Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие информации. Право граждан на информацию - как самостоятельное конституционное право. Конституционные гарантии обеспечения права человека на информацию.




Право граждан на информацию — это самостоятельное конститу­ционное право, позволяющее свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спосо­бом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Данное право предполагает также, что каждому гражданину обеспечивается возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).

Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2 Федерального закона «Об информации, инфор­матизации и защите информации» 1995 г.).

Наиболее полная информация для гражданина нужна по той же причине, что и для законодателя и правоприменителя, — по причине принятия решений, но, естественно, на своем уровне. Поэтому чело­век также стремится иметь максимум ценной информации для приня­тия приемлемого решения, выгодного для него. Реализация такого стремления — свидетельство свободы личности.

Право на информацию не охватывается полностью свободой сло­ва и печати. Оно богаче, содержательнее и имеет собственное значе­ние, играя свою роль в удовлетворении определенных интересов субъектов.

Право гражданина на информацию — сложное и многогранное субъективное право, состоящее из целого ряда таких юридических воз­можностей, как:

1) право на беспрепятственное ознакомление с нормативными ак­тами (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официаль­ному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»);

2) право знать о создании и функционировании всех конкретных информационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина или информацию о ней, а также ин­формацию об иных сферах жизнедеятельности гражданина;

3) право давать согласие на сбор личностной информации для эко­номических, культурных и иных социальных целей;

4) право проверять достоверность такой информации и оспаривать недостоверную информацию как в административном, так и в судеб­ном порядке;

5) право доступа к такой информации с целью ее проверки, получе­ния необходимых справок;

6) право знать об использовании этой информации в соответствую­щих целях и соответствующими пользователями систем;

7) право на гражданский код (обозначение гражданина в соответст­вующей информационной системе);

8) право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной, среды;

9) право на достоверную финансовую и потребительскую инфор­мацию и др.

Право на информацию — своего рода право-гарантия, ибо установ­ление и реальное претворение его в жизнь будет означать существенное достижение в повышении правовой защищенности личности вообще. Ведь без полноценной информации практически нельзя эффективно реализовать ни право собственности, ни право на участие в управлении делами общества и государства, Ни права потребителя и т.п.

Все пользователи обладают равными правами на доступ к государст­венным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа, выступающей либо в виде государственной тайны, либо в конфиденци­альной форме.

Сущность конституционного права на информацию. Право на ин­формацию находится в ряду важнейших конституционных прав и сво­бод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации. Признание и гарантии права на информа­цию в нашей стране отражают тенденцию следования требованиям международных принципов и стандартов по правам человека. Эти принципы и стандарты нашли свое воплощение в основополагающих международных соглашениях о защите прав и свобод человека.

Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право сво­бодно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, со­ставляющих государственную тайну, определяется федеральным за­коном.

Право на информацию имеет многоаспектный характер, что предполагает его дифференциацию на ряд основных юридических возможностей, которые вытекают из содержания конституционных положений и основных принципов, закрепленных в международных соглашениях.

Во-первых, возможность доступа к информации, которая реали­зуется через право каждого свободно искать ее и получать. Данная возможность детализирована, в частности, в п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому граждане (физические лица) и ор­ганизации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и полу­чение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

Во-вторых, возможность обмена информацией, которая реализу­ется через право ее передавать и распространять. Указанная возмож­ность получила дальнейшее развитие, к примеру, в ст. 25 Закона РФ «О средствах массовой информации», согласно которой воспрепятст­вование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объе­динений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, орга­низаций, государственных органов — не допускается.

В-третьих, возможность производства информации, которая реа­лизуется через ряд нормативных предписаний о свободе творчества, разработке и производстве информационных систем, о культуре, о науке и т. п.

Указанные возможности должны осуществляться законным спо­собом и не выходить за рамки допустимых ограничений, предусмот­ренных для осуществления данного права. Требования к подобного рода ограничениям содержатся, в частности, в п. 3 ст. 19 Междуна­родного акта о гражданских и политических правах, согласно кото­рому право свободы искать, получать и распространять информа­цию и идеи может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходи­мыми для уважения прав и репутации других лиц, для охраны' госу­дарственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Вслед за Международным актом и ря­дом других международных соглашений в части третьей ст. 55 Кон­ституции РФ провозглашена возможность ограничений прав и сво­бод человека и гражданина. Такие ограничения возможны в строго установленных случаях и вводятся, прежде всего, для зашиты кон­ституционного строя страны. В соответствии с названной статьей права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены фе­деральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обо­роны страны и безопасности государства.

Право на информацию отнесено к разряду основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву присущи осо­бые свойства — неотчуждаемость и принадлежность каждому от ро­ждения (естественный характер). Неотчуждаемость права на инфор­мацию в данном случае следует рассматривать лишь в контексте не­возможности и недопустимости лишения этого права без опоры на закон.

