Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика докладов и рефератов




1. Основные концепции познания в истории философии.

2. Диалектика индивидуального и социального в познании.

3. Роль веры в познавательной деятельности.

4. Интуиция как познавательная способность.

5. Соотношение чувственного и рационального в познании.

6. Специфика мистического познания.

7. Миф как форма познания.

8. Познание как "конструирование" действительности.

9. Познание и язык. Взаимосвязь типов мышления в творческом процессе.

Тексты и источники

Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М., 1989. - Гл.IV.

Бекон Ф. Новый органон. Предисловие: Сочинения: В 2 т. - М., 1978. - Т.2.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - М., 1977. - Кн.1.

Кант И. Критика чистого разума. Введение: Сочинения: В 6 т. - М., 1965. - Т.3.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении: Сочинения: В 3 т. - М., 1985. - Т.1. - Кн.1. - Гл.1-5

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Метод: Сочинения. - Т.46. - Ч.1. - Гл.1. - § 3.

Соловьев В.С. Достоверность разума: Сочинения: В 2 т. - М., 1988. -Т.1.

Научная литература

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. - М, 1988.

Гносеология в системе философского мировоззрения. - М., 1983.

Губанов Н.И. Чувственное отражение. - М., 1986.

Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.

Исторические типы рациональности. - М., 1997.

Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. - М., 1974.

Коршунов А.М. Познание деятельность. - М., 1989.

Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура. - М., 1984.

Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. - М., 1988.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. - М., 1980.

Полани М. Личностное значение. - М., 1985.

 

 


Схема 40

Познание и его формы

 

 

 



Тема 14. Философские проблемы человека

 

План

 

1. Проблема человека в истории философии.

2. Природа и сущность человека.

3. Идеи о происхождении человека.

4. Биологическое и социальное в человеке.

5. Человек, индивид, личность.

 

Методические указания

 

Приступая к изучению первого вопроса, необходимо помнить, что представители различных эпох по-разному рассматривали человека.

Если древнеиндийская философия мыслила его как часть мировой души, то древнекитайская философия считает человека частью неба, которое наделяет его определенными качествами, а человек обязан поступать в согласии с законом дао и совершенствовать себя.

Древневосточная философия ориентировалась на человека, на гуманное отношение к нему, на совершенствование его внутреннего мира. Человек должен сам себя спасти. Но человек, его мир и судьба связаны с запредельным миром.

В древнегреческой философии человек – это часть космоса и открыт миру, активен по отношению к обществу.

Средневековая мысль начала рассматривать человека как часть мирового порядка, установленного богом, а человек – это образ и подобие его, но он внутренне раздвоен вследствие грехопадения, хотя от природы он божественен, может приобщиться к богу и стать сверхчеловеком.

Эпоха Возрождения ставит человека на земную основу, утверждая естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии.

Новое время обращает внимание на мышление как единственное
свидетельство человеческого достоинства.

Кант стоял на позиции дуализма человеческой сущности: как часть чувственного мира человек подчинен необходимости, а как часть духовности – он свободен, по природе он зол, но имеет задатки добра.

Гегель считал, что мышление сообщает человеку его человечность и отстаивал приоритет социального над индивидуальным.

Антропологическая концепция Фейербаха утверждала самоценность человека как части природы, рассматривая человека вне реальных социальных связей. В русской философии выделяются два подхода к человеку: материалистическое (человек – высшее творение природы, апреобразование человека связано с преобразованиями в обществе) и религиозное (человек совмещает в себе противоположности бога и дьявола, добра и зла, потому главное в человеке – это его духовное начало, которое может привести к появлению богочеловека). Если у Ницше сверхчеловек – это человекобог, то в русской философии сверхчеловек – это богочеловек.

Второй вопрос темы необходимо начать с уяснения, что существует диалектическая взаимосвязь между человеком и обществом: человек – это микрообщество, а общество – это сам человек в его общественных отношениях. Поэтому можно говорить о социально-деятельной сущности человека. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком. По Аристотелю, существо, не способное вступать в общение – это или животное, или бог. Но человек не сводим к своей сущности, в реальной жизни сущность обнаруживается в существовании. Если сущность человека – это общая характеристика рода «человек», то существование каждого индивида всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении. Человеческое существование – это бытие индивида как целостного существа. Эта целостность выражается в том, что человек – это единство трех основных начал: биологического, социального и психического, т.е. биопсихосоциальный феномен. Уничтожив один из факторов, мы уничтожим самого человека.

