Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный оборонный заказ




Рассмотрим принципы, порядок формирования, размеще­ния, финансирования и исполнения государственного оборон­ного заказа.

Государственным заказчиком вооружения и военной техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по их разработке, а также по созданию новых технологий произ­водства вооружения и военной техники в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Рос­сийской Федерации является федеральный орган исполнитель­ной власти, имеющий в своем составе войска и вооруженные формирования.

Головным исполнителем оборонного заказа выступает органи­зация, заключившая государственный контракт с государствен­ным заказчиком на поставки продукции, работ, услуг по обо­ронному заказу и оформляющая договоры с исполнителями оборонного заказа на поставки продукции, работ, услуг. Испол­нитель оборонного заказа — это организация, участвующая в вы­полнении оборонного заказа на основе контракта с государст­венным заказчиком или головным исполнителем.

В состав оборонного заказа включаются:

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации, утилизации и уничтожению выводи­мых из эксплуатации вооружения и военной техники;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и про­изводственно-технологической базы организаций в целях обес­печения выполнения оборонного заказа, а также повышения мобилизационной подготовки экономики;

• серийное производство и поставки вооружения и военной тех­ники, а также комплектующих изделий и материалов;

• работы по ремонту и модернизации вооружения и военной тех­ники, гарантийному и авторскому надзору за их состоянием, а также по утилизации и уничтожению выводимых из эксплуата­ции вооружения и военной техники;

• работы в области военно-технического сотрудничества Россий­ской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами;

• работы по мобилизационной подготовке экономики РФ;

• поставки продукции, работ, услуг для нужд гражданской обороны;

• производство вещевого и военного имущества, продовольствен­ных и непродовольственных товаров;

• строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности РФ, в том числе для утилизации и уничтожения выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники;

• другие работы по обеспечению обороноспособности и безопас­ности РФ.

Оборонный заказ содержит: 1) перечень и количество подлежащей поставкам продукции, работ, услуг и сроки ее поста­вок; 2) прогнозируемую стоимость оборонного заказа в целом, а также по его разделам и отдельным этапам реализации; 3) пере­чень государственных заказчиков; 4) перечень предполагаемых головных исполнителей.

Финансирование оборонного заказа осуществляется за счет федерального бюджета путем выделения ассигнований государ­ственному заказчику. Статьи бюджета, по которым финансиру­ется оборонный заказ, относятся к категории защищенных ста­тей расходов федерального бюджета. Оплата поставок по обо­ронному заказу производится в соответствии с условиями госу­дарственного контракта. Оплату поставок, осуществляемых ис­полнителем по контракту с головным исполнителем, производит непосредственно государственный заказчик, если это преду­смотрено соответствующим государственным контрактом.

Финансовые средства, выплачиваемые государственным за­казчиком головному исполнителю, направляются только на вы­полнение оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецеле­вое использование средств.

Оборонный заказ формируется в пределах, устанавливаемых в расходной части федерального бюджета на эти цели. Прави­тельство РФ одновременно с представлением проекта федераль­ного бюджета в Государственную Думу Федерального Собрания РФ представляет на утверждение Президенту РФ основные по­казатели оборонного заказа на соответствующий год. Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом РФ одновременно с подписанием им федерального закона о феде­ральном бюджете.

Размещение оборонного заказа проводится на конкурсной основе, кроме работ по поддержанию мобилизационных мощно­стей. Если претенденты на участие в конкурсе на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также, если по результатам проведения конкурса не определен головной исполнитель, обо­ронный заказ обязателен для принятия государственными уни­тарными предприятиями, а также другими организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающий монополией на производство продукции, работ, услуг по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рен­табельности производства этих видов продукции, работ, услуг.

В соответствии с утвержденным оборонным заказом государ­ственный заказчик заключает государственный контракт с го­ловным с головным исполнителем.

Головным исполнителем оборонного заказа могут быть орга­низации, имеющие лицензию на занятие соответствующим ви­дом деятельности по выполнению оборонного заказа. При прекращении работ по выполнению оборонного заказа головной исполнитель не вправе без согласования с Правительством РФ ликвидировать или перепрофилировать производственные мощ­ности, обеспечивавшие выполнение оборонного заказа. Убытки, причиненные головному исполнителю из-за неиспользования по решению Правительства РФ мощностей, возмещаются Прави­тельством РФ в полном объеме.

