Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карьера как социальное явление.




Термин «карьера» (от французского саrrиеrе - воз и итальянского camera - бег, жизненный путь) вошел в научный оборот с обыденного сознания. В общем смысле он означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и другой деятельности. Словарь русского языка С. Ожегова трактует карьеру как «путь к успехам, значительного положения в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения». Укажем на некоторые характерные признаки термина, которые сохранили свое значение в научном смысле карьеры. Прежде всего, в общих определениях термина имеется признак успеха («успешное продвижение», «путь к успехам») и результат его достижения. Обратим внимание на то, что это, на наш взгляд, существенный признак карьеры во многих научных публикациях не находила еще должного освещения.

Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьеру - траекторию своего движения - человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационные реальности и главное - со своими собственными целями, желаниями и установками.

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера - связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

· вертикальной кар 'еры - должностной рост;

· горизонтальн й автомобиль "еры - продвижения внутри организации, например, работы в различных подразделениях одного уровня иерархии;

· центростремительной кар 'еры - продвижения в ядра организации, центра управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное - специфику индивидуальной мотивации.

Кроме того, важным является понимание карьеры, с одной стороны, как процесса, а с другой - как результата, определенного итоге этого процесса.

Еще одной интересной особенностью является связь понятия «карьера» с термином «карьер» в значении «быстрый галоп», то есть скачкообразный асимметричный вид движения лошади. Согласитесь, что скачкообразность и асимметричность описывают очень важные стороны современной карьеры.

Отметим и на такой специфической характеристике, как охват этим термином достижения успеха в широком диапазоне сфер деятельности: как служебной, научной, так и общественной и других.

Наконец, отметим случайно, на наш взгляд, размещение термина «карьера» в одном гнезде с термином «карьеризм», который трактуется как погоня за успехом, «обусловлена ​​стремлением к личному благополучию» и, соответственно, «в личных интересах». Негативный оттенок на все родственные сроки усиливается в разъяснении термина «карьерист» - человек, пораженный карьеризм, что ставит заботу о своей карьере и личные успехи выше интересов общественного дела. К сожалению, стереотип «осуждения личных успехов» как плод искаженной, заидеологизированной обыденного сознания закрепился и в научных взглядах отечественных ученых. Так, в справочнике по социальному управлению середины 80-х годов карьеризм трактуется как «негативное социальное явление», которое заключается в подчинении личности, ее профессиональной деятельности узко эгоистическим, прагматичным целям.

А известный социолог Т. Заславская в одной из первых социологических работ, посвященных вопросам трудовой мобильности, утверждала в середине 70-х годов, «рассматривать вертикальную трудовую мобильность (т.е. трудовую карьеру) как результат добровольных решений работников, очевидно, неправильно». Подобные стереотипы отвлекали исследования от реальных механизмов осуществления и управления карьерой, задерживали развитие исследований этого феномена.

В научной литературе термин «карьера» употребляется в широком и узком смысле. Широкое толкование карьеры как общей схемы жизни, состоит из ряда эпизодов и событий, охватывает не только продвижение по жизненному пути, но и все значительные изменения на нем. В узком смысле социологи определяют карьеру как «предполагаемый путь лестнице бюрократии».

В последнем смысле рассматривает карьеру и группа новосибирских социологов - как совокупность занимаемых человеком мест, определенных по ранговой шкале. В большинстве определений карьера представлена ​​в виде схемы перемещения индивидов из низших общественных позиций на выше. Польский социолог Я. Щепанский считает, что, исследуя проблему карьеры, «прежде всего мы сталкиваемся с мобильностью индивидов, заключается в прохождении определенных степеней в любой иерархической системе, которое мы называем личной карьерой». К пониманию карьеры он привлекает прохождения индивидом иерархических степеней «престижа», «дохода», «власти» и др.

Нельзя не заметить при этом лишнего сужение понимания карьеры, когда она трактуется только как продвижение работника в результате роста его образовательного уровня, квалификации, а также накопление опыта в более сложной работы. Подобная трактовка карьеры бы заслоняло, скрывало наличие иерархической социальной структуры советского общества, отвлекало внимание людей от порождения авторитарного режима - номенклатурной карьеры.