Очевидно, что и принадлежность права на информацию каждо­му от рождения связана не только с фактом рождения, но и с на­личием ряда иных, предусмотренных законом обстоятельств.

Право на информацию, закрепленное в ст. 29 Конституции РФ, имея особую значимость и фундаментальный характер, тесно связа­но с рядом иных основных прав и свобод человека. Сказанное пре­жде всего относится к праву на неприкосновенность частной жиз­ни, личную и семейную тайну (часть первая ст. 23 Конститу­ции РФ), праву на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть вторая ст. 23 Конституции РФ), на свободу мысли и слова (часть первая ст. 29 Конституции РФ), на свободу массовой информации (часть пятая ст. 29 Конституции РФ), праву каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ), сво­боду всех видов творчества и преподавания (часть первая ст. 44 Конституции РФ), праву на доступ к культурным ценностям (часть вторая ст. 44 Конституции РФ).

Конституционное право на информацию в силу предписания части первой ст. 15 Конституции РФ имеет прямое действие и по­этому не требует дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем конституционная норма части четвертой ст. 29 предполагает, что способы его реализации раскрываются нормами специальных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, возникающих по поводу информации.

Так, Федеральный закон «Об информации, информационных тех­нологиях и о защите информации» регулирует группу отношений, возникающих при осуществлении права на поиск, получение, пере­дачу, производство и распространение информации, применение ин­формационных технологий, обеспечение защиты информации. В этом проявляется основополагающая роль конституционного права на информацию, которое выступает в качестве базового для возник­новения разнообразных форм и многочисленных способов его осу­ществления и реализации в тех либо иных конкретных правоотноше­ниях. Таким образом, конституционные нормы дают общее направ­ление дальнейшему регулированию информационных отношений, а нормы отраслевого законодательства устанавливают соответствую­щие правовые механизмы, посредством которых и обеспечивается реализация конституционного права.

Предоставляя гражданам право на информацию (в широком смысле), Конституция РФ предполагает определенные обязанности и ответственность государства перед гражданами. Это отражается, прежде всего, в предусмотренных Конституцией РФ гарантиях прав и свобод человека (часть первая ст. 17) и находит свое развитие в обязанностях органов государственной власти и местного само­управления для беспрепятственного осуществления гарантированно­го права.

Гарантии права на информацию. Под гарантиями в юридической науке обычно понимают систему социально-экономических, поли­тических, нравственных, юридических, организационных предпосы­лок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав1. Их важнейшей функцией является содействие реализации прав личности со стороны гаранти­рующего их субъекта и, прежде всего, государства. Сегодня ответст­венность за содействие в реализации прав личности, в том числе и реализацию права на свободу поиска, получения, передачи, про­изводства и распространения информации, солидарно ложится на государство и субъектов РФ. Это следует из пункта «б» части пер-

1Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 275 (автор раздела — А. С. Мордовец).

вой ст. 72 Конституции РФ, согласно которому защита прав и сво­бод человека и гражданина находится в совместном ведении Рос­сийской Федерации и субъектов РФ.

Среди гарантий права на информацию следует выделить матери­альные, духовные и юридические гарантии.

Материальные гарантии выражаются в единстве экономического пространства, свободе перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической, в том числе предпринимательской деятельности.

Духовные гарантии представляют собой систему духовных цен­ностей, основанных на общественной сознательности и включаю­щих, в частности, свободу литературного, художественного, научно­го, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой комплекс юридиче­ских средств и способов охраны и защиты права на информацию. Они занимают особое место в системе гарантий и являются предме­том заботы прежде всего государства. Российская Федерация выпол­няет функцию содействия реализации права граждан на информа­цию, прежде всего посредством правотворческой деятельности, уста­навливая в федеральных законах и других нормативных правовых актах те либо иные гарантии. Так, согласно п. 5. ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправ­ления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятель­ности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ, в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Важные гарантирующие функции выполняются Президен­том РФ, который согласно ст. 80 Конституции РФ является гаран­том прав и свобод человека и гражданина, и Правительством РФ, которое в соответствии со ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.

Одним из элементов юридических гарантий права на информа­цию выступают меры ответственности за нарушение этих прав. На­рушение гарантированных Конституцией РФ прав на свободу поис­ка, получения, передачи, производства и распространения информа­ции преследуется по закону.

Считаются, в частности, преступлением деяния должностных лиц, связанные с неправомерным отказом в предоставлении соб­ранных в установленном порядке документов и материалов, непо­средственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо пре­доставление гражданину неполной или заведомо ложной информа­ции, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (ст. 140 УК РФ). Законом РФ «О средствах мас­совой информации» предусмотрено, в частности, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствую­щих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в разме­ре, определяемом судом (ст. 62).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...