Вопрос о происхождении человека один из самых загадочных в науке. Основы учения о происхождении человека были заложены Дарвиным, доказывающим родство человека с человекоподобной обезьяной. Однако другую точку зрения высказывают креационисты в своем учении о сверхъестественном происхождении человека – в результате единого творческого акта. Имеются также гипотезы о внеземном происхождении жизни. Предками человека являются инопланетяне. Материалистическое учение сформулировано Энгельсом: труд является источником и условием человеческой жизни (он создал человека). Сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь – два главных фактора развития человеческого мозга. Параллельно с развитием мозга шло развитие органов чувств. В ходе очеловечивания наряду с биологическими предпосылками формировались и социальные предпосылки.

По своей сущности человек – существо социальное, но он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки. Биологическое в человеке выражается в генах, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве. При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора – социобиологизма, и абсолютизации биологического фактора – панбиологизма. По мнению современных социобиологов (теория генокультурной коэволюции), процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходит совместно, но ведущая роль в этом процессе отводится генам. Но вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Понятия личность, индивид, индивидуальность часто употребляются как однозначные. Но это не так. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, это один из многих. Он всегда безличен. В «индивиде» фиксируются особенные свойства человека. Индивидуальность – самобытность, непохожесть, оригинальность индивида. Личность – это человеческий индивид как субъект сознательной деятельности в сфере общественных отношений. Человеком рождаются, а личностью становятся. Личность – это мера социального в индивидуальном, а значит, это всегда процесс постоянного становления. Атрибутом личности является свобода, но свобода без ответственности – это произвол, а поэтому ответственность за свои и чужие поступки – это второй атрибут личности. Элементами структуры личности являются: биологические факторы (темперамент, возраст, пол), психологические факторы (память, эмоции, ощущения, мышление, воля), подструктура социального опыта (приобретенные навыки, умения, знания, привычки) и подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, убеждения). Внутри этих подструктур различают социальное и биологическое содержание. Несколько иной подход к структуре личности высказывает Леонтьев, связывая ее с деятельностью.

 

Основные понятия

АНТРОПОЛОГИЗМ – стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – вопроса о человеке.

АНТРОПОЛОГИЯ – направление современной философии, в центре внимания которого стоит не индивид или единичная судьба, а человек как социальное существо. Давление жизни было первичным фактором в бытии человека, что и побудило его создавать культуру с целью защиты от стихийного давления окружающей природы.

ИНДИВИД – единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек». Когда люди говорят об индивиде, то обращают внимание на то общее, что свойственно массе людей и отвлекаются (абстрагируются) от характеристик, присущих какому-либо конкретному лицу.

ИНДИВИДУАЛИЗМ – философская концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представления об атомарности индивида, т.е. его отдельности от всех внешних связей. Человек понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически ведет к субъективизму и солипсизму. Исторически индивидуализм возник в классовом обществе, преодолевшем нормы родовой общности и сделавшем человека самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм является противоположностью коллективизма и особенно псевдоколлективизма.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – термин, обозначающий неповторимость человеческого существа. Если определение индивид подчеркивает, что отдельный человек – это представитель рода, то понятие индивидуальность, напротив, выявляет специфику, своеобразие данного представителя всеобщности, в чем он несхож с другими.

ИНСТИНКТ – совокупность врожденных устойчивых форм поведения живых существ.

МЕНТАЛЬНОСТЬ – устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия. Наряду с этим термином применяется также термин менталитет.

ЛИЧНОСТЬ – термин, обобщающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Это человек со своими социально обусловленными индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, волевыми и эмоциональными. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Каждое общество формирует присущий ему тип личности. Это свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и т.д.

ПСИХИКА (от «душевный») – способность высокоразвитых живых существ и человека взаимодействовать с окружающей средой путем переработки информации в мозгу и выработки моделей поведения для ориентации в мире. У человека психика приобретает качественно новую форму – сознание, хотя поведение человека во многом определяется неосознаваемыми психическими процессами, включая бессознательное.

ПЕРСОНА – в психологии личность индивида, в каком виде она представлена другим индивидом; отражение той роли, которую человек играет при взаимодействии с окружающим миром, что является формой достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности и обществом и дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения.

СПОСОБНОСТИ – комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности.

СУЩЕСТВОВАНИЕ – понятие, которое обычно употребляется для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а здравым смыслом.

СУЩНОСТЬ – философская категория, отражающая внутренние, глу-бинные связи и основу предмета.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

ТЕЛЕСНОСТЬ – одушевленное тело человека, являющееся основой природной и душевной жизни. Тело и душа образуют витальное единство как противоположность духовному: тело оказывает влияние на душевное начало, а оно – обратно на тело человека через чувства, воображение, настроение. Тело человека – это синтез телесного и духовного, ибо душевные переживания могут развиваться только в теле.