Вместе с тем следует признать, что уже в середине 60-х годов печатаются прогрессивные социологические труды зарубежных авторов по вопросам исследования карьеры. Так, Эверетт Хьюз в работе «Исследование занятий» пишет: «Мы живем в эпоху стремительных изменений, а это означает, что изменяются также и карьера, и неожиданные повороты карьер. Все это придает исследованию карьер, а также других аспектов занятий и работы определенную актуальность и привлекательность, удачно сочетаются с глубоким содержанием этого исследования для выяснения социальных и социально-психологических».

В социологической литературе последних лет закрепилось толкование карьеры как продвижение человека по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии, рассмотрение ее как последовательности занятий, выполняемых индивидом в течение его трудовой жизни.

Термин «трудовая карьера» понимают в нашей литературе как в широком, так и в узком смысле. Широкое понимание отождествляет трудовую карьеру по индивидуальным трудовым путем работника, то есть перечнем всех занимаемых им рабочих мест и указанием времени пребывания на каждом. Узкое (а вместе с тем и содержательное) понимание трудовой карьеры связано с представлением о обобщенную модель пути, пройденного работником не между конкретными местами, а между группами вертикально иерархизированной мест, которые различаются по своей социально-экономической ценностью.

Процессы трудовой мобильности и формирования индивидуальных карьер тесно связаны. Более того, они представляют как бы отдельные проекции того же объекта, разница между которыми задается характером решаемых научных задач. И процесс трудовой мобильности, и совокупность трудовых карьер, реализуемых в обществе, формируются из одного «строительного материала» - индивидуальных трудовых перемещений. Но если в первом случае объектом анализа является совокупность перемещений, совершенных всеми работниками в данный промежуток времени, то во втором - совокупность перемещений данного индивида (или данной группы) в течение всего трудового пути.

Социологи, в отличие от экономистов, сосредоточивают основное внимание прежде всего на перемещениях индивидов, шансах на карьеру, а также на факте ее осознание, в целях и мотивах трудовой карьеры, а экономические явления анализируют как факторы формирования трудовых карьер.

Рассмотренные нами толкование термина «трудовая карьера» дают основание и в дальнейшем опираться на преимущественно в социологии понимание ее (трудовой карьеры) как последовательности занимаемых индивидом рабочих мест в иерархической системе трудовой деятельности общества, а также самого процесса перемещения работника с низших позиций на вузы. В социологической литературе употребляются аналогичные термины «продвижения по ступеням», «профессионально-квалификационное продвижение», «профессиональный рост» и др.

Дальнейшую конкретизацию родового понятия «карьера», ее разновидности - «трудовой карьеры» продолжим через рассмотрение понятия «деловая карьера». Последняя рассматривается здесь как подвид трудовой карьеры, распространяется на продвижение и достижения успеха в специфическом виде трудовой деятельности - бизнесе, предпринимательстве, коммерции, то есть в тех видах экономической, производственной, торговой и иной деятельности, которые приносят прибыль, или доход, другие выгоды. То есть речь идет о карьере в тех видах деятельности, издавна верит в вались на Руси «делом» в понимании ее как «предприятие», успех в котором достигался «деловыми» людьми - настойчивыми, умными, знающими дело и умеют достичь в ней успехов.

Действительно, слово «бизнес» в переводе с английского означает «дело», но не любая, а такая, что приносит финансовый успех, прибыль, доход. Чтобы добиться успеха, нужно с чего-то начинать. Работа с целью получения прибыли называется предпринимательством. Предпринимательская деятельность разворачивается на предприятиях: заводах, фабриках, фермах, домашних мастерских и магазинах, банках и научно-исследовательских институтах - всюду, где делается дело.

Заметим, что дело, предпринимательство непременно связанные с управлением предприятием и людьми, которые там работают. Поэтому человек, который делает дело, или, другими словами, субъект деловой карьеры, является управленцем, руководителем предприятия, будь то владелец «дела» или наемный руководитель-профессионал, специализирующийся на приумножении прибыли, то есть менеджер.

С переходом к рынку необходимым условием успешной деловой карьеры традиционного руководителя, управленца, как предпринимателя, директора (они в английском языке обозначаются термином «менеджер»), становится овладение знаниями в области менеджмента, формирования характерных черт менеджера.

Таким образом, поскольку деловая карьера выступает подвидом трудовой карьеры, то сущностные характеристики для них общими. Между тем понимание сущности трудовой карьеры в отечественной социологии тормозилось. И прежде всего - через отрицание по идеологическим мотивам общепризнанной в мировой социологии теории социальной мобильности П. Сорокина. При этом исключалась из исследований карьеры ее методологическая основа. Лишь в последние годы наряду с другими исчезают и эти «белые пятна» в социологических знаниях. Тем самым создается возможность выяснить сущность явления карьеры как проявления индивидуальной социальной мобильности и исследовать особенности ее проявления в трудовой мобильности.

