Характеристика выносливости
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Министерство спорта российской федерации уральский государственный университет ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Башкирский институт физической культуры
Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств
Абдрашитов Рушат Рамзилович студент ТП 602 группы, специализации «теория и методика восточных единоборств»
ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У БОРЦОВ САМБО 17-18 ЛЕТ
Выпускная квалификационная работа (по специальности 032101 – «Физическая культура и спорт»)
Научный руководитель: преподаватель, к.филос.н., доцент Г.М. Юламанова
Уфа, 2013 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………6 1.1. Характеристика выносливости ……………………………………………..6 1.2. Средства и методы воспитания общей и специальной выносливости ….10 1.3. Возрастные особенности воспитания выносливости ………..…………...25 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…..…………………………………………...29 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.……….……..30 2.1. Организация исследования ………………………………………………...30 2.2. Методы исследования ……………………………………………………...31 ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННОГО НА ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У БОРЦОВ САМБО 17-18 ЛЕТ …………...……………………………………...…………………………...34 3.1. Теоретическое обоснование разработанного комплекса…………………34 3.2. Оценка уровня развития общей и специальной выносливости борцов самбо 17-18 лет…………………………………………………………………..38
3.3. Разработанный комплекс упражнений, направленный на воспитание скоростно-силовой выносливости борцов самбо 17-18 лет………………………………………………………………………………....40 ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВНИЙ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ….43 4.1. Внутригрупповой анализ показателей уровня выносливости…………...43 4.2.Межгрупповой анализ показателей уровня выносливости……………….46 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...……49 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………...…50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………………………………51
Введение
Актуальность. Продолжающееся повышение уровня спортивных достижений и обострение конкуренции на международной арене настоятельно требуют интенсивной разработки проблемы целенаправленной подготовки спортсменов путем поиска наиболее эффективных форм, средств и методов учебно-тренировочного процесса [4;5;11]. В современной борьбе необходим высокий уровень развития выносливости к мышечной работе, выполняемой с большими перепадами интенсивности. Длительность работы ограничивается утомлением, а вследствие этого неспособностью спортсмена продолжать ее. Поэтому выносливость характеризуется способностью организма противостоять утомлению и восстанавливать работоспособность после перенесенных нагрузок [15; 21]. Спортивные достижения в единоборствах определяются достаточно широким спектром требований, предъявляемых к спортсменам в ходе соревнований [1; 2; 10; 11]. Вместе с тем практически все специалисты, изучавшие проблему особенностей проявления физических возможностей в борьбе самбо, считают, что физические способности спортсменов проявляемые в любых ситуациях противоборства являются основным элементом, определяющим мастерство спортсмена. [19; 20; 36; 37]. Результаты сравнительного анализа данных различных авторов, изучавших факторы, влияющие на надежность соревновательной техники в спортивной борьбе, позволили выявить один общий момент, характерный для этого вида спорта. В качестве такого обобщающего фактора выделилось утомление борца в соревновательном поединке, которое все исследователи поставили на второе место по уровню его влияния на проявление технико-тактического мастерства борца в условиях ответственных соревновательных поединков [36; 37].
Известно, что совершенствование процесса подготовки спортсменов неизбежно сопряжено с поиском оптимальных путей повышения физической работоспособности. Физическая работоспособность является фундаментом для становления технико-тактического мастерства и других сторон подготовки, в основном способствующих реализации индивидуальных способностей и потенциальных двигательных возможностей спортсмена. По мнению специалистов по этим важнейшим практическим вопросам, определяющим эффективное решение проблемы воспитания скоростно-силовой выносливости у спортсменов в подготовке к соревнованиям позволяет считать выбранную тему исследования весьма своевременной и актуальной для теории и методики спортивной борьбы [15]. На основании вышеизложенного было выявлено противоречие между необходимостью проявления скоростно-силовой выносливости в спортивной деятельности и недостаточной разработанностью комплексов упражнений у борцов самбо 17-18 лет. Гипотеза исследования – предполагалось, что процесс воспитания скоростно-силовой выносливости у борцов самбо 17-18 лет будет проходить более эффективно, если в учебно-тренировочном процессе будет применяться разработанный комплекс упражнений, направленный на воспитание скоростно-силовой выносливости. Цель данной работы – разработать и определить эффективность комплекса упражнений, направленного на воспитание скоростно-силовой выносливости у борцов самбо 17-18 лет. Объект исследования – учебно-тренировочный процесс борцов самбо 17-18 лет, направленный на воспитание скоростно-силовой выносливости. Предмет исследования – комплекс упражнений, направленный на воспитание скоростно-силовой выносливости борцов самбо 17-18 лет. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений, направленного на воспитание скоростно-силовой выносливости у борцов самбо 17-18 лет. 3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений. Положения, выносимые на защиту: 1. Комплекс упражнений, направленный на воспитание скоростно-силовой выносливости у борцов самбо, содержит упражнения, выполняемые в форме круговой тренировки. 2. Реализация разработанного комплекса упражнений позволяет повысить уровень скоростно-силовой выносливости у борцов самбо 17-18 лет.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Характеристика выносливости Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [14]. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия [19]. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее ещё называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. [15;16].
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития скоростно-силовой выносливости. Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: - по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); - по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); - по признакам взаимодействия с другими физическим качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость) [21]. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью. Выносливость самбиста - это способность совершать эффективную работу определенной интенсивности в течение времени, предусмотренного спецификой соревнований, активно, в высоком темпе вести всю схватку с применением большого числа разнообразных эффективных технико - тактических действий, соответствующих показателям модельных характеристик и превышающих их [6, 28]. Длительность работы ограничивается утомлением, а вследствие этого неспособностью спортсмена продолжать ее. Поэтому выносливость характеризуется способностью организма противостоять утомлению и восстанавливать работоспособность после перенесенных нагрузок.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды. Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечнососудистой, выделения), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимых объемов метаболических изменений в организме. Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена. Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 1520 с. Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 56 минут [32; 34].
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы [15]. Экономизация имеет две стороны: - механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; - физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления. Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление. Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу» [18]. Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,620,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы. Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской при работе умеренной мощности. Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей. Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет [16]. Задачи по развитию общей и специальной выносливости Главная задача при воспитании общей выносливости у подростков старшего возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания. Главная задача при воспитании специальной выносливости состоит в умении создавать благоприятные условия (моменты) для атаки. Воспитание комбинационного стиля, а также повышение темпа в ходе схватки и увеличительного плотности учебно-тренировочного занятия в целом. Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации [29].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|