ХАРАКТЕР – целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, выступающий в качестве основы его поведения. Характер тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму его выражения.

ЧЕЛОВЕК – высшая ступень развития живых организмов на Земле; наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида homo sapiens, представляющего собой биосоциальное существо, одновременно принадлежащее миру природы и общества. Сущность человека, по Марксу, есть совокупность всех общественных отношений. Но эта сущность имеет конкретно-исторический характер: содержание ее изменяется в зависимости от эпохи. Определяющим условием становления человека является труд, в процессе которого человек изменяет условия своего существования, создает мир культуры и в то же время творит самого себя.

 

Темы докладов и рефератов

1. Античная концепция человека.

2. «Внутренний» человек христианского средневековья и наше время.

3. Образ человека в эпоху Нового времени.

4. Духовность и телесность как противоречивое единство целостного человека.

5. Философские аспекты генетики человека.

6. Социобиология и проблемы будущего человеческого вида.

7. Проблема взаимодействия генетических и культурных факторов в становлении личности.

8. Проблема гениальности в свете современных представлений о
личности.

9. Духовное самосовершенствование как философская проблема.

10.Проблема индивидуальности в философии.

11.С чего начинается личность.

12.Человек: путь к совершенству тела и духа.

Тексты и источники

Аристотель. О душе: Сочинения: В 4 т. - М., 1975.- Т.1.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

Бубер М. Два образа веры. - М., 1993.

Гегель Г. Феноменология духа. Предисловие. - М., 1959.

Гельвеций К. О человеке: Сочинения: В 2 т. - М., 1974.- Т.1.

Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

Кант И. Антропология: Сочинения: В 6 т. - М., 1964.- Т.2.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.

Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г.: Сочинения. - Т.42.

О человеческом в человеке. - М., 1991.

Проблема в человеке. - М., 1991.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1988.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего: Избр. философ. произв.: В 2 т. - М., 1955. - Т.1.

Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1991.

Фрейд З. Лекции по психоанализу. - М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.

Шарден Т. Феномен человека. - М., 1987.

 

Научная литература

 

Алексеев Б.П. Становление человека. - М., 1984.

Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

Биологическое и социальное в развитии человека. - М., 1977.

Боброва Е.М. Основы исторической психологии. - СПб., 1996.

Григорян Б.Т. Философия о сущности человека. - М., 1973.

Григорян Б.Т. Философская антропология. - М., 1982.

Каган М. Мир общения. - М., 1988.

Кон И. Социология личности. - М., 1968.

Кон И. Открытие Я. - М., 1978.

Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. - Новосибирск, 1984.

Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990.

С чего начинается личность. - М., 1983.

Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. - М., 1989.

Человек в системе наук. - М., 1989.

Шарапов В.В. Основы социальной антропологии. - СПб., 1997.

 


Схема 41

 

 



Тема 15. Ценности и их роль в жизни человека

И общества

 

План

 

1. Проблема ценности в философии.

2. Смысл жизни как ценностное ядро личности.

3. Поиск личностью смысложизненных ориентиров в современном мире.

4. Духовность личности как аксиологическая проблема.

5. Отношение к жизни, смерти и бессмертию в духовном опыте че- ловечества.

 

Методические указания

Приступая к изучению первого вопроса, необходимо знать, что в философии есть специальный раздел, который изучает проблемы ценностей – аксиология. Ценности являются неотъемлемой частью духовной жизни личности, они объединяют людей и служат основой их осмысленной деятельности. Утрата ценностных ориентиров ведет к кризису личности. Между представителями разных философских школ ведутся до сих пор споры о том, являются ли ценности атрибутом некоторой вещи или же они – результат оценивания, т.е. ценности – это явления объективные или субъективные. Ценность, как и истина, не является свойством самой действительности; она возникает как отношение между миром природы, общества и изменяющимися потребностями человека. Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека, а значимость определяется не свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. Ценности надиндивидуальны: они могут осознаваться, не осознаваться или осознаваться неадекватно. Но любой вариант осознания ценностей выступает в форме оценки. Различают предметные ценности (это естественные блага, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, но существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеятельности людей) и духовные (к которым относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, существующие только в идеальной форме и реализуемые в виде осознаваемых представлений).