Заслуга П. Сорокина в области исследования социальной мобильности прежде всего в том, что наряду с мобильностью отдельных лиц он придавал большое значение так называемой групповой мобильности. Как индивидуальную, так и групповую мобильность он рассматривал в трех аспектах: экономическом, политическом и «по роду занятий». Под экономической мобильностью он понимал изменение уровня доходов, в политической - изменение степени доступа к власти, а под «мобильностью по роду занятий» - смене профессии.

П. Сорокин ввел понятие вертикальной и горизонтальной мобильности. Первая охватывает все виды повышения или понижения статуса с точки зрения упомянутых трех критериев, вторая - изменение статуса без изменения его уровня. Основное различие между странами и эпохами Сорокин определял по таким показателям, как высокая или низкая интенсивность и скорость вертикальной мобильности, выделяя при этом «закрытые» и «открытые» общества.

Отправной точкой в ​​разработке теории социальной мобильности является положение о социальном пространстве.

Социальное пространство образуют два и более человек. Там, где нет человеческих лиц или проживает лишь один человек, там нет социального пространства (вселенной). Отдельный человек может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. «Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве - значит определить ее (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие" точки отсчета.

Категория «социальное пространство» дает возможность определить положение в нем любого человека с помощью метода, подобного системы координат, используемой для определения геометрического положения объекта в геометрическом пространстве. Составляющие этого метода следующие: определение отношения человека к определенным группам, отношение этих групп друг к другу внутри популяции, отношение данной популяции к другим популяций, составляют человечество.

Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать ее семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессии, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, ее происхождения и др. Но поскольку внутри той же группы создаются различные позиции (например король и рядовой гражданин внутри одного государства), то необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения. Когда же, наконец, определено положение населения как такового среди всего человечества (например населения Украины), тогда можно считать социальное положение индивида определенным достаточной мере.

В упрощенном виде все социальные параметры социального положения индивида можно свести к двум основным классам: вертикальный и горизонтальный параметры социального вселенной.

Вертикальные параметры служат для обозначения иерархий, рангов, повышение и понижение социального статуса, горизонтальные - для описания взаимосвязей людей, не связанных иерархически.

Дифференциацию совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге понимают как социальную стратификацию. Дифференциация отражает социальное неравенство различных слоев, групп людей, неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны. Основными из них П. Сорокин считает:

· экономическую, которая характеризуется неодинаковым экономическим статусом членов общества, наличием богатых и бедных, различиями в доходах, уровне жизни;

· политическую, для которой характерно наличие иерархически разных рангов в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, действительно управляющих и управляемых, независимо от сроков (монархи, бюрократы, хозяева, начальники);

· п рофесийну, для которой характерно различение групп по роду их деятельности, престижные и непрестижные профессии, разделение профессиональных групп на руководителей различного ранга и подчиненных.

Эти формы тесно переплетены, что составляет, на наш взгляд, теоретическую предпосылку для предположения о взаимосвязи различных видов индивидуальных карьер. Кроме того, представители высших слоев в одной из форм стратификации (например экономической) обычно относят к таковым слоев и в других формах (политической и профессиональной). Это касается и низших слоев. Как видим, успех (или неуспех) в продвижении индивида почти не бывает одномерным. Он включает, как правило, несколько форм стратификации, хотя «набор» и приоритеты успеха у каждого будут свои.

Важными для исследования трудовой карьеры выводы П. Сорокина о двух основных формы профессиональной стратификации:

· форму иерархии основных профессиональных групп (Межпрофессиональным стратификация);

· форму стратификации внутри каждого профессионального класса (внутри профессиональная стратификация).

Фундаментом межпрофессиональной стратификации считаются два условия:

· важность рода деятельности (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;

· уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей " связей.

Социально значимыми являются те профессии, которые связаны с функциями организации и контроля группы. Люди таких профессий напоминают машиниста локомотива, от которого зависит судьба всех пассажиров в поезде.

Профессиональные группы, осуществляющие базовые функции социальной организации и контроля, размещенные в центре «двигателя общества».

Кроме того, находясь на контрольной позиции «социального двигателя», хотя бы в силу такого объективно влиятельного положения, которое они занимают, социальные группы обеспечивают для себя максимум привилегий и власти. Этим объясняется соотношение между социальной значимости профессии и ее место в иерархии профессиональных групп.