К функциям государственного заказчика относятся: 1) орга­низация и проведение конкурсов на размещение оборонного заказа для определения головного исполнителя; 2) согласование цены на продукцию, работы, услуги, заключение государствен­ного контракта на поставки продукции; 3) обеспечение финан­сирования оборонного заказа; 4) осуществление контроля за использование головным исполнителем финансовых средств, выделенных на выполнение оборонного заказа; 5) осуществление контроля за выполнением работ как на отдельных этапах, так и в целом; 6) утверждение конструкторской документации для осуществления серийного производства вооружения и военной техники.

К основным функциям головного исполнителя относятся: 1) участие в конкурсах на получение оборонного заказа; 2) обоснование цены продукции, работ в целом, по ее разделам и отдель­ным этапам; 3) заключение государственного контракта на выполнение оборонного заказа; 4) осуществление выполнения работ, изготовление опытных образцов, освоение, серийное производство и поставки продукции, работ, услуг, авторский и га­рантийный надзор за состоянием вооружения и военной техни­ки; 5) обеспечение соответствия выполненных работ, изготов­ленных опытных образцов и серийной продукции требованиям государственных стандартов и условиям государственного кон­тракта; 6) обеспечение государственному заказчику надлежащих условий для осуществления контроля за выполнением работ как на отдельных этапах, так и в целом в процессе разработки, про­изводства и поставок вооружения и военной техники.

Государственный контракт заключается как на выполнение всего комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства, поставок, эксплуатации, ремонта, утилизации и уничтожения вооружения и военной тех­ники, так и на отдельные виды этих работ.

По важнейшим видам материально-технических ресурсов для выполнения оборонного заказа организациям, осуществляющим поставки этих ресурсов, Правительством РФ устанавливаются квоты обязательных поставок ресурсов государственному заказ­чику, головному исполнителю по складывающимся на товарном рынке ценам. Поставки материально-технических ресурсов для выполнения оборонного заказа в соответствии с установленны­ми квотами осуществляются только государственному заказчику, головному исполнителю.

Для экономического стимулирования головного исполнителя оборонного заказа предусматривается:

• выделение ассигнований за счет федерального бюджета на строительство и реконструкцию организаций, оснащение их со­временным оборудованием, освоение новой техники, техноло­гий и материалов;

• гарантирование при выполнении оборонного заказа фиксиро­ванного уровня рентабельности по видам оборонной продук­ции, работ, услуг, обеспечивающего создание устойчивой фи­нансовой базы для производственного, научно-технического и социального развития организаций — головных исполнителей путем использования механизма формирования цены продук­ции, работ, услуг;

• ежеквартальная индексация ассигнований, выделяемых на оп­лату оборонного заказа за счет федерального бюджета, в связи с инфляционными процессами;

• поквартальное или поэтапное авансирование работ по выпол­нению оборонного заказа в размере не менее 40% их стоимости за счет средств федерального бюджета на его финансирование;

• освобождение головного исполнителя оборонного заказа от уп­латы таможенной пошлины на оборудование и другую продук­цию, не производимые отечественной промышленностью и вво­зимые для технического переоснащения организаций, выпол­няющих оборонный заказ и др.

Государственный заказчик несет ответственность за своевре­менное доведение оборонного заказа до головного исполнителя, за целевое использование выделяемых ему за счет федерального бюджета средств для авансирования и оплаты продукции, работ, услуг. При невыполнении или ненадлежащем выполнении од­ной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, виновная сторона возмещает другой стороне при­чиненные ею убытки. Головной исполнитель при невыполнении или ненадлежащем выполнении им обязательств, предусмотрен­ных государственным контрактом, лишается права на экономи­ческое стимулирование.

Минфин РФ осуществляет финансирование государствен­ного оборонного заказа за счет средств федерального бюджета путем выделения ассигнований государственным заказчикам.

Минэкономики РФ при формировании федеральной инве­стиционной программы предусматривает ежегодно выделение лимитов государственных инвестиций на работы по строительст­ву, реконструкции и техническому перевооружению объектов, предназначенных для обеспечения нужд обороны и безопасно­сти РФ, с включением этих работ в состав государственного оборонного заказа. Финансирование строительства, реконструк­ции и технического перевооружения объектов Министерства обороны РФ осуществляется за счет средств федерального бюд­жета по разделу «Национальная оборона».

