Философское сознание
Если задать современному, относительно образованному и культурному человеку вопрос, может ли он представить себе полноценную духовную жизнь общества без философии и философов, то ответ наверняка будет отрицательным. А вот мнения о том, каково предназначение философии, насколько она нужна и полезна человеку и обществу, окажутся резко отличающимися друг от друга. Это вполне понятно: взаимоотношение между философией и действительностью носит настолько опосредованный характер, что в силу этой сложности многие вообще не замечают данной связи. Им кажется, что постулаты философии, ее предельно общие и абстрактные категории суть априорное, т.е. вне практики и до практики приобретенное знание. В действительности же любая философская система, какой бы «заоблачной» и «туманной» она не выглядела, и по своему содержанию, и даже по своей исторической форме всегда есть опосредованное отражение социального бытия. И Гегель был совершенно прав, определяя философию как мыслящее рассмотрение предмета[104] и относя ее – по ее исходному пункту – к эмпирическим наукам. Не исходным пунктом отличается философия, по Гегелю, от других наук, а тем, что ее «существенной целью и результатом являются законы, всеобщие положения, теории, мысли о существующем»[105]. Другое дело, что философия не останавливается на этом. «Возбужденное опытом, как раздражителем, мышление ведет себя в дальнейшем так, что поднимается выше естественного, чувственного и рассуждающего сознания в свою собственную, чистую, лишенную примесей стихию»[106]. Этот подъем, возвышение философия осуществляет с помощью всех остальных наук, поскольку последние тоже не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал, отыскивая всеобщие определения и законы, которые в качестве особенного могут быть включены в философию.
От большинства других форм общественного сознания философия отличается отсутствием в своей структуре психологического уровня отражения окружающего мира. Философия имеет дело с абстракциями самого высокого порядка («бытие», «материя», «природа», «общество», «сознание», «культура»). Их появление свидетельствует, что психологический уровень познания (имевший место при движении к ним от единичного через особенное) остался за границами философии. Предельная абстрактность философских категорий очень часто дезориентирует тех, кто впервые и поверхностно знакомится с философией. Одни, не обладая привычкой мыслить абстрактно, т.е. фиксировать чистые мысли и двигаться в них, объявляют о непонятности философии. Но здесь надо говорить о другом – о неспособности критикующего подняться выше обыденного сознания с его привычным единством чувственного и мысленного материала. Другие, напротив, попадают во власть самообмана, полагая, что продукты философствования чрезвычайно просты и понятны. Несомненно, философия далека и от того, и от другого отношения к ней. Занятия философией требуют хорошей специальной подготовки и высокого общего культурного уровня. Научное сознание Наука – явление многоликое по своим основным признакам и характеристикам. Во-первых, наука выступает как важная в наши дни форма общественного сознания, позволяющая отразить общественное бытие и окружающий нас мир в целом в специфической форме научных представлений, понятий, теоретических систем. Во-вторых, наука выступает как отрасль духовного производства, основной продукцией которого являются понятия, законы, теории.
В-третьих, наука есть социальный институт с соответствующей структурой и функциями, осуществляемыми по определенным социальным нормам и культурным образцам. В-четвертых, на определенном этапе истории наука превращается в непосредственную производительную силу общества. Чрезвычайная многоаспектность науки как общественного феномена затрудняет выработку дефиниции (определения), которая бы всесторонне отражала ее сущность. Это служит основанием для определенного скептицизма, следующим образом выраженного Дж. Берналом: «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений, и каждое ее положение настолько связано с другими аспектами человеческой деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь один из ее аспектов, и часто второстепенный, существовавший в какой-то период ее развития»[107]. Но ведь, во-первых, неполнота и известная односторонность – участь любого определения, так как оно отражает более или менее сложное явление. И, во-вторых, отсеивание аспектов второстепенных, фокусирование в дефиниции самого существенного и непреходящего – задача для исследователя вполне посильная. В порядке рабочего определения, например, можно сказать, что наука есть форма общественного сознания, отражающая природный, социальный и внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях. Из всех перечисленных выше ипостасей науки в это определение вошла только одна, но именно исходная и целеполагающая: появившись на свет как форма общественного сознания, наука тем самым потребовала рождения новой отрасли духовного производства, постепенно институционировалась и только на очень высоком уровне своего развития начала превращаться в непосредственную производительную силу общества[108].
Контрольные вопросы 1. Как проявляется активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию? 2. Раскройте сущность взаимосвязи индивидуального и общественного сознания. 3. Раскройте понятия «идеология» и «общественная психология». 4. Чем можно объяснить возникновение различных форм общественного сознания?
5. Каковы причины существования религиозности в современном мире? 6. Как связаны между собой наука и религия? 7. Каковы основные задачи эстетического воспитания? Назовите основные функции искусства. 8. Уяснили ли вы себе общественно-исторический характер идеального? 9. Что такое менталитет? 10. Как вы объясните многообразие форм общественного сознания? 11. Является ли философия наукой?
Список литературы
1. Адорно Т. В. Проблемы философии морали. – М.: Республика, 2000. – 239 с. 2. Адорно Т. В. Эстетическая теория. – М.: Республика, 2001. – 3. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2002. – 324 с. 4. Брентано A. О происхождении нравственного познания. – СПб.: Алетейя, 2000. – 187 с. 5. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия серебреного века. – М.: Прогресс-традиция, 2001. – 472 с. 6. Захаров А. В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. – 2003. – №3. – С.23–31. 7. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998. – 784 с. 8. Козлова О. Н. Участь и участие человека в духовной жизни // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №5. – С.116–128. 9. Кутырев В. А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. – 2001. – №8. – С. 56–65. 10. Кутырев В. А. Разум против Человека: (Философия выживания в эпоху постмодернизма). – М.: Черо, 1999. – 230 с. 11. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: ACADEMIA, 1999. – 640 с. 12. Овчаренко В. И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. – 2000. – №10. – С. 33–36. 13. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / под ред. Г. А. Тульчинского. – СПб.: Алетейя, 2001. – 415 с. 14. Френкин Л. А. Уровни правового сознания // Вопросы философии. – 2001. – №9. –С.12–18. 15. Хоружий С. С. О старом и новом. – СПб.: Алтейя, 2000. –477 с.
Читайте также: Включенность сознания и осознание влияния Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|