Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философское сознание




Если задать современному, относительно образованному и культурному человеку вопрос, может ли он представить себе полноценную духовную жизнь общества без философии и философов, то ответ наверняка будет отрицательным.

А вот мнения о том, ка­ково предназначение философии, насколько она нужна и по­лезна человеку и обществу, окажутся резко отличающимися друг от друга. Это вполне понятно: взаимоотношение между фило­софией и действительностью носит настолько опосредованный характер, что в силу этой сложности многие вообще не замеча­ют данной связи. Им кажется, что постулаты философии, ее предельно общие и абстрактные категории суть априорное, т.е. вне практики и до практики приобретенное знание. В действи­тельности же любая философская система, какой бы «заоблач­ной» и «туманной» она не выглядела, и по своему содержанию, и даже по своей исторической форме всегда есть опосредован­ное отражение социального бытия. И Гегель был совершенно прав, определяя философию как мыслящее рассмотрение предмета[104] и относя ее – по ее исходному пункту – к эмпириче­ским наукам. Не исходным пунктом отличается философия, по Гегелю, от других наук, а тем, что ее «существенной целью и результатом являются законы, всеобщие положения, теории, мыс­ли о существующем»[105].

Другое дело, что философия не останавливается на этом. «Возбужденное опытом, как раздражителем, мышление ведет себя в дальнейшем так, что поднимается выше естественного, чувст­венного и рассуждающего сознания в свою собственную, чис­тую, лишенную примесей стихию»[106].

Этот подъем, возвышение философия осуществляет с помощью всех остальных наук, поскольку последние тоже не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с по­мощью мысли обрабатывают материал, отыскивая всеобщие оп­ределения и законы, которые в качестве особенного могут быть включены в философию.

От большинства других форм общественного сознания философия отличается отсутствием в своей структуре психологического уровня отражения ок­ружающего мира. Философия имеет дело с абстракциями самого высокого порядка («бытие», «материя», «природа», «общество», «сознание», «культура»). Их появление свидетельст­вует, что психологический уровень познания (имевший место при движении к ним от единичного через особенное) остался за границами философии.

Предельная абстрактность философских категорий очень час­то дезориентирует тех, кто впервые и поверхностно знакомится с философией. Одни, не обладая привычкой мыслить абстрактно, т.е. фиксировать чистые мысли и двигаться в них, объявляют о непонятности философии. Но здесь надо говорить о другом – о неспособности критикующего подняться выше обы­денного сознания с его привычным единством чувственного и мысленного материала. Другие, напротив, попадают во власть самообмана, полагая, что продукты философствования чрезвы­чайно просты и понятны. Несомненно, философия далека и от того, и от другого отношения к ней. Занятия философией тре­буют хорошей специальной подготовки и высокого общего куль­турного уровня.

Научное сознание

Наука – явление многоликое по своим ос­новным признакам и характеристикам.

Во-первых, наука высту­пает как важная в наши дни форма общественного сознания, позволяющая отразить общественное бытие и окружающий нас мир в целом в специфической форме научных представлений, понятий, теоретических систем.

Во-вторых, наука выступает как отрасль духовного производства, основной про­дукцией которого являются понятия, законы, теории.

В-третьих, наука есть социальный институт с соответствующей структурой и функциями, осуществляемыми по определенным социальным нормам и культурным образцам.

В-четвертых, на определенном этапе истории наука превращается в непосредственную произво­дительную силу общества.

Чрезвычайная многоаспектность науки как общественного феномена затрудняет выработку дефиниции (определения), ко­торая бы всесторонне отражала ее сущность. Это служит осно­ванием для определенного скептицизма, следующим образом выраженного Дж. Берналом: «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений, и каждое ее положение настолько связано с другими аспектами человече­ской деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь один из ее аспектов, и часто второстепенный, существо­вавший в какой-то период ее развития»[107].

Но ведь, во-первых, неполнота и известная односторон­ность – участь любого определения, так как оно отражает более или менее сложное явление. И, во-вторых, отсеивание аспектов второстепенных, фокусирование в дефиниции самого существенного и непреходящего – задача для иссле­дователя вполне посильная. В порядке рабочего определе­ния, например, можно сказать, что наука есть форма общественного сознания, отражающая природный, социальный и внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях. Из всех перечисленных выше ипостасей науки в это определение вошла только одна, но именно исходная и целеполагающая: появившись на свет как форма общественного сознания, наука тем самым потребовала рождения новой отрасли ду­ховного производства, постепенно институционировалась и только на очень высоком уровне своего развития начала пре­вращаться в непосредственную производительную силу об­щества[108].

 

Контрольные вопросы

1. Как проявляется активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию?

2. Раскройте сущность взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.

3. Раскройте понятия «идеология» и «общественная психология».

4. Чем можно объяснить возникновение различных форм общественного сознания?

5. Каковы причины существования религиозности в современном мире?

6. Как связаны между собой наука и религия?

7. Каковы основные задачи эстетического воспитания? Назовите основные функции искусства.

8. Уяснили ли вы себе общественно-исторический характер идеального?

9. Что такое менталитет?

10. Как вы объясните многообразие форм общественного соз­нания?

11. Является ли философия наукой?

 

Список литературы

 

1. Адорно Т. В. Проблемы философии морали. – М.: Республика, 2000. – 239 с.

2. Адорно Т. В. Эстетическая теория. – М.: Республика, 2001. –
526 с.

3. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2002. – 324 с.

4. Брентано A. О происхождении нравственного познания. – СПб.: Алетейя, 2000. – 187 с.

5. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия серебреного века. – М.: Прогресс-традиция, 2001. – 472 с.

6. Захаров А. В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. – 2003. – №3. – С.23–31.

7. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998. – 784 с.

8. Козлова О. Н. Участь и участие человека в духовной жизни // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №5. – С.116–128.

9. Кутырев В. А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. – 2001. – №8. – С. 56–65.

10. Кутырев В. А. Разум против Человека: (Философия выживания в эпоху постмодернизма). – М.: Черо, 1999. – 230 с.

11. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: ACADEMIA, 1999. – 640 с.

12. Овчаренко В. И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. – 2000. – №10. – С. 33–36.

13. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / под ред. Г. А. Тульчинского. – СПб.: Алетейя, 2001. – 415 с.

14. Френкин Л. А. Уровни правового сознания // Вопросы философии. – 2001. – №9. –С.12–18.

15. Хоружий С. С. О старом и новом. – СПб.: Алтейя, 2000. –477 с.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...