Подходя к изучению второго вопроса темы, необходимо учесть, что понятие смысл жизни очень трудно однозначно определить, так как оно во многом зависит от самых различных установок личности и общества, в котором она живет; т.е. это вопрос о том, зачем и ради чего живет личность. Понятие смысл тесно связан с понятием содержание. Но если содержание выражает внутреннее единство всех элементов явления, то смысл жизни – это понимание человеком содержания и направленности ее, своего места в мире, своего предназначения, ибо, как говорил Л. Толстой, «без знания того, что же я такое и зачем я здесь, нельзя жить». В вопросе о смысле жизни есть объективная и субъективная стороны. Каждый человек – малая частица рода человеческого, поэтому жизнь индивида должна соответствовать некоторым общим требованиям, выполнение которых способствует нормальному развитию человечества, а значит, и самому человеку. Субъективная же сторона вопроса о смысле жизни не имеет однозначного решения. Этот вопрос должен осознаваться и решаться каждым человеком самостоятельно, путем свободного нравственного выбора, что, в конечном счете, тоже определяется общественными ценностями. Таким образом, можно говорить о том, что смысл жизни заключается во всестороннем развитии способностей человека, его самосовершенствовании, в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу максимально большему числу людей.

Смысл жизни как высшая цель человеческого бытия становится ориентиром, на который человек постоянно должен равняться. Пределом стремлений, в зависимости от мировоззренческих установок, могут быть: освобождение от воплощений, нирвана, сохранение традиционных устоев, соответствие космической гармонии, наслаждение, душевный покой и
удовлетворенность, спасение души, личное самосовершенствование, успех,
благо человечества и т.п. Достижение этих целей или приближение к ним значимо для человека как следование добру, как исполнение его жизненного предназначения и основание для счастья. Отношением к смыслу жизни определяется личное достоинство, отсутствие его делает человека нежизнеспособным в экстремальных ситуациях. Представление о смысле
жизни складывается у человека в процессе его деятельности и зависит от его социального окружения, образа жизни, миропонимания, конкретно-исторической и экономической ситуации. Уяснение смысла жизни предполагает выбор целей и средств их достижения, предпочтение тех или других ценностей, ориентацию на определенные нравственные идеалы, понимание собственных способностей и возможностей, постоянную оценку своего поведения, поступков других людей, пересмотр и переоценку существующего порядка вещей и изменений, происходящих в самом человеке. Бессмысленной жизнь может только казаться или не осознаваться как таковой.

Подходя к рассмотрению четвертого вопроса данной темы, необходимо прежде всего определить разницу в понятиях «душа», «дух», «духовность». Понятия душа и дух обозначают два слоя идеальности мира, две ступени причастности к сознанию. Душа – это совокупность психических характеристик личности, дух – ее ценностно-мировоззренческий пласт. Душевный мир – это переживания, влечения, неврозы и т.п. Душа связывает внутреннее в человеке с внешним.

Духовное же не сводится только к индивидуальному, а составляет особую сферу действительности, для которой характерны специфические проявления духа, которые выразимы в любви, сострадании, справедливости,
творчестве, долге и т.п. Дух – это идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному и безусловно ценному. В целом понятие дух помогает человеку осмыслить себя в качестве существа, открытого миру, совершенствующегося, творческого, универсального, свободного. Духовность – это совокупное
проявление качеств духа и души. Духовность – основополагающее качество рода человеческого, принципиально отличающее его от мира животных. Духовность не может существовать вне человека. Она является наиболее полной характеристикой его внутреннего субъективного мира и предстает как форма человеческого самосознания и выражение сущности человека. Духовность связана с обретением человеком самого себя, со способностью индивидуального раскрытия высших ценностей, с открытием самоценного смысла собственного существования. Она связана с природной, врожденной потребностью человеческого сознания создавать свой внутренний мир, свободный от жесткой зависимости от жизненных обстоятельств. Духовный мир основан на врожденном стремлении человека наделять смыслом и ценностью предметы окружающего мира, придавать им смысл и ценность (т.е. обнаруживать их сущность). Но стержнем духовности человека всегда была и будет реализация им своей основной потребности – потребности в других людях. Только эта потребность заставляет человека заменять свои животные инстинкты стремлением стать подлинно человеком. Поэтому стержнем духовности всегда была нравственность, которая нацеливает человека на общечеловеческие ценности, на неэгоистические начала.

