Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика докладов и рефератов




1. Ценностный мир человека и человек в мире ценностей.

2. Ценность природы.

3. Проблема общечеловеческих ценностей.

4. Жизнь и смерть как глобальные проблемы.

5. Смысл жизни, надежда и вера.

6. Проблема смысла жизни в истории человеческой мысли.

7. Проблемы жизни и смерти в философии и религии.

8. Жить – значит, творить себя.

9. О праве на жизнь и на смерть.

10.Проблема «жизни после смерти» и бессмертия человека.

11.Самоубийство, религиозно-нравственный аспект.

12.Проблема смертной казни.

Тексты и источники

 

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992.

Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. - М., 1993.

Кант И. Конец всего сущего: Трактаты и письма. - М., 1987.

Культурология. ХХ век: Антология. - М., 1995.

Лосский Н.О. Бог и земное зло. - М., 1994.

Маркс К. Исповедь: Сочинения. - Т.31.

Маркс К. Размышление юноши при выборе профессии: Сочинения. - Т.40.

Сенека Нравственные письма к Луцилию (письма XXVII и XXVIII). - М., 1977.

Научная литература

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. - Новосибирск, 1980.

Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. - М., 1982.

Джиев О.И. О некоторых типичных постановках проблемы смысла жизни в истории философии // Вопросы философии. - 1981. - № 6.

Жизнь и смерть: загадки и противоречия. - М., 1990.

Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни. Опыт историко-этического исследования. - Минск, 1988.

Здравомыслов А.Т. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986.

Кортава В.В. К вопросу о ценностях детерминации сознания. - Тбилиси, 1987.

Нуйкин А.А. Истинностная и ценностная компоненты познания // Вопросы философии. - 1989. - № 5.

Проблема ценности в философии. - М. Л., 1966.

Сабиров В.М. Этический анализ проблемы жизни и смерти. - М., 1987.

Трудников Н.Н. Проспект книги о смысле жизни // Квинтэссенция: Философский альманах. - М., 1990.

Философия и ценностные формы сознания. - М., 1978.

Фролов И.Т. Перспективы человека. Вместо заключения. - М., 1988.

Франк В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

Франк С.Л. Смысл жизни. Духовные основы общества. - М., 1991.

Шердаков В.И. Смысл жизни как философско-этическая проблема // Философские науки. - 1985. - № 2.

 

Тема 16. Философия общества

 

План

 

1. Понятие «общество» и его основные подсистемы.

2. Общество как исторический процесс. Концепции исторического процесса.

3. Понятие цивилизации. Цивилизация и культура.

4. Глобальные проблемы человечества.

5. Будущее: развитие человеческой цивилизации.

 

Методические указания

 

При изучении первого вопроса темы необходимо исходить из того, что общество это целостная и динамически саморазвивающаяся система. Под обществом принято понимать совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство жизни. Общество – это обособившаяся часть природы, но будучи связанной с целым, эта часть развивается по собственным специфическим законам, не сводимым к законам природы. Нельзя сводить общественные законы к биологическим. Общество – это открытая система, иерархическая и многоуровневая. Но она выступает как целостность и сумма свойств ее элементов и не сводится к целостности.

В обществе как целостной системе выделяют следующие подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Экономическую подсистему определяет способ производства, включая совокупность производственных отношений. Ядром экономики является материальное производство. Способ производства – это диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Развитие материального производства – основа всего исторического процесса, а экономическая подсистема – базис, фундамент всех остальных подсистем.

Социальная подсистема – это разновидность социума. Она делится на исторические общности (род, племя, народность, нацию) и структурируется на группы по классовым, профессиональным, демографическим и др. признакам, а также на организации, учреждения и различные образования, выполняющие определенные функции. Политическая подсистема общества основана на отношениях, которые сознательно проводит в жизнь властвующая группа по отношению к другим. В эту подсистему входят: государство, политические институты и организации (партии, профсоюзы, объединения). Духовную подсистему составляет личное и общественное сознание. В свою очередь общественное сознание – сложное системное образование, включающее уровни и формы. Различают также виды общественного сознания: обыденное и теоретическое. Уровни общественного сознания – общественная психология и общественная идеология. Различают шесть форм общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и научное.

