: ЛЫ — ЛЭ — ЛА — ЛО — ЛУ — ЛЫ ЛИ — ЛЕ —ЛЯ —ЛЕ —ЛЮ —ЛИ
ЛИЛ – ЛИЛЬ ГЛЫ – КЛЫ ГЛИ – КЛИ ЛЭЛ – ЛЕЛЬ ГЛЭ – КЛЭ ГЛЕ – КЛЕ ЛАЛ – ЛЯЛЬ ГЛЯ – КЛА ГЛЯ – КЛЯ
ЛОЛ – ЛЁЛЬ ГЛО – КЛО ГЛЁ – КЛЁ ЛУЛ – ЛЮЛЬ ГЛУ – КЛУ ГЛЮ – КЛЮ ЛЫЛ – ЛИЛЬ ГЛЫ – КЛЫ ГЛИ – КЛИ
У п р а ж н е н и е 3. Тренируйте Л и ЛЬ в словах и фразах:
КЛЫК СЛАВА ГЛЯНЕЦ КЛИМАТ СЛИВА КЛЮКВА ТОЛК СЛЕД ЛУК ТОЛЬ СЛЁЗЫ ВЕСЛО КАЛУГА ЗЛЮКА ЛЁД
Около кола колокола. Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала. Клава клала лук на полку, угощала им Николку. На болоте, на лугу стоит блюдце творогу. Угольки сгребли в уголки. С балки упали палки. Леня пень пилил пилой, сделал улей золотой. Сказал бы словечко, да волк недалечко. Маленькое дело лучше большого безделья.
***
Лето — это ливни. Льют. Льют. Льют. Как Мамонтовы бивни, Молнии бьют. …………………………………….. Лето — это луны, Лютиковый луг. Лето — это руны Про любовь двух. В. Боков
Звуки Р, РЬ. У п р а ж н е н и е 1. Вспомните верное положение речевого аппарата для звукрв Р и РЬ. Тренируйте эти звуки, подражая ритму пилы при пилке твердого дерева — РРР — РЬРЬРЬ; РРР — РЬРЬРЬ.
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте Р и РЬ в следующих слогах: ТРЫ —ДРЫ ТРИ —ДРИ БРИ —ЛРИ —КРИ ТРЭ — ДРЭ ТРЕ—ДРЕ БРЭ—ЛРЭ—КРЕ ТРА — ДРА ТРЯ — ДРЯ БРА — ЛРА — КРЯ ТРО — ДРО ТРЁ — ДРЁ БРО — ЛРО — КРЁ ТРУ — ДРУ ТРЮ—ДРЮ БРУ — ЛРУ— КРЮ ТРЫ—ДРЫ ТРИ—ДРИ БРЫ – ЛРЫ - КРИ
У п р а ж н е н и е 3. Тренируйте Р и РЬ в словах и фразах: РЫСЬ РИС РАБОТА КРИК ГРОТ КРЕПОСТЬ ДРОЗД ДРЕМОТА КОНТРОЛЬ ТРЯПКА ДРУГ ТРЮФЕЛЬ ТИР КРЮК Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. Один льет, другой пьет, третий растет. Сок с березы стёк, стёк с березы сок. Не тужи о ржи, только мешки держи. Дай курице грядку - изроет весь огород. У хорошей пряхи тканые рубахи. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
***
Под каждым окошком, У каждого тына Рябины, рябины, Рябины, рябины... В дожди октября, В дожди ноября Наш сад полыхает Как в мае заря. В. Солоухин.
Уминая снег зернистый, Вперемежку, пляс — не пляс, Возле танка два танкиста Греют ноги про запас. А. Твардовский.
Звуки Ч, Щ. У п р а ж н е н и е 1. Вспомните положение речевого аппарата для верного произнесения этих звуков. Тренируйте звуки Ч и Щ отдельно. Следите, чтобы Ч и Щ не произносились твердо. Ч — Ч — Ч Щ — Щ — Щ
У п р а ж н е н и е 2. Тренируйте Ч и Щ в слогах: ЧИ —ЩИ ЧА —ЩА ЧЕ —ЩЕ ЧУ —ЩУ ТИ – ЧИ ИТЬ – ИЧЬ ЧИЩИ ЩИЧИ ЧИЩЬ - ЩИЧЬ ТЕ – ЧЕ ЕТЬ – ЕЧЬ ЧЕЩЕ ЩЕЧЕ ЧЕЩЬ – ЩЕЧЬ ТЯ – ЧА ЯТЬ – ЯЧЬ ЧЯЩЯ ЩЯЧЯ ЧЯЩЬ – ЩЯЧЬ ТЁ – ЧЁ ЁТЬ – ЁЧЬ ЧЁЩЁ ЩЁЧЁ ЧЁЩЬ – ЩЁЧЬ ТЮ – ЧЮ ЮТЬ – ЮЧЬ ЧЮЩЮ ЩЮЧЮ ЧЮЩЬ – ЩЮЧЬ ТИ – ЧИ ИТЬ – ИЧЬ ЧИЩИ ЩИЧИ ЧИЩЬ - ЩИЧЬ
У п р а ж н е н и е 3. Тренируйте Ч и Щ в словах и фразах: ЧЕСТЬ ЩИТ ЧТЕЦ ЩЕКА КАЧЕЛИ ЩЕБЕТ КЛИЧ ЛЕЩ ПОЧЕТ ПОЩАДА ЧАЙКА ЩЕЛЧОК ЧАЩА КОЩУНСТВО ЧЕРЕМУХА ПЛЮЩ МЕЧТА ПЛАЩ РАЗВЕДЧИК ЩУКА МИЧМАН МЕЩАНСТВО ОЧЕРК ЩИПЦЫ
Чешуя у щучки, щетинка у чушки. Ласточка день кончает, а соловей начинает. Сухие листочки на сучках-сучочках. Река течет, печка печет.
Золотое решето черных домиков полно, Сколько черненьких домов, Столько беленьких жильцов.
Цветет невеличка — будет земляничка. Волки рыщут — пищу ищут. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины.
*** Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык. Н. Заболоцкий
И сыплет щедрою рукой Червонцы челяди ямской. Н. Некрасов
На добром щекастом лице Симакова быстро бегали вечно смущенные глаза. В. Тендряков. Ноги чувствовали сквозь подошву раскаленный щебень шоссе. М. Гаршин Щегольство словами, значение которых не совсем ясно щеголяющим, заметно у многих, и это очень плохо. М. Горький
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|