Выполнение социально-профессиональных функций организации и контроля, естественно, требует высокого уровня интеллекта, ЭВМ для любой физической работы рутинного характера. Соответственно, эти два условия оказываются взаимозависимыми: выполнение функций организации и контроля требует высокого уровня интеллекта, а высокий уровень интеллекта оказывается в достижениях (прямо или косвенно), связанных с организацией и контролем групп. Таким образом, можно сказать, что в любом обществе более профессионально значимое работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для ее выполнения, большей привилегированности группы и в более высоком ранге, которое она занимает в Межпрофессиональным иерархии, и наоборот. А поскольку уровень интеллекта зависит от уровня образования, то, очевидно, и трудовая карьера также зависеть от уровня образования индивида.Переходячы к рассмотрению внутренне профессиональной стратификации, следует отметить, что она имеет характер внутренне профессиональной иерархии.

Верхний слой в ней занимают предприниматели или хозяева, экономически независимы в своей деятельности, состоит (полностью или частично) в организации и контроле своей «дела» и своих службовцив.Другий слой - служащие высшей категории: директора, менеджеры, главные инженеры и др. их роль заключается в организации работы, за свою интеллектуальную работу они получают заработную плату.

Третий слой - наемные работники; их труд ценится дешевле, поскольку она, как правило, физической.

Перемещение работника из одного слоя в другой представляет собой индивидуальную трудовую мобильность, что является одной из составляющих социальной мобильности. По определению П. Сорокина, под социальной мобильностью понимают любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой.

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, расположенной на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также изменение места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Важнее вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Общество может повышать статус одних индивидов и занижать статус других. И это понятно: индивиды, имеют талант, энергию, молодость, должны вытеснять с высших ступеней тех индивидов, которые этих преимуществ не имеют. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальный спад. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности известные в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с привлечением групп в высший слой рядом с существующими этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и снижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая занимала когда-то очень высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть.

Ценным для понимания механизмов карьеры является, на наш взгляд, мнение о ее связи с процессом адаптации, а также о самом процессе преодоления этих барьеров. Знание того, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, то есть повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус, поможет понять, как происходит процесс восхождения.

Социолог С. Фролов обращает внимание на наличие барьеров, мешающих свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из основных барьеров возникает из-за того, что социальные классы имеют субкультуры, которые готовят детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью усваивать привычки и нормы, которые помогут ей впоследствии стать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, овладев которыми, ребенок станет большим руководителем. Однако в конечном счете она может стать не только писателем (актером, художником), как ее родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеют значение «различия в стартовых возможностях». Скажем, дети министра и крестьянина имеют разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятое мнение о том, что для достижения каких-то высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.

По мнению С. Фролова, всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, присущий каждому индивиду и связан с его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном пространстве. Актуализация этого мотива порождает в конечном счете силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся. Реализация силы достижения зависит от многих причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе. Анализ проблем, возникающих в процессе реализации мотива достижения, целесообразно рассматривать, пользуясь терминами и идеями, высказанными К. Левиным в его теории поля. Показателями количественной оценки социальной мобильности является скорость и интенсивность социальной мобильности.

Во скоростью мобильности понимается «вертикальную социальную дистанцию» или число казней - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Например, одному индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, который закончил институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за тот же промежуток времени он преодолел более статусных уровней. Время, если какой-то индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но при статусной иерархии направлена ​​вниз.

Под интенсивностью мобильности понимают число индивидов, которые меняют социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлениях за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в любой социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Например, если мы будем сопоставлять число индивидов в возрасте до 30 лет разведенных и перешли в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в этой возрастной категории. Если же мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи, к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет о относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае применяется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно в экономической, профессиональной или политической деятельностью.

В зависимости от интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности общества могут иметь:

· закрытый тип стратификации, в котором перепонки, отделяющие один слой от другого, практически непроницаемые, а вертикальные перемещения индивидов отсутствуют;

· открытый тип стратификации, в котором перепонка между слоями очень тонкая, с большими отверстиями для перехода от одного этапа к другому. Соответственно, вертикальная мобильность здесь очень интенсивная и имеет общий характер. Большие массы людей перемешаются с одной «социальной этажа» на другой бы широкими «лестнице».