Общество – это непрерывный процесс изменения и развития. Поэтому при рассмотрении этого вопроса темы необходимо прежде всего обратить внимание на анализ основных концепций исторического процесса в истории философской мысли. Эпоха Возрождения и Просвещения рассматривали историю как воплощение естественных законов и разума человека. Гегель считал, что общественная закономерность реализуется только в результате сознательной деятельности людей. Он утверждал, что цель мирового духа – развитие свободы, а история – это процесс в осознании свободы. Органические школы в социологии (Спенсер, Сорокин) рассматривают историю как динамику социальной физиологии. Теории исторического круговорота доказывают, что история человечества – это история замкнутых кругов национальных культур, каждая из которых это живой организм, который проходит в своем развитии два этапа: восхождения и расцвета, а затем разложения и гибели. Сторонники линейного движения истории полагают, что общество развивается прямонаправленно (прогрессивно, или регрессивно). Принято различать эволюционные и революционные социальные изменения. К факторам общественного развития относят объективные (движущие силы и естественные условия жизни общества) и субъективные (активная и целенаправленная деятельность, которая осознается человеком). Подлинным творцом истории является народ. Роль народных масс не умаляет роли выдающихся и великих личностей в истории (человек велик тем, что его личные интересы и качества делают его способным для служения нуждам своего времени).

Термин цивилизация употребляют в нескольких смыслах: как синоним варварству, как целостность всех культур в их общечеловеческом единстве, как синоним материальной культуры и как характеристику единства исторического процесса (как степень развития общества). Цивилизация – это способ воспроизводства челове­ческой жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность людей и их взаимоотношения. Важнейшим элементом цивилизация является культура: каждой цивилизации соответствует своя культура, а культура не может существовать без цивилизации. Но цивилизация создает общие предпосылки культуры, это явление глобального масштаба, а культура – это конкретное воплощение этих предпосылок. Одна и та же цивилизация создает множество культур. Культура – это сфера цен­ностей. Цивилизованное общество предстает как основанное на идеалах разума, справедливости, уважения прав человека, использования всех достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. Главным системообразующим элементом для понимания сущности цивилизации выступает понятие технологии как способа производства. Культура же означает совокупность достижений и творчества народа; а также способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности у этой изменяющейся нормы, процедуры деятельности, которые задают эту деятельность. Применительно к человеку культура представляет собой процесс постоянного творческого самосовершенствования человека для того, чтобы соответствовать тем социальным требованиям и достижениям, которые выработало человечество. Иными словами, культура – это одухотворенная деятельность человека, которая характеризует меру развития его познавательных способностей, наличие знаний, волевых качеств и эмоциональной отзывчивости, способностей к взаимопониманию и творчеству, отвечающих идеалам красоты и совершенства, которых достигло общество.

Четвертый вопрос темы освещает глобальные проблемы человечества. При этом важно иметь в виду, что глобальными принято называть те общечеловеческие проблемы, которые связаны с сохранением жизни на Земле и выживанием человечества. Иными словами – это те проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом и интересы каждого отдельного человека. Для них требуются целенаправленные, согласованные, усилия большинства населения планеты. Нерешенность этих проблем приведет в будущем к серьезным и непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания. При классификации выделяют три большие группы их в зависимости от степени остроты и первоочередности решения. Между различными государствами – это устранение войны из жизни общества и установление международного экономического порядка. Во взаимодействии общества и природы – это проблемы обеспечения людей, энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми резервами, а также освоения мирового океана и космического пространства на основах экологии; связаны с системой человек-общество-демография, вопросами здравоохранения, образования и др.

Наука, которая занимается прогнозированием будущего развития человечества, называют футурологией. Она призвана предсказывать перспек-тивы социальных изменений. Этот термин был введен немецким социологом Флехтхемом в 1943 г. В ней рассматривается, как перспективы развития человечества в целом (глобальное прогнозирование), так и отдельных сфер общественной жизни (науки и техники, культуры и образования, экономики и политики). В прогностических исследованиях проявились две ценностные ориентации: пессимистическая (обоснование неизбежности катастрофы западной цивилизации и всего человечества) и оптимистическая (своеобразная апология постиндустриального общества).

Основные понятия

 

БЫТ – сфера непроизводственной социальной жизни, в которой осуществляется воспроизводство рабочей силы, удовлетворяются ее материальные и духовные потребности, т.е. повседневная жизнь людей вне работы.

БАЗИС – основной элемент (подсистемы) общественно-экономичес-кой формации; совокупность господствующих и преобладающих в обществе экономических отношений, выражает экономический строй общества.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – постоянно возникающие проблемы об-щечеловеческой значимости, к которым относятся: демографические, образовательные, здравоохранения, продовольственные, международного эко-номического порядка, энергетические, сырьевые, войны и мира и др.

