Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности воспитания выносливости




 

Эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. 17-18 лет по возрастной периодизации приходиться на юношеский возраст или ювенальный [1]. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых. В этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического развития учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического воспитания важен индивидуальный подход [8, 25].

К 18-21 годам в основном заканчивается функциональное развитие отделов центральной нервной системы и вегетативных систем. Нервные процессы отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает над тормозными процессами. В обеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Масса головного и спинного мозга достигает уровня, отмечаемого у взрослого человека. Заметно повышается уровень аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий, усиливается функция обобщения и абстрактного мышления. Совершенствуется высшая нервная деятельность. Нервные процессы становятся более уравновешенными, проявляется их сила [13,27].

Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста. У парней рост заканчивается 23-25 лет. Темп роста в длину замедляется, длина тела от 17 до 18 лет увеличивается всего на 2-3 см. Форма грудной клетки такая же, как и у взрослого человека. Кисть юношей сформирована, и закончено ее окостенение. Стопа окончательно

формируется к 17-18 годам. Тазовые кости сращены в одну кость. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной системы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования органов и организма в целом. Формирование скелета заканчивается в основном к 17-18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. В этом возрасте повышается прочность суставов, что зависит от степени морфологической зрелости суставной капсулы и ее фиброзного слоя, а также эластических структур. Наибольшей прочности суставы достигают к 22-30 годам [12, 25].

С возрастом, по мере прекращения роста, потребность в питательных веществах несколько снижается. Требуется на 1 кг. веса: белков - 1,5 г; жиров - 1 г; углеводов - 12-15 г. По-прежнему важна потребность в минеральных солях, воде и витаминах. Оптимальное соотношение солей кальция и фосфора для юношей 17-18 лет 1:2 [1, 27].

С возрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. Вес мышечной массы к весу тела у подростков 15 лет составляет 32,6%, а у юношей 17-18 лет - 44,2%, также как и у взрослых [1]. Происходит постепенное созревание структуры и функций скелетных мышц. Увеличивается количество анаэробных волокон (белого типа). Развитие мышечной силы происходит преимущественно за счёт роста мышечной массы и за счёт повышения эффективности управления мышцами [27].

С возрастом повышается выносливость, как при статических усилиях, так и при динамической работе. Развитие выносливости к длительному выполнению статической и динамической работы определяется ростом аэробной и анаэробной производительности организма, а также формирование механизмов, препятствующих развитию утомления. Развитие выносливости происходит медленно, преимущественно в период полового созревания. Поэтому детям до 12 лет следует избегать длительных нагрузок.

Наиболее интенсивный прирост выносливости наблюдается с 14 до 20 лет [12].

С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе, с ростом тела потребность в кислороде увеличивается, и органы дыхания работают более напряженно. Так, минутный объем дыхания у 17 летнего подростка составляет на 1 кг веса 250-300мл/мин., у взрослого же всего лишь 315 мл/мин. Жизненная емкость легких в 10 лет составляет - 4300, в 14-17лет- 5000-5200мл. воздуха/мин. и 18 дыханий в минуту [41]. Следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные возрастные периоды предъявляются разные требования к развитию физических качеств. Которые можно рассматривать не только с точки зрения совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки зрения, обеспечения нормального протекания процесса физического развития и повышения функциональных возможностей растущего организма [25, 1].

В возрасте 11-18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линейные размеры сердца к 15-17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Объем полостей сердца в 13-15 лет составляет 250 смз, а у взрослых 250-300. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30-35%, то за четыре года (от 14 до 18) - на 60-70%. Увеличение емкости полости сердца опережает увеличение просветов сосудов. Сердце нередко «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 15-20 лет у 10-15%) юношей отмечается относительное «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки. Частота сердечных сокращений в возрасте 14 лет составляет 76 ударов в минуту, а в возрасте 20 лет у юношей 65-70, у взрослых 60-80уд./мин [1]. Снижение ЧСС обусловлено ростом холинергических влияний на сердце. Повышенная двигательная активность, в том числе спортивные тренировки аэробной направленности, способствует более быстрому возрастному снижению ЧСС. В обеспечении снабжения

тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14-16 лет составляет 18с, а у взрослых — 17-29с. [25].

Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования [ 1 ].

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

1. Установлено, что выносливость - это способность противостоять утомлению длительное время, совершая умеренную нагрузку. Выносливость бывает общая и специальная (анаэробная и аэробная), статическая и динамическая, а также сочетание выносливости с другими физическими качествами (силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).

2. Определены следующие основные методы воспитания выносливости: методы строго-регламентированного упражнения (интервальный, повторный, непрерывный (круговая тренировка), равномерный, переменный), игровой и соревновательный методы, к средствам относят: обще-подготовительные упражнения, специально-подготовительные, развивающие упражнения и соревновательные упражнения.

3. Юноши в 17-18 лет относятся к старшему школьному возрасту. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма. Дыхательный объем и частота дыхания близки к показателям взрослых. Кровяное давление в покое не превышает 120/70. Наиболее интенсивный прирост выносливости наблюдается с 14 до 20 лет. В старшем школьном возрасте у юношей отмечается большее приближение к функциям организма взрослых людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...