Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свобода слова. Свобода собраний (право на митинги и демонстрации, организовывать пикеты, а также собираться в помещениях). Свобода печати. Международные стандарты.




Без свободы мысли и слова невозможна нормальная жизнь общества, так как она лежит в основе других важнейших свобод, таких, как свобода печати, свобода творчества, свобода выбирать и быть избранным и др. Однако свобода слова не может быть абсолютной. В Международном пакте о гражданских и политических правах говорится, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность, поэтому сопряжено с некоторыми ограничениями. Они касаются прав других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Положения Конституции о свободе мысли и слова соответствуют международным стандартам в этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18, 19), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 18, 19), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10).
Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной и безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Они установлены, например, в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и др., но наиболее развернуто, сформулированы в п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он гласит: «Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия»15.

 

Статья 19 Всеобщей декларации прав человека:
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

 

 

Международный пакт о гражданских и политических правах. Этот важный международный договор вступил в силу в 1976 г. одновременно с параллельно принятым Пактом об экономических, социальных и культурных правах. Государства-участники Пакта принимают на себя обязательство предоставлять Комитету по правам человека, созданному в соответствии с Пактом, доклады о состоянии прав человека в их странах. Пакт содержит факультативное положение, по которому государство соглашается допускать обращение своих граждан в Комитет с жалобами на нарушения прав человека со стороны государства.

Статья 18 Пакта гарантирует свободу совести, религии и убеждений; статья 19 — свободу слова; статья 20 предусматривает обязательство запрещать пропаганду войны и расовой нетерпимости.

Статья 19 Пакта гласит:

“1. Каждый имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми

а) для уважения прав и репутации других;

б) для охраны национальной безопасности, порядка в обществе либо общественного здоровья и морали".

Африканская хартия прав человека и народов. Африканская хартия вступила в силу в 1986 г. Ее отличительной чертой является то, что она признает за правами народов такое же значение как за индивидуальными правами. Для целей применения Хартии создана Африканская комиссия по правам человека, и отдельным лицам предоставлено право обращаться в нее с жалобами. В тексте Хартии не говорится о защите свободы мнений; не говорится, во всяком случае прямо, и о праве искать и распространять информацию.

Статья 9 Хартии гласит:

“1. Каждый человек имеет право получать информацию.

2. Каждый человек в рамках закона имеет право выражать и распространять свое мнение".

Американская конвенция по правам человека. Американская конвенция, принятая в 1950 г., развивает Американскую декларацию о правах и обязанностях человека. Созданы Комиссия и Суд по правам человека. В ст.13 Конвенции содержится продуманная и убедительная формулировка, определяющая свободу слова:

“1. Каждый имеет право на свободу мысли и выражения. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

2. Пользование предусмотренным в предшествующем пункте правом не подлежит предварительной цензуре, однако предполагает последующую ответственность, которая четко устанавливается законом и вызвана необходимостью обеспечить:

а) уважение прав или репутации других;

б) охрану национальной безопасности, порядка в обществе, общественного здоровья или морали.

3. Свобода слова не может подвергаться ограничению косвенными методами или средствами, такими как злоупотребление правительственным или частным контролем в отношении полиграфической базы средств массовой информации, частот радиовещания, инвентаря или оборудования, используемого для распространения информации или любыми другими средствами, создающими препятствия для коммуникации и распространения идей и мнений.

4. Положения пункта 2 не исключают установления законом предварительной цензуры в отношении публичных развлекательных мероприятий с единственной целью регулирования доступа к ним для охраны нравственности детей и юношества.

5. Любая пропаганда войны и любая проповедь национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к противоправному насилию или иным подобным противоправным действиям, направленным против любого лица или группы лиц по любым основаниям, включая связанные с расой, цветом кожи, религией, языком или национальным происхождением, должны рассматриваться как преступления, караемые законом".

Европейская конвенция по правам человека. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод представляет собой наиболее проработанный региональный договор по правам человека. Выполнение Конвенции возложено на Комиссию, Суд и политический орган — Комитет министров государств-участников. Европейский суд по правам человека правомочен выносить на основании Конвенции решения, имеющие обязательную силу для государств-участников. Право искать информацию в тексте Конвенции прямо не выражено.

Статья 10 Европейской конвенции по правам человека предусматривает:

“1. Каждый имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своих мнений и получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам устанавливать лицензионный порядок деятельности радио-, теле- и кинокомпаний.

2. Осуществление этих прав, поскольку оно налагает обязанности и ответственность, может быть подчинено формальностям, условиям и ограничениям, которые устанавливаются законом и которые необходимы в демократическом обществе для обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности или безопасности общества, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально или для обеспечения авторитета и беспристрастия судебных органов".

Хельсинкский заключительный акт. Хельсинкским заключительным актом именуется итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. Этот документ не является договором, имеющим обязательную силу для сторон, но по своим условиям может быть предметом повторного рассмотрения и проверки на следующих конференциях. Заключительный акт провозглашает десять принципов, которыми должны руководствоваться государства во взаимных отношениях, и предусматривает три “пакета” более конкретных намерений, в том числе о “сотрудничестве в гуманитарных и других областях”. Пакт содержит разделы о содействии контактам между людьми, об улучшении распространения информации всех видов и об улучшении условий работы журналистов.