Перечень и количество важнейших видов материально-технических ресурсов для обеспечения выполнения государст­венного оборонного заказа, по которым организациям-поставщикам устанавливаются квоты их обязательных поставок государственным заказчикам и головным исполнителям, утвер­ждаются в составе государственного оборонного заказа.

Минфин РФ и Минэкономики РФ при формировании про­ектов федерального бюджета и государственного оборонного за­каза рассматривают предложения федеральных органов испол­нительной власти о видах, размерах и порядке осуществления экономического стимулирования головных исполнителей госу­дарственного оборонного заказа и вносят соответствующие предложения.

Основные показатели оборонного заказа содержат объемы бюджетных ассигнований, направляемых на оплату: продукции по основным заказчикам по направлениям затрат; работ по реа­лизации международных договоров по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений; мероприятий по мобилизационной подготовке экономики страны; работ по строительству, реконст­рукции и техническому перевооружению объектов, предназначенных для обеспечения нужд обороны и безопасности.

Минэкономики РФ разрабатывает и утверждает план-график выполнения работ по формированию оборонного заказа и его ос­новных показателей на соответствующий год, в котором опреде­ляются содержание и последовательность выполнения работ, от­ветственные исполнители и участники работ, сроки выполнения работ и формы представляемых документов.

Федеральные органы исполнительной власти, организации, осуществляющие заказы на разработку, производство и поставку продукции в целях поддержания необходимого уровня обороно­способности и безопасности РФ в соответствии с планом-графиком, формируют предварительные заявки на финансиро­вание работ из федерального бюджета и предложения по основ­ным показателям оборонного заказа и направляют их в Минэ­кономики РФ.

На основе исходных данных заказчики формируют заявки на финансирование работ из федерального бюджета по направлени­ям расходов и уточняют предложения по основным показателям оборонного заказа. Заявки на финансирование работ из феде­рального бюджета направляются в Минэкономики РФ и Минфинансов РФ, а уточненные предложения по основным показателям оборонного заказа — в Минэкономики РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие координацию деятельности головных исполнителей оборонного заказа.

Заявки на выделение ассигнований из федерального бюджета для финансирования работ по реализации международных дого­воров РФ по ликвидации, сокращению и ограничению вооруже­ний, их уничтожению и утилизации, а также по мобилизацион­ной подготовке экономики РФ направляются заказчиками в Минэкономики РФ. Минэкономики РФ формирует проекты сводных заявок на выделение ассигнований из федерального бюджета для финансирования работ по: реализации международ­ных договоров РФ по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений, их уничтожению и утилизации; мобилизационной подготовке экономики РФ. Проекты сводных заявок с обоснова­ниями направляются Минэкономики РФ в Минфин РФ.

Проект основных показателей оборонного заказа формирует­ся Минэкономики РФ, согласовывается с Минфином РФ и за­казчиками и в установленном порядке одновременно с проектом федерального бюджета вносится в Правительство РФ.

Разработка проекта оборонного заказа осуществляется на ос­нове одобренных Правительством РФ проектов федерального бюджета и основных показателей оборонного заказа. Основные показатели оборонного заказа доводятся Минэкономики РФ до заказчиков для подготовки ими предложений по проекту обо­ронного заказа. Предложения по проекту оборонного заказа в соответствии с планом-графиком направляются заказчиками в Минэкономики РФ и другие федеральные органы исполнитель­ной власти, осуществляющие координацию деятельности головных исполнителей оборонного заказа.

Предложения по проекту оборонного заказа прорабатываются и согласовываются заказчиками с федеральными органами испол­нительной власти, осуществляющими координацию деятельности головных исполнителей оборонного заказа в части вопросов, ка­сающихся организации и обеспечения выполнения оборонного заказа. Минэкономики РФ осуществляет анализ предложений по проекту оборонного заказа и их балансовую увязку с показателя­ми проекта федерального бюджета на эти цели, а также с ресурс­ными возможностями экономики страны, формирует с участием заказчиков проект оборонного заказа в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...