Обратим внимание на выделение П. Сорокиным каналов вертикальной циркуляции, которым «разрешено индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой». Наряду с «лестницей» к этим каналам он относит и «лифты», что отражает различную скорость преодоления расстояний между «этажами».

Важнейшими из «лифтов», которые ускоряют движение между социальными слоями, есть социальные институты общества: семья, образование, церковь, армия, политические, экономические и профессиональные организации. Из рассмотренного ранее понятно, что эти институты выполняют функции своеобразных социальных механизмов карьеры. Они будут подробно рассмотрены нами в соответствующих разделах. Здесь только отметим, что эти социальные институты выполняют функции особого механизма, который контролирует процесс вертикальной мобильности. Этот контроль заключается, во-первых, в тестировании индивидов для установления адекватного выполнения ими социальных функций, во-вторых, в селекции индивидов для определенных социальных позиций, в-третьих, в соответствующем разделе членов общества различными социальными слоями, в их продвижении по служебной лестнице или деградации. Иными словами, внутри стратифицированного общества существуют не только каналы вертикальной стратификации, но и своеобразное «сито», что «просеивает» индивидов, определяет им то или иное место в обществе. Основная цель этого контроля - распределить индивидов в соответствии с их талантов и возможностей для успешного выполнения своих социальных функций. В случае неудачного распределения они плохо выполняют свою социальную роль, и в результате страдает все общество: оно дезорганизуется.

Несмотря на то, что в функциях «социальных сит» мобильности заложен уровень требований, которые общество предъявляет к индивидов по их продвижения в верхние слои социальной иерархии, важно при «построении» индивидом своей карьеры прислушиваться к обобщениям, сделанных по этому поводу. За исключением периодов анархии и социальных потрясений в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляются не попутно, а имеют характер необходимости и строго контролируются различными институтами.

1. Эти институты в целом составляют огромный комплекс механизмов, контролирующих весь процесс социального тестирования, селекции и распределения индивидов внутри социального агрегата.

2. Церковь, семья и школа, а также профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, они выполняют еще и функции социальной селекции и размещения индивидов внутри «социального дома». Причем эти функции имеют не менее социальное значение, чем функции образования и воспитания.

3. Во всей своей полноте механизм социальной селекции и размещению в целом ответственный за людей, населяющих верхние и нижние этажи, - тех, кто спускается или поднимается социальными ступеньками, а также за то, какие черты присущи «аристократии» и представителям «нижних классов»общества.

4. Социальная циркуляция детерминирована качеством и природой организации институтов селекции и частично характером препятствий, которые они устанавливают для индивидов на пути их успешного прохождения через «фильтры». Если эти преграды неадекватные, то и социальное деление будет некачественным. В результате пострадает все общество. Если они адекватны и правомерны, то и социальное деление индивидов приведет к процветанию всего общества.

5. То же можно сказать и о количественной стороне деятельности этих институтов: различного рода недо- и перепроизводство элиты влияет на весь социальный строй общества. По возможности желательно избегать и того, и другого.

6. Любой человек, который является участником перестройки общества, должна обращать особое внимание на проблему правильной реорганизации этих институтов, прежде всего точки зрения их тестивних, селекционных и распределительных функций, а уже потом - как образовательных механизмов. Если они имеют дефекты, то никакое социальное совершенствование не принесет длительной и глубокой изменения. Люди, которые по профессиональным и личным качествам не соответствуют руководящей должности, которую они занимают, могут «успешно» разрушить общество, но не могут создать ничего ценного, и наоборот.

Эти выводы должны служить как ориентиром в выборе вида карьеры и самооценке соответствия ее достижения своего личностного потенциала, так и серьезным предостережением против занятия «не своим делом», выбора не своего пути карьеры и занятия «не своего места» в обществе.

Рассмотрение основных сущностных характеристик процесса вертикальной мобильности показывает, что карьера является одной из разновидностей этого социального явления. В широком смысле она представляет собой процесс продвижения индивида между слоями и группами общества по своему социальному статусу и степени открытости общества или социальной группы. То есть карьера есть не что иное, как индивидуальная социальная мобильность. А трудовая карьеры, как властная в этом контексте может рассматриваться как частный случай социальной мобильности, а именно как индивидуальная профессиональная (трудовая) мобильность. В связи с этим рассмотрены закономерности и сущностные характеристики явления социальной мобильности (и ее профессиональной составляющей в частности) как родового понятия выступают методологической основой для рассмотрения сущности трудовой карьеры.

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...