Хельсинкский заключительный акт послужил базой для развития целой сети неправительственных инициативных групп, контролирующих соблюдение его государствами. Члены Хельсинкской федерации публикуют регулярные доклады и осуществляют лоббирование на конференциях СБСЕ

Статья 20 (1), Всеобщая декларация прав человека «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». Статья 21, Международный пакт о гражданских и политических правах «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Статья 11, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод «1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. 2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства». Статья 15, Американская конвенция о правах человека «Признается право на мирные собрания, без оружия. Пользование этим правом не может подлежать никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка или охраны здоровья и нравственности населения или прав и свобод других лиц». Копенгагенский документ ОБСЕ 9.2 «[Государства-участники подтверждают, что] каждый человек имеет право на мирные собрания и демонстрации. Любые ограничения, которые могут быть установлены в отношении осуществления этих прав, предписываются законом и соответствуют международным стандартам». Свобода мирных собраний в контексте других прав и свобод 13. Необходимо, чтобы участники процесса разработки и исполнения законов о свободе собраний с должным вниманием относились к взаимосвязи между правами и свобода- ми, закрепленными в этих договорах. Необходимость глобального подхода к свободе собраний подчеркивается также в положениях об уничтожении прав, изложенных в Статье 30 «Всеобщей декларации прав человека» (ВДПЧ), в Статье 5 МПГПП и в Статье 17 ЕКПЧ. Статья 30, Всеобщая декларация прав человека «Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации»17. Статья 5, Международный пакт о гражданских и политических правах «1. Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте». Статья 17, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод «Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции».

«Свобода печати обеспечивает свободу народа» - это положение Хартии свободы печати, принятой 16 января 1987 г. в Лондоне, в концентрированном виде выражает понимание свободы массовой информации в рассматриваемый период. Одно из главных положений Хартии гласит: «Любая цензура, прямая и косвенная, неприемлема. В этой связи законы и практика, ограничивающие право средств массовой информации свободно собирать и распространять сведения, должны быть отменены, а органы местной и центральной власти не должны вмешиваться в содержание публикуемых или передаваемых сообщений, равно как и ограничивать доступ к источникам информации». Хартия призывает власти страны не подвергать органы информации никакой экономической или иной дискриминации, предоставлять независимой прессе свободный доступ ко всем материалам и техническим средствам, необходимым для выпуска печатной продукции, а также теле- и радиовещания.

Статья 15, Конвенция ООН о правах ребенка 1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. 2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Учитывая серьезную ответственность организаторов публичных собраний (см. пункты 149-155), закон может устанавливать определенный минимальный возрастной порог для организаторов с должным вниманием к развивающимся способностям ребен- ка (см. ниже пример из Закона Финляндии об общественных собраниях). Закон также может предусматривать, что несовершеннолетние имеют право на организацию пу- бличных мероприятий лишь в случае наличия соответствующего согласия родителей или законных опекунов.


Действующий

Хартия свободы печати


ХАРТИЯ СВОБОДЫ ПЕЧАТИ

(Лондон, 16 января 1987 года)

 

Свобода печати обеспечивает свободу народа. Вот почему нижеперечисленные принципы свободы беспрепятственного движения информации внутри страны и поверх государственных границ заслуживают поддержки всех сил, заинтересованных в развитии и защите демократических институтов.

 

1. Любая цензура, прямая или косвенная, неприемлема. В этой связи законы и практика, ограничивающие право средств массовой информации свободно собирать и распространять сведения, должны быть отменены, а органы местной и центральной власти не должны вмешиваться в содержание публикуемых или передаваемых сообщений, равно как и ограничивать доступ к источникам информации.

 

2. Независимые органы печати, теле- и радиовещания должны иметь возможность свободно возникать и функционировать во всех странах.

 

3. Власти страны не должны подвергать органы информации никакой экономической или иной дискриминации. В странах, где имеются правительственные органы информации, независимой прессе должен быть предоставлен такой же свободный доступ ко всем материалам и техническим средствам, необходимым для выпуска печатной продукции, а также теле- и радиовещания.

 

4. Государство не должно ограничивать доступ к газетной бумаге, типографиям и системам распространения, каналам связи агентств новостей, частотам и оборудованию для теле- и радиовещания.

 

5. Осуждаются все юридические, технические и тарифные правила органов контроля, средств связи, затрудняющие распространение сведений и ограничивающие поток информации.

 

6. Редакторы правительственных органов информации должны иметь право публиковать различные мнения. Это положение должно быть закреплено законом и практикой.

 

7. Органы печати и вещания внутри страны должны иметь свободный доступ к внешним службам новостей и информации, а широкая публика должна пользоваться аналогичной свободой получения зарубежных публикаций, теле- и радиопередач.

 

8. Границы страны должны быть открыты для иностранных журналистов. Никакие квоты не должны применяться, а запросы о получении виз, пресс-удостоверений и иных документов удовлетворяться в кратчайший срок. Иностранным журналистам должна быть предоставлена свобода передвижения по стране, доступ к официальным и неофициальным источникам сведений, а также право свободного ввоза и вывоза всех необходимых профессиональных материалов и аппаратуры.

 

9. Ограничения на вступление в журналистскую деятельность или занятие ею путем требования оформления лицензий или иных официальных свидетельств должны быть отменены.

 

10. Журналисты, подобно остальным гражданам, должны пользоваться гарантией неприкосновенности личности и полной защитой со стороны закона. Журналисты, работающие в зонах военных действий, считаются гражданскими лицами и пользуются всеми правами и гарантиями, предоставленными остальному гражданскому населению.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...