ГОСУДАРСТВО – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ – приходящие на смену друг другу формы совокупности людей, объединенные социальными связями и отношениями и обладающие общими чертами и признаками. К ним относят: род (объединение кровных родственников, связанных коллек-тивным трудом и защитой общих интересов), племя (объединение нескольких родов, обладающее своей территорией и языком), народность (общность людей с экономическим, территориальным и языковым единством), нация (общность, возникшая на основе экономической жизни, единой территории, языка, культурных связей и обычаев).

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – закономерное и последовательное чередование явлений, которое включает в себя исследование явлений, начиная с возникновения, анализа тенденций последующего развития и современного этапа.

ИСТОРИЯ – временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись ее в форме обычного временного следования одного события за другим (хроника, летопись).

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – совокупность отраслей народного хозяйства, специализирующихся на производстве материальных благ и доведении их до потребителя.

НАДСТРОЙКА – это совокупность духовных образований (политических и правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских), отношений между людьми, которые складываются независимо от воли и сознания людей (идеологические), а также учреждения и организации (политические, правовые, религиозные и др.). Надстройка порождается экономическим базисом.

НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ – обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы и общества, неизвестных в настоящий момент.

ОБЩЕСТВО – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – духовная жизнь общества, представляющая собой знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религию, общественную психологию, которые являются отражением общественного бытия (материальные отношения людей к природе и друг другу, возникшие в процессе становления человеческого общества). Является отражением общественного бытия, развивается через сознание отдельных людей и обладает относительной самостоятельностью, оказывая обратное воздействие на общественное бытие.

ОБЩНОСТЬ – совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями.

СЕМЬЯ – самая элементарная ячейка общества, вид социальной об-щности, основанный на организации личного быта, супружеском союзе и родственных связях.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной и духовной.

УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – различают следующие: обыденный и теоретический, а также общественную психологию и идеологию. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как эмпирическое отражение внешней действительности. Теоретическое сознание представляет собой отражение ее общественных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания. Если общественная психология вытекает из непосредственной повседневности людей, то идеология – сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, которая создается идеологами, политиками.

ФУТУРОЛОГИЯ – наука, которая изучает представления о будущем развитии общества.

 

Темы докладов и рефератов

1. Философия об обществе как о системной целостности.

2. От Платона до Маркса: историко-философский анализ проблемы генезиса общества.

3. Диалектика живой и опредмеченной деятельности в структуре производительных сил.

4. Авангардная социальная группа и историческая личность: их роль в историческом процессе.

5. Формы общественного сознания, их возникновение и развитие.

6. Культура в системе духовной жизни общества.

7. Сущность культуры.

8. Культура и цивилизация.

9. Диалог культур Востока и Запада.

10.Духовность и интеллигентность.

11.Душевность и духовность.

12.Цивилизация и исторический прогресс.

13.Проблема внеземных цивилизаций.

14.История: свобода или судьба?

15.Проблема свободы личности в обществе.

16. Исторический прогресс и глобальные проблемы человечества.

Тексты и источники

Аристотель. Политика: Сочинения: В 4 т. - М., 1976. - Кн. 3.

Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990.

Гегель Г. Философия истории. Введение: Сочинения. - М.; Л., 1935. - Т.8.

Гегель Г. Философия права. Предисловие. Введение. - М., 1990.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1987.

Ключевский В.О. Методология русской истории; Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человечества. - М., 1988.

Лукач Д.К. Онтологии общественного бытия. - М., 1991.

Маркс К.К. Критике политической экономии. Предисловие: Сочинения. - Т.13.

Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992. - Гл.25.

Руссо Ж-Жж. Трактаты. - М., 1969.

Сорокин П. Структурная социология; Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. Введение. - М., 1991. - Ч.IV.

Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

Фукияма Я. Конец истории? // Вопросы философии. - 1990. - № 3.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель: Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

Научная литература

 

Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. - М., 1991.

Барулин В.С. Социальная философия. - М., 1991.

Барг М.С. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-историческо-го исследования // История СССР. - 1991. - № 5.

Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М., 1993.

Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. - М., 1991.

Гуревич А.Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. - 1990. - № 3.

Дигиленский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций // Вопросы философии. - 1991. - № 3.

Ершов Ю.Г. Человек. Социум. История. - Свердловск, 1990.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М., 1995.

Клейнер Б.И. Социальная причинность. - М., 1991.

Крапивенский В.Э. Социальная философия. - Волгоград, 1996.

Очерки социальной философии. - М., 1994.


Схема 42

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...