Последний вопрос темы обращает внимание студентов на проблему смерти в ее философском звучании. Смерть – это завершающий момент су-ществования живого существа. Ранние греческие философы рассматривали ее как естественное наказание за вину обособления, но для античной философии в целом характерна идея вечного возвращения. С осознанием противостояния материального и идеального возникает представление о бессмертии души (Сократ, Платон), т.е. смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. В христианском
мире отношение к смерти определяется переживанием конечности индивидуального бытия. Смерть сближается с понятием зла и греха, а потребность в ее преодолении через спасение становится доминантой христианского сознания. Пантеистическая и материалистическая философия нового времени отодвигает проблему личности на периферию философских исследований, в связи с чем и проблема смерти как конца индивидуального существования теряет остроту. Преодоление смерти в философии марксизма – это растворение в жизни человеческого рода, это символическое бессмертие результатов человеческого творчества. Осознание смерти как предельной возможности жизни появляется у Шопенгауэра и Ницше. В психоанализе стремление к смерти – это обратная сторона противоположного влечения (эроса). Экзистенциализм рассматривает смерть как подлинность бытия и отстаивает стремление сопротивляться ей. Существуют нетрадиционные концепции смерти и бессмертия. Многие воспринимают бессмертие не как благо, а как зло (что может быть ужасней вечной жизни или загробной жизни).

Основные понятия

 

АЛЬТРУИЗМ – бескорыстная забота о благе других, не считающаяся с личными интересами. Противоположен эгоизму.

БЕССМЕРТИЕ – существование личности или души после физической смерти, слияние души с богом или существование личности в сознании потомков.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ – высшая ступень творческой одаренности человека,
которая проявляется как оригинальная способность улавливания (интуиция), соединения различных элементов (фантазия), это творческая вершина человеческого рода, которая устанавливает правила и выявляет законы.

ДУХ – совокупность ценностно-мировоззренческих установок личности, замкнутый на себе цикл сознательно определяющейся теоретической и практической деятельности, которая имеет своим предметом идеальный и реальный мир.

ДУША – совокупность психических характеристик личности. Это мир переживаний, влечений и т.п. У идеалистов – особая нематериальная, субстанция, самостоятельная и независимая от тела сила, существующая в потустороннее мире. Душу рассматривали как: дыхание, дарованное организму извне; кровь – её носитель; энергию жизнеспособного тела. Одни считали ее особой субстанцией, а другие нет.

ЖИЗНЕННАЯ ПРОГРАММА – изложение основных положений и целей деятельности человека, в расчете на весь период его существования.

ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО – это процесс созидания жизни, созидающий качественно новые материальные и духовные ценности. Жизнь как творчество – это создание человеком своей жизни на основе выработанных им ценностей и смысла своего существования в соответствии с общественно-значимыми ценностями.

ЖИЗНЬ – особый способ бытия организмов, существенными сторонами которого является обмен веществ с окружающей средой и воспроизведение себе подобных; особая форма существования, характеризующаяся целостностью и способностью к самоорганизации; способ разрешения противоречий между конечным и бесконечным; в ряде философских направлений синоним процессу реализации предназначения человека, его судьбы.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – одно из главных моральных требований, задающее принцип поведения по отношению к другим людям: не поступай с другими так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой, т.е. люди должны относиться друг к другу как равноценные – это квинтэссенция житейской мудрости, известная с древности, но с конца XVIII века за ней закрепилось название «золотое правило».

СВОБОДА – возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк – от полного отрицания возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм)
в условиях современного цивилизованного общества.

СМЕРТЬ – завершающий момент физического существования живого существа и определяющий момент его мировоззрения.

СМЫСЛ ЖИЗНИ – высшая ценность человеческого существования, выраженная в форме конечной цели, которой подчинены все частные интересы и потребности человека.

СОВЕСТЬ – внутренний нравственный «судья», качество человека, являющееся основным законом морали.

СЧАСТЬЕ – момент удовлетворения человеком его интереса, который выражается в эмоциональной приподнятости его духа. Каждый человек видит его по-своему, в зависимости от того интереса и цели, к которой стремится человек.

ТВОРЧЕСТВО – процесс и результат созидания нового в интересах общезначимых человеческих ценностей, увеличивающий степень свободы человека и гуманизирующий общественные отношения.

ЦЕЛЬ – закон, определяющий сущностный характер жизнедеятельности человека, выраженный в форме идеального образа и предвосхищающей
модели жизненной ситуации человека, превращая ее из простого приспособления к окружающей среде в творчески активное преобразование мира.

ЦЕННОСТЬ – характеристика объектов и процессов мира, имеющих положительное значение для жизни человека, которые возникают в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности. Они могут быть материальными или духовными, а последние выступают в форме идей добра, справедливости, красоты и т.д. Социализация личности предполагает усвоение той или иной системы ценностей и ее иерархии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...